itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В чем ошибался Дарвин, как дрогнула цитадель атеизма в Беларуси...

И другие истории протоиерея Евгения Грушецкого

Бывший СССР  Православие и эволюционизм  
0
711
Время на чтение 14 минут

Сегодня наш собеседник – протоиерей Евгений Грушецкий, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего (штат Калифорния), ученый-биолог и кандидат богословских наук.

Протоиерей Евгений Грушецкий

Протоиерей Евгений Грушецкий

Такое могло произойти только в СССР

Дорогие Михаил и Ольга, вы просите меня рассказать о Промысле Божьем в моей жизни и о том, как этот Промысл привел меня к служению в священном сане. Я постараюсь вспомнить для вас свои детство и юность.

Детство мое пришлось на пятидесятые годы: я родился в 1949 году. Как раз в это время Никита Сергеевич Хрущев горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в Советском Союзе почти наполовину сократили количество храмов, закрыли пять духовных семинарий и прочее – это был очередной виток гонений на Православную Церковь.

Я рос в обычной семье – не церковной, но и не атеистической. Нормальная такая семья была, советская, поэтому о Боге и о Церкви мы почти не разговаривали. Атеистами тоже не были – к атеизму относились критически. Вообще, конечно, в том, что юноша из такой обычной советской семьи пришел к Богу, несомненно, был Промысл Божий.

В том, что юноша из обычной советской семьи пришел к Богу, несомненно, был Промысл Божий

Папа мой работал геологом, мама ездила с ним. Они постоянно что-то раскапывали – искали какие-то ископаемые. Вообще, интересна была история их знакомства – такое могло произойти только в СССР: папа выучился на геолога в Киеве, и его отправили работать на Камчатку. Мама родилась в Чечне, но чеченкой не была – происходила из старинного казацкого рода. Ее родители были нефтяники, они работали на Сахалине, потом вместе с дочкой приехали на Камчатку, а папа в это время исследовал там земные недра.

И вот мама работала в библиотеке, а папа, который очень любил читать, пришел туда – и увидел мою юную маму. И все. Счастливая семья, трое сыновей. Я, их первенец, родился на Камчатке, в поселке геологов, у сопки Ключевской.

Камчатка, Ключевская сопка

Камчатка, Ключевская сопка

Мне очень хотелось узнать, как возникла жизнь на Земле

Поскольку папа никаких особенных ископаемых на Камчатке не нашел, мы уехали в Минск, где я окончил среднюю школу. Нужно сказать, что я всегда, еще с детства, интересовался вопросами бытия. Мне очень хотелось узнать, как возникла жизнь на Земле, как появились животные, птицы, человек. Папа поощрял мои искания, привозил из экспедиций всякие камушки, образцы горных пород, и мне очень нравилось их рассматривать и думать о сотворении мира. Еще мы с папой любили ходить в букинистический магазин – покупать книги для нашей семейной библиотеки.

Я страшно обрадовался, узнав, что существуют другие философы, кроме Ленина и Маркса с Энгельсом

Поэтому никто в моей семье не удивился, когда я решил поступать на биофак Белорусского государственного университета. И вот когда мы изучали там философию, я узнал, что были такие русские философы, как Владимир Соловьев, Николай Бердяев. Узнал – и страшно обрадовался, что был хоть кто-то, кроме Ленина и Маркса с Энгельсом. В 1971 году я окончил университет, а папа в эти годы защитил кандидатскую в институте геологии.

Если все пустить на волю случая – никогда ничего не сложится

Поскольку меня всегда интересовала проблема сотворения мира и возникновения жизни на Земле, я наконец добрался до богословия. Это произошло так. Став биологом, я понял, что естественный отбор – это совсем не тот механизм, который может объяснить все многообразие видов. Это многообразие не могло сложиться само собой. Если все пустить на волю случая – никогда ничего не сложится. А Чарльз Дарвин (1809–1882) постоянно говорил:

– Нет никакого направления, вектора. Все случайно – случайный отбор.

Когда ему задавали вопрос:

– А почему же нет переходных видов?

Он отвечал:

– Должны быть. Значит, не нашли. Ищите лучше.

Молодой Чарльз Дарвин, 1830-е годы

Молодой Чарльз Дарвин, 1830-е годы

Понятие вида тоже было спорным: что такое вид? Дарвин говорил про модификации. Он, однако, и сам понимал слабость своих утверждений, ведь воробьи – это воробьи, голуби – это голуби, лисицы – это лисицы. Но бывают небольшие модификации. Вот Дарвин и думал, что, когда эти модификации накапливаются, получаются новые виды. Да, такое может случиться, скажем, на каком-то острове, который отделился от материка. Там могут появиться модификации: например, собака динго в Австралии. Но это все равно та же самая собака!

Дарвин на голубях пытался показать: смотрите, какие голуби бывают разные! Смотрите, какие собаки бывают разные: от огромных догов до крошечных чихуахуа! Да, они разные, но это все один и тот же голубь, одна и та же собака, какие бы они ни были! Это не разные виды!

Потом Дарвин заявил: дескать, за миллион лет мог появиться новый вид. Но это его утверждение – чистой воды интеллектуальное упражнение, просто экстраполяция. Он ведь в юности изучал теологию в Кембридже с тем, чтобы стать пастором, священнослужителем, и первым делом читал Библию, где совершенно правильно описано сотворение мира: свет, растения, рыбы, птицы, млекопитающие, человек. У пророка Моисея в Книге Бытия все это описано в правильном порядке, и сделано это примерно в XIII веке до н.э. – за 32 века до Дарвина! Так что Дарвин это все первым делом в Библии выучил, а потом стал объяснять, что все сложилось само собой...

Эволюция с юмором

Эволюция с юмором

Но ведь ученые до сих пор не могут понять, как возникла жизнь, как из химических молекул возникла молекула, которая эту жизнь поддерживает. И эти ученые до сих пор барахтаются в самых разных теориях (не буду сейчас, конечно, их все пересказывать), но никто точно не знает, как зародилась жизнь. И я понимал, что наука не может этого объяснить и обратился тогда к библейской картине создания мира.

Я понимал, что наука не может объяснить сотворение мира, и обратился к Библии

Еще у меня были такие мысли. Нам в СССР внушали, что самое главное в нашей жизни началось только после революции, а все предшествующие события являлись просто предысторией, подготовкой к этой «великой» революции. А я видел, что, наоборот, настоящие ценности существовали до революции, а после – обрубили все ветви, но остались корни, и Православная Церковь хранит эти корни. Через традиции, через святых, через предание, через веру – хранит все то ценное, что мы получили от наших предков.

Единственное место, где я могу заниматься тем, чем мне хочется, – это духовная академия

Я начал работать в институте генетики и цитологии Академии наук в Минске и познакомился там с одной сотрудницей, которая, по воле Божией, меня очень хорошо направила в жизни. По разговору она поняла, как сильно я интересуюсь философско-богословскими вопросами о сотворении мира (я тогда еще даже к вере толком не пришел), и рассказала мне о своих знакомых – семье протопресвитера Виталия Борового.

Это был известный священник, он служил в Москве, а его сын со своей семьей жил в Минске, и эта сотрудница знала их семью. Еще она рассказала, что отец Виталий преподает в Ленинграде, где есть духовная семинария и академия – я о них понятия не имел: в 1970-е годы обычные люди, не связанные с миром Церкви, о таких учебных заведениях даже не слыхали.

Когда же я услышал об академии и о том, что в ней можно изучать философию и историю сотворения мира не с точки зрения Маркса, Энгельса и Дарвина, – я загорелся. Правда мне говорили: «Ты же можешь поступить на философский факультет Московского или Ленинградского университета и там заниматься любезной твоему сердцу философией». Но я видел: там занимались либо критикой философии, либо развитием марксизма-ленинизма. Я же не хотел развивать марксизм-ленинизм и понимал, что единственное место, где я смогу заниматься тем, чем мне хочется, – это духовная академия. Но путь в нее лежал через семинарию.

Ленинградская духовная академия в 1980-е годы

Ленинградская духовная академия в 1980-е годы

Хочу изучать богословие!

Я сорвался с места и отправился по адресу: Обводный канал, 17. Это и был адрес духовной семинарии. Зашел в здание, дело было летом, там пустовато, только в гардеробе какая-то бабушка. Я присел, сижу, с ней разговариваю: дескать, вот приехал – не знаю, куда идти. Вдруг открывается дверь, входит человек – бабушка затрепетала, к нему бросается:

– Благословите, благословите!

Я тогда еще благословения брать не умел – подошел и говорю просто:

– Здравствуйте!

А это оказался тогдашний ректор архимандрит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх. Он у меня спрашивает:

– Кто такой, почему здесь?

– Я из Минска, думаю поступать в семинарию!

– Чего же ты в гардеробе сидишь?! Пошли со мной.

Пришли к нему, побеседовали, он спросил меня о моих намерениях, и я ему так гордо говорю:

– Хочу изучать богословие!

– Богословие – это, конечно, хорошо, но Церкви нужны священники...

Я это запомнил. Еще он сказал:

– Сходи, получи список того, что требуется для поступления.

«Богословие – это, конечно, хорошо, но Церкви нужны священники», – я запомнил эти слова

Я вышел из кабинета, стал спускаться по лестнице и мне указали на какого-то мужчину:

– Вот тоже человек с высшим образованием.

Подошел к нему и так познакомился с Дмитрием Ивлиевым, будущим архимандритом Ианнуарием, богословом, профессором Санкт-Петербургской духовной академии (недавно он отошел ко Господу). Он мне сказал:

– С высшим образованием в семинарию поступить можно, но очень трудно – власти не пропускают. Тем более что ты из Беларуси, там у вас самая атеистическая республика. Тебе нужно уволиться из института генетики и пойти на какую-то простую работу – это тоже для того, чтобы власти не чинили препятствий к поступлению.

Еще добавил:

– Да, чуть не забыл: для поступления в семинарию возьми у себя в Минске рекомендацию от приходского священника.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Мой первый духовный наставник

Я вернулся в Минск, пошел в Свято-Духов кафедральный собор – собор у нас большой. Вхожу, сам очень волнуюсь – для меня это было в первый раз. Нашел какого-то батюшку и стал просить у него написать мне рекомендацию для поступления в семинарию. Батюшка перепугался: в те времена за такую бумагу священника могли запретить в служении. Он мне говорит:

– Эту рекомендацию вам может дать только наш митрополит – идите к нему!

Тут ко мне подошел один бойкий диакон, отец Леонид – был у нас такой в соборе – и говорит шепотом:

– Следуйте за мной – вас уже заметили! – немножко разыграл меня.

Вывел на улицу и сказал:

– Садитесь на такой-то троллейбус, доедете до такой-то остановки и там пойдете на прием к митрополиту Антонию.

Я поехал. Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников; 1924–1986) меня принял, дал рекомендацию для поступления и стал моим первым духовным наставником. Владыка был высокообразованным, интеллигентным человеком. Мы стали с ним встречаться примерно раз в две недели, он также разрешил мне звонить, если у меня появятся вопросы.

Он издавал очень хороший сборник «Богословские труды» – даже сейчас, мне кажется, нет такого хорошего журнала. Там печатали Владимира Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Исповедь» блаженного Августина и многие другие замечательные труды, которые в СССР еще не издавались. К сожалению, об этом журнале знал ограниченный круг людей – подобная информация тогда замалчивалась. Я, например, до того времени и не подозревал о существовании подобного журнала, хотя мне он был очень интересен.

Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти

Владыка советовал читать святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», другие духовные труды, давал мне книги из собственной превосходной библиотеки – в те времена невозможно было достать никакой святоотеческой литературы, не было даже Библии. Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти.

Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), будущий митрополит

Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), будущий митрополит

Рукоположение

Слава Богу, я поступил в семинарию. Проучился год, потом пошел к владыке Кириллу, нынешнему Святейшему Патриарху, и сказал:

– Владыко святый, после университета мне сложно учиться в семинарии, меня это тянет вниз.

Он меня понял и разрешил сразу после первого курса перейти в академию с условием, что я сдам самостоятельно все экзамены за курс семинарии. И я учился первый год в духовной академии и одновременно сдавал все экзамены за семинарский курс.

В академии я понял и осознал слова владыки Кирилла о том, что единственный нормальный путь после ее окончания – это священство. Так я окончил академию в 1981 году со степенью кандидата богословия и подал прошение о рукоположении. К тому времени мой первый духовный наставник, владыка Антоний (Мельников), стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, и он меня рукоположил в 1983 году в Никольском морском соборе.

Отец Евгений с митрополитом Антонием

Отец Евгений с митрополитом Антонием

Месяц я служил в соборе, и тут у меня появился второй духовный наставник – архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев; 1897–1986), блаженный старец-молитвенник. Я приходил в собор, и он учил меня служить, учил благоговению в алтаре, чтобы двигался я не в спешке, не в суете, а красиво, размеренно, благоговейно. Год мы с матушкой прожили в Ленинграде – меня взяли преподавать в академии общецерковную историю. Но жилья не было и не ожидалось, и мы с ней решили вернуться в Беларусь.

Архиепископ Мелитон (Соловьев)

Архиепископ Мелитон (Соловьев)

Как митрополит Филарет отправился в Дом Правительства в полном архиерейском облачении

В Беларуси я служил сначала в Борисове, а с 1985 года – в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Митрополитом Минским и Белорусским в те годы был владыка Филарет (Вахромеев; 1935–2021). Он происходил из старинного ярославского рода купцов и промышленников Вахромеевых, которые оставили глубокий след в истории, экономике и культуре Ярославля и за заслуги перед Отечеством были пожалованы дворянством. Митрополит Филарет был совершенно замечательный архипастырь, в котором сочетались глубокая вера, культура, мудрость, интеллигентность и духовное рассуждение.

Маленькие Вахромеевы. Третий справа – Варфоломей, папа будущего митрополита

Маленькие Вахромеевы. Третий справа – Варфоломей, папа будущего митрополита

До перевода на Минскую кафедру, с 1973 по 1978 год, владыка Филарет был архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы. Так что он приехал в Минск из Германии, а Беларусь, как мы уже упоминали, была тогда самой атеистической республикой. Когда я начинал служить в соборе, меня вызвал к себе уполномоченный по делам религии и стал сыпать угрозами – в те годы служить у Престола Божия и исповедовать свою веру было очень нелегко.

Митрополит Антоний, когда его вызывали к самому главному уполномоченному по делам религии, заседавшему в Доме Правительства, был вынужден переодеваться в светский костюм и так являться на прием к этому чиновнику. А митрополит Филарет сразу же отправился в Дом Правительства в полном архиерейском облачении – сам такой большой, внушительный, с крестом, с панагией. Все чиновники повыскакивали из своих кабинетов – кто это и как он посмел в таком виде заявиться в нашу цитадель атеизма и коммунизма?! А он сразу сказал:

– А у меня другой одежды нет! Только эта!

Владыка говорил медленно, весомо, мудро, взвешенно, и чиновники терялись перед ним

Он говорил обычно медленно, весомо, мудро, взвешенно – и чиновники терялись: им нечего было возразить владыке. Он был их на голову выше и, как я уже сказал, обладал даром духовного рассуждения. И власть после этого сломалась прямо на глазах: раз уж архиерей в полном облачении осмелился заявиться в Дом Правительства – значит, все...

Дом Правительства в Минске

Дом Правительства в Минске

Потом уже владыка к уполномоченному больше не ходил – тот сам к нему бегал: чиновники решили, что так будет лучше, чем наблюдать, как митрополит в своем архиерейском облачении разгуливает по этажам их цитадели.

После этого Церковь в Беларуси стала быстро набирать вес: восстановили семинарию в Жировичах, закрытую при Хрущеве, вместо одной Минской епархии стало восемь (сейчас пятнадцать), теперь там свой Синод и так далее. Десять лет я был под омофором митрополита Филарета. Он, конечно, был для Беларуси даром свыше. Бывшая самая атеистическая республика превратилась в цветущую православную страну.

Митрополит Филарет (Вахромеев) в молодости

Митрополит Филарет (Вахромеев) в молодости

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший экзарх всея Беларуси

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший экзарх всея Беларуси

Промысл Божий привел меня в Русскую Зарубежную Церковь

Что еще я могу рассказать о себе? Промысл Божий привел меня в Русскую Зарубежную Церковь, и мы с женой и дочкой Ксенией поехали в Америку.

С 1995 по 2011 год я служил в храме Святого Великомученика Пантелеимона в городе Миннеаполисе, и вот уже десять лет служу в храме Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего.

Храм во имя праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего

Храм во имя праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего

В храме святого Иоанна Кронштадтского

В храме святого Иоанна Кронштадтского

Наш приход был открыт в 1967 году, а святой праведный Иоанн Кронштадтский был прославлен Русской Зарубежной Церковью в 1964 году (Московским Патриархатом – в 1990 году), так что наш храм стал одним из первых храмов, названных в честь этого святого.

Протоиерей Евгений Грушецкий с прихожанами

Протоиерей Евгений Грушецкий с прихожанами

Мои пожелания читателям

Дорогие Михаил и Ольга, прошу вас передать читателям Православия.ру мои пожелания роста духовного и богословского, а для этого на портале есть очень хороший раздел: «Просветительские курсы для мирян». Там выступают замечательные профессора, преподаватели – эти курсы похожи на духовную семинарию.

Очень важно знать свою православную веру – мы должны уметь дать отчет о собственном уповании. Мне самому интересно слушать эти курсы. Помощи Божией!

Михаил Арсентьев и Ольга Рожнёва

Михаил Арсентьев и Ольга Рожнёва

Протоиерей Евгений Грушецкий

Протоиерей Евгений Грушецкий

Протоиерей Евгений Грушецкий
Подготовили Ольга Рожнёва и Михаил Арсентьев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Евгений Грушецкий
Все статьи Протоиерей Евгений Грушецкий
Ольга Рожнева
Люди старой России
Рассказы протоиерея Стефана Павленко
15.09.2021
Хранимый молитвами Оптинских старцев
Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года)
08.07.2021
Язык любви Христовой
Пасхальные истории монахини Сергии (Старковой)
04.05.2021
Все статьи Ольга Рожнева
Бывший СССР
День памяти Патриарха Алексия II
Сегодня мы также вспоминаем святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского, сщмч. епископа Иоасафа (Жевахова) и маршала А.М.Василевского
05.12.2022
День памяти Великого князя Юрия Данииловича
Сегодня мы также вспоминаем воина-мученика Фому Данилова, поэта А.А.Фета и писателя В.И.Белова
04.12.2022
Танки против самолётов
О рейде 24-го танкового корпуса генерала В.М. Баданова на станицу Тацинская
03.12.2022
Почему с русскими беда?
Покаяние как дорога к прощению
02.12.2022
День памяти святителя Филарета
Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича и Императора Александра I
02.12.2022
Все статьи темы
Православие и эволюционизм
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
В Москве состоялся V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»
30.11.2022
Обезьяна или Бог
Россия – духовное явление, что всегда ставило Запад в тупик
27.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Туляк
05.12.2022 13:43
«Мы – русские. Какой восторг!»
Новый комментарий от Валерий
05.12.2022 11:03
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Дмитриев
05.12.2022 10:13
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.12.2022 10:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
05.12.2022 08:51