Об уроках равноапостольного князя Владимира, доступных к исполнению всем нам
Ныне в попускаемых нам всем обстоятельствах – время покаяния. Причем для всех, – болезнь не щадит никого. Как никого нет и неспособного покаяться. Из людей. Тому подтверждение – отпразднованная нами память святого князя Владимира, Крестителя Руси. Рассуждает духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Фото: pravoslavie.ru
Как грешники равноапостольными становятся
Наше время принято именовать Вторым Крещением, а то и Третьим. Почему? Обычно при Крещении новорожденным от купели народам попускался период гонений, мученического исповедания. Русь крестилась бескровно. Еще раз поставим вопрос: почему?
Князь Владимир до обращения был такой беспросветный, казалось бы, грешник, что если уж такой покаялся, то за ним уже весь народ этой стезей покаяния имел и имеет возможность пойти.
Причину бескровного Крещения Руси усматривают, в частности, в том, что апостольская проповедь, осуществленная в русской земле святым Андреем Первозванным, не могла пройти безрезультатно. Эта апостольская закваска в лице непременно возникших небольших групп тайных учеников и их последователей постепенно, из века в век, «всквашивала» всё общество. Может быть, поэтому и та же равноапостольная княгиня Ольга, так зверски изощренно отомстив за своего убиенного мужа Игоря, все-таки мучилась угрызениями свести, и это в итоге привело ее, первую из русских князей-правителей, ко Крещению.
Реки крови в нашей стране разливались в XX веке. И в этом смысле начало прошлого столетия приравнивают иногда ко Второму Крещению Руси. При Божьем содействии некоторые из тех, кто лил эти реки крови, а также из их потомков, обратились и обращаются. Такие случаи все же есть, как и всегда были на протяжении всей истории христианства.
Как бы сатана ни изощрялся, результат всегда будет прямо противоположный его ожиданиям
Господь воплотился для того, чтобы разрушить дело сатаны, завладевшего после грехопадения сердцем человека. Сатана это почувствовал и сразу же обрушил гонения на Господа Иисуса. Не дал Ему даже родиться в человеческих условиях – Богомладенец явился в этот мир в загоне для скота, спелёнут и положен был в кормушку.
Дьявол тогда тут же умертвил, действуя через волю царя Ирода, 14 тысяч Вифлеемских младенцев – и это было только начало гонений, которые развернет на Христа и Его Церковь.
После Крещения сатана стал Господа искушать и, не сумев заставить поклониться себе, посредством фарисеев и подстрекаемых ими предал Его на Распятие.
Но важно запомнить: все, что ни делал и ни делает дьявол с расчетом помешать спасению людей, всегда имеет прямо противоположный его умыслу результат!
Христа распял, а Господь воскрес, вознесся к Отцу и послал Духа Святаго на учеников.
Господь 3 года учил апостолов смирению, любви, любви к врагам, но в полной мере исполнить эти заповеди они смогли лишь после того, как на них снизошел Дух Святой. Значит, и нам надо в первую очередь радеть о стяжании благодати.
Любовь христианская всегда вопреки
«Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10, 16), – сказал Своим ученикам Господь. Апостолы действительно всюду были окружены врагами. Родной народ их побивал камнями, считая отступниками от закона Моисеева. Язычники, не желая отказываться от своих идолов и разнузданного буйства страстей, тоже убивали, предавая лютым мучениям.
Если бы апостолы оставались на уровне обычных человеческих реакций, отвечая злобой на злобу, они бы никого не привели ко Христу, только оттолкнули бы. И сами бы не спаслись, потому что злоба отгоняет спасительную благодать Духа Святаго. Как собаки на сене, так и промаялись бы эту, на самом деле не такую уж долгую, отпущенную всем нам жизнь, – ни себе ни людям. И к ним вполне были бы применимы слова, сказанные Господом иудейским законникам: «…горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11, 52).
Однако апостолы смогли уловить Вселенную в сети любви Христовой
Однако апостолы смогли уловить Вселенную в сети любви Христовой.
Сатана последовательно умерщвлял христиан. Но на место каждого из них вставали сотни, тысячи новообращенных. Потому что люди чувствовали незлобие учеников Христовых, видели чудеса, которые Господь по вере мучеников творил, слышали, как Дух Святой вещал их устами непререкаемые истины, – все это обращало всё новых и новых христиан.
Подлинных христиан невозможно запугать
Результат каждый раз оказывался прямо противоположным тому, чего хотел сатана. Он помышлял мучениями запугать христиан, но мученики оказывались верными Христу даже до смерти. Тем самым они свидетельствовали о Царствии Небесном и привлекали к вере подчас даже своих палачей.
Язычники и иудеи объединялись, восставая «на Господа и на Христа Его», ополчаясь на христиан: так было в первые века христианства, в период мученичества, затем при Юлиане Отступнике.
Потом, когда закончилось время открытых гонений, настала пора бескровного мученичества – подвига преподобных. На родоначальника монашества Антония Великого нападали целые полчища бесов, избивали его почти до смерти. Однако чем больше супостаты вооружались против него, тем сильнее он молился, так что выковал в этой борьбе в итоге молитву такой силы, что она просто взламывала все козни бесов, расшвыривая их, пытавшихся затворить от человека вход в Царство Небесное.
А став искусным в этой брани сам, преподобный Антоний обучил такой молитве и своих учеников. Более того, выработанная им методика невидимой брани оказалась востребованной и последующими поколениями монашествующих. Таким образом, враг опять был посрамлен.
Будем же стойкими в исповедании богодарованной нам свободы
После прекращения гонений извне враг поменял тактику, и начались внутренние разногласия, последовали волны ересей и расколов. Еще апостол Павел предупреждал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19).
Разномыслия, кстати, порождает также и нынешняя ситуация. И разнообразие точек зрения куда важнее тотального диктата «линии партии». Об этом еще в середине позапрошлого века, предваряя соблазны века XX-го, писали от имени Козьмы Пруткова[1] литераторы, создавшие этот вымышленный сатирический персонаж…
Конечно, администрация часто желает облегчить задачу управления, а управлять мыслящими людьми гораздо сложнее, чем безропотными исполнителями, коим внушается еще и первостепенность ложно понятого «послушания». Но тут тогда администрирование – вопреки заповеди апостола, сказавшего о необходимости разномыслия для явления искусных. Гораздо выше заслуга и искусство того правителя, кто не однообразной толпой командует, где все на одно лицо. Но, напротив, – сообществом личностей, в котором нет даже двух неразличимых между собой близнецов.
И тогда это всегда подъем и общества в целом, и Церкви, признанной являть собою пример. Вспомним, как именно на волне споров искусные появлялись: Григорий Богослов, Максим Исповедник и др. Они все свои способности, которые Бог им даровал, напрягли и в соработничестве с Самим Духом Святым создали столь блестящие богословские труды, и догматы так сформулировали, что это необычайно укрепило Церковь и ее неприступность для врат ада, которые не одолеют Единую, Святую, Соборную и Апостольскую до конца времен.
Разумеется, эта свобода обсуждения должна иметь, как теперь говорят, цивилизованный характер, свободный от разнузданности страстей, взаимной агрессивности и раскольнических тенденций у носителей противоположных мнений. Но это в Церкви и достигается не менеджментом, а внутренними усилиями настоящих христиан, обуздывающих собственные деструктивные страсти, стремящихся исполнить заповедь незлобия Христова и Любви.
Любовь Христова оставляет человека свободным
А опасность раскола увеличивается как раз в случае административного нажима, когда «единомыслие» навязывается, это только конденсирует энергию, бороться с которой бессмысленно, да с нею и сами ее носители могут не совладать, если долго, провоцируя протесты, затыкать носителям иных мнений рот. Либо их таким образом – вместо выработки консенсуса – просто «выдавливают» из Церкви.
Любовь Христова оставляет человека свободным. Она не тащит его за шиворот в Царство Небесное, в отличие от сатаны, для которого «любовь» состоит в том, чтобы крепче держать «возлюбленного» в своих когтях[2].
Что предварило революцию в России?
Итак, все нападения сатаны приводили и приводят к нежелательному для него результату. Однако враг, конечно, как всегда, не унимается. И вот, если продолжить канву исторического повествования, во времена Максима Грека имело место энергичное возобновление активности древней «антихристианской коалиции» между иудейством и язычеством, заявлявшей о себе в первоначальные времена апостольской проповеди и при Юлиане Отступнике.
Преподобный Максим был очевидцем этой активности в Италии и в России. На Западе в этот момент набирает силу Ренессанс, то есть именно возрождение язычества – реабилитация плоти, за которой потом последовали идеи свободной любви и вседозволенность, чему мы и ныне свидетели. А на Московской Руси в те времена возникает ересь жидовствующих, отрицавшая Божественную природу Спасителя.
И потом, в конце концов, эта, так сказать, «совмещенная» идеология иудаизма и язычества привела к «научному атеизму» и к богоборческой революции в России.
Это развитие секулярного «научного» мировоззрения происходило на фоне ослабления напряженности духовной жизни. В некогда Святой Руси была упразднена практика умного делания, когда-то распространенная и в простом народе, а еще восторжествовал обычай редкого Причащения. Образовавшийся в результате духовный вакуум стал заполняться упомянутым «научным» богоборческим мировоззрением… А это некая взрывоопасная субстанция…
Непредвиденный апостолат
Богоборческая смута набирала обороты, произошла революционная катастрофа, и казалось, что близится окончательное исчезновение православного христианства. Широко разинутая пасть врат адовых была готова уже поглотить и одолеть Церковь Христову. Однако и на этот раз была подтверждена непреложность слов Господа Иисуса – до скончания века врата адовы не одолеют ее (ср. Мф. 16, 18). А также: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Господь может даже зло обратить нам на духовную пользу, чем и посрамляет из века в век все козни врага против рода человеческого.
Новые исповедники российские, стяжавшие среди лютых скорбей пламенную молитву и обильную благодать Святаго Духа, стали пастырями, приводившими сонмы новых овец Христовых в церковную ограду, которую, казалось бы, враг и разрушал, но люди каждый, как после чтения Евангелия в Великий Четверг несли эти огоньки веры, как свечи во тьме – из церкви по своим домам. Воцерковляли домочадцев. Пусть не детей, взбаламученных атеистической пропагандой, так внуков – как та же равноапостольная княгиня Ольга. И так, малыми Церквями, люди старались жить по совести, и как только храмы при Втором или Третьем, кому какая нумерация ближе, Крещении Руси стали открываться, вернулись под своды Матери-Церкви.
В годы гонений пастыри, будучи заточаемы в тюрьмы, умудрялись и там посредством переписки, а наипаче молитвы укреплять своих чад
Но и тогда, в годы лютых гонений пастыри, будучи заточаемы в тюрьмы, отправляемы в лагеря, все равно умудрялись и там посредством переписки, а наипаче молитвы укреплять своих чад, – этим духом исповедничества и выстаивает Церковь Христова. Так арестованные священники и боголюбивые миряне-исповедники еще ведь и окружающих их заключенных из уголовников и атеистов-политических, да даже тюремщиков к вере обращали! И этот результат, конечно, уж никак не входил в расчет сатаны.
Не потому ли нам и эпидемия попущена…
Сегодня мы наблюдаем печальную картину вырождения и вымирания некогда православного народа, который после 70-летнего богоборческого плена в сильной степени утратил жизнеспособность. Женская эмансипация, искоренение веры отцов привели к исчезновению нормальной духовной практики, гигиены души, которая важнее гигиены тела, к разрушению семьи и прогрессирующей деградации новых поколений.
Может быть, чтобы остановить всё это, нам Господом и попущена эпидемия, – чтобы люди научились дар жизни ценить и жить «искупующе время» (Еф. 5, 16), то есть пользоваться временем земной жизни для стяжания благодати Святаго Духа, необходимой для наследования Царства Небесного, вместо прожигания жизни в угоду собственным страстям и похотям.
Ранее, все те 70 лет, люди нашей страны в большинстве своем не прибегали к Исповеди и покаянию, отвыкли отдавать отчет о своих мыслях, словах и поступках перед Богом и собственной совестью. Сама совесть у многих сделалась лукавой, оправдывающей существование страстей и пороков, и когда настала пора вседозволенности, то все накопившееся внутри звериное и скотское вылезло наружу. Грех и сейчас пытаются там, где еще не одолели естественное нравственное чувство, возвести в норму.
Отрекшись от Христа, люди стали поклоняться комфорту, с чем несовместима многодетность, – и вся эта индустрия умерщвления детей, от препятствования их зачатию до убийства во чреве матерей этих беззащитных младенцев, многими воспринимается как нечто само собой разумеющееся... Эта картина деградации и вымирания настолько поражает воображение, что иные, может быть, и не замечают одного явления, которое все-таки вселяет надежду.
Всё управляется Промыслом Божиим
Мы говорим о том, что, например, некоторые прямые потомки новомучеников и исповедников, паства, которая окормлялась духоносными пастырями, прошедшими огненные испытания нового вавилонского плена, отличаются от утратившего жизнеспособность большинства. Для них характерно, например, неприятие абортов, противозачаточных средств и многодетные семьи.
Как сказал наш современник, «атеисты вымрут, как мамонты, по собственному желанию». В то время как благочестивое меньшинство будет умножаться по закону «цепной реакции». И тут удивительным образом оправдываются пророческие слова Псалмопевца: «семя нечестивых потребится» (Пс. 36, 28), в то время как «праведницы, кротции наследят землю» (Мф. 5, 5).
Нам известно много таких примеров. Среди них – семья одного почитаемого церковным народом батюшки, сына священника, прошедшего Соловки, и его супруги, дочери испытавших на себе тяготу лагерей, ссылки духовных чад отцов Алексия и Сергия Мечевых. Этот батюшка и его супруга – родители восьмерых детей, которые, в свою очередь, обзавелись многодетными семьями, так что и внуков уже не один десяток народился.
Как-то в день его тезоименитства мы молились в алтаре храма, настоятелем которого он был. Вместе с ним там священнодействовали еще 12 священников, ставшие его духовными чадами еще в то время, когда были простыми прихожанами. То есть он, можно сказать, – многочадный отец не только в обычном, но и в духовном смысле этого слова; не только его плотское потомство умножается в геометрической прогрессии, но и духовное. Потому что эти его духовные чада-пастыри, в свою очередь, имеют обильное и обычное, и духовное потомство. Не говоря уже о том, что и среди его родных детей некоторые сами стали батюшками и женами иереев.
Таким образом, на нем сбываются другие слова Псалмопевца: «праведник яко финикс процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится…» (Пс. 91, 13).
Однажды от одного из своих духовных чад он услышал такую фразу: «Батюшка, число ваших домочадцев уже достигло преполовения того числа, с которым Иаков пришел в Египет. А потом будет, как песок морской». Батюшка сразу стал серьезным, задумался и сказал, что когда он был молод и у него не было семьи, один старец посмотрел на него и, покачав головой, сказал: «Якове, Якове…».
Цель врага всегда – вызвать всеобщее взаимное ожесточение и оскудение любви
Богоборческая революция в России XX века явилась как бы репетицией последних времен, прихода антихриста. То же самое и сейчас говорят про эпидемию и всю эту смуту, что породила она.
Целью врага всегда является вызвать всеобщее ожесточение и оскудение любви, затрудняющее спасение душ человеческих. Причем даже спасение избранных, для которых весьма затруднительным становится исполнение заповеди любви к врагам, когда речь идет о противниках веры.
Но для лучших из них, сохранивших эту святую заповедь, примером были сами апостолы, которые, как овцы среди волков, были окружены исключительно врагами их исповедания…
Мы верим, что все происходящее в истории человечества промыслительно и что воля Божия всегда благая, и совершенная, и спасительная. Но постичь ее благость и спасительность человеческому уму не под силу, если только Сам Господь этого не откроет, как Он это иногда делает в общении со Своими пророками, которых называют «друзьями Божиими». Или если сам человек достигнет обожения и приобретет «ум Христов» (1 Кор. 2, 16), – тогда это проникновение в тайны Божии тоже становится возможным.
Мы можем иногда ретроспективно, отчасти, приблизительно, «гадательно» усмотреть спасительность Промысла, изучая уже свершившиеся исторические события, как об этом мы пытались рассуждать выше. Мы чаще всего «крепки задним умом». Но перед теми событиями, что происходят сегодня и которые часто представляются нам ужасными и пагубными, и вовсе не спасительными, наш ум оказывается бессильным.
Конечно, мы можем понять, что Господь попускает нам пережить испытания. Вострепетать, ибо сказано Иоанном Предтечей: «дерево, не приносящее доброго плода, посекается и во огнь вметается» (Мф. 3, 7–10). Наказание Божие – это всегда научение (так и переводится с церковнославянского слово «наказание») чему-либо. Это предупреждение нам. И сколько уже было таких извещений? А люди продолжают упорствовать в беззаконии…
Глубокое падение и действенная молитва – это, как ни парадоксально, очень близкие явления
Фото: pravoslavie.ru
Однако в России, говорил преподобный Серафим Вырицкий, даже после великого нравственного падения, которое нам и приходится наблюдать, молодежь, дойдя до самой крайней степени, увидит, что так больше продолжаться не может, и тем горячее все будут каяться.
«Разбойничье покаяние», как результат крайнего падения, стало привычной идеей народного христианского менталитета
«Разбойничье покаяние», как результат крайнего падения, давно уже стало привычной идеей народного христианского менталитета. Оттого-то у нас и фильм «Остров» с участием недавно преставившегося Петра Мамонова стал столь популярен в стране. Там герой сделал нечто, за что он всю свою жизнь потом считал себя недостойным жить в человеческом жилье, спал не на постели, а на груде угля в кочегарке. Когда в таком состоянии смирения человек взывает ко Господу, то Бог слышит его. Даже чудеса совершаются по слову таких кающихся. Это духовная реальность. Действительно, так и происходит. Я об этом как-то спрашивал у отца Валериана Кречетова, и он подтвердил: глубокое падение и действенная молитва бывают очень близки между собой, иной раз они находятся как бы рядом.
Прощание с Петром Мамоновым проходило у нас в Донском монастыре, и можно было видеть огромное стечение как раз явно, как сказали бы, «бесшабашной», потрепанной разгульной жизнью молодежи или тех, кто все еще не остепенился. Но когда-то таким был и сам раб Божий Петр, и его пример и в жизни, и явленный им в кино, – лишь подтверждение истины: Бог слышит молитву именно тех, кто ни во что себя ставит.
Это вот такой парадокс духовной жизни: если вы много нагрешили, у вас большие шансы и духовно преуспеть, – именно каясь, сокрушаясь в содеянном. В этом милость Божия, у Него для всех равные условия: кому много дано, с того много спросится. А о «грехах юности» мы можем умолить Господа не вспоминать (Пс. 24, 7). Но для этого надо молиться и ни в коем случае не отчаиваться, чтобы у нас там ни было ранее в жизни.
Мироздание устроено так, что Истина восторжествует, а враг будет посрамлен.
Грехи – это топливо для ракеты покаяния, доставляющей нас в рай
Если читать внимательно Евангелие, то мы видим, кто пошел за Господом. Не фарисеи, не праведники, которые старались соблюдать закон, а мытари, блудницы. Мытари – это коллаборационисты, это предатели, налоговая полиция, которая обирала свой собственный народ, и не только для римских оккупантов, но и пополняя свои карманы. Вот из кого Христос апостолов Себе отобрал! Апостол и евангелист Матфей, святой праведный Закхей, мученица Фотиния… Мытари и блудницы. То есть бандиты и проститутки. Вот кто пошел за Господом! Так Господь-то и пришел: «взыскать погибшее» (ср. Мф. 18, 11).
Мытари и блудницы. То есть бандиты и проститутки. Вот кто пошел за Господом
«Порядочному» человеку труднее покаяться, чем тому, кто дошел до дна в своем падении. Когда он увидит уже свое совершенное недостоинство, свое окаянство, ясно увидит, – то ему бывает покаяться проще, чем тому, кто не совершил особо тяжких грехов, гордится собою, своими достижениями тщеславится, считает себя по крайней мере не хуже других. Но это же фарисейство! Такой человек и в церковь может ходить «по расписанию», теша себя мыслью: какой он хороший, вот и в храм ходит неопустительно, и в таинствах участвует… В Евангелии именно по отношению к фарисеям Господь произносит самые страшные обличения и пророчества (Мф. 7, 23).
А иным Бог и падение беспрецедентное допускает для того, чтобы человек, тем сокрушеннее каясь потом, достиг Царства Небесного.
Мы видим, что первым вошел в рай разбойник, и что там находятся блудницы, мытари. И в житиях святых мы находим, что жил-был разбойник Варвар, который подобно скотине ползал на четвереньках, ел траву, уподобляясь травоядным, и считал себя недостойным, как люди, ходить на двух ногах. Или Мария Египетская. А кто больше всех проштрафился из апостолов? Петр и Павел. Именно они больше всех и были виноваты перед Господом. Зато и стали самыми ревностными и Первоверховными апостолами, потому что и каялись и трудились так, как никто, – чтобы только искупить свою вину.
Как говорил преподобный Паисий Святогорец: кто много нагрешил, у тех в распоряжении «навоза» много, а это просто бесценный ресурс в деле взращивания и добродетелей. Грехи – это топливо для ракеты покаяния, доставляющей нас в рай.
Потому-то Господь говорит: «кому больше простится, тот больше возлюбит» (Лк. 7, 47). И в наши дни дети, известно, видят и знают гораздо больше грехов, чем их сверстники веками ранее. Но тот же старец Паисий Святогорец отмечал, что и они все равно могут спастись, если проявят особо горячее покаяние.
Ад и при нынешних испытаниях посрамлен будет.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Подготовила Ольга Орлова
[1] https://ru.m.wikisource.org/wiki/Проект:_о_введении_единомыслия_в_России_(Прутков)
[2] Клайв Льюис. Письма Баламута.