5 историй о детях-читателях

Заметки о детском чтении

0
64
Время на чтение 7 минут

Источник: Православие.ру

Я много пишу о проблемах детского чтения: о слабом навыке, неразвитом интересе, отсутствии поддержки и книжной среды, недостатке свободы выбора и проблемах со школьной программой по литературе. Это важные проблемы, их нужно освещать, и родители часто говорят о том, что когда поняли какие-то неочевидные вещи, с чтением стало лучше.

Но сегодня я хочу рассказать о другом. Вернее, не так: я хочу показать, как преломляется любовь к чтению, словно солнечные лучи в чистой воде, в опыте разных детей. Такие истории я собираю с трепетом, бережно храню, периодически возвращаюсь к ним, чтобы порадоваться: вот какой может быть любовь к чтению! Покажу и вам несколько самых ярких.

Мушкетеры

Дуня очень любит фильм про трех мушкетеров, знает оттуда все песни и постоянно их напевает. Почему так происходит, не совсем ясно: вообще-то Дуня очень спокойная, застенчивая девочка, которая любит рисование и рукоделие. Но, вышивая очередной цветочек, она поет: «Шпаги наголо, дворяне!» И, кажется, гораздо чаще представляет себя Атосом, чем Констанцией Бонасье.

Дуня поет: «Шпаги наголо, дворяне!» И гораздо чаще представляет себя Атосом, чем Констанцией Бонасье

Дуне 10 лет. На даче она находит книжку Дюма, которой папа зачитывался в детстве, и отважно в нее ныряет. Оказывается, этот роман – вовсе не то же, что веселый советский фильм. Там множество описаний, рассуждений, намеков, аллюзий, отсылок к историческим событиям и мифологии.

Дуня приходит к маме и папе спрашивать. Иногда вопросы простые. Например, что такое камзол и эфес? Иногда – сложные: какая это гасконская проницательность? А вот еще – католики и протестанты, Бекингем и Джон Фелтон, Ришелье и королева Анна. У мамы с папой кипят и скрипят мозги, потому что ведь Дюма вольно оперировал историческими фактами, и его красивая сказка мало имеет отношения к действительности.

Но самое удивительное то, что Дуня – медленно, отвлекаясь на книги полегче – читала роман. Ей было интересно, потому что многое все-таки она представляла. Например, Дюма сравнивает Атоса с Ахиллом, Портоса с Аяксом, а Арамиса с Иосифом Прекрасным. И Дуня, хоть и уточняет у мамы, зачем это, знает, кто такой Иосиф, потому что они читали Детскую Библию, и помнит, что Ахилл – герой Троянской войны из книги Куна «Легенды и мифы Древней Греции». А про Аякса ей можно рассказать, потому что он тоже герой Троянской войны, такой же богатырь, как Портос.

 

Но самое главное – тихая грусть конца книги. Дуня испытывает ее вместе с героями, задор куда-то исчезает, остаются воспоминания и много потерь. И романтика советского кино сливается с художественной достоверностью книги Дюма – не исторической, но жизненной.

Фильм Дуня меньше любить не стала. Но, пересматривая его, она чаще задумывается. Бравый усатый д’Артаньян предстает теперь перед ней не только как исполнитель песни про гасконцев, наездник, пылкий влюбленный и воин. Дуня тихо жалеет его – одинокого человека, верного своей судьбе, но скорее несчастливого.

Закладки

Лера читает повесть про итальянскую семью. Повесть хорошая, но суть не в этом. Лера берет разноцветные закладки-стикеры и начинает размечать текст. Каждый цвет у нее обозначает какое-то чувство: розовый – радость, оранжевый – ссоры, зеленый – интерес, желтый – ненависть, а голубой – грусть. Обрез похож на разноцветного ежика, иголочки-стикеры смешно топорщатся на нем.

Зачем это Лере? Книга не из школьной программы, для внеклассного чтения она не очень подходит. У девочки собственная внутренняя потребность анализировать текст. Она сама придумала такой способ, он похож на машину полусумасшедшего изобретателя, которая никуда не едет и ничего не производит, просто – работает.

 

Но научные идеи как раз нередко отрабатываются в лабораториях. Это потом они принесут пользу людям, а сначала важно понять и отработать принцип, увидеть механизм в действии. И Лера наблюдает: оказывается, одна часть книги пестрит голубыми стикерами, в другой много зеленых и оранжевых, а последние страницы полны розовых. На это интересно смотреть.

А если говорить с точки зрения как раз научной, литературоведческой, одиннадцатилетняя Лера сделала то, чего часто не хватает студентам-филологам, пишущим, например, дипломную работу. Она провела собственное исследование. Когда-то меня учила этому научная руководительница: сидеть над собранием сочинений поэта и скрупулезно вчитываться в каждую строчку, вычленять нужное, составлять свой каталог, а потом его анализировать. И, действительно, эта однообразная работа дала плоды: оказалось, что мотив одиночества в творчестве Бродского меняется: он разный в Ленинграде, в ссылке, в эмиграции. Это было открытие, и работать было увлекательно.

А Лера пока еще не пишет научные работы. Более того, вероятность, что она станет филологом и начнет профессионально анализировать тексты, мала: много хороших профессий на свете, а до выпускных классов еще далеко. Сейчас девочка читает и думает, строит свою машину, свой вечный двигатель – и радуется самому процессу.

Фигурки

Дети в многодетной семье, да еще и с маленькой разницей в возрасте, – удивительно сплоченная в своих проделках банда. Коллективный разум явно выигрывает перед индивидуальным, и проказничают они профессионально, с громкими последствиями.

Но правда в том, что они не только проказничают. Хорошее, умное, трогательное они тоже делают вместе. И это настоящий подарок для родителей, возможность среди массы дел и проблем по-настоящему порадоваться и поблагодарить Бога.

 

И вот однажды трое ребятишек из одной семьи, почти погодков, придумали интересную вещь. Они начали рисовать героев книг, которые читала им мама. Рисовать, раскрашивать, вырезать, а потом ими играть. Появились наборы: жители Муми-дола, Элли и ее друзья, Лис и Поросенок из смешной современной норвежской сказки, герои Алана Милна и даже доктор Айболит с Ваней, Таней, Тяни-Толкаем, обезьянкой, свинкой и огромным, намеренно криво выстриженным Бармалеем. Рисовала старшая, вырезали старшая и средний, а младшей иногда давали что-нибудь раскрасить. Впрочем, из всей этой компании литературных героев в силу возраста она была знакома лишь с Айболитом, но в коллективных делах радостно участвовала и отчаянно рыдала, когда ее задвигали на второй план.

Игры в бумажных литературных героев длились недолго, может быть, месяца полтора. Но это были удивительные, яркие, длинные и очень смешные игры. Жаль, что мама и папа не сняли их на видео. Впрочем, лучшие моменты часто остаются лишь в нашей памяти – и хорошо.

Слон

Недавно я писала о малоизвестных детских поэтах, в том числе о Михаиле Садовском. Он сочинял стихи еще в те времена, когда про экологию говорили мало, мусор не сортировали, в магазин ходили с авоськой и сметану просили положить в принесенную с собой баночку, а западные активисты еще не обливали супом великие картины. Но стихотворение Садовского про слона в зоопарке как-то перешагнуло к нам сюда и отозвалось в одной мальчишеской душе.

Мальчишка этот, назовем его Коля, очень трепетно относится к природе. Конечно, руку к этому приложили мама и папа: едут гулять в парк – убирают там разбросанный мусор, сортируют и сдают пластик, а на балконе у них стоит компостное ведро. Во всем этом Коля с удовольствием участвовал, только вот в цирк очень хотелось.

И не то чтобы мама с папой запрещали ходить в цирк, просто говорили, что жалко животных, они должны жить на свободе. Коля чувствовал, что это справедливо, но в цирк все равно хотелось. А потом прочитал с мамой стихотворение Михаила Садовского «Что снится слону».

Это большое стихотворение, в нем говорится о том, как слон в зоопарке тоскует по Африке и видит сны о ней. А просыпается опять за решеткой. И поэт заканчивает свой рассказ словами надежды: верит, что ребята добрые, хотят, чтобы слону тоже было хорошо.

И если б узнали ребята, что слон
Увидел такой замечательный сон,
Сказали бы: «Мы проживём без слона!
Ведь так ему Африка эта нужна!»

Коля читал стихотворение с мамой по очереди. А прочитав, ушел в свою комнату. Мама не придала этому значения, принялась заниматься своими делами. Через полчаса к ней вышел заплаканный сын.

– Я решил. Я не пойду в цирк, – сказал Коля.

Мама сначала даже не поняла, о чем речь.

– Что случилось, Колюня? Почему? – иногда сложно с ходу выбрать нужный вопрос.

– Ну, как же, мама! Как я пойду в цирк, если зверям там снится родина?

Мальчик долго плакал у мамы на коленях. А отплакавшись, успокоился и свое мужское решение уже не менял. Но и стихотворение про слона больше не читал. Пролистывал.

Анна Ахматова

Пятилетней Кате подарили книгу на вырост. Получилось это так: старшие брат и сестра выбрали себе в книжном магазине из биографической серии истории про Сергея Королева и Майю Плисецкую, а младшей же нужно все, как у старших. Чтобы избежать слез, родители сказали – выбирай. И Катя выбрала красивую голубую книжку с черноволосой женщиной на обложке.

Дома Катя заставила маму читать. Книжка была явно не по возрасту, хоть и детская, и мама начала пересказывать ее, показывая картинки. Вот Аня Горенко учится в школе, вот в красивом Царскосельском парке она встречает гимназиста. Представляешь, пройдет много лет, и она станет его женой, и оба они будут поэтами. А вот она голодает, потому что все в Петрограде голодали – такие страшные были годы, революция, – и мерзнет, потому что нечем было печку топить. А вот она старенькая, но смотри, она в Италии, все ей хлопают, потому что очень любят ее стихи и уважают ее.

– Мама, почитай ее стихи.

Мама помнит только одно, из школьной программы: «Сжала руки под темной вуалью». Ну, еще чуть-чуть из «Сероглазого короля», но это явно не подходит для пятилетней девочки. И вдруг вспомнилось давнее, что мама читала в детстве:

Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?

После этого стихотворения любовь Кати к Анне Ахматовой только укрепилась. Книжку она клала к себе под подушку. Про Мурку читала бабушке. Долго смотрела на фото, где Анна Андреевна в шляпке, Николай Степанович в форме гвардейского улана, а между ними – маленький сын Лева. И мама рассказывала, что знала, про эту удивительную семью, про Левиного отца, расстрелянного в 1922-м году, бесстрашного воина и путешественника, который крестился на каждый храм, не боясь новой власти. И про саму Анну Андреевну, красивую и дерзкую, но мужественную и стойкую.

 

Два года голубая книжка болталась по квартире вместе с куклами и резиновым розовым пони с голубой гривой. А потом вдруг Катя до нее доросла. И разговор повторился, но стал уже серьезнее, содержательнее.

А любовь осталась. Интересно, что скажет Катя лет в четырнадцать, когда, наконец, сможет понять, о чем же писала Анна Андреевна в стихах «Сжала руки под темной вуалью» и «Сероглазый король».

***

От автора: Если у вас есть интересные истории о детском чтении, и вы хотите ими поделиться, присылайте, пожалуйста, их на почту автору статьи, Марии Минаевой: mmasha-88@yandex.ru.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Минаева
Все статьи Мария Минаева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12