«Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…»

Часть первая

Бывший СССР 
0
854
Время на чтение 13 минут

Источник: Прихожанин

27 июля – День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), 180 лет со дня гибели

Пятигорск как пятиглавый храм. Он словно вымаливает свою невинною вину перед всей Россией за трагическую гибель у горы Машук русского гения.

И вот уже без малого два столетия и Пятигорск, где обрела бессмертие и жизнь вечную душа Лермонтова, и вся Россия, и весь Русский мир возносят молитву о поэте, прозаике, драматурге, художнике, прославившем в своём творчестве не только земное своё Отечество, но и Небесное.

А в Тарханах, родном доме поэта, по сложившейся традиции День памяти Лермонтова начинается с панихиды в церкви Михаила Архистратига, где в 1842 году три дня стоял гроб с телом Михаила Юрьевича Лермонтова.

Фото: prihozhanin.msdm.ru

«Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы, восклицал известный лермонтовед, мастер художественного рассказа, телеведущий, народный артист СССР Ираклий Луарсабович Андроников (1908-1990). Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своём бесконечном бессмертии».

* * *

О том, какое место в жизни и творчестве Лермонтова, занимала вера, писали и продолжают писать как лермонтоведы, так и архипастыри и пастыри нашей Церкви.

Фото: prihozhanin.msdm.ru

«Лермонтов, отмечал С.В. Шувалов в статье «Лермонтов и христианство» (1914), принадлежал к числу немногих избранных душ, для которых ещё здесь на земле приподнялась завеса вечности, так что они могли смело заглянуть в недоступный для обыкновенных людей мир… Такие души всегда являются религиозными – в полном и настоящем смысле слова; они постоянно чувствуют свое «Я» частью единой высшей силы, одухотворяющей вселенную, – чувствуют в себе и вокруг себя присутствие этой силы, и способны, более или менее часто, к близкому и интимному общению с ней; для них отказаться от Бога – значит отказаться от самих себя»1.

Спустя 100 лет, когда отмечалось 200-летие Михаила Юрьевича, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион так отозвался о вере в жизни и творчестве Лермонтова:

«Он был, на мой взгляд, глубоко религиозным человеком, прекрасно знал Библию. Вся внутренняя жизнь поэта протекала как бы в присутствии и перед взором личного Бога.

В своих стихах он обращался к библейским образам, в качестве эпиграфа брал цитаты из Библии. Библейские мотивы у Лермонтова – сложное, многоплановое явление. Их употребление в одном и том же контексте противоречиво и рассчитано на знакомого с Библией читателя, который сумеет разобраться в тонкостях идейно-смысловой направленности библейских мотивов»2.

* * *

До сих пор не найдены ответы на множество загадок, тайн, которые оставил потомкам Лермонтов. Он, как никто другой, сумел заглянуть в глубины человеческой души.

«История души человеческой, – признавался Михаил Юрьевич в «Герое нашего времени», хотя бы самой мелкой души, едва не любопытнее и не полезнее истории народа».

Мануэлла Фёдоровна Дамианиди лермонтовед, пятигорский краевед. Не один десяток лет она проработала в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. С 1983 года заведовала в лермонтовском музее отделом научной пропаганды. Автор множества книг и статей, посвящённых творчеству Лермонтова, блестящий знаток лермонтовского окружения и памятных Лермонтовских мест на Кавказских Минеральных Водах. Ее перу, в частности, принадлежит монография о Свято-Лазаревском храме Пятигорска.

Мануэлла Федоровна – одна из тех исследователей, кто пытается найти ответы на вопросы, поставленные Михаилом Юрьевичем.

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!<…>
(«Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837)

Фото: prihozhanin.msdm.ru

В ряду лермонтовских работ М. Ф. Дамианиди далеко не случайно появилась изданная по благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта книга «В минуту жизни трудную…»3.

«Судьба моя Иисус» – эти слова были написаны на дворянском гербе рода Лермонтовых, – отмечает в рецензии на книгу доктор филологических наук, профессор Людмила Ходанен. Пророческий смысл этих слов мы вспоминаем, читая страницы духовной биографии поэта в книге «В минуту жизни трудную…».

<… >В книге собраны факты, связанные с духовной жизнью поэта по православным обычаям: пешее путешествие молодого Лермонтова с московскими друзьями на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, посещение в Воскресенске «Русских Палестин», подмосковного храмового ансамбля, созданного по проекту Патриарха Никона, исповедь и причастие, о которых сохранились записи в церковных книгах. Так возникает представление о посеянных семенах веры, давших свои плоды.

По мысли автора книги М. Ф. Дамианиди, этими значимыми событиями в духовном взрослении поэта была подготовлена благодатная почва для рождения молитвенной лирики и они повлияли на развитие центрального сюжета всего творчества Лермонтова, в котором сталкивались бунт и обретение гармонии, скепсис и жажда благодати спасения»4.

***

Детские годы Лермонтова прошли в Тарханах. Эти годы в родной усадьбе повлияли на формирование личности и талант поэта.

Фото: prihozhanin.msdm.ru

«С детства Лермонтов жил в усадьбе бабушки Е.А. Арсеньевой, Тарханы, где царило настоящее русское благочестие, рассказывает Мануэлла Дамианиди. Всегда горящая лампада, Библия на столе, паломнические поездки в лавру.

После смерти дочери Елизавета Алексеевна с маленьким внуком поехала в Киев на богомолье в Киево-Печерскую лавру, а через год она вторично посетила её вместе с Мишелем. Только там Елизавета Алексеевна могла найти утешение, молясь о душе своей дочери»5.

Не тогда ли, во время паломничества в Киево-Печерскую лавру, юный Лермонтов услышал столь популярную в Малороссии рождественскую колядку? Или Михаил Юрьевич мог услышать колядку в самих Тарханах, где «царило настоящее русское благочестие»?

Ночь тиха над Палестиной.
Спит усталая земля.
Горы, рощи и долины
Скрыла всё ночная мгла.
Скрыла всё ночная мгла <...>

И спустя годы, «воскреснув» в памяти, возможно, именно эта колядка отзовётся в его гениальном стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841), которое по сути стало завещанием поэта:

<…>Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу<…>.

«<…>Через три года после безвременной кончины Марии Михайловны Лермонтовой, – рассказывает Мануэлла Дамианиди, – в Тарханах была освящена церковь во имя Святой Преподобной Марии Египетской, построенной Арсеньевой на месте бывшего барского дома. Среди множества икон был образ ангела-хранителя Михаила Юрьевича Св. архистратига Михаила предводителя небесного воинства в последней битве Апокалипсиса.

Любимой книгой Лермонтова было «Откровение Иоанна Богослова», книга давала ему надежду в неутихающей борьбе ангела и демона, которое всю жизнь раздирало его душу»6.

***

В юности Лермонтов был влюблён в Екатерину Александровну Сушкову. В своих воспоминаниях она рассказала о поэтических шедеврах Михаила Юрьевича, созданных им в святых местах.

Фото: prihozhanin.msdm.ru

За лето 1830 года во время паломничества из Москвы в Троице-Сергиеву лавру Лермонтов создал более десяти прекрасных стихотворений: «Нищий», «Оставленная пустынь предо мною…», «Благодарю», «Чума в Саратове», «Итак прощай…»

Троицкая дорога, по свидетельствам богомольцев, никогда не бывала пуста. Во всех придорожных сёлах трактиры, гостиницы, постоялые дворы принимали богомольцев, идущих к Троице и обратно.

Ярко описывает это в своих книгах Иван Сергеевич Шмелёв «Лето Господне и «Богомолье» (бывал у Троицы мальчиком, потом юношей!), написанных век спустя после паломничества Лермонтова в обитель преподобного Сергия.

«На четвёртый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные, – вспоминала Е.А. Сушкова. В трактире мы переменили запылённые платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукой поднёс нам свою деревянную чашку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: положили полную чашку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед, принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из под его карандаша стихи:

«У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку <…>»7

По воспоминаниям Е. А. Сушковой, стихотворение «Нищий» посвящено ей и написано в середине августа 1830 года.

Фото: prihozhanin.msdm.ru

«<…> знаменитое стихотворение «Нищий», отмечала Екатерина Александровна, было написано шестнадцатилетним мальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности. В этом эпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведь жестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлять добро и милосердие»8.

Вспомним Евангелие от Матфея:

7 Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: 8 всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется. 9 Или кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? (Мф. 7:7-9).

И тогда камень в стихотворении Лермонтова, а не камешки, которые положили в чашу смиренному нищему, это не просто поэтическая метафора. А обобщенный образ, отсылающий к глубокому и всеобъемлющему смыслу Святого Евангелия.

(Продолжение следует)

1 Шувалов С. В. Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914.

2 Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Поэзия Лермонтова бессмертна! Передача «Церковь и мир» на телеканале «Вести-24». 1 ноября 2014 года

3 Дамианиди М. Ф. «В минуту жизни трудную…». Ессентуки: Издательский дом, 2011.

4 Людмила Ходанен. Размышляя о Лермонтове. Пятигорская Правда, 24 января 2012

5 Дамианиди М. Ф. «В минуту жизни трудную…». Там же

6 Дамианиди М. Ф. «В минуту жизни трудную…». Там же

7 Сушкова Е.А. (Хвостова). Записки 1812-1841г.г. Ред. Введение и примеч. Ю.Г. Оксмана. Л., 1928 г. С. 111-115.

8 Сушкова Е.А. (Хвостова). Записки 1812-1841г.г. Там же

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

† Николай Алексеевич Головкин
Айвазовский в море «узнал своего Творца»
2 мая 2025 года – 125 лет со дня кончины великого русского художника Ивана Айвазовского (1817–1900)
02.05.2025
190 лет со дня рождения Николая Помяловского
«Он вошёл в литературу, когда в ней уже активно действовали крупнейшие наши классики – и среди них не затерялся»
24.04.2025
«Не токмо Небеса, но и недра земные поведают славу Божию…»
​​​​​​​15 апреля 2025 года исполняется 260 лет со дня кончины великого русского ученого-энциклопедиста, православного мыслителя Михаила Ломоносова (1711-1765)
15.04.2025
Все статьи † Николай Алексеевич Головкин
Бывший СССР
Зачем нужен Ленин в Мавзолее, а «железный Феликс» на Лубянке?
Или кто заказал создание скандального фильма «Мумия»?
03.07.2025
«К войне они готовятся вполне серьёзно»
Кроме создания патовой военной ситуации, Запад не видит возможности добиваться компенсации своих потерь от ими же введённых санкций, а без этой компенсации они скатываются в катастрофический социально-экономический кризис
03.07.2025
«Отвратительны попытки вновь очернить Советский Союз»
Россию от американских ударов спасает русское ядерное оружие и неуязвимые средства его доставки — то оружие, которым Россия обязана Сталину
03.07.2025
Кто такие подкарпатские русины, карпатороссы?
Выступление на Круглом Столе в Институте стран СНГ в честь 80-летия воссоединения Подкарпатской Руси с Россией (на тот момент СССР)
03.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем нужен Ленин в Мавзолее, а «железный Феликс» на Лубянке?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.07.2025 12:52
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от С. Югов
03.07.2025 12:17
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от Туляк
03.07.2025 12:09
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
03.07.2025 12:05
Опасное шоу вокруг мавзолея на Красной площади
Новый комментарий от Z_V
03.07.2025 12:02