Сергей Ефошкин. У колыбели
Наш народ щедро одарен великим, могучим, духоносным языком, богатством русской литературы и несравненной проникновенностью нашей поэзии. Слово – первоисточник и основа жизни, и прежде всего бытия духовного. Владение Словом во всем его многообразии, четкая, ясная, красивая, образная речь – дар великий и ныне, к сожалению, редкий.
Человек трехсоставен: дух, душа, тело, составляющие единую личность человека. С помощью зрения и осязания человек посредством мозга и зрения соотносит себя с материальным окружением, и его творческое начало воплощается в иконописи, живописи, скульптуре, архитектуре…
Душа, гнездящаяся в сердце человека и связанная с миром эмоций, находит свое творческое выражение в музыке и пении.
Дух в жизни посещает человека, реализуется посредством Слова, молитвой, мыслями в словесной форме зрительных образов, речью: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом».
Пение объединяет душу и дух, вспомним духоподъемные военные песни, бодрое маршевое многоголосие, литургические песнопения.
Наибольших высот русский народ достиг именно в искусстве пения, что демонстрирует его природную генетическую склонность к одухотворению, духовной жизни… Не случайна поразительная одаренность русских в литературе и стихосложении.
Наша верховная власть объявляет важнейшей национальной идеей патриотизм. О каком патриотизме в современной РФ можно говорить, когда, например, даже радиостанция «Звезда», связанная с Вооруженными Силами РФ (!), начинает каждый день свое вещание в шесть часов утра исполнением только одного (?!) куплета Государственного гимна Российской Федерации в специфическом исполнении… В течение дня в эфире радиостанции «Звезда» звучат преимущественно авторские, бардовские песни весьма спорного эстетического и идейного уровня в подчеркнуто примитивном любительском вокальном исполнении. В СМИ русские народные песни исчезли полностью. Замечательные традиционные военные песни нашего народа в СМИ можно услышать преимущественно только 9 мая… Тем не менее патриотизм – наша традиционная ценность. Ребенок обручается со Словом, обучается разговорной речи у родителей. Первыми уроками становятся ласковые слова родителей и колыбельные, произносимые и напеваемые с любовью и нежностью. Колыбельные – песни, убаюкивающие младенцев в колыбели, распевная поэзия, существовавшая испокон веков, освященная седой древностью. Флюиды материнской любви делают младенца счастливым, существенно укрепляют его иммунитет на всю жизнь.
Традиционно для долгожданного ребенка заранее готовили колыбель. Слово «колыбель» произошло от слов «качать», «укачивать». Колыбель – зыбка, люлька, качалка, баюкалка. Колыбельник – младенец в колыбелке. Слово «колыбель» имеет и другие значения. Колыбель – родина, место рождения человека, место, где что-либо возникло или создано. Действительно, именно в колыбели младенец получает первые впечатления о Родине – месте рождения, на которое распространяются материнская любовь и ответная любовь младенца. Возрастание дитяти и формирование его личности начинается колыбельными и продолжается пестушками, потешками. Научные исследования показали: чтобы ребенок вырос нормальным, полноценным человеком, его нужно с любовью и лаской целовать и обнимать не менее 20 раз ежедневно, а лучше – больше. Любви много не бывает. Ныне бурно развивается музыкотерапия – направление медицины, врачующее психику и телесные заболевания. Дети под звуки колыбельных развиваются быстрее, раньше и успешнее начинают говорить. Колыбельные – это и благодарственные молитвы Богу за радость материнства и возможность спасти душу через любовь и заботу о детях. Колыбельные – это лучшая профилактика детских болезней.
Традиционный уклад русской жизни включал все необходимое для благоприятного развития ребенка вне зависимости от социального и материального положения семьи. Своей няне – крестьянке Арине Родионовне – Александр Сергеевич Пушкин посвятил строки: «Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила и меж пелен оставила свирель».
Колыбельные создают особое чувство семьи – основы общества и государства, чувство взаимной выручки и поддержки. Присутствие ангелов-хранителей ребенка и родителей у колыбели младенца создают уникальную атмосферу мира, тихой радости. Вспомним пословицу, исполненную заботы и ответственности: «Дочку – в колыбельку, а приданое – в коробейку».
Для того чтобы ребенок был спокоен, он должен не только видеть, обонять и осязать свою маму, но и слышать ее голос, полный любви и нежности. Многодетные семьи нужны всем нам потому, что с каждым новым ребенком в мир приходит любовь, т.е. наш Бог. Слушая колыбельное пение над младшим братиком или сестренкой, старшие дочери повторяют и закрепляют опыт любви, обретают духовную и душевную женственность, развивают в себе способность сопереживать, терпеть и смирять себя, уменьшают собственную меру эгоизма и гордыни: держа младенца на руках, поневоле думаешь о младенце, а не о себе. Каждый ребенок в семье фактом своего присутствия воспитывает своих братьев и сестер, помогая родителям.
Колыбельные – первая ступень восхождения по бесконечной лестнице Слова, затем последуют пестушки и потешки, мир сакральных сказок, героических былин и детских песен…
Не только дети возрастают и учатся, слушая колыбельные. Еще в большей степени колыбельные, а точнее, Слово образовывает родителей.
Глядя на бесхитростность, простоту, доброту, кротость детей, видя как мало материального надо, чтобы быть счастливыми, родители невольно подсознательно обращаются к горнему, к ангельскому и неосознанно стремятся быть лучше и чище, как их собственные дети. «Уча других, учусь сам» – постигая великую науку любви и кротости у своих родных маленьких ненаглядных духовых наставников. Вот почему женщина спасается чадородием, окружая себя по милости Божией малышами – ангелами во плоти, получая помощь от их ангелов-хранителей, и с каждым последующим ребенком сокращая саму возможность согрешения. В такой же степени спасается чадородием своей жены и мужчина: семья – единый дух и единая плоть… Поэтому папам рекомендовано петь колыбельные и младенцам-мальчикам.
В Православии есть особый чин святости – праведники, или праведные, – святые, пребывающие в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной жизни.
«Носите тяготы друг друга и тем исполните закон Христов» – особый родительский подвиг – смиренно нести тяготы своих детей, и чем больше детей, тем больше тягот, тем больше помощь Божия и тем больше любви приходит в мир, где по причине усиления беззакония во многих охладевает любовь.
Колыбельные придают особую красоту материнству, а как сказал провидец Ф.М. Достоевский: «…красота любви Христовой спасет мир». Колыбельные – простые краткие тексты, состоящие в основном из существительных и глаголов, а «где просто, там ангелов со ста»… Выражение любви всегда ассоциируется с пением. Вспомним весенние трели соловья, выражение «душа поет». В старину на Руси во многих храмах не было клиросных хоров, наши предки прекрасно знали чинопоследование литургии и всенощной. Все прихожане пели: «едины усты, единым сердцем» – это была школа русской соборности, когда со стороны казалось, что поет один человек. Православная соборность закладывалась в сознание с младенчества. Сейчас эта традиция сохранилась в среде закарпатских русинов. Именно колыбельные становились первыми и самыми важными уроками звуковой гармонии, когда у младенца развивался музыкальный слух.
Русская традиция содержит множество колыбельных, отражающих все многообразие окружающего мира, это первая детская энциклопедия знаний интеллектуальных, душевных и духовных впечатлений. Колыбельные – времен связующая нить – почти не меняются со временем.
Купаясь в живой воде песенных созвучий, настоянных на ритмах и ароматах нашей истории и нашей великой Родины, дети растут добрыми христианами и естественными патриотами Отчизны.
Именно в детстве, в возрасте до 3–4 лет, формируется личность человека. Если в младенчестве и раннем детстве дети слышат традиционные песнопения и высокую классику, то в юности и зрелом возрасте предпочтение отдается национальной музыке, лучше ощущается красота и возвышенность литургических песнопений. Православные детские песни и канты вводят детей в мир веры в Бога и любви к Отечеству. Былины и исторические песни закладывают в сознание детей гордость за своих великих предков и активируют генетическую память.
Что посеешь в молодости, то и пожнешь на склоне лет. Жизнь завершается старостью или, более того, дряхлостью. «Не отвержи мене во время старости» – поют в хоровом концерте Дмитрия Бортнянского. Ясные младенческие глаза говорят нам словами прекрасного поэта Николая Рубцова: «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью».
«Вера без дел мертва есть». Колыбельные – это серьезное и ответственное делание, необходимое для возрождения нашего народа, для преодоления современной русской демографической катастрофы. Благодаря колыбельным наиболее выдающиеся художественные достижения нашего народа принадлежат песенной культуре, через которую происходило национально-религиозное самоопределение и самоосознание.
Только русский народ создал столько направлений песенного творчества: исторические песни, песни бытовые, ямщицкие, рекрутские и армейские, песни годичного календарного цикла, песни праздничные, особенно свадебного обряда, православные духовные канты, городской романс, частушки… Вершина песенного творчества славян – литургические песнопения. Таких сокровищ нет ни у одного народа.
Господь даровал человеку самый совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос, дабы люди вместе с ангелами достойно славили Творца. Именно в пении проявляются все богатство, красота и широчайшие возможности человеческого голоса. Русскому народу дано было необыкновенное богатство и красота голосов: у русских крестьян голос поставлен от природы, что с удивлением и завистью констатировали все иностранцы, приезжавшие на Русь. Вхождение человека в мир песнопений начинался с момента рождения, с первых слов колыбельных – этих гимнов материнской любви, как отражения любви Божией и благодарения Творца за чудо непрерывности жизни на Земле.
Память о стихии колыбельных остается на всю жизнь. Колыбельные с радостью слушают взрослые. Именно поэтому колыбельные, сочиненные поэтами и композиторами, стали разновидностью городского романса – воплощением чистой целомудренной любви, объяснением матери в любви к Творцу и Его дару – своему ребенку. Пример тому – колыбельные Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Свиридова…
Прекрасны народные колыбельные, запечатленные в дореволюционных сборниках и сохраненные в фольклорных изданиях. Для подростков и взрослых полезно слушать авторские колыбельные русских композиторов. Выдающиеся русские поэты создавали прекрасные стихи для детей. На эти стихи великие русские композиторы сочиняли чудесные колыбельные и песни…
Спящее под спудом наше бесценное национальное богатство пения пора вернуть в нашу повседневную жизнь, наполняя радостью пространство нашего Отечества...
Александр БОЧКОВ