Ложь – основа «Фаустовой цивилизации»

Часть I. «Лжец и отец лжи»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1851
Время на чтение 10 минут

Источник: Камертон

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Ин.8:44

…человеческое сообщество или цивилизация, принявшая нейтральную позицию в высшей борьбе правды и лжи, Бога и сатаны, обрекает себя на крушение.
Игорь Сикорский. Незримая борьба

В предыдущих статьях [№137 и № 138] я уже излагал свои комментарии по поводу такого понятия, как «Фаустова цивилизация», используемого Игорем Сикорским в его книге «Незримая борьба». При этом я лишь вскользь отметил такую отличительную черту этой цивилизации, как ложь в разных ее проявлениях. Хочу более углубленно рассмотреть этот вопрос и даже выдвинуть тезис: ложь – основа Фаустовой цивилизации, все другие ее черты занимают подчиненное место по отношению ко лжи.
Питательной почвой лжи становится материализм, который обесценивает любые слова и истину. По той причине, что высшей ценностью оказывается власть, а ради нее, как отмечает Сикорский, материалисты готовы пожертвовать истиной и правдой: «В основе своей материализм не терпит и не хочет никаких моральных принципов, правил, законов или договоренностей: он не верит в них. Материализм верит лишь во власть, основанную на ничем не ограниченной силе строго организованных и построенных в ряды масс, и требует только её наличия. Обман, голод, запугивание, ненависть и зверское насилие – вот главные инструменты, которым материализм доверяет, которые признает и которыми умело пользуется».
Еще в своей более ранней работе «Размышления о Молитве Господней» (1941 г.) Игорь Сикорский писал: «…самые распространенные проявления зла – ложь и убийство, разрушающие духовную составляющую человеческого характера, тем самым делая вечную жизнь невозможной». И в «Размышлениях о Молитве Господней», и в «Незримой борьбе» Сикорский неоднократно приводит известный стих из Евангелия: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Убийство и ложь идут рука об руку, но в этой паре ложь первична, а убийство – уже следствие лжи. Эта очевидная истина вытекает из всего Священного Писания. Достаточно вспомнить, что первые обитатели рая – Адам и Ева – были изначально бессмертны. До того момента, когда они приняли ложь от дьявола, принявшего образ змия. После этого грехопадения они были изгнаны из рая и стали смертными. Смертными стали и их потомки. Смерть вошла в человечество через ложь, которую можно сравнить с летальным вирусом. Ложь – главное орудие дьявола. Да, он и убийца при этом. Но будучи бесплотным, он не имеет возможности напрямую осуществлять насилие над человеком, убивать его физически. Он убивает души людей. А уже потом такие люди, с убитыми душами, подчиняясь командам дьявола, начинают убивать других людей физически.
В начале своей работы Сикорский ссылается на Дмитрия Мережковского, известного русского писателя: «Размышляя над внутренней природой и причинами великого волнения [революции и войны ХХ века – В.К.], выдающийся русский писатель Д. Мережковский сформулировал вопрос: “В чем заключается уникальность нашего времени?” – и сам дал на него ответ: “В борьбе религиозной правды с большой религиозной ложью. Сегодня ложь и правда сцепились в такой смертельной схватке, какой не было никогда”.» (1)
Дмитрий Мережковский называет борьбу лжи и правды «уникальностью нашего времени». Не могу с этим согласиться. Это борьба сопровождает всю историю человечества. Как образно выразился Иван Карамазов из романа Достоевского «Братья Карамазова», «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Другое дело, что ложь в то время, которое Мережковский называл «нашим» (т.е. ХХ век), стала явно доминировать над правдой. А если говорить про сегодняшний день (XXI век), то такое доминирование еще более явно. Для истинно верующих людей (коим является и автор «Незримой борьбы») такое доминирование лжи над правдой является попущением Божиим, в конечном счете, победа будет на стороне правды, т.е. Бога.
Напомню читателю, что в первых четырех главах книги Сикорского речь идет о тех искушениях, которые были адресованы дьяволом Христу в пустыне (история описана в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки). Это прообраз тех искушений, которые подбрасывались и подбрасываются человечеству на всем протяжении земной истории. Тема лжи проходит через эти три искушения. Вот сцена третьего искушения: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк.4:5-7).
Здесь дьявол выступает в роли откровенного обманщика, когда заявляет, что «власть над всеми сими царствами» и «слава их» принадлежат ему. Нет, власть над всей Вселенной, над всей Землей со всеми ее царствами принадлежит Богу, как Творцу всего видимого и невидимого мира и как Тому, кто осуществляет Промысл в отношении этого мира, т.е. управляет им.
Итак, ради власти над миром дьявол предлагает желающим поклониться ему. И в Новое время таких желающих и поклоняющихся стало предостаточно. В заключении книги Сикорский еще раз разъясняет, что означает «поклонение дьяволу»: «Последнее выражение, в основе своей образное, означает временное использование или оправдание использования лжи и убийств, определяемых в Евангелии как главные прихоти дьявола».
Более детально вопросы, связанные с использованием лжи в Фаустовой цивилизации, рассматриваются в главе 6 «Приближение к пропасти». Сикорский называет три основных фактора, которые привели к катастрофам ХХ века: 1. Возникновение атмосферы ненависти в обществе. 2. Резкое нарастания насилия над людьми и лишение их свободы. 3. Расцвет лжи.
О третьем факторе, менее очевидном и незримом, Сикорский пишет: «На современную жизнь влияет и другой фактор, менее очевидный, чем ненависть, насилие и нападки на свободу, но столь же трагично значимый. Когда пожилого мудрого Христианина спросили, что является главным правилом христианской жизни, он ответил, “Никогда не лги никому, а в особенности – себе.” Вопиюще противореча этому принципу, современная жизнь в последнее время построена на ужасном самообмане и на целенаправленной дезинформации менее просвещенной части человечества. На смену случайной неумелой лжи прошлого сегодня пришла целая наука о том, как дезинформировать непросвещенных».
Говоря о науке дезинформации непросвещенных, Сикорский, вероятно, имел в виду и пропаганду большевиков после революции 1917 года. Но ее переплюнула пропаганда Третьего Рейха, которую организовал германский министр пропаганды Йозеф Геббельс. Ему принадлежат многие циничные высказывания о правде и лжи, о том, как надо обманывать людей, как к ним относиться и т.п. Некоторые из них стали «крылатыми фразами». Например: «Пропаганда должна быть популярной, а не приятной интеллектуально. Поиск интеллектуальной правды не входит в задачи пропаганды». «Мы добиваемся не правды, а эффекта». «Мы выливаем холодный душ опровержений». «Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда». «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». (2)

Обещания как форма лжи

Сикорский в 6 главе продолжает свои размышления о лжи и ее проявлениях в современном мире: «В результате всего этого усложнилось общение и честный обмен мнениями между группами людей и целыми нациями. Слова, обещания и торжественные обязательства стали развращенными и бессмысленными, тем самым поднимая насилие, запугивание и применение силы в статус единственно убедительных аргументов в процессе общения между группами людей и нациями».
Ложь, как отмечает автор, может принимать форму «обещаний» и «торжественных обязательств». Еще Никколо Макиавелли писал в «Государе» (1532 г.): «Похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако, великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность». И использовал метод «пустых обещаний», находясь на государственных постах.
А вот Константин Победоносцев, известный российский государственный деятель конца XIX – начала XX в. всячески противодействовал установлению в Российской империи парламентаризма. Он, по его мнению, стал бы еще одним серьезным шагом в укреплении позиций насквозь лживой буржуазной демократии с ее «пустыми обещаниями». Он писал об этих «обещаниях»: «Перед выборами кандидат в своей программе и в своих речах ссылается постоянно на фикцию: он твердит все о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа, он о себе не думает и забудет все свои интересы ради интереса общественного, развивается, совершенствуясь, целое искусство играть инстинктами и страстями массы для того, чтобы достигнуть личных целей честолюбия и власти. Затем уже эта масса теряет всякое значение для выбранного ею представления до сих пор, пока не понадобится снова на нее действовать: тогда пускаются в ход снова лживые и льстивые фразы – одним в угоду, в угрозу другим: длинная, нескончаемая цепь однородных маневров». (3)
Спустя четыре века после того откровения Макиавелли «пустые обещания» стали самым обыденным делом. Игорь Сикорский пишет об обещаниях как форме лжи в ХХ веке: «Возможно, что после хаотичного периода бесконечного страха, сомнений, голода, кровавых волнений и, вероятно, полномасштабной атомной войны появится великий вождь, обещающий вечный мир, пищу и достижения планетарного масштаба, и его поддержит огромное количество людей, поскольку это хоть какой-то способ установления мира».
Примеров лживых «обещаний» и «торжественных обязательств» политиков и вождей перед глазами Сикорского было более чем достаточно. Взять, например, так называемую «Мюнхенскую договоренность» 1938 года глав правительств Великобритании (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), Германии (А. Гитлер) и Италии (Б. Муссолини). Участники встречи в Мюнхене торжественно заявили, что совместно будут обеспечивать «мир и безопасность» в Европе. Прошло менее одного года после Мюнхенской встречи, и началась Вторая мировая война. Никаким договорам и пактам не верили уже ни политики, ни простые люди. В качестве единственной надежной защиты рассматривалась лишь военная сила. Причем наиболее эффективно, по мнению политиков и военных, она могла быть применена лишь в случае вероломной агрессии. Невольно вспоминаются слова апостола Павла: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес 5:3).

Самообман

Одной из самых страшных форм лжи, по мнению Сикорского, является самообман: «Сегодня миром управляют такие самообман, ложь и злая воля, каких никогда на земле не было». О самообмане как самой изощренной лжи высказывались многие известные люди. Например, Чарльз Диккенс: «Нет на свете обмана хуже, чем самообман» («Большие надежды»). Стивен Кинг: «Мы лучше всего лжём самим себе» («Оно»). Анхель де Куатье: «Ложь помогает существовать, но она убивает жизнь. И это труднее всего – не врать самому себе» («Маленькая принцесса»). И, конечно же на память приходит наш поэт А.С. Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!».
Есть апологеты самообмана. Например, французский философ и писатель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо в своем известном произведении «Исповедь» рассуждает: «Лгать самому себе для своей выгоды – обман; лгать для выгоды другого – подлог; лгать для того, чтобы повредить, – клевета; это худший вид лжи. Лгать без выгоды и ущерба для себя и другого – не значит лгать: это не обман, это вымысел».
Руссо ошибается. В христианстве мечтательность, вымысел и фантазии никогда не приветствовались. Чрезмерное увлечение фантазиями характерно для западноевропейской мистики. Такое увлечение культивировали в католицизме Франциск Ассизский и Игнатий Лойола. С помощи фантазии они стремились постичь тайны Бога и духовного мира. А большинство святых отцов Восточной Церкви (Григорий Синаит, Григорий Палама, Симеон Новый Богослов и др.) предупреждали, что мистические фантазии могу вводить человека в прелесть. Так, преподобный Григорий Синаит писал: «Приступающий к созерцанию без света Благодати, да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, в мечтательном духе, будучи опутываем фантазиями и сам себя обманывая». Еще: «Чувственный и многоречивый дух мудрости века сего, богатящий словами, призрачно лишь являющими многоведение, и наполняющий помыслами наидичайшими, творит в них себе обитель, лишив существенной премудрости, истинного созерцания и ведения нераздельного и единичного». (4) Вот и французский писатель Франсуа Мориак (1885-1970) очень остроумно заметил об опасности излишней мечтательности и избыточного воображения как своеобразной формы самообмана: «Строительство воздушных замков ничего не стоит, но их разрушение обходится очень дорого». (5)
Близко к самообману понятие «прелесть». Это слово используется в христианстве для описания особых духовных состояний человека. В русском языке данное слово «прелесть» заимствовано из старославянского языка, в котором к слову «льсть» прибавилась приставка «пре». Первичное значение этого слова – обман, совращение с помощью лести. В древнегреческом же языке слово «прелесть» это ἡ πλάνη (planē), что переводится как «блуждание», «странствование», «заблуждение», «ошибка», «шаткость», «обман». Однокоренной глагол πλᾰνάω (planaō) также означает «блуждать», «скитаться», «вводить в заблуждение».
Краткое определение прелести, которое дал святитель Игнатий Брянчанинов: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину». Это не просто заблуждение, неправильное понимание каких-то внешних явлений. Прелесть – пребывание человека в разных мечтаниях, которые льстят его тщеславию и самомнению.

Примечания:

1. Из работы Д. Мережковского «Тайна Трех: Египет и Вавилон» (1925).
2. Последняя из приведенных фраз Геббельсом была лишь повторена. Авторство ее принадлежит французскому писателю и дипломату Шатобриану, она родилась еще в первой половине 19 века.
3. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – М.: Русская книга, 1993, с. 36.
4. Григорий Синаит, прп. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, – еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, – и еще – о безмолвии и молитве (http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_5/grigory_sinait/glavi).
5. Подробнее см.: Катасонов В. Ангелы и демоны литературы. Полемические заметки «непрофессионала» о «литературном цехе» – М.: Издательский дом «Кислород», 2020 // Раздел «Литературное творчество как воображение» (с.20-35).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
«Физиков», выводящих деньги в зарубежье, ждёт капкан по обе стороны границы
Если не остановить вывоз долларов частными лицами, Россия получит удар под дых
18.04.2024
В Поднебесной рекордный за всю историю бюджетный дефицит
О долге Китая и его «теневых» биржах
17.04.2024
Мировые экономические кризисы и войны /
Как это было и к чему нам готовиться
17.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35