Зоран Милошевич – доктор социологических наук, профессор, научный советник Института политических исследований в Белграде (Сербия).
- Здравствуйте, Зоран! Сегодня Европа и весь мир находятся в очередном витке турбулентности. Эксперты полагают, что к этому привела безответственная политика руководства НАТО и ряда евроатлантических лидеров. Хотелось бы узнать Ваше мнение о ситуации, сложившейся на Украине.
- Европейский союз был приманкой, а НАТО суровой реальностью. Алчность, материалистическое мышление, прямо-таки детская доверчивость к сказкам про ЕСовские молочные реки с кисельными берегами – всё вместе взятое убило у европейцев инстинкт самосохранения. Теперь, когда им предлагают сапоги и шинель, они качают головами. Им ничего не ясно.
В этом смысле НАТО напоминает мне Ост-Индскую компанию, да и владельцы у них одни и те же. Напомню читателю: Ост-Индская компания, - британская частная вроде бы бизнес-корпорация, которая, однако, завоевала и разграбила Индию и добрую часть Азии. То есть, действовала как вполне себе государство – грабительское колониальное государство. Подобно ей НАТО и «лидеры» Запада действуют «без обязательства нести ответственность». Их задача - делать грязную работу за «начальство» и им не важно, как делать: они просто делают. Нет ни морали, ни закона.
Блок НАТО совершил агрессию против Югославии в 1999-м году. То есть, сделал грязную работу за и для своих хозяев. Кто они, эти хозяева? Ответ вы получите, если найдёте информацию о том, кто получил в собственность богатейшие природные ресурсы Косова и Метохии.
- Протесты по поводу экспансионистской политики НАТО, приведшей к конфликту, проходят во многих странах на уровне выражения народного мнения. Сербия является одной из немногих, кто осудил её на государственном уровне (хотя и нельзя не отметить последующие противоречивые действия президента Вучича). Солидарность между нашими странами имеет только исторические корни, или у Сербии есть современное понимание происходящих процессов? Например, в связи с бомбардировками Югославии натовскими войсками.
- Сербия первой в Европе столкнулась с новым, натовским, нацизмом. Она сражалась героически (Зоран Милошевич был командиром батальона Югославской армии - Ред.) и, что интересно, в военном отношении не потерпели поражения. Наоборот, выстояли. Резолюция 1244 Совета Безопасности ООН от 1999 года считает территорию Косово и Метохии частью Сербии. Вот почему сейчас на Сербию оказывается такое сильное давление, чтобы она признала так называемое государство Косово.
Что касается народа: сербы не только искренние друзья русских, но и нечто большее - братья. Когда у простого серба есть возможность познакомиться с русским, он хочет принять его у себя, оказать ему по-настоящему славянское гостеприимство.
Проблема в другом. После 2000 года и так называемой цветной революции (Имеются в виду события, приведшие к свержению президента Союзной Республики Югославия Слободана Милошевича. - Ред.) Сербия передала свои государственные институты западным центрам власти, и все политические выборы проводились за возвращение суверенитета, за возвращение государственных институтов сербскому народу.
Хуже всего обстоит дело в образовании и науке. Молодежь воспитывают, как это было на Украине, на русофобии, идеологии ЛГБТ и так называемых «западных ценностях». На Украине детям уже буквально с детских садов вдалбливают в головы ценности украинского нацизма-бандеровщины, а юных сербов учат отнюдь не патриотизму, но что они являются членами геноцидного народа (имеется в виду политическая квалификация западными пропагандистами событий в боснийском городе Сребреница).
Сегодня в нашей стране самые стойкие защитники патриотизма и русофилии - семья и спортивные клубы. Но положение западников обеспечено мощными финансовыми и политическими ресурсами. Сербский патриотизм и русофилия – две стороны одной монеты. И я хочу воспользоваться представившейся возможностью чтобы обратить внимание на слабую гуманитарную представленность России в Сербии. Нужно больше совместных культурно-научных программ, больше совместных ознакомительных мероприятий, особенно для детей и молодёжи… Намного больше! Почему бы не наладить сотрудничество между регионами? Ментально нам, сербам, очень близок юг России и его часть – Северный Кавказ. Поле для сотрудничества – огромное. Давайте вместе подумаем о его наполнении.
- В своих работах Вы подчёркиваете православное единство наших народов. Действительно, это важный фактор, как и языковое родство. Однако и русский, и украинский народы – тоже православные, тоже имеют близкие языки. Тем не менее, со стороны значительной части украинского общества мы видим неприятие наших культурно-языковых общностей. Считаете ли Вы эту проблему искусственно созданной и тщательно культивируемой третьими силами? Или есть более глубокий уровень её понимания?
- Православие – свободолюбивая религия. Истинные православные, проникнутые искренней верой в Господа Иисуса Христа, являются неисчерпаемым источником свободы и первыми распознают грядущее зло (обычно одетое в красивые одежды). Вот почему западные геополитики говорят, что Православие должно быть уничтожено. Раскол на Украине является частью этой стратегии. Вторая часть – это экуменизм и обучение наших священников в западных семинариях.
Чтобы сохранить единство православных, нужно отказаться от экуменизма и образования наших богословов на Западе. Другими словами, проблема в нас. И русские, и сербы пренебрегают работой по воспитанию молодежи в традиционном духе, на национальных и православных ценностях. Мы пренебрегаем идеологией и ее значением. Что сделал Запад? Когда он завоевывает какую-либо страну, то расширяет неправительственный сектор, который работает в сфере образования и идеологии, т.е. занимается легальной пропагандой так называемых общечеловеческих, а на самом деле - западных ценностей. А как действовала на Украине Россия для утверждения своих интересов? Она действовала экономически, надеясь, что инвестиции приведут к перемене в нашу пользу. Этого закономерно не произошло.
Что касается языка, то все было ожидаемо. Когда Запад завоевывает страну, он навязывает английский язык (язык колонизаторов, белых господ), потому что порабощенные должны знать язык оккупантов. При этом свой собственный язык подвергается забвению или искусственному разделению на несколько псевдоязыков. В нашей стране сербский язык делится на хорватский, боснийский, македонский, черногорский, создаются новые «воеводинский», «шопский» и «торлачковский» языки. После этого сербского языка не будет.
Однако процесс начался намного раньше. Напомню, что до 1868 года у сербов и русских был общий язык, как и у «украинцев». Политикой Австро-Венгрии языковое единство было нарушено - и ничего. Сейчас эта политика продолжается. Создаются искусственные языки, чтобы уничтожить и сербский, и русский.
Кроме того, Запад активно борется с кириллицей, потому что она напоминает о славянстве, о православии. Латынь - это латинская, западная, католическая и протестантская идентичность. А у нас, славян, очевидно, кризис идентичности, потому что мы (слишком) легко его принимаем.
Кто больше всего работал над заменой кириллицы на латиницу? После Австро-Венгрии - это Великобритания и Турция. Их след в этой работе также виден в Казахстане, Азербайджане, Украине, Сербии.
Наш народ этого не осознает и проявляет равнодушие к букве, а это важная часть идентичности. Повторяю, мы недостаточно делаем для воспитания молодежи в духе сохранения нашей идентичности и наших национальных традиций, а Запад вставляет в это пустое место свои деструктивные идеологии.
Есть также места, чтобы рассмотреть наше отношение к собственности. Мы легко оставляем национальные сокровища иностранцам, которые затем финансируют наше самоуничтожение нашими же деньгами.
- Зоран, вопрос в продолжение языковой темы. Насколько дискриминация русского языка на Украине могла привести к радикализации и разделению украинского общества?
- Опыт показал, что сопротивление уничтожению русского языка на Украине откровенно нацистскими методами было подавлено нацистскими же методами. Активные борцы с нацистской политикой дерусификации были физически уничтожены или изгнаны из страны.
- Все конфликты рано или поздно заканчиваются. Нет сомнений, что российско-украинские отношения когда-нибудь тоже нормализуются. Мы соседи, мы родственные народы, у нас общая история и много потенциальных выгод от возможного экономического сотрудничества. Когда, по Вашему мнению, и в каких сближающих обстоятельствах это может произойти?
- Русские, белорусы и украинцы - не братья, а один народ. То, что был допущен раскол, надо преодолеть, т.е. восстановить единство - единую нацию. Разделение производилось с помощью так называемых социальных технологий. Теперь настало время общественных наук. Россия, наконец, должна понять это и начать больше инвестировать в социальные науки, которые производят идеологию и идейные ценности, а также кадры, понимающие геополитику и социальные процессы.
Сегодня я не уверен, что Россия контролирует социальные науки. У меня было много встреч с профессорами авторитетных российских вузов, которые проповедовали русофобские взгляды. Это неприемлемо. Недопустимо, чтобы российские ученые публиковались в западных журналах, чтобы добиться карьерного успеха.
Напомню, что наука - это и инструмент геополитики, а также и образование, и источники энергии. Нет, наука и конкретно общественные науки (в том числе гуманитарные, особенно история) должны быть не «автономными», а быть на службе у народа и государства.
Единство русских и украинцев будет возобновлено в тот момент, когда Россия возьмет сферу образования, науки и идеологии, в полном смысле этого слова, в свои руки. Сегодня же эти сферы контролируют прозападные «неправительственные» организации и образовательные учреждения.
- Не могли бы Вы сделать собственный прогноз развития событий вокруг Украины на ближайшее время?
Запад так просто не сдастся, тем более, что его цель - сократить количество славян на Украине. Для них эта война полезна, и они будут драться, как кто-то уже сказал, до последнего украинца. Однако Россия рано или поздно выйдет победителем на Украине.
Вместе с тем Россия не выиграет войну только за счет победы на Украине. Во-первых, я думаю, мы увидим фрагментацию некоторых государств (к слову сказать - враждебных России) на более мелкие образования. То есть, страны Запада, которые организовали украинскую турбулентность, будут ослаблены и утратят часть своих разрушительных возможностей. Без решения этого важного вопроса национальной безопасности России западные центры силы (во главе с британской короной) снова организуют поход на Восток. Зная политическую психологию Запада, следует понимать: они не сдадутся, пока работают эти центры. Именно поэтому они буквально должны исчезнуть.
Наступает время великих борений и искушений. Это сверхсложная задача, но ведь на кон поставлен, ни много, ни мало, вопрос выживания России.
Беседовал Олег Пономарёв