Источник: ФСК
Фото: ФСК
Миграционный кризис на границе Белоруссии с ЕС стал топ-темой последних дней. Европейские лидеры гневно обличают белорусские власти.
Будем объективны: не спонтанно и не стихийно тысячи обитателей Ирака, Сирии, других неблагополучных стран Ближнего Востока стали покупать авиабилеты и оформлять визы в Белоруссию – страну, о существовании которой до этого они, скорее всего, не подозревали, чтобы попасть через эту страну в Европейский союз.
За всем этим стоят коммерческие структуры, такие маршруты прокладывающие. Понятно и то, что белорусские компетентные органы при желании такую деятельность могли бы быстро пресечь, не говоря уж о том, что беженцы, пытающиеся «огородами» попасть из Белоруссии в Польшу и дальше в Германию, прямо нарушают и белорусское законодательство, которое гласит: «При пересечении границы Республики Беларусь, независимо от способа её пересечения, необходимо обязательно пройти: пограничный и таможенный контроль, а при необходимости: автомобильный, ветеринарный, санитарно-карантинный и фитосанитарный виды контроля. Иностранные граждане и лица без гражданства могут пересечь Государственную границу Республики Беларусь по следующим документам: действующий документ для выезда за границу (паспорт) при наличии визы для граждан стран, с которыми Республика Беларусь имеет визовый режим; документ на возвращение в государство гражданства или проживания (в случае утери паспорта на территории Республики Беларусь)».
Только вот гнев европейцев заставляет вспомнить старый анекдот: «А меня за что?» Европа отказалась признавать в прошлом году итоги президентских выборов в Белоруссии и Александра Лукашенко как законного главу государства; его проигравшую соперницу Светлану Тихановскую принимают в Европе по государственному протоколу как высшее должностное лицо; Сейм Литвы признал Тихановскую «законным президентом Белоруссии». Европа поддерживает антиправительственные выступления в Белоруссии, подстрекает к ним, вводит против Белоруссии санкции, не скрывая, что преследует цель смещения Лукашенко.
Что это, как не гибридная агрессия против суверенного государства? Если уж говорить о «гибридных» методах, то речь надо вести о гибридной самообороне белорусского президента. Нужно отдать должное Александру Григорьевичу и его аналитикам – они нашли и умело использовали против своих европейских оппонентов самую чувствительную для тех проблему.
И добивается Лукашенко не чего-то ещё, а мира – отказа от активных попыток его смещения, отказа от санкций, добивается признания его как главы государства, возобновления прямых контактов с ним и белорусскими властями по вопросам взаимных отношений.
Пока Запад не уступает, а ставшие неизбежными переговоры пытается вести через Россию. Известно о двух в течение суток телефонных разговорах Ангелы Меркель с Владимиром Путиным. Эмманюэль Макрон также заявил о намерении в ближайшие дни обсудить ситуацию с российским лидером.
Не обходится без попыток шантажа. Появилась информация о возможности введения санкций против «Аэрофлота» и турецкой авиакомпании Turkish Airlines из-за ситуации на польско-белорусской границе: в Евросоюзе считают, что указанные компании занимаются перевозкой в Минск мигрантов из стран Ближнего Востока, которых затем направляют к границе с Польшей. Обвинения в адрес «Аэрофлота» вообще абсурдны – его самолёты не летают между Ближним Востоком и Минском. Это попытка давления на Россию, дабы та занялась не имеющей к ней отношения проблемой. На эту попытку быстро был дан ответ (пока неофициальный): санкции против «Аэрофлота» могут привести к закрытию воздушного пространства России для транзитных перелетов западных авиакомпаний, что обрушит весь рынок авиаперевозок между Европой и Азией.
Официальная же позиция Москвы такова: «Президент России предложил наладить обсуждение возникших проблем в прямых контактах представителей стран – членов Евросоюза с Минском». Позднее в интервью "России 24", российский президент сообщил: «Я так понял, Александр Григорьевич Лукашенко и канцлер Меркель готовы друг с другом поговорить. Надеюсь, что это в ближайшее время произойдет – это наиболее важно, потому что мигранты-то стремятся прежде всего в Германию».
То есть Москва выполняет свои союзнические обязательства перед Минском, содействуя решению задач, которые Лукашенко решает в данной ситуации. Это проблема действительно, прежде всего, для Германии.
В любом случае не будет возврата к ситуации «до 2020 года», когда Запад, избегая прямых контактов с Лукашенко, поощрял его дистанцироваться от России, а сам белорусский лидер с большим скрипом занимался реализацией интеграционных проектов, уклоняясь от поддержки России в таких чувствительных вопросах, как, например, признание Крыма российским.
Нынешний кризис усугубил репутацию Лукашенко на Западе как «плохого парня», что делает потепление его отношений с Западом еще более маловероятным. А значит и его движение в сторону углублённой интеграции с Россией, уже вылившееся в подписание пакета интеграционных документов и подвижки в вопросе признания принадлежности Крыма, станет более определённым.
Тенденция решения касающихся Белоруссии вопросов через Москву получит развитие. Это темы, решаемые обычно без привлечения общественного внимания, но тем не менее всегда возникающие в отношениях между государствами – торговля, контакты, поездки граждан. В чём-то Москва будет выполнять функции посредника, «представляющего интересы» Минска, со временем же по все большему кругу вопросов отстаивать общие интересы Союзного государства. А значит, заинтересованность Белоруссии в таком государстве будет возрастать, а само Союзное государство приобретать более конкретные очертания. Ведь единая внешняя политика – один из главных признаков конфедеративных отношений.
Понимание Александром Григорьевичем необходимости «держаться России» в отношениях с Западом сложилось. Во всяком случае его заявление о возможности перекрыть транзит газа через Белоруссию в ответ на враждебную политику Европы прозвучало вполне актуально в контексте усилий по скорейшему вводу в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2».