По мнению президента РАО О.Ю. Васильевой, роль педагогов в обозримом будущем станет ещё более весомой.
Ольга Юрьевна Васильева официально возглавила Российскую академию образования. Соответствующее распоряжение подписал 16 августа 2021 года председатель кабмина Михаил Мишустин. Судя по недавним высказываниям Ольги Юрьевны, аккуратным, но в то же время вполне однозначным, академию ждут серьёзные перемены. По мнению нового президента РАО, педагогическую науку необходимо включить в систему технологического развития нашей страны, а модель образования должна отвечать актуальным вызовам, многочисленным и «агрессивным». При этом любые изменения будут базироваться на результатах масштабных и глубоких научных исследований, которых, как сетует Ольга Васильева, в последние десятилетия проводилось меньше, чем следует. Отныне РАО интересует буквально всё, что связано с педагогикой: от прикладных исследований, включая экспертизу образовательных методик, до педагогической антропологии, то есть гуманитарной составляющей образования, влияющей на формирование личности.
О различных аспектах формирования личности шла речь в недавнем интервью Ольги Юрьевны Васильевой журналу «Экономические стратегии». По её мнению, колоссальная роль в этом процессе принадлежит педагогу, который находится рядом с ребёнком. И хотя, по словам Васильевой, формирование личности продолжается на всём протяжении человеческой жизни, основы закладываются именно в детстве. Это означает, что моральные ориентиры и ценности наравне с родителями ребёнку транслируют школьные учителя.
Ярчайшая иллюстрация – поколение, буквально со школьной скамьи отправившееся на фронты Великой Отечественной войны. «Настрой десятиклассников военного времени я изучала по письмам, которые они присылали с фронта, – рассказывает Ольга Юрьевна. – С этими документами можно ознакомиться в ЦАМО (Центральный архив Минобороны в Подольске – прим. ред.)[…] Что меня поразило: очень много писем адресовано школьным учителям. Вряд ли кто-то из этих мальчиков думал, что станет героем, но пишут они о том нравственном и ценностном, что заложили в них педагоги. И не просто пишут: они за это благодарят! В этих письмах отражено всё лучшее, что могла вложить в формирование человека советская школа: это и отношение друг к другу, тот самый локоть товарища, и отношение к Отечеству, понимание, за что они воюют и проливают кровь».
Конечно, 80 лет спустя всё очень изменилось, и современные дети во многом отличаются от своих сверстников 1930-х – 1940-х годов. Однако, по убеждению Ольги Васильевой, любой ребёнок, в каком бы времени он ни жил, восприимчив к открытому и честному разговору. «Мне кажется, главное, чтобы в процессе воспитания учитель, человек, который пытается что-то вложить в ребёнка, в подростка, сам верил в то, что он говорит и делает, – говорит глава РАО. – Здесь не может быть двойных стандартов. Их вообще нигде не должно быть, но в отношениях с детьми, особенно в самых тонких воспитательных вопросах, они недопустимы. С детьми подход «говорю одно, делают другое» невозможен: так не бывает, их нельзя обмануть».
Именно поэтому Ольга Васильева сочла вполне современной и способной заинтересовать маленьких российских граждан книгу «История, рассказанная народом», которую уже много лет издаёт Институт экономических стратегий. В издании собраны рассказы ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, документы из семейных архивов, письма, фотографии военного периода. «Сейчас появилось много разнообразных форматов: на сайте Минобороны можно найти документы о своих родственниках; Музей Победы на Поклонной горе сделал потрясающую экспозицию, которая понятна ребятам, волнует их и трогает. По-прежнему интересна и традиционная печатная форма. Вопрос не в формате, а в том, с душой ли это делается», – полагает Ольга Юрьевна.
По словам Ольги Васильевой, в каждом из нас прошит «исторический код» – потребность быть сопричастным к своему Отечеству и его судьбе. Иными словами, новые поколения вполне способны и готовы воспринимать любую историческую информацию, вопрос лишь в том, как её преподнести. В мировой и отечественной истории немало сложных моментов, и «вымазать всё чёрным цветом» при желании слишком легко.
Современному обществу, как считает Васильева, нужна школа, которая отвечала бы его задачам. Пришло время вновь обрести мировоззренческую основу и разобраться, кого и для чего готовят наши учебные заведения, какими гражданами станут сегодняшние ученики.
«За “что такое хорошо и что такое плохо” всегда отвечают взрослые, которые привносят эти представления. Учитель, родители – до определённого момента в жизни это проводники, – поясняет Ольга Юрьевна. – Самый важный момент – мировоззренческая позиция педагога». Поэтому, как считает глава РАО, все идеи тотальной цифровизации образования или разговоры об индивидуальных образовательных траекториях – не более чем фантастика.
«Роль учителя со временем будет только возрастать, – убеждена Ольга Васильева. – Нельзя сформироваться, читаю Википедию: без учителя человек на первых порах не найдёт то, что нужно. Кроме того, важно ещё и хотеть, и уметь учиться, получать знания, познавать мир вокруг себя».
По мнению Ольги Юрьевны, во времена, когда размываются понятия добра и зла, а технологический прогресс не только приносит очевидные блага, но и разрушает ценности, нельзя забывать, что «гражданина и человека, ответственного за Отечество, формирует гуманитарная сфера».
«Я считаю, что этот пласт гуманитарного знания, который в силу разных причин остался без внимания, должен быть поднят Российской академией образования и развиваться», – заключает президент РАО.
Полностью интервью Ольги Юрьевны Васильевой опубликовано в журнале «Экономические стратегии» № 4 за 2021 год под заголовком «Роль учителя со временем будет возрастать».