Дешёвого больше не будет

Дмитрий Лекух 
0
27.04.2021 611

Источник: RT

Итак, судя по тому, что говорится в сценарных условиях прогноза Министерства экономического развития РФ, рекомендованных правительству для подготовки бюджета на 2022—2024 годы и опубликованных в минувшую субботу, цена экспорта российского газа в дальнее зарубежье в 2021 году может в среднем по году достичь $200,7 за 1 тыс. куб. м в базовом и $196 в консервативном сценарии против фактических $131,6 за 1 тыс. кубов в прошедшем 2020 году. Разница, что называется, впечатляет, хотя ничего особо сенсационного в ней нет: просто постепенное восстановление докризисных показателей вслед за таким же постепенным восстановлением нефтяных цен.

Кстати, эти цифры, при всём уважении к Минэкономразвития, трудно отнести именно к «прогнозам», в лучшем случае если только к «прогнозам состоявшимся». Слишком уж они очевидны и, что называется, «читаемы» непосредственно на текущий момент времени. Попробуем пояснить.

Мы все прекрасно помним, как и с каким временным лагом формируется цена при долгосрочных контрактах — это так называемый гронингенский принцип (или, если проще, «нефтяная формула цены на газ»). Который, кстати, впервые был сформулирован министром экономики Нидерландов Яном де Поусом ещё в далёком 1959 году. И хоть и с некоторыми довольно существенными, но не принципиальными изменениями вполне действенно используется при расчёте «газовой цены» до сих пор. И это — вовсе не какая-то абстрактная «дань» каким-то там, допустим, традициям или ещё каким «вечным ценностям». Просто так реально удобнее. Причём, откровенно говоря, покупателям даже удобнее, чем продавцам.

Хотя и продавцам, в том числе и в лице нашего отечественного «Газпрома», — тоже, в принципе, ничего.

Так вот. Поскольку сейчас, на ближайший квартал, ценовой тренд по нефти вполне очевиден и вполне контролируется «участниками» в рамках соглашения ОПЕК+ и поскольку никаких особых «революционных сюрпризов» на этих рынках, слава богу, не ожидается — то и цену на газ, исходя из упомянутой выше «нефтяной формулы», на текущий год можно уже смело фиксировать.

Тут всё просто. Ниже она уже точно не будет, а вот выше, на «спотовых рынках», живущих по законам биржевой торговли, а не гронингенского принципа — вполне. Стоит, к примеру, погоде следующей осенью/зимой стать несколько пожёстче. Как примерно минувшей зимой 2020/2021.

Или задуть покрепче с Атлантики в Балтийское море суровым заокеанским, вполне себе политическим ветрам (хотя, справедливости ради, стараниями и стойкостью Германии они изрядно ослаблены). Впрочем, не будем тут укорять экспертов из отечественного Минэкономразвития — они всегда были в своих прогнозах, на наш вкус, совсем не оптимистичны, а даже излишне консервативны: я бы, к примеру, считал «консервативным» даже их «базовый прогноз». Ну да, для министерства, которое себя позиционирует как «институт развития», это выглядит довольно забавно. Хотя, с другой стороны, пусть и журавля в небе не поймают, но и свою синицу из рук не отпустят: уже, в принципе, хорошо.

Что это означает для потребителей в Европе?

Да, в общем, ничего хорошего: европейские ПХГ, мы об этом много писали, прилично опустошены по причине минувшей холодной зимы и усиленной распродажи газа оттуда на спотовых рынках, их надо срочно наполнять.

Причём делать это придётся по крайне неудобной, высокой цене: нефть вряд ли будет слишком сильно колебаться от нынешних значений, по крайней мере, это совершенно очевидно, — до не такой уж далёкой осени. А это значит, и колебания цен по газу достаточно легко посчитать.

И падать «от прогноза» эти цены теперь уже точно не будут. Если только расти.

А вот в дальнейшем, начиная с 2022 года, по мнению специалистов Минэкономразвития, ситуация изменится: объёмы экспортных поставок газа будут существенно расти, а цены на голубое топливо, соответственно, начнут потихоньку снижаться. Так — процитируем цифры из опубликованного в субботу документа, — в частности, уже после 2021 года ожидается снижение средней цены экспорта в дальнее зарубежье — до $188,3 за 1 тыс. куб. м в 2022 году, до $179,9 в 2023 году и до $175,2 в 2024 году. Не менее интересны цифры и по зарубежью ближнему, объёмы там, конечно, поменьше, но рынки всё равно важные, и зачем их терять: в 2021 году средняя цена на газ для стран ближнего зарубежья, по мнению профильных специалистов российского Минэкономразвития, составит $188,6 за 1 тыс. куб. м, в 2022 году она снизится до $178,6 за 1 тыс. куб., в 2023 году — до $171,5 и до $167,3 в 2024 году.

При этом, с избытком компенсируя падение цены, серьёзно возрастут объёмы поставок: если в текущем, 2021 году, рост газового экспорта составит всего 3,5% и объём вырастет только до 206,2 млрд куб. м, то уже в следующем, 2022 году, экспорт российского голубого топлива должен составить куда более зримые 238,4 млрд куб. м, в 2023 году увеличится до 240,5 млрд куб. м, а в 2024 году — ориентировочно до 250,5 млрд куб. м.

Впрочем, как вы понимаете, этот прогноз, в отличие от прогноза на текущий год, имеет уже более длинные горизонты. И базируется к тому же на таком ненадёжном фундаменте, как долгосрочный прогноз динамики нефтяных цен. Который как-то в последнее время доверие вызывает примерно такое же, как прогнозы Гидрометцентра. Ничего личного, и уж тем более ни камня в огород Минэкономразвития, там вполне нормальные специалисты работают — просто исторический опыт подсказывает. Кстати, как мне лично кажется, прекрасно понимают это и авторы документа: если та же Европа до сих пор не может сообразить, как и — самое главное — когда её экономика собирается выходить из кризиса, связанного с пандемией, то откуда им знать точно, как и когда начнётся рост потребления энергоресурсов? Оттого и стараются наши прогнозисты быть в своих оценках как можно более консервативными: а то наобещаешь, понимаешь, чего-то. Придётся потом ещё исполнять.

Тут лучше быть пессимистом — спроса потом меньше.

Так, в общем-то, и живём…

Ну а если серьёзно, то что касается собственно нашей газовой отрасли, то даже такой осторожный прогноз для неё вполне, что называется, благоприятен. По крайней мере, он даёт ощущение определённой стабильности и более или менее понятной доходности на внешнем контуре. Что, в свою очередь, позволит тому же «Газпрому» без лишнего напряжения выполнить, к примеру, прямые поручения главы государства по газификации на внутренних рынках. А то, что их придётся в этот раз в любом случае выполнять, сомнений никаких нет.

Ну а что касается европейского направления российского газового экспорта, то да: совсем уж дешёвого газа там пока больше не будет. Но тот уровень цен, который указан в прогнозе русского Минэкономразвития, европейцев, думается, тоже вполне устроит.

Там вопрос скорее в другом: при нынешнем объективном росте спроса на газ на европейских рынках, вызванном как падением собственной добычи, так и частичным отказом от угольной и атомной генерации в той же Германии, маршрутов транспортировки русского трубопроводного газа в Европу всё равно будет явно недостаточно. Причём даже в случае успешного и своевременного, не сомневаемся, запуска строящегося сейчас потихоньку «Северного потока — 2».

Относительно дешёвый — по сравнению с тем же сжиженным газом — этот товар всё равно останется некоторым образом «дефицитным».

А это как минимум значит, что и с «украинским газовым коридором» тоже надо срочно решать. Да и вообще, пора усиленно думать, как помочь европейцам решить эту проблему — проблему их, по сути, энергетической безопасности — к нашей пользе и выгоде: nothing personal, just business, извините меня, пожалуйста. К примеру, у нас самих, начиная с не слишком уж далёкого 2023 года, согласно всё тому же прогнозу Минэкономразвития, ожидается резкий, сначала на 41,5%, до 42,3 млн т, а в 2024 году — до 52 млн т рост производства нашего собственного СПГ. Просто будут запущены очередные мощности на Ямале.

Нет, это ни в коем случае не «намёк», более того, насколько мы понимаем, там, на Ямале, всё уже более или менее законтрактовано. Но и вновь открывающиеся «европейские возможности» в условиях явной дефицитности местного рынка, безусловно, тоже вполне имеет смысл на не самое отдалённое будущее рассмотреть.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Дмитрий Лекух
Этот неизбежный «поток»
Будут ли Байден с Путиным говорить про Nord Stream 2?
01.06.2021
Все статьи Дмитрий Лекух
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 10:19
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 10:11
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20