Перечитал «Мартина Идена» Джека Лондона.
Вспоминается христианская притча про то, как кюрэ встретил юношу на печально известном «Мосту самоубийц». Намерения юноши были понятны.
Кюрэ был священником опытным, поэтому не стал проповедовать о муках вечных тех душ. которые в Вечность войдёт в состоянии крайней степени отчаяния. Об этом прекрасно знали викинги, индейцы, японцы и прочие язычники, об этом помнили магометане… Но не постхристианские атеисты.
Но говорить об этом кюрэ не стал. Вместо этого он обратился к юноше со странной просьбой:
- Послушайте, молодой человек. Я не стану вас отговаривать от того, что Вы вознамерились совершить. Но у меня к Вам одно предложение. Там, на дне, Вам деньги уже не понадобятся. А в квартале отсюда обитает много бедноты. Вы могли бы отдать им свои деньги, а потом вернуться сюда и сделать то, что задумали.
Молодой самоубийца, действительно одетый небедно, поразмыслил и молча последовал совету старого священника.
Конечно же, он не вернулся к «Мосту самоубийц». Поскольку, сделав доброе дело, его душа пришла в движение, стала доступна действию Благодати Духа Святого. И оцепенение, вызванное пленением духом отчаяния, отступило.
Мартин Иден, пребывая в состоянии крайнего отчуждения от всего, находящегося вне его эго, тоже раздаёт направо и налево целые состояния.
Но никакого движения в его душе не происходит.
По всей вероятности, сам автор романа не имеет опыта восприятия живительной благодати Духа Святого, ибо смесь ницшеанского индивидуализма с банальной мизантропией, замаскированной антибуржуазностью, составлявшие существо мировоззрения Идена, – это такая железобетонная стена, которую Господь не может преодолеть. Ведь человеку, воздвигнувшему эту стену, Он не нужен.
А прикрывать свою зацикленность на себе, гениальном, можно чем угодно: хоть борьбой с мировой пошлостью буржуазной, хоть даже борьбой за всё хорошее.
Ну, а с тем, что Джек Лондон великолепный писатель, никто, разумеется, не спорит.
Прекрасные изысканные блюда, способные мобилизовать души, помочь выработать бойцовские качества у юного читателя. Но способны и отравить. О том и сказ.