itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
998
Время на чтение 8 минут

Источник: Портал Культура

Фото: Виталий Татаринович.

День Победы народный артист России Олег Погудин встретит в Белграде программой «От моей негасимой любви». А 6 мая в ММДМ состоится его концерт «Песни Великой Войны». О Победе, войне и военной песне с артистом побеседовал корреспондент «Культуры».

— Олег Евгеньевич, песни, посвященные Второй мировой войне, — особый, возможно, даже в чем-то уникальный пласт не только для нашей, но и для мировой музыкальной культуры. От чего вы отталкиваетесь при составлении программы, каковы критерии выбора, ведь прекрасных композиций на данную тему создано великое множество...

Меня в данном контексте немного коробит слово «композиция». Ведь в те времена, когда создавались эти песни, композицией называлась одна из категорий музыкальной эстетики. В наше время это нечто, не вписывающееся в жанровые рамки. Да и словосочетание «посвященные Второй мировой войне» тоже пугает. Объясню почему. Нельзя посвятить песню войне, можно Победе, памяти павших… Например, Оливье Мессиан посвятил освобождению узников нацистских лагерей «Песнь депортированных» для хора и оркестра. Но войне как таковой песни не посвящали.

Что же до критериев выбора — они очень простые: то, что было создано и пелось в военные и первые послевоенные годы, то, что говорит о человеке, то, что не плакатно, искренне и честно, что знают и принимают душой в каждом доме.

— Тема Великой Отечественной затрагивает практически каждую семью бывшего СССР. Но если в былые годы музыкальные песенные полотна, которые потом пела и слушала вся страна, создавались постоянно, то в последнее время вещей, подхваченных народом, практически нет. И это на фоне того, что постоянно снимаются полнометражные батальные ленты: «Сталинград», «28 панфиловцев», «Брестская крепость», «Т-34» лишь некоторые из них. Однако новых по-настоящему выдающихся песен на военную тему мы почти не слышим (за исключением, возможно, нескольких композиций группы «Любэ»). Почему так происходит?

— Песня — жанр самый мобильный и быстро откликающийся на все события. Когда это было актуально, страна пела военные песни. Слава Богу, прошло 76 лет со дня Победы, и время требует уже не песен, связанных с этой темой, а романов, опер, серьезных исследований. К тому же корпус этих песен сложился. Там своя поэтика, мелодика, язык. Вряд ли в песне, связанной с Великой Отечественной войной, будут уместны современные ритмы или оркестровки. У слушателя уже сформировался целостный образ военной песни, и добавить в него что-то новое очень трудно.

Но главное не в этом. Песен, связанных с войной, действительно создано множество. Но народ выбрал из них те, которые не столько о боях и подвигах маршалов, сколько о вечном — любви, вере, надежде, чести и достоинстве, мужестве, стойкости. Вот эти песни живы. А те, в которых поется о том, что мы «врага разобьем малой кровью, могучим ударом», забылись.

Живут и будут жить вечно песни, где лейтмотив — «от моей негасимой любви». А написать такое произведение непросто...

Раньше хорошая песня считалась обязательной для фильма. В кино работали Вайнберг, Шнитке, Таривердиев, Шварц. Сейчас киномузыка очень сильно изменилась: композитор создает набор тем, звуковую дорожку, а вот создание песни — редкость. Но давайте не забывать, что песня требует еще и стихов и исполнителя. Песня — это вообще очень личностное высказывание.

Так было с песнями Владимира Сабинина времен Первой мировой — когда уже довольно старый романс «Гори, гори, моя звезда» в его редакции запела вся Россия; так было в Великую Отечественную с песнями в исполнении Бернеса. А «Синий платочек»? Ведь песня была записана еще до войны Изабеллой Юрьевой и вовсе не имела такой обвальной популярности. А когда по просьбе Шульженко фронтовик Михаил Максимов написал новые слова, песня ушла в народ. «Строчит пулеметчик за синий платочек...» запели все. Так что, видимо, нужно, чтобы совпали композитор, автор стихов и исполнитель.

— Сейчас тема возможного масштабного военного столкновения постоянно звучит с экранов телевизоров, активно муссируется в Сети... Причем опасно то, что мы как будто бы привыкаем к подобного рода дискуссиям. Мы что, перестали бояться войны? Или по мере отдаления тех страшных дней от нас в исторической ретроспективе люди просто не способны осознать всех тех ужасов, что несут с собой выстрелы, взрывы, бомбежки? Ценность человеческой жизни девальвируется?

— Это очень сложный вопрос. Меня тоже пугает, с какой легкостью журналисты, политологи, депутаты смакуют темы конфликта, насилия, войны. Мы же помним, что, к сожалению, выстрелы, взрывы, бомбежки были и в недавнее время, и продолжаются до сих пор… Рано еще забывать. Мне такая риторика кажется опасной, но она все же проникает — даже туда, где ей совсем не место. Я вижу в этом недалекость и безответственность.

— В этом году исполняется ровно 30 лет с того момента, как на «Мелодии» вышла ваша дебютная пластинка. Своего рода юбилей. Три десятка лет — срок немалый. Насколько сильно, по вашим профессиональным ощущениям, изменилось вокальное искусство, да и вообще как таковой подход к исполнению песни, за это время? И если разница действительно реально ощутима, в чем это выражается?

— Смотря в каком жанре. В опере ничего не изменилось, там жанр сам определяет подход к исполнению. Что же касается «подхода к исполнению песни», то тут, скорее, изменились сами песни. Я помню, лет 15 назад анонсы моих концертов начинались словами «Ах нет! Романс совсем не устарел».

Сейчас же появилось немалое количество молодых романсистов, посмотрите афишу — каждый день в Москве 2-3 романсовых концерта. Значит, на это есть спрос. Романс не просто вернул себе популярность начала ХХ века, но и стал вполне академическим жанром — даже Большой театр проводит вечера романса. Во время карантина именно с романсовых концертов начала свои онлайн-программы «Новая опера». Романс востребован, он нужен людям.

А вот сегодняшних ярких молодых рокеров я назвать не могу. Русский рок остался любим людьми поколения русского рока. Это, несомненно, явление, но сейчас даже если в этой сфере и появляются молодые исполнители, властителями дум нового поколения они не становятся. Я даже рискну предположить почему. Самой сильной стороной там были тексты, а теперь молодежи интереснее представлять свои тексты в рэповой или балладной форме. В моде так называемая «новая искренность»...

— В прошлом, непростом для всех нас (а артистов прежде всего) году вы дали немало онлайн-концертов. Расскажите, что это за «зверь» такой — концерты «на удаленке»? Насколько полезным и новым оказался сей творческий опыт лично для вас?

— Ничего страшного в этом «звере» нет. Люди моего поколения еще помнят прямые трансляции художественных событий на ТВ. Здесь все то же самое — киногруппа, пять камер, эффект звуковой панорамы и так далее.

Для меня этот опыт оказался очень полезным. Начали мы проводить концерты просто потому, что остались без средств к существованию, но уже после первого выступления оказалось, что это новый (или хорошо забытый старый) жанр. Который сразу стал популярным, приобрел как горячих сторонников, так и критиков. Возникает желание порассуждать: почему? Ведь такое быстрое становление жанра встречается нечасто.

На самом деле с тех пор, как появилась письменность, люди стали воспринимать искусство опосредованно. Древние египтяне уже не ждали, что к ним в Небут или Сенем придет лично человек по имени Синухет, чтобы рассказать о своих приключениях. Они читали про странствия Синухета на папирусе и глиняных табличках (кстати, до нашего времени рассказ сохранился в 36 вариантах — так что, можно сказать, это был бестселлер).

Как только в России началось производство грампластинок, на них стали записывать оперные арии и классические романсы. Рахманинов записывался на пластинки. Первый радиоконцерт из Москвы в 1922 году сыграла Антонина Нежданова. Конечно, у онлайн-формата есть свои ограничения, но у всякого жанра своя условность. Во время онлайн-концерта (говоря по-старому, прямого эфира) зритель отделен от исполнителя экраном.

Но ведь и в концертном зале он отделен от исполнителя сценой, привязан к своему месту, обязан соблюдать правила поведения и даже дресс-код. К тому же в онлайн-формате появляется такая вещь, как крупный план, который в зале невозможен...

Как я уже сказал, онлайн для нас абсолютно привычный жанр. Мы слушали пластинки, магнитофонные записи, радио, смотрели кино и телевизор, в том числе и записи спектаклей. Именно поэтому зритель, скучая по театрам, концертам, выставкам, влился в онлайн-процесс вполне естественно.

Главный аргумент критикующих онлайн-концерты таков: что там может быть хорошего, что может понравиться, если артисты словно неживые? Они ведь за экраном... Так вот это не более чем натяжка и передергивание: артисты в студии работают вживую, а значит, по определению живые.

Нельзя забывать и о том, что в городах-миллионниках проживает четверть населения РФ. Остальные живут там, где нет оперных театров, больших филармонических залов. А это 75% россиян (подавляющее большинство), и им онлайн-мероприятия как раз очень нужны.

Поэтому онлайн-концерт как жанр, с одной стороны, высокотехнологичный и профессиональный, а с другой — делающий искусство более доступным и, следовательно, демократичным, оказался «обречен» на успех.

Мы сделали уже одиннадцать онлайн-концертов, а двенадцатый состоится 15 мая. Он будет посвящен 10-летнему юбилею дома-музея Исаака Шварца в Сиверской. Зал там крохотный, да и доехать до Сиверской трудновато, но благодаря трансляции все желающие смогут к нему присоединиться.

— Для любого артиста концерты — основной вид деятельности, самая естественная возможность общения со слушателем. Однако и работе в студии музыканты (вокалисты и инструменталисты) уделяют большое внимание. Есть ли какие-то планы в этой связи, трудитесь ли над новой программой, которую планируете в ближайшее время выпустить на диске или на цифровых порталах?

— За последнее время у нас вышло три альбома: «Русское танго», Je chante и «Мелодия рассвета». Впрочем, последний даже не столько альбом, сколько, как сейчас модно говорить, проект. Потому что в начале этого года на сцене Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой состоялась премьера концерта-спектакля «Мелодия рассвета», посвященного греческой песне, для которой я сделал поэтическое переложение текстов 15 греческих песен.

Ближайшие московские спектакли состоятся 19 мая и 24 июня, а 16 июня мы играем «Мелодию рассвета» в замечательном петербургском театре «Приют Комедианта». Там к нашему коллективу присоединится прекрасная певица и обладатель двух «Золотых масок» Манана Гогитидзе.

А к концу года у нас состоится премьера концерта-спектакля «Золотой век». 7 октября в петербургском БКЗ «Октябрьский», 22 декабря — в столичном ГКД. Программа расскажет о времени между Пушкиным и Достоевским, в котором уместился целый век — золотой век русской культуры. Пушкин Лермонтов, Глинка, Чайковский, Алябьев, Варламов, Тютчев, Фет — это те писатели и композиторы, которые сформировали его строгий и стройный вид и чье творчество будет представлено в спектакле. Так же, как и в «Серебряном веке», который был показан в 40 российских городах, в Минске и Берлине, там будут дуэты, балет и вообще, надеюсь, много интересного для зрителей.

Фото: Виталий Татаринович.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Первый радиоконцерт из Москвы в 1922 году сыграла Антонина Нежданова.

Вот так устраивали геноцид русскому народу стараниями антихриста Ленина большевицкие упыри. Я вырос на классической музыке, народной и народных песнях, передаваемых по радио. Кто нибудь подскажет, каков сейчас объём вещания классической и народной музыки по радио?

3. Ответ

Погудин говорит ерунду, притом тенденциозную: Но главное не в этом. Песен, связанных с войной, действительно создано множество. Но народ выбрал из них те, которые не столько о боях и подвигах маршалов, сколько о вечном — любви, вере, надежде, чести и достоинстве, мужестве, стойкости.

Противопоставление абсурдно. Разве это не совместимо (бои и подвиги + честь и достоинство)? О Зое Космодемьянской есть народные песни! Да и о Сталине есть, просто сейчас "неудобно" об этом вспоминать. Вообще, о любимых героях и полководцах народ пел веками. Да откройте любую фольклорную антологию, и вы увидите там солдатские песни о Петре Великом, Суворове, Кутузове, атамане Платове! И их существование никак не входило в конфликт с лирическими песнями тех же солдат!
Константин В. / 06.05.2021, 16:50

2. Ответ на 1, Советский недобиток:

В "Волховской застольной" забыл выпить за Сталина, в "Ленинград мой - милый брат мой" выкорчил сады Ленинграда, заменив петроградскими. Война, блокада и - Петроград?!.

Согласен с Вами. Добавлю. Для Погудина в истории советской песни существует прежде всего классический "джентльменский набор" - Бернес, Шульженко, Юрьева и т.п., хотя в действительности их место тогда было весьма скромным. Тенденция здесь понятна - представить войну не как героизм народа, но лишь как трагедию маленького человека. Отсюда и цензурные замены даже в патриотических песнях. Чтобы поменьше напоминать о большом, о Родине.
Константин В. / 06.05.2021, 16:42

1. Не-а.

В "Волховской застольной" забыл выпить за Сталина, в "Ленинград мой - милый брат мой" выкорчил сады Ленинграда, заменив петроградскими. Война, блокада и - Петроград?!.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Погудин
Я не делю себя на артиста и человека
Интервью с певцом Олегом Погудиным
02.03.2006
"Культура обречена, но я говорю это без всякой истерики"
Беседа с "Серебряным голосам России" певцом из Санкт-Петербурга Олегом Погудиным в студии радиостанции екатеринбургской епархии "Воскресение"
02.07.2004
Все статьи Олег Погудин
Денис Бочаров
Все статьи Денис Бочаров
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
День памяти сподвижника Ломоносова Степана Крашенинникова
Сегодня мы также вспоминаем дипломата М.П.Бестужева-Рюмина, фельдмаршала кн. А.И.Барятинского, профессора Н.Ф.Катанова, разведчика Н.И.Кузнецова и академика О.Н.Трубачева
09.03.2024
Для кадровой революции в России нужен институт комиссаров
Ветераны СВО должны занять должность не прямого начальника над учёными, а «комиссара», надзирателя, задачей которого будет не допустить принятия откровенно враждебных решений, исключить явную ложь и подлог
02.03.2024
День памяти митрополита Макария
Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии