itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новый настоятель старого храма

0
1431
Время на чтение 7 минут

Источник: Православный Санкт-Петербург

…Перед интервью зашёл в часовню святой блаженной Ксении: как же иначе? С кем бы ни была назначена встреча, а коли пришёл на Смоленское кладбище, так первым делом надо ей поклониться, матушке, доброй хозяйке этой земли…

Только после этого я отправился на встречу с новым настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, молодым протоиереем, отцом Евгением Шогеновым. Что это за человек? Что за священник? Кто встал на место о.Виктора Московского?

Об отце Евгении я знал пока только одно: совсем недавно, в 2018 году, он выстроил в Приморском районе большой, очень красивый храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Дело это, как вы понимаете, немалое, и по всему видно было, что отец Евгений ещё живёт и дышит этим строительством, а потому мы и начали наш разговор не со Смоленского, а с Крестовоздвиженского храма.

— Я с самого детства, более 30 лет, живу в Приморском районе, — сказал батюшка, — он мне родной, я его помню совсем не таким, как сейчас. И с юных лет я мечтал там построить храм!.. Жила такая мечта в моей душе все эти годы.

Потом я поступил в семинарию. Вы знаете, там в храме есть замечательная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» — как она глубоко трогала мою душу!.. Каждый раз по утрам перед занятиями я подходил к этой иконе и молился: «Божия Матерь! Благослови меня быть священником». И вот не прошло и полгода, и именно на «Знамение» случилось со мной настоящее чудо! Я пел в хоре, а тот, кто поёт в хоре, обычно освобождён от всех послушаний. Но именно в канун праздника «Знамение» перед вечерним богослужением все побежали на службу, а у меня развязался шнурок, и я отстал от всех… Поднимаю голову и вижу помощника инспектора. Он говорит: «А ты сегодня идёшь со мной на послушание: надо перенести стулья из епархии в Академию!» Вот досада — остался я без службы!.. Работал я работал, таскал стулья, а потом остановился передохнуть у свечного киоска… И вдруг вижу, что в киоске этом сидит очень милая девушка — дочь протоиерея Александра Кудряшова, секретаря епархии. И вскоре оказалась, что это была судьбоносная встреча: с этого дня мы подружились с моей будущей матушкой, с Александрой, — под Покровом Божией Матери, — и всегда в этот день мы 10 декабря всей семьёй в храме молимся, причащаемся.

…Служил я в разных храмах, но однажды судьба привела меня в Князь-Владимирский собор к отцу Владимиру Сорокину. Конечно, о.Владимир — это человек-легенда! Он сразу сказал мне: «Тебе, отец Евгений, не только у престола надо стоять, но идти в мир. Сегодня такое время, что надо проповедовать. Иди в больницы, в тюрьмы, в школы — там ваша паства». И прошло совсем немного времени после этого напутствия, как меня пригласили для пастырской беседы в психоневрологический диспансер № 4 на Петроградской, на Пудожской улице. И мне так понравился коллектив здешних медиков! И эти пастырские беседы стали постоянными. Когда Господь благословит дело, всё решается само собой: вскоре нашёлся человек, который дал нам средства для помещения под часовенку, а потом и под храм… Атмосфера мне очень там нравилась. Марина Владимировна Романовская, главврач, — очень энергичный человек, никогда не сидит без дела, у неё всегда масштабные идеи. Однажды она говорит мне: «Ну вот, здесь мы часовенку наладили, теперь нужно строить храм». И с благословения владыки мы начали работу, быстро построили маленький храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и молились там около семи лет… А потом настало время и для строительства большого храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Потрясающий храм получился: большой, красивый, в древнерусском стиле! Но служить мне в нём пришлось недолго: владыка Варсонофий благословил меня принять дела послушания здесь, на Смоленке…

— Это было для вас неожиданно?

Отец Евгений в ответ даже руками развёл, не находя слов:

— Очень, очень неожиданно! Это для меня радость, но всё же немного и страшновато: слишком велика ответственность перед Богом, перед Церковью. Но я побеждаю все свои сомнения, помыслы мыслью о том, что если такое случилось со мной, то это никак не без воли Божией, а если Господь назначил, то Он и поможет, и святая Ксения. Поэтому я принял это послушание со смирением и теперь старательно пытаюсь войти в курс всех дел.

— У всякого православного петербуржца есть своего рода история его духовных отношений с блаженной Ксенией… А вам часто помогала наша петербургская святая?

— Я всегда чувствовал, что она рядом. Когда мы строили первый наш храм, мы всегда молились матушке Ксении Блаженной, всегда приезжали на Смоленское. Часто бывало: ну не сдвинуть с места дела, совершенно неразрешимое положение наступило!.. Знаете, как у нас все эти бумажные вопросы решаются, — тем более если ты просто священник и нет у тебя никаких административных возможностей… И вот мы приезжаем сюда, на Смоленку, и молимся, просим о помощи… И едва выходим за порог часовни, как мне звонит человек по нашему вопросу: «Губернатор всё подписал!» Это чудо! И так несколько раз было.

Однажды святая Ксения послала мне своё благословение через одного кипрского митрополита. У них на Кипре построен храм — точь-в-точь такой же, как наш Крестовоздвиженский, — и этот митрополит подарил мне большую икону Ксении Блаженной; я поместил её у входа в свой рабочий кабинет и молился перед ней каждое утро.

Но конечно, молился святой Ксении я всегда — с малых лет: и в школе, и когда был семинаристом… Помню, перед поступлением в семинарию я очень переживал: поступлю или не поступлю, — тогда было сложней поступить, чем сегодня. Мы с друзьями ходили сюда крестным ходом от Академии, и помню, каждый раз через всё кладбище шли пешком, а пока шли, всегда поднимали сломанные кресты, старались немного прибраться на могилах, на дорожках…

Конечно, и сейчас здесь очень много работы… Ведь это место — поистине вселенская святыня православия. Любой православный человек, будь он патриархом, архиереем, священником, мирянином, посетив Петербург, обязательно придёт сюда. Поэтому здесь всё должно быть в высшей степени благолепно, всё должно настраивать на чистую молитву, ничто не должно неприятно поражать взгляд. Вы поймите, у меня сердце кровью обливается, когда я иду из храма до часовенки мимо этих обвалившихся могил, поломанных крестов: святое место поругано! И пусть кому-то покажутся резкими такие слова, но я, как священник, не могу это по-другому воспринимать, и всем, кто со мной не согласен, я говорю: «Вы же православные люди! Вы же крестики на шее носите? Заботитесь о своих крестиках?» — «Да, конечно!» — «Так как же вы можете пройти мимо поломанного креста? Я не могу этого понять».

— А как вы себя чувствуете в новом коллективе? Всё-таки тут коллектив, уже сложившийся десятилетиями, священники всё маститые, а вы такой молодой… Как вас принимают?

— Да, здесь очень сплочённый коллектив! Отец Виктор Московский, конечно, много сил ему отдал. Он действительно был выдающимся священником, и я с самого начала, как только пришёл, сказал, что вижу одну из своих главных задач в том, чтобы сохранить память о нём.

Что же касается духовенства, то у меня есть очень чёткая, давно выработанная позиция… Надо помнить, что Санкт-Петербург — это особый город, и православные традиции здесь особые. Ведь царь Пётр изначально строил его как столицу империи, и потому в наших храмах, в нашем богослужении по-прежнему живёт этот имперский дух. Вы сравните богослужение в других городах России с Санкт-Петербургом. У нас священники всегда служат торжественно, чётко произносят все возгласы, читают Священное Писание красиво, ясно, особыми распевами… У нас сложился даже определённый репертуар. Я всегда говорю каждому батюшке, чтобы он служил в чистом облачении, всегда с улыбкой, с радостью духовной. Понятно, что всякий священник стоит на Литургии перед очами Божиими, но у нас — ещё и перед очами царя, служит царскую службу.

— Отец Евгений, я однажды читал вашу статью о том, что такое счастье для православного человека… Там вы утверждаете, что истинное счастье для нас может быть только духовным. Конечно, с этим трудно не согласиться. Но давайте подойдём к часовне блаженной Ксении… Я думаю, что считаные единицы пришедших сюда просят у матушки духовных даров. Нет, все просьбы очень житейские. Все просят о чём-то повседневном, а может быть, даже и об излишнем, суетном… Как же к этому отнестись?

— Я много изучал святых отцов, писавших на эту тему… Конечно, понимание счастья может быть только духовное. Но мне кажется, что святая Ксения, она в своём блаженстве стяжала такую любовь Божию, что помогает всем. Вот что удивительно! Вот в чём неповторимость этого места! С другими святыми не так. А Ксении Блаженной молятся каждый день, даже в самых банальных вопросах… Так, может быть, в этом есть некий урок для нас? Меня спрашивают: «Батюшка, подавать или не подавать нищим?» Я отвечаю: «Конечно, подавать! Господь сказал: просящему дай!» Вот и святитель Иоанн Златоуст говорит: как только мы начинаем разбирать своим умом: а достойны ли они помощи, то поймём: конечно, недостойны! Любой будет недостоин! Это наш разум — лукавый, испорченный грехом, — говорит. Так, значит, не надо включать разум, а думать только сердцем. Нельзя задумываться: как только задумаешься — всё, дело погублено! И мне кажется, у блаженной Ксении именно такая любовь к малым сим, такая блаженная любовь, такое блаженство. Ты общаешься с людьми, и кажется тебе, как церковному человеку, что порой у человека и совести-то нет, и неблагочестивый он, и неправедный, и то у него не так, и это… Но он пришёл к блаженной Ксении и просит — и она ему даёт! Причём он просит не прощения грехов и Царствия Небесного, а какие-то банальные вещи — карьеру, богатство, здоровье… И она всё это подаёт. Во всех она видит что-то достойное помощи. Вот, допустим, стоят у нас здесь нищие… И кажется порой: какое обезображенное грехом лицо! Полное разрушение личности: у человека облика нет вообще… Что толку ему помогать? Но мне кажется: насколько мы видим безобразие в этом человеке, настолько, значит, обезображена наша собственная душа. А если бы мы очищали свои сердца, то чем чище они становилось бы, тем меньше безобразия бы мы видели вокруг себя, и даже у этих нищих. А блаженная Ксения, она не видит в нас нашего безобразия. Она любого принимает, кто к ней приходит. Сюда даже мусульмане идут — все приходят, и просят обо всём, и всем помогает. Вот как нам стяжать такую любовь? Не нам решать, кто достоин, Господь Сам всё управит, всё решит, а мы чем можем, должны помочь.

Я всегда повторяю слова владыки Варсонофия, который отметил, что наш город красив не только своей архитектурой, своим Университетом, своей Духовной Академией, но в первую очередь подвигами, молитвами святых угодников Божиих, которые жили в нашем городе. И конечно же, молитвами святой блаженной Ксении. Мы всегда должны об этом помнить, по­мнить о том, что наш город зовётся в честь святого апостола Петра, и что бы ни происходило в нашей жизни, мы должны хранить в сердце твёрдую веру, уметь её отстаивать в любых ситуациях, прибегать к Божией помощи по молитвам угодников Божиих и как можно чаще посещать часовенку святой блаженной Ксении, нашей доброй петербургской матушки.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Протоиерей Евгений Шогенов
Все статьи Протоиерей Евгений Шогенов
Последние комментарии
Так каковы конечные цели спецоперации?
Новый комментарий от Калужанин
06.07.2022 13:17
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
06.07.2022 13:13
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2022 13:07
Так победим!
Новый комментарий от Марфа Зотова
06.07.2022 12:29
«Не умеем мы жить для себя»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.07.2022 12:07
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
06.07.2022 11:12
Кого американцы называют «полезными
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2022 10:59