На днях в российских СМИ появился ряд сообщений, связанных с очередным обострением русофобии в так называемой «новой Европе», включая и Болгарию. В Болгарии такие обострения приходятся в основном на март – в связи с Днем освобождения страны от османского ига, и на май, День Победы над фашистской Германией. Этот год не стал исключением, а многолюдный «Бессмертный полк», прошедший под реющими русскими знаменами через весь исторический центр Софии, подлил масла в русофобский огонь. Уже 10 мая в Болгарском телеграфном агентстве состоялась пресс-конференция инициативного комитета, призывающего в очередной раз снести памятники Советской армии и переименовать главный, патриарший собор Болгарии – символ свободы и возрождения болгарской государственности, храм-памятник воинам, погибшим в освободительной Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
В самой Болгарии это вызвало мощный отпор в местных СМИ и в социальных сетях. На подобные призывы, периодически повторяющиеся в последние 30 лет, в Болгарии всегда отвечали именно так – массовым негодованием, протестом. Едва ли теперь инициаторы антироссийских акций ожидают другой реакции и надеются на успех. Поэтому есть основания предполагать, что вдохновители очередного «активного мероприятия» ориентировались не на внутреннюю аудиторию, а на внешнюю - русскую.
Провал русофобии в Болгарии очевиден. Как для многих очевидна попытка зайти с другой стороны – насадить болгарофобию в России. Увы, небезуспешная. Обвинение болгар в неблагодарности, клеймо «братушки-предатели» - наиболее частая реакция российских СМИ и их читателей на любое упоминание Болгарии и даже на дружественные статьи болгарских авторов.
Война против небесного покровителя Царя-освободителя Александра II святого Александра Невского – «солнца Земли Русской», воина и защитника православия, чье имя носит знаковый собор Болгарии, имеет долгую историю. В первый раз благоверный князь впал в немилость к болгарскому царю Фердинанду (католику) во время Первой мировой войны, когда Болгария вступила в союз с Германией, Австро-Венгрией и Турцией против России и других стран Антанты. 2 марта 1916 г., несмотря на протест Болгарской Православной Церкви и возмущение общественности, решением болгарского парламента возведенный в знак признательности болгар русскому царю и русскому народу, но еще не освященный храм св. Александра Невского был переименован в соборную церковь свв. Кирилла и Мефодия. За этим последовала смена икон в иконостасе, переписывание некоторых фресок, потому освящение храма было отложено. То есть прецедент переименования, на которое ссылаются сегодняшние борцы против св. Александра Невского и русского духа на Балканах, на самом деле было переименованием, как говорят в болгарском народе, «нерожденного Петко», ведь храм рождается с освящением.
После поражения в Первой мировой войне, отречения от престола царя Фердинанда и его бегства в Германию болгарским царем стал его сын Борис III – крестник русского Государя Николая II. По инициативе Болгарского Священного Синода в 1919 году вопрос о возвращении главному собору страны прежнего имени был положительно решен новым царем и Народным собранием (парламентом). А 12, 13 и 14 сентября 1924 года (когда в России уже не было царей, а святых не жаловало собственное, российское правительство) в атмосфере всенародного ликования совершился чин Великого освящения собора святого Александра Невского. Освящение проходило три дня подряд, потому что собор имеет три престола: центральный посвящен св. блгв. князю Александру Невскому, южный престол – св. Царю Борису-Михаилу, крестителю болгар, а северный – святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию.
В постсоветский период война с памятью и русскими памятниками в Восточной Европе стала систематической и методичной. В Болгарии все эти годы ее ведет узкий круг людей, называемых либеральными СМИ «родолюбцами», на деле же - радетелями против всего русского даже в православии, где, как известно, «нет ни эллина, ни иудея». Посвящение Софийского митрополичьего собора греческой святой мч. Кириакии этих «родолюбцев» нимало не трогает, однако же посвящение Патриаршего собора святому, «не имеющему отношения к болгарским землям», вызывает крайнее раздражение даже у некоторых так называемых «практикующих» православных христиан. Им можно было бы задать вопрос: какое отношение к русским землям имеет прп. Исаакий Далматский, во имя которого был освящен главный и самый большой храм Российской империи? Но у этих людей совсем другая логика и другие задачи.
Многими силами и, чего греха таить, большими деньгами политику пытаются навязать даже отделенной от государства Болгарской Православной Церкви, но милостью Божией даже светское болгарское общество пока еще не потеряло историческую память и духовный иммунитет, способность к сопротивлению навязываемым извне чуждым православному архетипу и народным традициям ценностям.
Янина Алексеева (София, Болгария)
Фотография автора.