Источник: Православный Санкт-Петербург
Наш разговор с прот.Евгением Шогеновым, новым настоятелем храма на Смоленском кладбище, благочинным Василеостровского округа, начался с разговора о том, что нового происходит на его приходе. Что ни говори, а Смоленское кладбище с усыпальницей блаженной Ксении Петербургской — это одна из главных святынь православной России, и всем хотелось бы знать, как развивается Ксеньин приход… И вот что рассказал отец Евгений:
— Сейчас мы активно готовим к открытию Воскресенский собор — большой, очень красивый храм, который много лет лежал в руинах. А помогает нам в этом сам владыка Варсонофий. И как помогает — со знанием дела, любовью, старанием! Не могу сдержать своего изумления: наш митрополит — настоящий храмоздатель! Вы подумайте только: когда владыка Варсонофий ещё управлял Мордовской епархией, он построил там более 300 храмов! Это может оценить только тот, кто хоть однажды пытался возродить разрушенную церковь или построить новую. Вот я построил два храма, кто-то, может быть, построил пять или десять… А митрополит Варсонофий — более трёхсот! Невероятно!
А на нашем приходе он много усилий вкладывает в строительство гостиницы на Камской улице. Дело в том, что православный Санкт-Петербург готовится к встрече 800летия св.блгв. великого князя Александра Невского. Вы представляете, сколько паломников прибудет в наш город к этому празднику!.. Новые гостиницы просто необходимы, и одна из них будет принадлежать нашему приходу. И вот мы под водительством нашего владыки стараемся, чтобы она была построена в срок, уютная и благообразная.
А что касается Воскресенского собора, то сейчас мы заняты заменой окон. Дело это совсем не простое: окна в соборе имеют чрезвычайно сложную конструкцию — чтобы сделать образец такого окна, нам даже пришлось обращаться к мастерам из Швейцарии… Посмотрим, насколько сделанный ими образец подойдёт для нашего храма.
Да, приход возрождается, совершенствуется — как и всё на земле должно вечно совершенствоваться, вечно стремиться к некоему небесному идеалу… Это относится и к предметам материального мира, и к душам человеческим. На нашем приходе нельзя ежечасно не иметь перед глазами пример святой блаженной Ксении, а ведь весь её жизненный путь, наполненный подвигами и милосердием, любовью к людям, — это именно путь к небесам. Она шла этим путём вослед за вознёсшимся Господом, и всех нас, её почитателей, звала за собой… Скоро будем праздновать Вознесение Господне, — а этот праздник наводит нас на мысли о Горнем мире, о пути в Небеса. Вот и святая Ксения взяла на себя подвиг юродства во многом для того, чтобы заставить нас поднять взоры от земли к небу. Она блаженная, — а слово это означает «в высшей степени счастливая». Вот Ксения и показывает нам, что есть подлинное счастье в жизни человеческой. Это не временные услады, не плотские утехи, не бытовой комфорт, — а только одно: Бог. Именно в Боге мы можем черпать подлинное блаженство, вечное счастье.
— Отец Евгений, вот вы сказали: «Приближается праздник…» Сколько раз уже он приближался, приходил — и уходил, чтобы на будущий год вернуться снова… Мне приходилось слышать от некоторых людей, что этот круговорот праздников утомляет их: ну что это, мол, такое — каждый год одно и то же!.. В самом деле: есть ли какой-то смысл в этом вечном круговращении?
— А в чём, по-вашему, заключается смысл человеческой жизни? Не в том ли, чтобы мы из года в год совершенствовались в богообщении? Я вам такой пример приведу: вот Адам и Ева… Они же в Эдемском саду до грехопадения своего постоянно находились в богообщении. Господь им являлся, и они Его видели! Как видели? Не знаю. Может быть, духовными очами, а может быть, и телесными, — но они Его видели и находились в непрестанном богообщении. Только после грехопадения они перестали его видеть. А теперь и мы, их потомки, не видим Бога… Но Он же не изменился с тех пор! Он неизменный, вездесущий, Он постоянный, Он вечный, Он как был, так и есть, — просто человек перестал Его видеть. И Господь Иисус Христос говорит нам: чтобы Его увидеть, надо очищать своё сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Именно в этом совершенствовании, в очищении своего сердца и состоит смысл нашей жизни. Мы, православные, в продолжение всей своей жизни размышляем вроде бы об одних и тех же вещах: каждое Рождество — о тайне Боговоплощения, каждую Пасху — о великом чуде Воскресения… А праздник Троицы, Святой Пятидесятницы, — какой это таинственный и глубокий по содержанию праздник! Его можно созерцать бесконечно… И вот мы каждый год празднуем одни и те же праздники, чтобы каждый раз всё глубже и глубже проникать в тайну этих священных событий. И мы проникнем в неё, но только при одном условии: если мы действительно стараемся очистить своё сердце, если мы стремимся к богопознанию, — не только умом, но в первую очередь сердцем!
— А как вы объясните, почему мы празднуем именно Вознесение Господне? Этот праздник как бы теряется в ослепительном свете Пасхи… Что есть в этом событии такого, над чем нужно размышлять год за годом?
— Но ведь смысл прихода Спасителя в земной мир — это именно обожение человеческой природы, возвращение человека к тому первозданному Божиему замыслу, согласно с которым Он создавал первых людей. Пасха — это, конечно, кульминация, это отправная точка всего христианства, это победа Жизни над смертью. Но праздник Вознесения тоже очень важен для осмысления нашего жизненного пути. Своим Вознесением Господь указывает нам, к чему мы призваны, указывает главный смысл нашего жизненного пути, а именно Царство Божие, Царство Небесное. Наша жизнь — пусть она материальная, физическая, земная, — но она должна вести нас не в землю, как рабов земного мира, а возносить к небу. То есть мы все наши дела, все наши помыслы должны устремлять горе, к Горнему миру, к Небесам. Вот для чего Господь, Спаситель наш, вознёсся на небеса не тайно (как тайно свершилось чудо Воскресения), но на глазах у апостолов. Праздник Вознесения говорит нам о том, что мы должны стремиться не вниз, не к земле, а горе.
— Не знаю, прав ли я, но мне кажется, что каждый праздник должен говорить нам не только о вечном, но и о сегодняшнем, о насущном… Как по-вашему, что может сказать нам именно это Вознесение, — Вознесение 2021 года?
— Время сейчас неспокойное… Мыслящему человеку — такому, кто размышляет о своей жизни и подходит ко всему с рассуждением, — оно не может не напоминать о суде Божием. Действительно, все события, которые происходят сейчас, можно понимать как Божественное предупреждение. Поэтому и главная мысль, которую мы сегодня должны хранить в своём сердце и уме, главная мысль, которую доносит до нас Святая Церковь в день Вознесения Господня, — это именно то, что человек не должен ограничивать свои помышления бренным миром, какие бы страшные дела в нём ни происходили. Мы должны обо всём размышлять в перспективе вечности. Человек, когда он не видит болезни, не видит смерти своих близких, — он забывает, что такое вообще случается. Ему кажется, что благополучие вечно, что сам он вечно будет ходить по земле, вечно наслаждаться теми достижениями, которые предлагает современный мир… Но нынешний комфорт, когда стоит только нажать на кнопку — и пойдёт горячая вода, на другую кнопку — и в доме стало тепло, на третью — и наши дома ночью осветятся, как днём, — этот комфорт очень хрупок, эти удобства — лишь временное явление, и мы всегда должны помнить, что главный смысл нашей жизни — это всё-таки жизнь с Богом, и нет для нас иного блага. А Бог, Он вечен. И достичь Его можно, лишь последовав душой Его Вознесению. Господь человека создал для вечной жизни с Ним. Поэтому мы должны настраиваться именно на это, приучать себя ценить лишь небесные блага, чтобы внезапное крушение земных благ не стало неожиданностью.
А вообще православные праздники ещё и тем хороши, что всякий верующий может найти в них ответы на вопросы собственной души, — надо лишь прислушиваться к своему сердцу, внимательней изучать историю праздника и непременно посещать храм Божий. Тогда многое в вашей жизни, пока неясное для вас, будет всё более и более проясняться. И праздник Вознесения Господня тоже скажет что-то вашему сердцу, — только сумейте выслушать и принять это.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН