«На земли ангела…»

Комментарий на стихиру преподобного Иоанна Лествичника

Лариса Маршева 
Великий пост 
0
12.04.2021 296

Источник: Православие.ру

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник За свою многовековую историю Церковь воспитала и возрастила большой сонм святых, среди них есть святители, праведные, блаженные, но есть и особый сонм преподобных, которые отрекались от мира, уходили в пустыни, воздвигали обители и спасали людей своими молитвами и заступничеством.

Среди этого сонма великих преподобных и преподобный Иоанн Лествичник. Святой Иоанн и после своей смерти служит примером для современных монашествующих, а его труды – назидание не только для монашеского сообщества, но и для людей, живущих в миру.

Важное место преподобному Иоанну уделяется и в нашем месяцеслове – его память особенно чтится на четвертой неделе Великого поста. Это имеет глубокий смысл: преподобный Иоанн всю жизнь посвятил посту и покаянию, а с этими христианскими добродетелями и связан великопостный период.

Чтобы познакомиться с жизнью святого Иоанна, мы можем обратиться не только к его житию, но и к службе, написанной для его прославления.

Сосредоточимся на одной из стихир, посвященной преподобному:

«На земли ангела, и на небесех человека Божия, мира благоукрашение, наслаждение благих, добродетелей постнических похвалу, Иоанна почтим: насажден бо в дому Божии, процвете праведно, и яко кедр в пустыни умножи стада Христова словесных овец, в преподобии и правде»[1].

Ее греческий оригинал таков:

«Τὸν ἐπὶ γῆς Ἄγγελον, καὶ ἐν οὐρανοῖς ἄνθρωπον Θεοῦ, τοῦ κόσμου τὴν εὐκοσμίαν, τὴν τρυφὴν τῶν ἀγαθῶν καὶ τῶν ἀρετῶν, τῶν Ἀσκητῶν τὸ καύχημα Ἰωάννην τιμήσωμεν· πεφυτευμένος γὰρ ἐν τῷ οἴκω τοῦ Θεοῦ, ἐξήνθησε δικαίως, καὶ ὡσεὶ κέδρος ἐν ἐρήμῳ ἐπλήθυνε τὰ ποίμνια Χριστοῦ, τῶν λογικῶν προβάτων, ἐν Ὁσιότητι καὶ δικαιοσύνῃ»[2].

На земле ангел, а на небесах Божий человек

В начале стихиры преподобный Иоанн именуется земным ангелом и небесным человеком. Этот образ – оксюморон, который соединяет несоединимое. Так называют людей, которые уже при своей земной жизни живут по законам Небесного Царства. Они всей душой стремятся воплотить евангельский идеал, к которому призвал Христос: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Сам преподобный Иоанн происходил из знатной семьи. Но уже от юности избегал мира, а в 15 лет удалился в Сирийскую пустыню[3]. Молодой Иоанн не просто удалился в пустыню, но еще отсек свою волю и стал послушен во всем своему старцу, то есть уподобил себя ангелам, которые во всем слушаются Господа.

Благоукрашение для мира и наслаждение добродетелей

Церковнославянский текст стихиры воспевает преподобного как «мира благоукрашение». Греческий оригинал – «τοῦ κόσμου τὴν εὐκοσμίαν» – говорит о благоустройстве космоса, мироздания. Святой Иоанн молитвой и монашеским подвигом избавлял мир от хаоса и неустройства.

Святой Иоанн молитвой и монашеским подвигом избавлял мир от хаоса и неустройства

Здесь он следовал словам апостола Павла, который пишет членам коринфской общины: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14: 33).

Далее в стихире читаем: «Наслаждение благих, добродетелей постнических похвалу Иоанна почтим». Но греческий текст предлагает иной смысл: «Τὴν τρυφὴν τῶν ἀγαθῶν καὶ τῶν ἀρετῶν, τῶν Ἀσκητῶν τὸ καύχημα Ἰωάννην τιμήσωμεν» – «наслаждение благих и добродетелей, аскетов-монахов похвала, Иоанна почтим». В таком прочтении преподобный Иоанн – похвала постников. Именно так издревле именовали монахов, посвятивших свою жизнь Богу.

Сам святой Иоанн – автор знаменитой «Лествицы» – о монахах пишет:

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных»[4].

Только аскетическое житие и позволяет монаху быть земным ангелом и небесным человеком.

Преподобие и праведность

Гимнограф в стихире так прославляет преподобного Иоанна: «Насажден бо в дому Божии, процвете праведно, и яко кедр в пустыни». Древняя синайская обитель, в которой подвизался святой, располагается в пустыне. Монашеский опыт пустынножительства считался великим подвигом. Сам преподобный Иоанн долгих 70 лет подвизался в пустыне и через свою жизнь украсил эту пустыню великой обителью и своими святыми мощами.

Проводя свою жизнь вне мирской суеты, он смог умножить Христово стадо – верующих в Спасителя. Они стали доблестными учениками святого старца и возрастали в преподобии и правде.

На первый взгляд слово «преподобие» указывает на монашескую братию, которая возрастала под бдительным отеческим покровительством преподобного Иоанна, а «правда» – на их праведную жизнь. Но греческое «ὁσιότης» обозначает благочестие, желание и стремление соблюдать Божественный закон[5], «δικαιοσύνη» – праведность[6]. Преподобный Иоанн взрастил не только монашескую братию, но и всю христианскую Церковь.

Своей «Лествицей» он и поныне помогает верующим возрастать в добродетели и праведной жизни, указывая путь ко спасению.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лариса Маршева
«На земли ангела…»
Комментарий на стихиру преподобного Иоанна Лествичника
12.04.2021
Торжество Православия
Комментарий к тропарю праздника
20.03.2021
«Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
21.11.2020
Все статьи Лариса Маршева
Великий пост
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
03.05.2021
Христа ради, прекратите стрелять, хотя бы в
Пасхальные дни! — Предстоятель УПЦ
30.04.2021
Высшее сражение нашего Господа
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Великую Пятницу
30.04.2021
Прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых
Слово перед Плащаницей в Великий Пяток
30.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от С. Шараков
06.05.2021 12:02
Посредник и координатор, а не единоличный распорядитель
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
06.05.2021 12:01
Кто готовит революцию в Церкви
Новый комментарий от Сант
06.05.2021 11:26
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 11:24
Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»
Новый комментарий от Советский недобиток
06.05.2021 11:09
Холодная война
Новый комментарий от Алексей Строев
06.05.2021 10:53
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 10:33