Игуменья Мария (Робинсон)
Фото: pravoslavie.ru
8 июля 2021 года исполняется 125 лет игуменье Марии (Робинсон) – первой настоятельнице Гефсиманской женской общины (ныне – женского монастыря) в Иерусалиме. Игуменья Мария – одна из выдающихся подвижниц Русского Зарубежья, основательница и первоначальница знаменитой Вифанской православной арабской школы в Иерусалиме. 33 года она правила знаменитой Гефсиманией в сане игуменьи. Никто из почивших и ныне живущих православных игумений Святой Земли не может преодолеть этот ее своеобразный «почтенный рекорд» игуменского правления.
Игуменья Мария, в миру Марион, родилась 8 июля 1896 года в Глазго. Ее мать была чистокровной шотландкой из помещичьей семьи. Отец – наполовину ирландец, пресвитер Шотландской церкви, окончивший университет в Гейдельберге в Германии. В зрелые годы он написал книгу «Иисус Христос в новом освещении», в которой высказывал личное мнение о Воскресении Христовом, считая Спасителя всего лишь духоносным человеком. Появление этой книги повлекло за собой отлучение его от Шотландской церкви, вскоре после чего он заболел туберкулезом и умер.
33 года она правила знаменитой Гефсиманией в сане игуменьи
В это время одиннадцатилетняя Марион гостила у друзей, и в ночь на 4 декабря во сне услышала голос, что ее отец при смерти. В испуге девочка проснулась и уже не смогла уснуть, а утром за ней приехали, чтобы отвезти домой, поскольку ночью отец скончался. С этого момента можно говорить о своеобразной мистической одаренности игуменьи Марии, которой она выделялась среди своего окружения. В 17 лет Марион сама заболела туберкулезом и оказалась в санатории, где ей было видение Неопалимой Купины. У Марион были два младших брата, рано умерших. Рано умерла и любимая мать. Марион осталась вдвоем с родной сестрой и твердо решила, что ранние смерти ее ближайших родных указывают ей на служение Христу и ближним.
Марион Робинсон в форме сестры милосердия.
Фото: pravoslavie.ru
1920-е гг. Марион получила образование в Шотландии, в женском колледже Св. Леонарда, закончив его в 1914-м году. Затем прошла полный двухгодичный курс сестер милосердия в Ливерпульском детском госпитале по специальности «детские заболевания и уход за больными детьми», по окончании которого в 1919-м году получила диплом с похвальным отзывом. После чего прошла полный пятилетний курс медицинского образования в Лондонском госпитале с 1919 по 1923 гг., окончив его с дипломом и с похвальным листом. И в довершение всего – учеба на факультете социальных наук при Белфордском университете в Лондоне с получением диплома в 1926-м году. После чего она проработала 4 года на государственной службе, прошла конфирмацию в Высокой церкви Англии в Лондонском соборе Св. Павла от лондонского архиепископа и поступила послушницей в монашескую общину Христа Спасителя Исцеляющего. С группой священников и женских сотрудниц была послана на послушание в Индию, в город Пуна, в епархию архиепископа Бомбея, с благословения которого основала там миссионерский центр – Дом для приходящих больных – с целью духовной и физической помощи страждущим. Пострижение Марион в монашество с именем Стелла по чину Высокой церкви Англии с пожизненными обетами произошло 10 августа 1929 года.
В начале 1932 в одном из домиков Русской Гефсимании поселились две англиканские монахини, шотландки по происхождению, – Стелла (Робинсон) и Катрин (Спрот), решившие посетить Иерусалим по пути из миссионерской поездки в Индию. Пребывание в Святой Земле, общение с сестрой Валентиной и архиепископом Анастасием (Грибановским) изменило всю их жизнь. Видя бедственное положение Русской Гефсимании и участка в Вифании, они захотели помочь. Так началось бескорыстное сотрудничество инославных монахинь с Русской духовной миссией в Палестине.
Так началось бескорыстное сотрудничество инославных монахинь с Русской духовной миссией в Палестине
Обе шотландки, будучи родом из влиятельных семейств, заручились поддержкой английских властей в Палестине, что в значительной степени распространилось и на Миссию. Власти, по мере возможностей, стали содействовать русским. Большую роль сыграло и то, что гефсиманский храм оказался усыпальницей Великой княгини Елисаветы Фeдоровны – сестры последней русской Царицы и внучки английской королевы Виктории, на чем Стелла (Робинсон) сделала особый акцент в общении с британской администрацией. Деятельность по созданию православной обители сблизила англиканских монахинь с православными. Они стали посещать богослужения в храме Марии Магдалины, сестра Валентина (Цветкова) помогала им в изучении русского и церковнославянского языков.
В сентябре 1933 г. обе сестры присоединились к Православию, при этом им возвратили имена, полученные в Крещении, – Мария (Марион) и Александра (Аликс).
Вскоре, с благословения владыки Анастасия, в Вифании было основано общежитие. Возглавила общину сестра Мария. В августе 1934 года в храме Св. Марии Магдалины сестра Мария была пострижена в монашество с сохранением имени. Через три месяца владыка Анастасий совершил постриг сестер Александры (Спрот) и Валентины (Цветковой) с именами Марфа и Варвара. В Гефсимании, по замыслу владыки Анастасия, сестры должны были заниматься внутренним деланием, подобно евангельской Марии, в Вифании же – служением ближнему, как Марфа. Монахиню Марию назначили заведующей русским гефсиманским участком в Иерусалиме и хранительницей усыпальницы Великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. В Гефсимании ей в помощь определили монахиню Варвару, в Вифании – монахиню Марфу. Так началась малая община.
Игуменья Мария со своей первой помощницей сестрой Валентиной (Цветковой), будущей игуменьей Варварой, настоятельницей Гефсимании в 1969–1983 гг.
Фото: pravoslavie.ru
Осенью 1936 года монахиня Мария была возведена в сан игуменьи с возложением наперсного креста с украшениями. Жизнь молодой обители во время начавшейся в 1939-м г. Второй мировой войны была трудной, но благодаря игуменье Марии, которая всё причитавшееся ей наследство переводила в монастырь, а также поддержке родных монахини Марфы, материальная помощь не иссякала. Всё это время игуменья Мария искала возможность списаться с митрополитом Анастасием, отбывшим в Европу в 1935-м, а с 1936-го года возглавлявшим Синод РПЦЗ. Но первое известие от владыки, полученное через Красный Крест, придет от него только в 1944-м году. Однако в Гефсимании продолжались церковные службы по Уставу русских монастырей под руководством архим. Серафима (Седова).
В 1948-м году в Палестине был прекращен британский мандат, и в мае того же года началась арабо-израильская война, изменившая существующий порядок в регионе. Повсюду велись военные действия. Монахиням Марии и Марфе, как британским подданным, неоднократно предлагалось вернуться на родину, но они наотрез отказались. Бросить сестер и святыни – мощи Вел. кн. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – они не могли ни при каких обстоятельствах. И в том, что мощи великих мучениц сохранились до нынешних поколений, великая заслуга в том числе и игуменьи Марии. Врата Вифании и Гефсимании открылись русским и арабским беженцам, которых было немало – в Русской Гефсимании заселены были даже пещеры. Службы в храме не прекращались.
В том, что мощи мучениц сохранились до нынешних поколений, великая заслуга игуменьи Марии
Война вызвала раздел Иерусалима и Палестины между новообразованным государством Израиль и Иорданией. К тому времени у Сталина появился стратегический интерес к странам Ближнего Востока, и советская администрация заявила о своих правах на церковное имущество Царской России в Палестине. Правительство израильского государства, на чьей территории оказалось большинство земель, в свое время приобретенных архим. Антонином (Капустиным) для Русской духовной миссии и сохранявшихся измученными русскими людьми, пошло навстречу пожеланиям СССР. Начались настойчивые попытки уговорить и правительство Транс-Иордании передать Москве русские участки. Давление оказывалось и через Иерусалимского Патриарха, который пытался повлиять на тогдашнего начальника РДМ, убежденного монархиста архим. Антония (Сенкевича). Несмотря на непреклонность иорданского королевского дома в этом вопросе, положение русских обителей на Елеоне и в Вифании было сложным.
На Елеоне, 1954 г., справа налево: архим. Димитрий (Биакай), мон. София (Крылатова), игуменья Тамара, архим. Антоний (Бартошевич) будущий архиеп. Женевский, епископ Женевский Леонтий (Бартошевич). Константин Студенцов, художник из Брюсселя, Гефсиманская игуменья Мария (Робинсон)
Фото: pravoslavie.ru
Игуменья Мария опасалась за судьбу общины и вверенных ей гробниц с останками новомучениц Елисаветы и Варвары. Для обсуждения создавшегося положения она в сопровождении монахини Варвары отправилась в Лондон, оттуда – в Мюнхен, к митрополиту Анастасию. Связь с руководством РПЦЗ восстановилась, и вскоре на Святую Землю был прислан архимандрит Димитрий (Биакай), назначенный духовником Вифанской общины, а позже начальником Миссии. Вместе с ним прибыло и пополнение – группа сестер из Европы. Именно из Гефсиманской женской общины под руководством игуменьи Марии вышла и знаменитая настоятельница Русского Елеона игуменья Тамара (Великая княжна Татьяна Константиновна Романова-Багратион-Мухранская).
С момента образования общины «нижний» дом на участке Русской Гефсимании перестали сдавать в аренду – в нем разместили игуменскую, сестринские келлии и канцелярию. Чуть выше возвели еще одно здание с четырьмя большими келлиями (ныне это гостиница), в которых тоже разместились сестры. Кроме того, сестры жили и в нижних помещениях под храмом.
После 1948 года материальное положение иерусалимских женских обителей, оставшихся под омофором Русской Зарубежной церкви, осложнилось тем, что они лишились части дохода, выручаемого прежде от сдаваемых в аренду русских построек – теперь они отошли государству Израиль. Община в то время существовала на средства Синода РПЦЗ, частные пожертвования паломников, а также на заработок сестер иконописью, вышиванием, ткачеством, переводами и уроками. Основой же по-прежнему оставались личные средства игуменьи Марии и монахини Марфы.
Гефсиманская, она же Вифанская, обитель продолжала свое благородное и богоугодное дело евангельских Марфы и Марии, а также Великой княгини Елисаветы Федоровны. Молодые образованные сестры – русские и арабки — вместе работали в монастырской школе для арабских девочек, трудились на миссионерском поприще, защищая Православие на Святой Земле, издавали миссионерский листок на арабском языке, который, с благословения Иерусалимского Патриарха Тимофея, рассылался по местным приходам и православным храмам других государств Ближнего Востока. Кроме того, вели обширную корреспонденцию с разными странами мира, совершали поездки религиозно-просветительского характера в православные селения Палестины, устанавливали контакты с местными приходами. В дни Страстной Седмицы и Пасхи Вифания принимала под свой кров и греческих паломников, с которыми поддерживалось дружеское общение и переписка.
Могила матушки Марии (Робинсон) в Гефсимании
Фото: pravoslavie.ru
В начале 1950-х гг., по благословению митрополита Илии, в Ливане открылась женская монашеская обитель. Ее будущие насельницы больше года провели в Вифанской общине, приготовляясь к монашескому служению. Вифанская школа дала православному миру много благочестивых монахинь-арабок, которые впоследствии рассеялись по всему свету, отправившись на служение в Чили, Аргентину, Францию, Англию, Грецию. В Чили ими была основана монашеская община по подобию Вифанской – с детским приютом в память Св. Иоанна Кронштадтского, в Лондоне – Благовещенская обитель. И конечно, многие из них пополняли женские монастыри Елеонской горы. Ныне Вифанская православная школа, курируемая Гефсиманским монастырем, – одна из самых известных и авторитетных на всем Ближнем Востоке. Автору данной заметки представляется справедливым, чтобы Вифанской школе было дано имя игуменьи Марии.
Вифанская школа дала православному миру много благочестивых монахинь-арабок
Игуменья Мария тихо почила о Господе 7 ноября 1969 года в возрасте 72 лет и была с почетом погребена на территории руководимой ею в течение 33 лет Гефсиманской женской общины Марии Магдалины Русской Зарубежной Церкви. Ее могилка – одна из почитаемых святынь Гефсиманского монастыря.
Имя игуменьи Марии (Робинсон) золотыми буквами вписано в историю Русской Зарубежной Церкви. Совершенно не русская по крови, игуменья Мария обогатила Русское Православие великими трудами смиренного монашеского подвига – созидания, милосердия и сострадания. Вечная ей память!