Фото из открытых источников
Основатель знаменитой группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов – главный герой или антигерой свердловской повестки минувших 7 дней. Прямо во время концерта рокер обвинил центр имени первого президента Бориса Ельцина в антигосударственной деятельности, посоветовал ЛГБТ-сообществу поменьше обращать на себя внимание и нелицеприятно охарактеризовал либералов.
Руководство Ельцин Центра в ответ дало музыканту понять, что отныне он – персона нон-грата. Спецкорреспондент ЕАН Павел Пивоваров встретился с Вадимом и поговорил о случившемся. Помогли ли времена Ельцина подняться группе «Агата Кристи», есть ли смысл обижаться на Ройзмана и стоит ли ходить в эфиры к Собчак – в эксклюзивном интервью специально для ЕАН.
– Ваш демарш обсуждали всю неделю. Логика тех, кто его не принял, понятна, но многие ваше право высказываться свободно поддержали. Есть ощущение, что все это выглядит как преследование за инакомыслие в Советском Союзе. Если ты говоришь не то, что кто–то хочет услышать и пытаешься идти своим путем, на тебя начинают психологически давить при помощи инфоресурсов. При этом предыдущие твои заслуги и успехи обнуляются. Согласны с трактовкой?
– Совершенно верно. Согласен насчет инакомыслия – как в СССР. Но заслуги, думаю, не играют особой роли. Есть дар Божий, человек его просто транслирует, а этот дар принадлежит не ему. Творчество принадлежит космосу. Если человек много сделал для культуры, это не означает, что он хороший или плохой. Есть качества личности, которые проявляются в текущей жизни, и есть творчество, это, как правило, разные вещи. Мы часто транслируем одно, а проявляем совсем иные качества.
Что касается либертарианской и либеральной идеи, то она превратилась в абсолютный фашизм. Мы наблюдаем это последовательно в течение определенного времени.
Либералы рассуждают так: «если ты не придерживаешься нашей идеологии, то тебя нет». Они нетерпимы к любой иной точке зрения, в том числе и в России.
Кстати, я себя считаю либеральным человеком, но при этом думаю, что либерализм должен соседствовать с некоей ответственностью перед обществом. Крайняя форма либерализма является фашиствующей. Как и крайняя форма национал–патриотизма с его идеей «Россия для русских». Политические процессы вообще таковы, что порой крайние правые и крайние левые «смыкаются». К счастью, большинство людей живут между этими полюсами.
– Вам ставят в упрек, что именно благодаря свободе и гласности девяностых «Агата Кристи» во многом добилась успеха. А сейчас за тексты в духе песни «Опиум» могут привлечь за пропаганду наркотиков…
– Думаю, мы все–таки получили популярность из-за других песен, а не из-за «Опиума для никого». Наши самые известные песни – «Как на войне», «Сказочная тайга» и так далее.
В момент записи альбома «Опиум» в Екатеринбурге мы даже понятия не имели о запрещенных веществах. «Курить и по–китайски говорить» – это скорее метафора, я ассоциирую эту песню больше с образом Вертинского. Что касается свободы слова и гласности, то для творчества это, конечно, очень важные вещи. Но кто сказал, что это атрибуты только либеральной идеи?
Советский Союз развалился из-за того, что коммунистическая идея деградировала, а партийная верхушка тех времен давно уже набивала себе карманы, прикрываясь идеологией. И люди перестали в нее верить.
– Главный редактор либерального информационного рупора «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов выступил в вашу поддержку, сказав, что лучше критика и свобода слова с оскорблениями, чем ее отсутствие. Удивлены поддержке?
– Если честно, очень удивлен. Не знаю, чем мотивирован его поступок, но тем не менее.
– В соцсетях экскурсоводы начали обсуждать идею прекратить водить группы «по местам группы «Агата Кристи»…
– Откуда они знают, где в Екатеринбурге места «Агаты Кристи»? Со мной о сотрудничестве никто из них не договаривался.
Авторы экскурсий про Свердловский рок решили убрать Вадима Самойлова из своих программЗдание Свердловского рок–клуба на улице Володарского, например, это не только место «Агаты Кристи». А здание УПИ и вовсе место всех студентов. Пусть именно там и состоялся когда-то наш первый концерт.
– В вашем заявлении видят и политику. И вспоминают историю, когда музыкальный критик Артемий Троицкий назвал вас «дрессированным пуделем при Суркове». Сегодня Ройзман называет вас холуем. Нет желания судиться?
– То что Ройзман меня так назвал – это его проблемы. Я на него внимания не обращаю.
Стоит еще расследовать, как фонд «Город без наркотиков», которым он руководил, появился на свет Божий. Я слышал, что он занялся фондом для того, чтобы «зачистить» цыган одной из серьезных группировок и рынок героина в целом. Мне кажется, это похоже на правду.
– В регионах начинают вводить локдаун, концерты музыкантов опять под угрозой срыва. Кинчев недавно в эмоциональной речи назвал все это лицемерием власти, когда можно идти на выборы, когда устраиваются массовые провластные фестивали, а его концерты и концерты других рокеров отменяются. Лидер «Алисы» даже отменил свой концерт в Екатеринбурге, протестуя против ввода QR–кодов. Что думаете на этот счет?
– Костя – православный человек, очень религиозный человек и, кстати, мой крестный отец. Кинчев давно соблюдает посты и не особо играет концерты. Его внутренняя позиция о том, что QR–код является неким «числом зверя», которое «надевается» на человека, мне понятна. И более того: я думаю, что Костя очень последователен в своей философии и я его понимаю.
Со своей стороны я не против ввода данных кодов, но меня возмущает бессистемность антиковидных мер. Особенно мне это непонятно как музыканту, пострадавшему во время пандемии. Почему нельзя играть в залах, а в метро, где никто не соблюдает никаких дистанций, ездить можно? В самолетах нас заставляют надевать маски, а в переполненных автобусах люди стоят как муравьи и зачастую без масок. Это вызывает у меня внутренний протест.
– У вас есть песня под названием «На Берлин». На днях на Youtube-канале Ксении Собчак вышло интервью с рэпером Моргенштерном, в котором прозвучала фраза: «Я не понимаю празднование Победы, которая состоялась 76 лет назад». Теперь слова Моргенштерна проверяет СК. Что вы думаете на этот счет?
– Моргенштерн уже услышал реакцию и публично извинился, насколько я понимаю. Ну и Собчак умеет провоцировать на ответы и потом их выкручивать как считает нужным.
– Кстати, я видел ваше интервью у нее в программе. Она там с вами как следователь разговаривала, словно выбивая информацию…
– Я в итоге пожалел, что пришел тогда в эфир. Она была беременна, я включил джентльмена, не оппонировал жестко и был несколько скован. Сейчас понимаю, что надо было все говорить как есть или вообще не ходить на эфир.
Беседовал Павел Пивоваров