Было – не было

Каким получился фильм «Седьмая симфония»

0
846
Время на чтение 5 минут

Было – не было. Каким получился фильм «Седьмая симфония» | ФОТО кадр из фильмаИсточник: «Санкт-Петербургские ведомости»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7052) от 17.11.2021 под заголовком «Было – не было».

ФОТО кадр из фильма

Я ждала выхода сериала «Седьмая симфония» со смешанными чувствами надежды и страха. Идея снять фильм о том, как для исполнения симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде собирали оркестр, казалась мне плодотворной.

В голове уже возникали сюжеты о том, как полувымышленная история – поскольку большинство деталей этого сбора сегодня уже исчезли, не оставив по себе почти никаких документов (не до того было) – обрастет подлинными деталями жизни города из потрясающей книги Адамовича – Гранина. О том, как реальные трагедии реальных ленинградцев будут отданы вымышленным персонажам и эти персонажи начнут жить той самой реальной – страшной жизнью...

Но пуще всех надежд терзал меня страх. Страх бестактности изложения. Не столько сюжета про музыкантов, сколько сюжета о городе.

Нет сегодня в кино о событиях той поры чего-то важного, что было в старых фильмах о войне – той правды человеческих характеров и отношений, благодаря которым наш народ смог выиграть эту войну. Ибо я совершенно уверена, что выиграли войну не полководцы, выиграли ее солдаты.

Выиграли ее дети, работавшие на заводах и вравшие на призывных пунктах, что им уже 18. Выиграли бабы, растившие и сберегавшие детей и с ужасом ждавшие визита почтальона. Выиграли ее такие, как Александр Васильевич Меркурьев, брат знаменитого актера Василия Васильевича Меркурьева, который умер в блокаду от голода, работая... директором хлебозавода.

Вот на появление этих безвестных, но великих людей я рассчитывала, ожидая фильма режиссера Александра Котта. И, не скрою, по мере его демонстрации почитывала то, что пишут об увиденном люди в «Фейсбуке».

Я не сомневалась, что к фактам начнут цепляться – и к ним цеплялись. Ну да, никто не арестовывал жену Карла Ильича Элиасберга, да и вообще многого из показанного на экране не было и быть не могло. Но лично я давно уже не беспокоюсь по поводу цен на папиросы в блокадном городе или разницы в цветах петлиц у различных родов войск. С этим все давно понятно, и рвать себе по этому поводу сердце не имеет смысла.

Я лишь обрадовалась тому, что сценаристы и режиссер одной монтажной склейкой «промахнули» страшную блокадную зиму и из осени 1941-го сразу вывели действие в весну 1942-го. Мне в этом почудилась тактичность создателей, не рискнувших даже пытаться показать то, что происходило с людьми в ту зиму...

Впрочем, насчет «тактичности» я, как выяснилось, погорячилась.

Авторский коллектив очень, кстати, любопытного состава, где собрались вместе сторонники «интересненького» (и мы получили сцену секса за кулисами) и «слезливенького» – и мы получили ужасающую своей дикостью историю бегства влюбленной санитарки с фронта в Ленинград или слезоточивый сюжет про мальчика Колю, прячущегося в шкафу и рисующего на дверцах шкафа крестики (советский ленинградский школьник, ага).

И дальше уже косяками началась мелодрама в духе телемувиков, где мальчик – обязательно хорошенький, с до блеска промытыми шампунем длинными волосиками (в блокадном Ленинграде) – раз за разом будет сбегать в пустую квартиру от еды и тепла...

И в результате мы получили этих идиотских полупомешанных примадонн, бродящих босиком по воде весеннего Финского залива в развевающемся голубом платье (режиссер сам-то пробовал босиком весной в Кронштадте по воде погулять?).

В общем, я, разумеется, перечислила далеко не всю клюкву, которой щедро снабдили свой сценарий авторы, а режиссер еще и от себя добавил. И, к сожалению, их вымышленные персонажи жили вымышленной жизнью, ничего не дающей ни уму, ни сердцу, – возникшей на экране лишь потому, что авторскому коллективу показалось, что без их «интересненького» и их «слезливенького» фильм смотреть не будут.

А сейчас о том – почему фильм на самом деле смотрели. И, судя по рейтингам, – смотрели хорошо, а не вырубили в сердцах телевизор посередине картины.

Этой причиной оказались люди.

И прежде всего Карл Элиасберг, сыгранный Алексеем Гуськовым. Он оказался не только протагонистом всего сюжета. Он оказался камертоном фильма. С возрастом набравший мощи актер нуждался в одном – в роли. Роли, которая потребовала бы всех сил и возможностей, помогла бы раскрыть весь потенциал. Роли, каких сегодня уже не пишут.

И он ее здесь наконец получил. И сыграл сухо, жестко, ни разу не сорвавшись в копеечную мелодраму – в которую тут хотя бы на пару эпизодов срывались практически все актеры.

Работа Гуськова – без всяких скидок – превосходна! Такая точная внутренняя интонация, такая внутренняя – именно, внутренняя – сосредоточенность! Такая эмоциональная скупость там, где, казалось бы, вот она – возможность развернуться, закричать, зарыдать, застонать – и вся прочая «повидла», какой сегодня в кино принято разукрашивать трагедию. Трагедию, практически исчезнувшую с экрана как жанр и замененную той самой мелодрамой с элементами «оживляжа».

Градус трагедии именно Элиасберг — Гуськов несет в фильме на своих плечах. Именно он не дает фильму скатиться в очередной вариант про «Маруся отравилась на войне».

Он и Борис Смолкин. Разработанная как очередной сюжет в жанре «повидлы» история слепого старого музыканта благодаря потрясающей игре Смолкина тоже выросла до масштаба трагедии. Его выбор – остаться в команде «слухачей» – был таким естественным, таким настоящим и таким пронзительным, что за это одно можно было забыть и про назойливые невские волны, омывающие гранит набережных, и про голубые платья, и про «музыкальную поддержку» актеров.

О да, об этом не сказать нельзя. Я не понимаю, почему в сегодняшнем кино режиссеры – даже талантливые, как Александр Котт, – совершенно не в состоянии довериться тишине и артисту. Я не понимаю, почему меня, зрителя, надо непременно «добивать» музыкальным аккордом там, где актеру положено вытаскивать эмоцию из себя и из меня без всякой внешней поддержки?

Но я понимаю, как легко возненавидеть даже хорошую музыку (композитор Юрий Потеенко), если тебя назойливо бьют ею по голове. И понимаю, как трудно удержать себя от раздражения, когда отличные актеры – Алексей Кравченко и Елизавета Боярская – постоянно вынуждаются флэшбэками «вспоминать» о своих прошлых драмах вместо того, чтобы просто играть возникновение чувства – и между собой, и между ними и музыкой. Это недоверие к актеру и к зрителю постоянно играет с режиссером злую шутку, когда эффект получается обратным желаемому.

Получился ли в результате фильм таким, на какой я – нет, не рассчитывала – но надеялась? Не получился.

Получила ли я от этого фильма те эмоции, которые ждала от заявленного сюжета? А вот, знаете, получила.

И не только благодаря выдающимся работам Гуськова и Смолкина. Но еще и благодаря тем рассыпанным по фильму – пусть и не собравшимся в единое целое – приметам жизни как подвига. Жизни, в которой чеховское «надо, хотим, будем» возникло, проросло и не отпустило до самого конца.

Из того зрительного зала во время исполнения симфонии, в котором вперемешку сидели живые и мертвые. Настоящие и вымышленные. Сидели в трагическом городе, который посреди ада и смерти жаждал музыки.

И это окупает все.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35