Источник: Камертон

9 мая 2021 года в России стартуют официальные мероприятия в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского

Его юбилей широко отмечается в 2021 году на государственном и церковном уровне – в нашем Отечестве и во всех епархиях Русской Православной Церкви в стране и за рубежом.
В России и по всему миру сегодня святому благоверному великому князю Александру Невскому посвящено множество монастырей, храмов, часовен, храмовых приделов и других молитвенных мест. Есть такой храм и в столице Туркменистана Ашхабаде.

…Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского уже третий век стоит на древней земле Ахалского оазиса Туркменистана.
В 1882 году, на следующий год после основания Асхабада, она была учреждена как походной храм при 1-м Таманском полку Кубанского казачьего войска и освящена в 1900 году.

Таманцы составляли основу гарнизона Асхабада. Одна из главных улиц центра Закаспийской области Туркестанского края была названа в честь казачьего полка – Таманской. В советские времена её переименовали в Первомайскую, а в современном Туркменистане – в Гёроглы.

При основании Асхабада территория дислокации 1-го Таманского полка не попадала в городскую черту, а относилась к старинному селу Кёши.
…Ныне храм святого благоверного великого князя Александра Невского – старейший православный храм столицы Туркменистана.

Это – одно из немногих зданий, сохранившихся здесь во время катастрофического землетрясения 1948 года, ровесник Ашхабада, отмечающего в нынешнем году своё 140-летие.

* * *

Здание церкви в виде креста, рассчитанное на 350 человек, из белого жжёного кирпича, было построено по распоряжению генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина на суммы полкового экономического капитала 9495 рублей и Главного Инженерного Управления – 5305 рублей. Как свидетельствуют архивные документы, строительство обошлось в 14740 рублей.

В церкви обращал на себя внимание иконостас с художественными иконами, из резной липы стиля Рококо (незолочённый) – приобретён за 1000 рублей от кустаря А.И. Куклина в городе Торжке Тверской Губернии. Престол и жертвенник были мраморные.

По штату при храме был положен один священник. Здесь, по архивным данным, служил тогда о. Павел Васильевич Успенский.

…При Куропаткине, с назначением его в 1890 году командующим войсками Закаспийской области, край преобразился. Заботами Куропаткина в 1891 году было завершено строительство Закаспийской железной дороги, построены города и проложены дороги между населёнными пунктами, построены фабрики, организованы лечебницы, возникли русские школы, проведена реформа судебной части, привлечены многочисленные поселенцы из внутренних губерний России.

* * *

На территории села Кёши располагался и 2-сотенный Туркменский конно-иррегулярный дивизион. В дальнейшем он был преобразован в Текинский конный полк – кавалерийскую воинскую часть Русской Императорской армии. Входил в состав Закаспийской казачьей бригады.

«Село (аул, селение) Кёши, – пишет доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Туркменистана Мурадгельды Соегов, – упоминается в русских документах, ещё начиная с середины восьмидесятых годов XIX столетия, когда 24 февраля 1885 года официально была учреждена Туркменская конная милиция с местом дислокации в селе Кёши под Асхабадом,

7 ноября 1892 года она была преобразована в Туркменский конно-иррегулярный дивизион, который с 30 января 1911 года стал называться просто Туркменским конным дивизионом.

На основе данного дивизиона 29 июля 1914 года на средства местного населения был сформирован Туркменский кавалерийский полк, который воевал на фронтах Первой мировой войны, показав пример мужества и героизма.

В этой связи следует специально указать на то, что туркмены, как и другие местные жители Средней Азии, по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу.

Поэтому Туркменский кавалерийский полк был добровольческим и полностью содержался за счёт пожертвований туркменского населения Закаспийской области.

Поскольку Туркменский кавалерийский полк состоял в основном из представителей туркменского племени теке, проживающего в Ахале и Мерве (нынешние Ахалский и Марыйский вилайеты Туркменистана), 31 марта 1916 года Высочайшим указом он был переименован в Текинский кавалерийский полк».

…Таманцы и текинцы дружно жили-служили бок о бок в селе Кёши. Во 2-сотенном Туркменском конно-иррегулярный дивизионе служил младший брат моего прадеда по материнской линии Александр Викторович Мединский

Александр был прихожанином их полкового храма святого благоверного великого князя Александра Невского. Любил посещать его. Встречался здесь с таманцами, среди которых у него были друзья.

О том, как выглядел храм в те годы, мы можем представить по его изображению на почтовой открытке (издательства Сорокиной Ф.И. 1909 – 1917 г.г.) и фотографии начала XX века.

А в нашем семейном архиве сохранилась фотография Александра Мединского в форме Туркменского конно-иррегулярного дивизиона.

«<…> 9 мая 1909 года, корнета (гусара) Мединского, – рассказывает об Александре Мединском в очерке «Штабс-Ротмистр Текинского полка» (журнал «Камертон», №46 - Август 2013) наша родственница Татьяна Александровна Вавилова, живущая в Ташкенте, – перевели служить на родину, в Туркестан, в Туркменский конно-иррегулярный дивизион, который располагался под Ашхабадом, в селе Кёши, в 1958 году оно стало частью города. Здесь построили госпиталь, церковь и мечеть, высадили большой фруктовый сад.

<…> Форма в Туркменском дивизионе была особенная, туркменская национальная для всех. Всадники одевались в полосатые красно-жёлтые халаты, в малиновые шаровары, на голове огромные папахи из целой шкуры барана, тяжёлые, нужно было привыкнуть носить их. Поверх пояса на халат одевали малиновый шёлковый кушак.

У каждого обязательно был особый нож в серебряных, отделанных цветными камнями ножнах и кривая сабля.

Кони под всадниками все чистокровные туркменские скакуны, которые и сейчас в большой цене. Сёдла на конях и серебряные налобники также украшались цветными камнями.

Однако у русских офицеров была и обычная российская форма.

Александр прослужил в полку больше 7 лет, получил звание штабс-ротмистра, командовал сотней. 13 апреля 1911 года выиграл приз в окружной скачке Военного министерства <…>.

5 мая 1914 года Александр женился на дочери потомственного почётного гражданина Варваре Иосифовне Тимофеевской. Через 3 месяца, 1 августа, началась Первая мировая война.

Старейшины-туркмены решили на свои средства сформировать из дивизиона полк в три эскадрона. Из местного населения Туркестана они стали единственными участниками Первой мировой войны, причём абсолютно добровольными. По этому поводу император Николай II прислал телеграмму: «Сердечно благодарю туркмен».

Александр вместе с полком отправился на Юго-Западный фронт. В театр военных действий вступили 20 сентября 1914 года в составе действующей армии 1-го Туркестанского армейского корпуса. 23 октября полк выступил против Германии под Млавой, а с 29 октября по 3 ноября – под Сольдау.

После боя под Сольдау все российские газеты напечатали статьи военных корреспондентов Купчинского и Немировича-Данченко про необычный конный полк.

Корреспондент Ф. Купчинский писал в ноябре 1914 года в «Петроградском курьере»:

«В бою под Сольдау, на германской земле, впервые видел новые конные части нашей армии из туркмен. В громадных папахах и халатах, на которых так странны погоны и кривые дореформенные сабли, они похожи на каких-то древних монголов-воителей, полудикие на вид, стройные, тёмно-смуглые, на стройных, нервных и сухих лошадях, на сёдлах с круглыми чепраками красного цвета, вышитыми яркими шелками...

Их появление всюду производит фурор и обращает всеобщее внимание. Они не держатся ровного строя, действуют как друзья, как соратники, равноправные, равносильные, признающие только свои заповедные конные и сабельные приёмы, свою рубку, свой натиск, свою разведку. Не признают рыси – только галоп и карьер или мелкий шаг, ровный, в котором сидят, как вкопанные в конские спины, ровно, стройно, красиво, заставляя всякого собою любоваться».

На германцев текинцы наводили панический ужас, и те их прозвали дьяволами. Конный полк на бешеной скорости вылетал на пехоту противника и обращал его в бегство. На фронт они привезли запасных лошадей, свои юрты, в которых жили, готовили только свою национальную еду. У жителей никогда не отбирали продукты. Всегда расплачивались полностью.

В ноябре и начале декабря 1914 года шли бои под Ловицем, а с января 1915 по 20 июня 1916 года в Буковине против Австрии. После каждого боя командир полка полковник Зуев представлял к наградам и офицеров и наездников. Из более 600 наездников-текинцев только Георгиевскими кавалерами стали 67. Александра наградили орденами Св. Станислава 3 и 2 степени с мечами, Св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость» и 3 степени с мечами и бантом. Все награды боевые.

Весной 1916 года командующий фронтом генерал Брусилов стал готовить прорыв линии фронта на всем направлении одновременно. К этому времени потери в войсках, особенно среди офицерства, были так велики, что в некоторых частях некому было поднимать солдат из окопов.
Решили спешивать кавалеристов и укреплять пехоту для прорыва. Александра переименовали в штабс-капитана и перевели во 2-й Туркестанский стрелковый полк.

На новом месте он воевал всего две недели. У деревни Гулевичи 16 июля 1916 года бой выдержали успешно, а во втором бою 21 июля 1916 года, у деревни Рудка-Миринская, в 15 верстах от местечка Софьяновка Ковальского уезда Волынской губернии, Александр был убит в штыковой атаке.
Денщик Александра добился разрешения и отвёз тело своего офицера к жене, Варваре Иосифовне в Тулу, где она вместе с маленьким сыном, тоже Александром, жила во время войны у родителей.

Посмертно Александр Викторович Мединский стал Георгиевским кавалером. Его наградили Золотым оружием «За храбрость», которое с 1913 года стало официально называться Георгиевским».

* * *

В 1918 году храм святого благоверного великого князя Александра Невского был закрыт и служил складом для расположенной рядом войсковой части.

При советской власти в Ашхабаде, где до революции 1917 года были 22 православные церкви, оставалась всего одна действующая – кладбищенская Никольская.

…Новая история храма начинается с 1989 года, когда здание было возвращено Русской Православной Церкви. Принимал храм протоиерей Алексий Буланушкин.

Здание храма, с трёх сторон окруженное воинской частью, требовало серьёзного капитального ремонта. Протекала крыша, две двери были замурованы, штукатурка осыпалась, иконостас не сохранился. Не было колокольни, куполов.

С 1990 по 2000 годы настоятелем храма был протоиерей Пётр Копач. Под его руководством были проведены восстановительные работы: установлены купола, восстановлена колокольня, отремонтирована крыша, отштукатурен и расписан храм, установлен иконостас. И, что особенно немаловажно, создана крепкая приходская община.

В ноябре 1993 года храм был вновь освящён архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (ныне митрополит Омский).

* * *

Особо чтимые святыни храма – частица древа Господня, список чудотворной иконы Почаевской Божией Матери (привезена из Почаевской лавры), частицы мощей святителей Николая Чудотворца и Луки Крымского, преподобных Антония Великого и Кукши Одесского, отцов Киево-Печерских, святой Анны Новгородской.

В храме (с 2000 года настоятель-протоиерей Иоанн Копач) созданы два хора: любительский и профессиональный. Здесь часто проходят обряды венчания, крещения.

По выходным принимает воспитанников воскресная школа при храме. Имеются библиотека, видео- и аудиотека.

При храме работает столовая, которую могут посещать не только сотрудники, но и все нуждающиеся в пропитании. Создан фонд по оказанию помощи малоимущим одеждой и медикаментами.

В летнее время действует дневной православный лагерь.

* * *

27 мая 2008 года в Президентском дворце в Ашхабаде состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Патриарха Московского и Всея Руси (это был его единственный визит в Туркменистан!), с президентом страны Г.М. Бердымухамедовым.

Во время встречи, которая прошла в тёплой и дружественной обстановке, главе туркменского государства было передано письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Состоялся обмен мнениями по вопросам православно-мусульманских отношений. Президент рассказал о высоком уровне сотрудничества и взаимодействия православных и мусульман в Туркменистане, а также о заботе, которую государственные власти проявляют в отношении верующих граждан страны.

В беседе были обсуждены вопросы, связанные с организацией в стране православной епархии. Государственное руководство Туркменистана придаёт большое значение формированию на базе православных приходов епархиальной структуры, которая была бы в равном положении со всеми другими епархиями Русской Православной Церкви, находящимися как в России, так и в иных странах.

В тот же день митрополит Кирилл посетил храмы святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского в Ашхабаде, где в сослужении всего православного духовенства Туркменистана совершил пасхальные молебны и имел продолжительное общение с многочисленной паствой и клиром. Об этом и сегодня с благодарностью вспоминают прихожане ашхабадских храмов.

* * *

Неоднократно служили в храме святого благоверного великого князя Александра Невского и другие архиереи Русской Православной Церкви.
С 10 по 16 сентября 2012 года состоялась очередная архипастырская поездка епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Туркменистан.
Управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане посетил столицу страны Ашхабад, где возглавил торжества по случаю 130-летия храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

11 сентября, в день Усекновения главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, епископ Феофилакт совершил освящение вновь построенной крестильной церкви на территории Александро-Невского храма.

Вечером 11 сентября и 12 сентября 2012 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в Ашхабаде прошли торжества по случаю престольного праздника и 130-летия Александро-Невского храма. 12 сентября епископ Феофилакт возглавил Божественную литургию и крестный ход.

За всенощным бдением архиерей поздравил многочисленных прихожан с юбилеем храма.

«<…> занятый посторонними, храм оставался храмом, – подчеркнул архипастырь. – Так ведь и с человеком бывает: он может заболеть, но остаётся человеком, сохраняя возможность вернуться к полноценной жизни. Так случилось и с нашим храмом, когда после десятилетий запустения его начал восстанавливать протоиерей Пётр Копач. Сегодня дело отца продолжает протоиерей Иоанн Копач. Приезжая к вам, раз за разом вижу только поступательное движение, только развитие. Жизнь поистине жительствует в вашем приходе».

На праздничное архиерейское богослужение помолиться и причаститься Святых Христовых Таин пришли несколько сот человек. Православные ашхабадцы тепло встретили слова поддержки и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, переданные епископом Феофилактом.

* * *

30 сентября 2018 года в Ашхабаде состоялись торжества, посвящённые десятилетнему юбилею Патриаршего благочиния приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане.

Накануне вечером всенощное бдение в Александро-Невском храме Ашхабада возглавил глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Его Высокопреосвященству сослужили управляющий Патриаршим благочинием в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.

С архипастырями молились духовенство приходов благочиния, а также многочисленные жители города. Труды священников и мирян на приходах страны были отмечены иерархическими наградами и грамотами.

* * *

Как поёт в своей известной песне иеромонах Роман, «Колокольный звон над землёй плывёт…»

И этот благовест, что оглашает и старый район Ашхабада, который в советские годы назывался 30-м микрорайоном, и новый район туркменской столицы на месте бывшего села Кёши, и в будни, и в дни церковных праздников созывает прихожан на молитву.

Престольный праздник храма, когда службы проходят особенно торжественно, – 12 сентября и 6 декабря, дни памяти святого благоверного великого князя Александра Невского.

В эти дни на церковные службы собирается особенно много прихожан. Нередко храм не способен вместить всех желающих. Тогда верующие молятся в церковном дворе.

…И когда я жил в Ашхабаде, и спустя годы, когда приезжал из Москвы погостить в родной город, повидаться с близкими, я неоднократно приходил помолиться в храм святого благоверного великого князя Александра Невского. Помолиться о здравии близких, о упокоении усопших. Ставил здесь свечу и в светлую память о защитнике Отечества Александре Мединском.

Слава Богу за всё! И сегодня храм святого благоверного великого князя Александра Невского, заложенный в конце 19 века как скромная полковая церковь, продолжает своё служение людям.

Фото из архива автора.

Художник: Ю. Пантюхин.