ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ
«Куплю жене сапоги», — говорил, бывало, в рекламном ролике финансовой пирамиды «МММ» незабвенный Лёня Голубков. Сие экономическое мечтание массированно транслировалось на головы «дорогих россиян» в девяностые годы. Телевидение тогда монопольно властвовало в видеоформатах, и, видимо, образ чудесного обогащения намертво укоренился в коллективном бессознательном. Иначе как объяснить размещение наших денег — резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) — на зарубежных счетах и в зарубежных активах? Только мечтой об импортных сапогах (своя-то легкая промышленность — на боку!). Кои можно купить на проценты от нефтегазовых доходов. Мол, отправим гигантскую «кубышку» за границу и будем ждать, когда «денежки капнут».
Сказочный расклад! Кот Базилио и лиса Алиса тоже предлагали Буратино закопать золотые монетки на «поле чудес» и ждать обогащения.
Вот такой экономизм. И вдруг: Минфин РФ сообщил, что страны Запада заморозили около половины золотовалютных резервов России. А это примерно 300 млрд долларов.
Первая мысль: что же будет с руководителями финансового блока правительства и Центробанка? Неужели им присвоят (закрытым указом) звание Героев Труда?! Славно же потрудились на благо мировых воротил.
Мысль вторая: да за такие деньги можно было купить три Украины и еще что-нибудь в придачу! Например Молдавию. Если бы действительно существовал некий «хитрый план» заполучить дружественных соседей посредством «пряника». Нам же известно (от телеэкспертов), какая никчемная и продажная власть у наших соседей. И никакой загогулины, выражаясь по-ельцински, тогда не надо было бы рисовать.
А теперь «пряник» отошел к Западу. Что дальше? Заголовок в российских СМИ: «Лавров заявил, что никто не ожидал решения Запада заморозить активы Банка России». А кто эти «никто»? Члены правительства? Глава Центробанка и ее команда? Совет безопасности? Госсовет? Потому что даже среди депутатов Госдумы раздавались трезвомыслящие голоса: верните деньги в Россию! Например, Оксана Дмитриева, член Комитета по бюджету и налогам, в ноябре прошлого года недоумевала: зачем одновременно отправлять деньги в ФНБ и на тот же объем осуществлять заимствование? И это не было единичным мнением. Или Дума у нас — не для дум? Мнение депутатов для коллективного «никто» не громче писка?
Трудно сохранить победный дух и веру в мудрость «никто» при таком положении дел. Рождаются подозрения: а так ли хорошо наши руководители знают Запад, Украину, да и Россию, если совершают столь очевидные ошибки? А вдруг и в других сферах, не только экономической, наши власти руководствуются советами кота Базилио и лисы Алисы? Что тогда?
«Сейчас эти деньги, наверно, уже не вернутся назад. Можно этому огорчаться, нужно огорчаться и быть шокированным. Но можно и радоваться, — размышлял на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ промышленник Константин Бабкин. — В том смысле, что мы теперь освобождены от выплат этой дани. И дальше платить по 3 трлн в год (наш ежегодный вклад в ФНБ. — Л.С.), огромные деньги, будет вообще абсурдным. Страна получит возможность ежегодно инвестировать в себя 3 трлн рублей. Прекрасно, давайте этим пользоваться!..»
Слава оптимистам! Что же, теперь, когда возникла политическая напряженность с Западом, есть возможность сравнить, что лучше для России: дружить с «нашими партнерами» или быть с ними в конфронтации. Тем более что мир, ключевой ценностью которого был гедонизм и безответственное потребление, вряд ли имел будущее. Хотя идея растить квалифицированных потребителей, а не творцов, прозвучала аж из уст экc-министра образования и науки Андрея Фурсенко. Он и ныне в «обойме»: помощник главы государства, имеет возможность проводить свои воззрения в жизнь.
Вопрос в другом: почему мы так настойчиво искали финансово-экономической дружбы с Западом? За вступление во Всемирную торговую организацию Россия заплатила сокращением рабочих мест, выводом денег, технологической зависимостью, убиением собственной системы образования. И в конечном счете переформатированием и денационализацией культуры.
Присоединение к ВТО в 2012 году стоило нам прекращения инвестиционного роста. Промышленное производство, и без того чахлое, стало «сохнуть» от безденежья. Стагнация в России стала экономической катастрофой и для Украины, считает депутат Госдумы Михаил Делягин: «У нее не было других рынков, и наши соседи перешли на темпы экономического роста «около нуля». Дальнейшее нам известно…
Добавил ли счастья России такой расклад? С момента вступления в ВТО и по сей день объем экспорта товаров из РФ неуклонно падал. С 596 млрд долларов в 2012 году до 337 млрд в 2020-м. И вот — удивительная новость — в Госдуму внесен законопроект о выходе России из ВТО! Правда, обещать не значит жениться, а внести не значит принять.
Теперь, в деиндустриализированной стране, обложенной санкциями, с низким качеством научно-технических кадров, очень сложно стать самодостаточными. Особенно если верха по-прежнему грезят о «квалифицированном потреблении» (по крайней мере, для себя), а не о развитии страны. Пример. У правительства есть план по импортозамещению, отраженный в специальном документе Минпромторга. В прошлом году обеспеченность отечественными токарными станками у нас была 20–25%. К 2024 году, согласно плану, мы должны прийти аж к 30%!.. То же — и по другим позициям в станкостроении. Вот тебе и «новая индустриализация»! «Я в станкостроении работаю 46 лет. Говорю честно, я более слабого, неподготовленного, пустого во всех отношениях документа, который выходил бы из стен Минпромторга, еще не видел», — заявил руководитель ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров.
А если и в других ведомствах создают такие же планы? Несложно представить развитие дальнейших событий в стране. Особенно при нынешнем массовом оттоке квалифицированных кадров. С кем останемся-то?! С лизоблюдами и атомной бомбой? Уже и Чубайс Россию покинул. Наверное, отправился управлять нашим ФНБ. Где деньги, там и родина. Разве не эту мораль на самом деле исповедует наш правящий класс, предлагая остальным довольствоваться «духовными скрепами» и маниловскими грезами?! «Это ль человеческая милость, Где искать опору и ответ: Верили в судьбу, а получилось — Мать, не защищенная от бед»…
Как же сделать так, чтобы нехитрый план: развитие собственной страны, созидание, а не разрушение, стали доминировать в общественном сознании? Как потеснить Лёню Голубкова другими образами? В феврале этого года мне довелось работать в жюри литературно-публицистического конкурса, посвященного теме труда. Нет, это не Минкультуры наше организовало, и не Петербургский экономический форум. Там другие герои — то блогер нежной душевной организации, то маршал Маннергейм, наступавший на Ленинград, то народные артисты, не выдержавшие «единения с родиной» и сбежавшие за границу. Конкурс «Здравствуй, время!» организовали общественники, чтобы напомнить народу: воля и труд человека дивные дивы творят.
В эссе «Где же созидатели?» десятиклассница Дарья Чухрай из карельского райцентра Сортавала пишет: «Вспомните, когда в последний раз вы слышали или читали, как хвалят рабочего, который сделал работу сверх нормы? Я тоже не слышала, зато каждый вечер вижу шоу о семейных разборках, даже как-то стыдно, что это показывают на ТВ». Уже даже детям понятен трагизм нашего положения. Но, оказывается, изменить информационно-культурную политику — это не менее сложная задача, чем наладить собственное производство хотя бы токарных станков.
Нельзя служить двум господам, Богу и мамоне. Сей «хитрый план» сразу разоблачил Христос. Последнее слово, уповаю, будет за ним: «Пляска дьяволов на пьедесталах. Пулями израненные дни. Ты прости нас, Господи, усталых, И Россию нашу сохрани».