itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мультфильмы на уроках в Воскресной школе

«Гора самоцветов»

0
607
Время на чтение 7 минут

Источник: Православие.ру

Фото: скриншот

«Вот в советское-то время были нормальные мультики, не то что сейчас!» – эту фразу я слышу часто. Слышу и удивляюсь. Потому что отличные современные мультфильмы есть, и они воспитывают в детях и душу, и художественный вкус, и расширяют их кругозор. Просто их не рекламируют – вот и не знает о них большинство моих знакомых. Очень удивляются, когда рассказываю.

Мультипликационный проект «Гора самоцветов» – отличная возможность познакомить ребёнка не только со сказками народов России, культурными обычаями и традициями, но и с разными художественными техниками, музыкой, поговорить о поступках, их мотивах и последствиях.

Каждый мультфильм «Горы самоцветов» не похож на другой. Их делали разные художники, и эта самобытность, как ни странно, является связующей нитью: все очень разные, но каждый – маленький шедевр, и каждый несёт себе важную мудрость, что столетиями шлифовалась, как камешек морским прибоем, передаваясь из уст в уста.

Есть среди мультфильмов «Горы самоцветов» очень смешные и озорные, например, «Козья хатка» и «Про собаку Розку», есть – про волшебные подвиги и сражения, например, «Мэрген», Никита-кожемяка», есть те, что удивительно точно и тонко рисуют русскую жизнь – «Собачий барин», «Лиса-сирота», «Солдат и птица». Но несколько мультфильмов кажутся мне особенно важными, если мы говорим о воспитании христианина.

Да, безусловно, можно воспитать христианина и без мультиков, и без сказок. Но смотрю я на эти небольшие истории – действительно, каждая как камень-самоцвет – и понимаю важное. Они подтверждают то, о чём говорится в Священном Писании, в Житиях святых. Иллюстрируют, ярко, наглядно раскрывают. А ещё – касаются чувств ребёнка. Поэтому я использую такие вещи не только в беседах со своими детьми, но и на уроках в воскресной школе.

Егорий Храбрый

Я показываю этот мультфильм детям после разговора о святом великомученике Георгии Победоносце. Он – возможность составить интересный разговор с детьми о том, почему любят и почитают люди святых.

«Егорий Храбрый» – мультфильм, основанный на народной интерпретации жития. В нём звучат народные стихи и песни. А сделан он так, что все, от мала до велика, понимают: хорошо жить в мире, где есть такие святые! Да, бывает и зло, и несправедливость, и горе, но они побеждаются любовью и смелостью.

Сила может быть разной, и доброта – её верный спутник

Честно говоря, я не знаю другого способа говорить о жестокости и боли с маленькими детьми: только так, со всем известным посылом «добро побеждает зло». А говорить приходится, и дети снова и снова спрашивают, зачем язычники убивали христиан: не понимают, почему нельзя было жить в мире.

Егорий Храбрый в мультфильме, с одной стороны, – воин, защитник, укротитель всякой нечисти, с другой – терпеливый и жалостливый, делится последним с мышкой в темнице. Важный образ: сила может быть разной, и доброта – её верный спутник.

Описывать мультфильм сложно: он сделан так, что каждая мелочь – не мелочь, самая крохотная деталь прекрасна в своей важности и завершённости. Здесь нет второстепенного, незаметного: крестик у святого на шее, косточки в яблоке, височные украшения в уборе царевны, крохотная птичка. Недаром орнаменты в народном искусстве играли роль не менее важную, чем то, что они обрамляли.

Солдатская песня

Некоторые разговоры с детьми в воскресной школе требуют яркого примера, наглядного подкрепления. Нет, можно, конечно, без него обойтись, но если хочешь, чтобы сказанное дошло до сердец учеников, нужны яркие иллюстрации. Иногда найдёшь такую – и радуешься: ничего больше и не нужно. Лучше не придумаешь.

Вот, например, говорим мы с детьми об ангелах. Выясняем, что есть у каждого из них ангел-хранитель, что он всегда рядом, участвует в жизни человека, переживает за него, радуется и скорбит о его поступках. Дети слушают, говорят сами, думают, приводят примеры. Им интересно и понятно. Но я знаю, что большая часть выйдет с урока и не то чтобы забудет – отодвинет это знание куда-то в уголок.

И вот здесь мне помогают примеры из области искусства. Самый яркий, наглядный, трогательный и важный – мультфильм «Солдатская песня» из «Горы самоцветов».

Создан он на основе сказки Саши Чёрного о солдате, укравшем выручку у товарища. А ещё об ангелах, что сопровождают солдат, каждый своего, незаметно им помогают.

Ангелы, похожие на самих солдат. Лица у них простые, грубые, а души светлые

Ангелы, похожие на самих солдат. Лица у них простые, грубые, а души светлые: живут в мире и согласии, как могут, своих подопечных выручают, а по ночам Господу поют.

Небольшой совсем мультфильм, а драматизма в нём, как в хорошем полнометражном фильме. И герои – понятные маленьким детям, но при этом живые и сложные. Светлый паренёк Антошка, он обо всех заботится – о сослуживцах, о своей старенькой маме, что горюет без него дома. Унтер, который лютует, потому что у него беда: невеста вышла за другого. Ну, и ещё один – тот, что украл деньги, отложенные Антошкой для матери. Вот ему-то и явился ночью его ангел-хранитель, чтобы пристыдить и вразумить.

Дети смотрят, молча и напряжённо: переживают за Антошку. Радуются, что всё хорошо закончилось, некоторые пытаются маршировать под солдатскую песню, что звучит в конце. Мы не обсуждаем мультфильм – зачем? Такой он ясный, звонкий и прозрачный, так чудно выстроен, каждому ложится на сердце. Я просто напоминаю ребятам, они могут молиться своим ангелам-хранителям – на этом и заканчиваем.

Про Василия Блаженного

В воскресной школе я рассказываю самым маленьким детям о святых. Это не всегда бывает просто: не всё получается объяснить, чтобы ребята поняли не только умом, но и сердцем. Самый сложный разговор складывается о юродивых.

Да, им интересно слушать о блаженной Ксении, о святом Прокопии Устюжском. Но они снова и снова спрашивают – зачем? Зачем надела одежду мужа? Зачем ходил по улицам с кочерёжками? Зачем вёл себя странно? Детей учат вести себя прилично – а тут взрослые, которые делают не так, как принято.

И опять на помощь мне приходит мультфильм из «Горы самоцветов». Нежный и невесомый, созданный штрихами, на которых удивительно прочно покоится образ. «Про Василия Блаженного» называется.

Одна из заслуг создателей «Горы самоцветов» – рассказчики. Их интонации, музыка их голоса значат не меньше, чем картинка. Вот и здесь – неспешный такой рассказ, с прибаутками и приговорками, простая, на первый взгляд, русская речь, но богатая и образная, бесценный языковой опыт для ребёнка.

У мультфильмов «Горы самоцветов» есть удивительная особенность: тонкими полунамёками в них говорится о том, что понятно даже маленькому

У мультфильмов «Горы самоцветов» есть удивительная особенность: тонкими полунамёками в них говорится о том, что понятно каждому, даже маленькому. Жест, улыбка, звук, тень – и вот перед нами питейный дом, тёмный и неприветливый, который становится светлее, когда жалеет его блаженный Василий, возвращает туда ангелов.

В мультфильме замечательно раскрываются мотивы поступков юродивого: человеку кажется странным его поведение – а на самом-то деле вот оно как! Зачем он топчет баранки ногами, например? Да потому что знает – в них не мука, а известь. Бог ему открыл.

Вот и смотрят мои ребята, открыв рты, как собирает блаженный Василий денежки горками – и никто не знает, зачем они, и никто их не трогает. А я в который раз думаю, как можно было этими тонкими, живыми, трепещущими линиями создать историю о великом святом, понятную каждому дошкольнику.

Бессмертный

Татская сказка, которая кажется и не сказкой вовсе – философско-религиозной притчей о жизни и смерти, непокорности и смирении, одиночестве и любви. Зачастую мы не говорим о таких вещах с детьми, нам кажется, что они ещё маленькие, ещё не готовы. Но их очень интересуют эти вопросы, на самом деле – они думают напряжённо и много расспрашивают. О чём? О неотвратимости смерти, о переходе в другой мир, о весе человеческих дел. Пытаются осмыслить вечность – и не могут, и снова задают вопросы тем, в ком видят опору – взрослым.

Такой разговор состоялся у меня с учениками – ребятами 6–8 лет – незадолго до Великого поста. Мы говорили о евангельском чтении недели о Страшном Суде, о смысле наступающего поста, об ожидании Воскресения Христова, его значении для каждого. Дети спрашивали о смерти: пытались и не могли её осмыслить, засыпали меня вопросами, жадно слушали ответы и не удовлетворялись ими.

– Хотите, на перемене покажу вам мультфильм?

– Хотим! Какой?

– О смерти и о вечности.

– Хотим!!!

Я думаю, ни одну диснеевскую полнометражку они не смотрели с таким напряжённым вниманием. С ними обычно не говорят на такие темы – боятся. Да и мне сложно было вести разговор: я опасалась ступить на зыбкую почву, напугать и запутать. Но они понимают многое, а о том, чего понять не могут, хотят говорить и думать. Чудный мультфильм Михаила Алдашина «Бессмертный» оказался примером, нужным именно в этот момент. Примером ярким и ясным, который, конечно, не мог объяснить смерть и вечность в полной мере, но помог представить, что же это.

Два друга жили в одном городе – Нисан и Нимурун. Умер Нисан, а Нимурун отправился искать себе бессмертного друга. Многих отвергал он, наконец, пришёл в далёкую землю и поселился в роскошном дворце, взял себе в жёны прекрасную девушку – и зажил счастливо и беспечно.

Век за веком текли, а Нимурун и его жена оставались такими же молодыми и прекрасными. Но однажды юноша вспомнил старушку-мать и родной город, решил повидать их, да вот только…

«И вы, шагая по лику земли, не забывайте дорогу к Небу», – так заканчивается мультфильм

Время текло и никого не щадило, пока Нимурун находился в счастливом безвременьи. А когда вернулся – оказался один. Впрочем, нет, не один – потому что нет бессмертия на земле людей, но оно есть у Бога.

«И вы, шагая по лику земли, не забывайте дорогу к Небу», – так заканчивается мультфильм. Он прекрасен: стилистика, образы, музыка, озвучивание. Но главное – в удивительном, сложном ощущении, послевкусии. Печаль смешивается с радостью, потому что одинок каждый на этой земле, в тот или иной момент, в той или иной степени. Но у Бога мы не одиноки.

Как и любой учитель, я допускаю ошибки. Иногда я чувствую себя бессильной: не получается объяснить, донести до ребят важные вещи. И тогда мне помогает искусство, художественные образы. Вот и мультфильмы эти, например, – не просто яркие картинки, увлекательные, отлично рассказанные истории. Они касаются ума и сердца детей, они вызывают сложные и тонкие чувства, а те, как ни странно, понимание. Иногда бывает и так.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Минаева
Все статьи Мария Минаева
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 10:46
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59