Сомнитеьный успех

Очередной памятник Царю-миротворцу вызывает, как минимум, смешанные чувства

Филипп Лебедь 
0
26.06.2021 557

Источник: Русский вестник

Фото: rv.ru

В субботу, 5 июня, в Арсенальном каре Гатчинского дворца был торжественно открыт памятник Императору Александру III. Это событие приурочено к 175-летию Царя-Миротворца, весьма скромно отмеченному в минувшем году, как считается, по причине пандемии. Тем не менее еще в 2019 году руководители Российского исторического и Российского военно-исторического обществ Сергей Нарышкин и Владимир Мединский обсуждали идею установки нового памятника в рамках нацпроекта «Культура», был проведен конкурс, и теперь монумент открыт возле любимой резиденции Императора в Гатчине. В торжественной церемонии принял участие президент РФ В.В. Путин, который не раз в своей риторике ссылался на крылатые выражения Царя и выражал свое уважение к его личности. Глава государства, преклонив колено, возложил к изваянию букет цветов. Он высоко оценил работу авторов, сравнив фигуру Императора в истории и сам памятник со скалой, назвав это успехом. Однако на фоне позитивных оценок данного события, обусловленных возвращением должного внимания Великому Русскому Государю, имела место и критика, для которой нашлись явные и косвенные основания.

В первую очередь с самого начала разгорелось обсуждение исторической ошибки: орден Андрея Первозванного, высшая награда Русского Царства и Российской Империи, представлен не восьмилучевым, каким он изображен на портретах и памятниках дореволюционной эпохи, а в виде гексаграммы, т.е. шестиконечной звезды. Этот факт вызвал в медийном пространстве резонанс. Патриотическая общественность с негодованием рассуждала как о нерасторопности, так и о намеренном издевательском жесте. Одни комментаторы вспоминали многочисленные разных лет плакаты к 9 Мая, где по каким-то причинам вместо советских солдат оказывались бойцы вермахта, или схему от «Штурмгевера 44» Х. Шмайссера на памятнике Михаилу Калашникову, говоря о том, что в последние годы в России часто случаются подобные казусы, дающие почву для различных толкований. Другие прямо говорили о провокации и насмешке, что немудрено, ведь фигура Александра III была заклеймена еще в советской истории и вызывает жгучую ненависть в наши дни. Для патриотической общественности очевидно, что этот правитель, получив от убитого отца царство в экономическом упадке, подорванное интеллигенцией и терзаемое террористами, за короткий срок не только восстановил казну и навел порядок, но и заложил основы бурного экономического и промышленного роста на десятилетия вперед. Это отмечает и ставящий его правление в пример президент Владимир Путин. В то же время существует огромный пласт либеральной интеллигенции, вменяющей Государю и Великому князю Сергею Александровичу высылку евреев из Москвы и иные ограничительные меры, а с ним перекликаются громогласные марксисты, ощущающие себя оскорбленными жертвами закона «о кухаркиных детях». Поэтому шестиконечная звезда на монументе государя, которого столько лет непрерывно называют царем-антисемитом, не могла не вызвать бурную реакцию. Если позиция патриотов уже ясна, то интересна и показательна оценка аудитории журналиста А. Венедиктова, который также написал о неточности в изображении ордена на своей официальной странице в Твиттере. Комментарии в основном выражают иронию и сарказм: «орден Давида ветхозаветного», «у царя был негатив к евреям... вот они ему и отомстили», «это Наша звезда», «шериф гатчинский, однако», «я понимаю, что шаббат, но совесть-то имейте», «сионистский заговор» и т.д. На следующий день скульптор Владимир Бродарский сообщил об исправлении ошибки, уточнив, что при выплавке перенервничали, хотя в макете все было правильно.

На этом бы и закончить, но вопрос макета и исполнения памятника оказался не менее существенным поводом для критики, особенно после того, как проблему ордена решили. Проект В. Бродарского был выбран заказчиками по принципу оригинальности: молодой скульптор, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина, ученик Альберта Чаркина и Григория Ястребенецкого, использовал эскизы знаменитого Паоло Трубецкого, хранившиеся в Русском музее, но обыграл в индивидуальном стиле. Изваяние выполнено широкими мазками, превращающими его в некий трехмерный эскиз, чем законченный образ, а врастающее в землю кресло и нагромождения на мантии отражают мощь и неразрывную связь с державой и ее недрами. По крайней мере, так преподносится авторский подход. Президент на открытии также увидел скалу. Однако, судя по многочисленным схожим отзывам в консервативных сообществах, в этом авторском переосмыслении чаще видится не скальная порода, а гора грязи или в лучшем случае земли, а сама фигура Великого Царя, будучи бронзовой, будто бы слеплена из пластилина. Встречаются и еще более неблагозвучные сравнения, заставляющие думать, что далеко не всем в этом переосмыслении удается разглядеть попытку аллегорично показать масштаб личности и силу Александра III.

Кроме того, и без современных «концептуальных» подходов следует учитывать изначальное отношение П.П. Трубецкого к императору. Недаром уже современники критиковали скульптура за намеренное создание громоздкой и неповоротливой конной статуи царя на Знаменской площади (ныне – Восстания) в Петербурге, а государь Николай Александрович даже хотел отправить памятник «в ссылку» – подальше от оскорбленных сыновних глаз. Вот и в репортаже на одном из государственных каналов вдруг процитировали частушку про комод, бегемота и обормота, посвященную знаменитой работе итальянского подданного Трубецкого, и все на той же мажорной ноте. А потом заодно и вспомнили строки советского поэта Демьяна Бедного «Пугало», выбитые на том же многострадальном памятнике, ныне сиротливо стоящем во дворе Мраморного дворца Русского музея, созданного Александром III. Таким образом, спорное с эстетической стороны современное воплощение, вероятно, основывалось на эскизе, в который заранее закладывался критический взгляд на Царя-Миротворца, оттого результат и вызывает как минимум смешанные чувства.

Как в 2000-е годы смешанные чувства вызвало решение властей установить памятник Александру II возле Храма Христа Спасителя. Было бы логично постараться воссоздать монумент Царю-Освободителю авторства А.М. Опекушина на территории Кремля, а на его законном месте восстановить памятник Александру III того же А.М. Опекушина и А.Н. Померанцева. Вот где действительно отражался подлинный размах личности: в бронзе застыла неоспоримая мощь, и в каждой детали – гений государственного строительства! В этой работе, сразу же варварски уничтоженной большевиками, не было этого случайного элемента и изъяна. Рядом – освященный в царствование Александра III Храм Христа Спасителя и носивший его имя Императорский музей изящных искусств (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Возрождение этого памятника в его изначальном масштабе в ансамбле главного храма Москвы стало бы достойным актом к юбилею Великого Царя. Что же касается Гатчины, то при выборе проекта нового монумента, вероятно, следовало бы учитывать образ, этические и эстетические установки Императора, избегая двоякого символизма и импрессионистских экспериментов.

Филипп ЛЕБЕДЬ

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

А потом заодно и вспомнили строки советского поэта Демьяна Бедного «Пугало», выбитые на том же многострадальном памятнике, ныне сиротливо стоящем во дворе Мраморного дворца Русского музея, созданного Александром III.

тоже их всегда вспоминаю. Вот этого

а государь Николай Александрович даже хотел отправить памятник «в ссылку» – подальше от оскорбленных сыновних глаз

не знал, спасибо. Но тогда еще более удивляет, почему вдова Александра III и соответственно мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, памятник работы Паоло Трубецкого одобрила, и именно её мнение способствовало завершению работ над монументом.
Филипп Лебедь
Казнь барона Унгерна. Век спустя
В сентябре 1921 года состоялся публичный суд над всеми носителями идеи монархии и аристократической традиции
17.09.2021
Сомнитеьный успех
Очередной памятник Царю-миротворцу вызывает, как минимум, смешанные чувства
26.06.2021
Для чтения, молитвы и понимания своей Родины
Православно-Державный календарь поможет русскому национальному возрождению
10.06.2021
Человек традиции в период упадка
Беседа с художником Борисом Ольшанским
27.04.2021
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от prot
20.09.2021 23:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
20.09.2021 21:35
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Silvio63
20.09.2021 18:48
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Олег В.
20.09.2021 18:02
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Олег В.
20.09.2021 14:19