Первый сбитый офшор

В чём польза от разрыва налогового соглашения с Нидерландами

0
775
Время на чтение 5 минут

Первый сбитый офшор: в чем польза от разрыва налогового соглашения с Нидерландами

Источник: RUPOSTERS

Правительство внесло в Госдуму законопроект о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, следует из базы данных нижней палаты парламента. Если его примут, с 2022 года у компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка. Дмитрий Лекух — о том, для чего Россия расторгает это налоговое соглашение и как это повлияет на внутреннюю экономику страны.

Что тут можно сказать: поскольку для довольно приличной части отечественных деловых элит денонсация соглашения об избежании двойного налогообложения с правительством Королевства Нидерландов поважнее сбитого малайзийского боинга, сразу же пошли версии о "политической подоплеке происходящего" и о каком-то специальном "неправовом давлении на власти королевства" с целью, естественно, получения благоприятного решения местного суда.

Поэтому сразу же этих "элитных наших", излишне деловых господ попробую решительно разочаровать: во-первых, на решение местного суда по боингу плевать даже самой Малайзии. О чем малайзийские власти, напомним, неоднократно и вполне официально заявляли. А во-вторых, причина денонсации соглашения лежит в ряду прочих проблемных "офшорных зон", разобраться с которыми в свое время поручил российский президент Путин. Но вот только Мальта, Великое Герцогство Люксембург и Республика Кипр вполне разумные, надо отдать должное, условия российских фискальных органов приняли и компромисса с Российской Федерацией достигли. А с Королевством Нидерландов договориться так и не смогли.

Как следствие происходящего, правительство внесло в Госдуму законопроект "О денонсации Соглашения между правительством РФ и правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Почему? А вот немного официальной статистики.

Чтобы не было каких-либо пересудов и искажений, просто процитируем текст из пояснительной записки к законопроекту: "Объем выплат из Российской Федерации в Королевство Нидерландов составляет: за 2017 год в виде дивидендов — 271,9 млрд рублей (сумма удержанного налога — 15,04 млрд рублей), в виде процентов — 185,3 млрд рублей (сумма удержанного налога — 52,4 млн рублей); за 2018 год в виде дивидендов — 296,1 млрд рублей (сумма удержанного налога — 8,1 млрд рублей), в виде процентов — 116,8 млрд рублей (сумма удержанного налога — 57,4 млн рублей); за 2019 год в виде дивидендов — 182,8 млрд рублей (сумма удержанного налога — 9,4 млрд рублей), в виде процентов — 157,06 млрд рублей (сумма удержанного налога — 12,5 млн рублей)". Согласитесь, цифры впечатляющие.

Какое-нибудь условное государство Украина могло бы на них более или менее безбедно существовать. При этом переговоры с местным правительством по поводу наведения в этих весьма существенных финансовых потоках недурно организованного вывоза капитала хотя бы относительного порядка зашли в конкретный тупик. В общем, неудивительно.

Нидерланды усиленно торговались, пытаясь всеми правдами и неправдами расширить список перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам. Как следствие, опять цитируем Пояснительную записку, "предложение Министерства финансов Королевства Нидерландов не могло быть согласовано российской стороной, поскольку принятие данного подхода означало бы сохранение каналов вывода значительных финансовых ресурсов российского происхождения с территории РФ с применением пониженных налоговых ставок в отношении таких выплат". И в какой-то момент терпение у российской стороны, судя по всему, просто-напросто лопнуло. И теперь, поскольку в переговорах с Королевством Нидерландов компромисса достигнуть не удалось, соглашение подлежит денонсации, о чем премьер Мишустин и известил.

Теперь будем ждать результатов, а пока напомним историю вопроса.

Одним из символических поручений президента России Владимира Путина новому правительству Мишустина было исправление перекосов "в пользу бизнеса", серьезно искореживших саму структуру экономики государства, и первой "болевой точкой" в марте 2020 года как раз был знаменитый "налог на работодателей" (прямые собираемые государством отчисления в страновые фонды), который президент поручил сократить с 30% до 15%. Ну и едва ли не самое главное — вместо активно рекламируемой социально настроенными оппонентами "прогрессивной шкалы налогообложения" президент поручил обложить специальным налогом в размере 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом.

И да, это, безусловно, потребовало либо корректировки многочисленных соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами — за долгие годы "офшорной экономики" мы были обвешаны, как елка новогодними игрушками, самыми разнообразными международными, юридически обязательными документами в этой сфере, — существующее соглашение с которыми позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по так называемой эффективной ставке в 2–3%, что даже со стороны выглядит не только несправедливо, но и просто смешно. Либо вообще прекращения действия таких договоров. Если потребуется, то в одностороннем порядке — в случае, если договоренности о внесении соответствующих изменений не будут достигнуты.

Нужно отдать должное, расстроилась не только наша новоявленная "офшорная аристократия", привыкшая жить по принципу "зарабатываем в России — тратим на Западе". Расстроились еще и все "международные партнеры", за долгие десятилетия привыкшие на экспорте капитала из России пользоваться всеми теми замечательными ништяками, которые этому "экспорту" сопутствуют.

Но если Мальта, Люксембург и Кипр, в общем, через какое-то время одумались, быстро сообразив, что лучше потерять часть, но сохранить самое дорогое сердцу, то Нидерланды не то чтобы уперлись, но, скажем мягко, конструктива переговорам не добавили.

И это, знаете ли, очень и очень хорошо. Потому как с этой частью президентского послания премьер Мишустин, судя по всему, намерен справиться любыми, даже самыми решительными и, если потребуется, довольно радикальными мерами, несмотря на всю лоббистскую активность "экономически активного меньшинства". Налоговик все-таки. А их бывших, как и бывших разведчиков и десантников, не бывает.

Словом, данный правительственный законопроект — действительно добрый знак, но связан он исключительно с нашими внутренними, давно необходимыми нашей стране реформами в экономике и социальной сфере. Просто потому, что прекращение бесконтрольного и "дешевого" вывода из страны заработанного здесь капитала по льготным ставкам — это просто необходимое условие этих реформ: тут же нет никакого секрета, все эти бесконечные "льготы" пробивались под приход "настоящего западного инвестора". Который, кстати, так и не пришел, зато денег из России за эти годы выкачали столько, что просто страшно себе представить. И, да, вот этим "инвесторам" будет и вправду непросто.

И никакой голландский суд и малайзийский боинг, как и позиция Нидерландов по отношению к узнику Навальному например, тут, просто поверьте, совершенно точно ни при чем.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лекух
Место в четвёрке мировых экономик нам принадлежит по праву
Внешние препоны не должны повлиять на выполнение поручений президента
03.04.2024
Все статьи Дмитрий Лекух
Последние комментарии