Новый настоятель старого храма

Алексей Бакулин  Протоиерей Евгений Шогенов  
0
08.02.2021 521

Источник: Православный Санкт-Петербург

…Перед интервью зашёл в часовню святой блаженной Ксении: как же иначе? С кем бы ни была назначена встреча, а коли пришёл на Смоленское кладбище, так первым делом надо ей поклониться, матушке, доброй хозяйке этой земли…

Только после этого я отправился на встречу с новым настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, молодым протоиереем, отцом Евгением Шогеновым. Что это за человек? Что за священник? Кто встал на место о.Виктора Московского?

Об отце Евгении я знал пока только одно: совсем недавно, в 2018 году, он выстроил в Приморском районе большой, очень красивый храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Дело это, как вы понимаете, немалое, и по всему видно было, что отец Евгений ещё живёт и дышит этим строительством, а потому мы и начали наш разговор не со Смоленского, а с Крестовоздвиженского храма.

— Я с самого детства, более 30 лет, живу в Приморском районе, — сказал батюшка, — он мне родной, я его помню совсем не таким, как сейчас. И с юных лет я мечтал там построить храм!.. Жила такая мечта в моей душе все эти годы.

Потом я поступил в семинарию. Вы знаете, там в храме есть замечательная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» — как она глубоко трогала мою душу!.. Каждый раз по утрам перед занятиями я подходил к этой иконе и молился: «Божия Матерь! Благослови меня быть священником». И вот не прошло и полгода, и именно на «Знамение» случилось со мной настоящее чудо! Я пел в хоре, а тот, кто поёт в хоре, обычно освобождён от всех послушаний. Но именно в канун праздника «Знамение» перед вечерним богослужением все побежали на службу, а у меня развязался шнурок, и я отстал от всех… Поднимаю голову и вижу помощника инспектора. Он говорит: «А ты сегодня идёшь со мной на послушание: надо перенести стулья из епархии в Академию!» Вот досада — остался я без службы!.. Работал я работал, таскал стулья, а потом остановился передохнуть у свечного киоска… И вдруг вижу, что в киоске этом сидит очень милая девушка — дочь протоиерея Александра Кудряшова, секретаря епархии. И вскоре оказалась, что это была судьбоносная встреча: с этого дня мы подружились с моей будущей матушкой, с Александрой, — под Покровом Божией Матери, — и всегда в этот день мы 10 декабря всей семьёй в храме молимся, причащаемся.

…Служил я в разных храмах, но однажды судьба привела меня в Князь-Владимирский собор к отцу Владимиру Сорокину. Конечно, о.Владимир — это человек-легенда! Он сразу сказал мне: «Тебе, отец Евгений, не только у престола надо стоять, но идти в мир. Сегодня такое время, что надо проповедовать. Иди в больницы, в тюрьмы, в школы — там ваша паства». И прошло совсем немного времени после этого напутствия, как меня пригласили для пастырской беседы в психоневрологический диспансер № 4 на Петроградской, на Пудожской улице. И мне так понравился коллектив здешних медиков! И эти пастырские беседы стали постоянными. Когда Господь благословит дело, всё решается само собой: вскоре нашёлся человек, который дал нам средства для помещения под часовенку, а потом и под храм… Атмосфера мне очень там нравилась. Марина Владимировна Романовская, главврач, — очень энергичный человек, никогда не сидит без дела, у неё всегда масштабные идеи. Однажды она говорит мне: «Ну вот, здесь мы часовенку наладили, теперь нужно строить храм». И с благословения владыки мы начали работу, быстро построили маленький храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и молились там около семи лет… А потом настало время и для строительства большого храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Потрясающий храм получился: большой, красивый, в древнерусском стиле! Но служить мне в нём пришлось недолго: владыка Варсонофий благословил меня принять дела послушания здесь, на Смоленке…

— Это было для вас неожиданно?

Отец Евгений в ответ даже руками развёл, не находя слов:

— Очень, очень неожиданно! Это для меня радость, но всё же немного и страшновато: слишком велика ответственность перед Богом, перед Церковью. Но я побеждаю все свои сомнения, помыслы мыслью о том, что если такое случилось со мной, то это никак не без воли Божией, а если Господь назначил, то Он и поможет, и святая Ксения. Поэтому я принял это послушание со смирением и теперь старательно пытаюсь войти в курс всех дел.

— У всякого православного петербуржца есть своего рода история его духовных отношений с блаженной Ксенией… А вам часто помогала наша петербургская святая?

— Я всегда чувствовал, что она рядом. Когда мы строили первый наш храм, мы всегда молились матушке Ксении Блаженной, всегда приезжали на Смоленское. Часто бывало: ну не сдвинуть с места дела, совершенно неразрешимое положение наступило!.. Знаете, как у нас все эти бумажные вопросы решаются, — тем более если ты просто священник и нет у тебя никаких административных возможностей… И вот мы приезжаем сюда, на Смоленку, и молимся, просим о помощи… И едва выходим за порог часовни, как мне звонит человек по нашему вопросу: «Губернатор всё подписал!» Это чудо! И так несколько раз было.

Однажды святая Ксения послала мне своё благословение через одного кипрского митрополита. У них на Кипре построен храм — точь-в-точь такой же, как наш Крестовоздвиженский, — и этот митрополит подарил мне большую икону Ксении Блаженной; я поместил её у входа в свой рабочий кабинет и молился перед ней каждое утро.

Но конечно, молился святой Ксении я всегда — с малых лет: и в школе, и когда был семинаристом… Помню, перед поступлением в семинарию я очень переживал: поступлю или не поступлю, — тогда было сложней поступить, чем сегодня. Мы с друзьями ходили сюда крестным ходом от Академии, и помню, каждый раз через всё кладбище шли пешком, а пока шли, всегда поднимали сломанные кресты, старались немного прибраться на могилах, на дорожках…

Конечно, и сейчас здесь очень много работы… Ведь это место — поистине вселенская святыня православия. Любой православный человек, будь он патриархом, архиереем, священником, мирянином, посетив Петербург, обязательно придёт сюда. Поэтому здесь всё должно быть в высшей степени благолепно, всё должно настраивать на чистую молитву, ничто не должно неприятно поражать взгляд. Вы поймите, у меня сердце кровью обливается, когда я иду из храма до часовенки мимо этих обвалившихся могил, поломанных крестов: святое место поругано! И пусть кому-то покажутся резкими такие слова, но я, как священник, не могу это по-другому воспринимать, и всем, кто со мной не согласен, я говорю: «Вы же православные люди! Вы же крестики на шее носите? Заботитесь о своих крестиках?» — «Да, конечно!» — «Так как же вы можете пройти мимо поломанного креста? Я не могу этого понять».

— А как вы себя чувствуете в новом коллективе? Всё-таки тут коллектив, уже сложившийся десятилетиями, священники всё маститые, а вы такой молодой… Как вас принимают?

— Да, здесь очень сплочённый коллектив! Отец Виктор Московский, конечно, много сил ему отдал. Он действительно был выдающимся священником, и я с самого начала, как только пришёл, сказал, что вижу одну из своих главных задач в том, чтобы сохранить память о нём.

Что же касается духовенства, то у меня есть очень чёткая, давно выработанная позиция… Надо помнить, что Санкт-Петербург — это особый город, и православные традиции здесь особые. Ведь царь Пётр изначально строил его как столицу империи, и потому в наших храмах, в нашем богослужении по-прежнему живёт этот имперский дух. Вы сравните богослужение в других городах России с Санкт-Петербургом. У нас священники всегда служат торжественно, чётко произносят все возгласы, читают Священное Писание красиво, ясно, особыми распевами… У нас сложился даже определённый репертуар. Я всегда говорю каждому батюшке, чтобы он служил в чистом облачении, всегда с улыбкой, с радостью духовной. Понятно, что всякий священник стоит на Литургии перед очами Божиими, но у нас — ещё и перед очами царя, служит царскую службу.

— Отец Евгений, я однажды читал вашу статью о том, что такое счастье для православного человека… Там вы утверждаете, что истинное счастье для нас может быть только духовным. Конечно, с этим трудно не согласиться. Но давайте подойдём к часовне блаженной Ксении… Я думаю, что считаные единицы пришедших сюда просят у матушки духовных даров. Нет, все просьбы очень житейские. Все просят о чём-то повседневном, а может быть, даже и об излишнем, суетном… Как же к этому отнестись?

— Я много изучал святых отцов, писавших на эту тему… Конечно, понимание счастья может быть только духовное. Но мне кажется, что святая Ксения, она в своём блаженстве стяжала такую любовь Божию, что помогает всем. Вот что удивительно! Вот в чём неповторимость этого места! С другими святыми не так. А Ксении Блаженной молятся каждый день, даже в самых банальных вопросах… Так, может быть, в этом есть некий урок для нас? Меня спрашивают: «Батюшка, подавать или не подавать нищим?» Я отвечаю: «Конечно, подавать! Господь сказал: просящему дай!» Вот и святитель Иоанн Златоуст говорит: как только мы начинаем разбирать своим умом: а достойны ли они помощи, то поймём: конечно, недостойны! Любой будет недостоин! Это наш разум — лукавый, испорченный грехом, — говорит. Так, значит, не надо включать разум, а думать только сердцем. Нельзя задумываться: как только задумаешься — всё, дело погублено! И мне кажется, у блаженной Ксении именно такая любовь к малым сим, такая блаженная любовь, такое блаженство. Ты общаешься с людьми, и кажется тебе, как церковному человеку, что порой у человека и совести-то нет, и неблагочестивый он, и неправедный, и то у него не так, и это… Но он пришёл к блаженной Ксении и просит — и она ему даёт! Причём он просит не прощения грехов и Царствия Небесного, а какие-то банальные вещи — карьеру, богатство, здоровье… И она всё это подаёт. Во всех она видит что-то достойное помощи. Вот, допустим, стоят у нас здесь нищие… И кажется порой: какое обезображенное грехом лицо! Полное разрушение личности: у человека облика нет вообще… Что толку ему помогать? Но мне кажется: насколько мы видим безобразие в этом человеке, настолько, значит, обезображена наша собственная душа. А если бы мы очищали свои сердца, то чем чище они становилось бы, тем меньше безобразия бы мы видели вокруг себя, и даже у этих нищих. А блаженная Ксения, она не видит в нас нашего безобразия. Она любого принимает, кто к ней приходит. Сюда даже мусульмане идут — все приходят, и просят обо всём, и всем помогает. Вот как нам стяжать такую любовь? Не нам решать, кто достоин, Господь Сам всё управит, всё решит, а мы чем можем, должны помочь.

Я всегда повторяю слова владыки Варсонофия, который отметил, что наш город красив не только своей архитектурой, своим Университетом, своей Духовной Академией, но в первую очередь подвигами, молитвами святых угодников Божиих, которые жили в нашем городе. И конечно же, молитвами святой блаженной Ксении. Мы всегда должны об этом помнить, по­мнить о том, что наш город зовётся в честь святого апостола Петра, и что бы ни происходило в нашей жизни, мы должны хранить в сердце твёрдую веру, уметь её отстаивать в любых ситуациях, прибегать к Божией помощи по молитвам угодников Божиих и как можно чаще посещать часовенку святой блаженной Ксении, нашей доброй петербургской матушки.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Протоиерей Евгений Шогенов
Все статьи Протоиерей Евгений Шогенов
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 15:35
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 10:19
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 10:11
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20