Гимны Великого поста

Великий пост 
0
659
Время на чтение 8 минут

«Исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (Еф. 5:18-19).

Святая Четыредесятница время особого покаяния, строгого устава и длинных служб. Но, несмотря на ограничения и усталость, сердце верующего человека исполняется светлой печалью, вместе с пробуждающейся природой стряхивает с себя всё ненужное и наша душа, встречая весну духовную. Именно так называют святые отцы Великий пост. И, конечно, не последнюю роль в создании особого настроя играют великопостные песнопения. Задача музыкального сопровождения служб затронуть сердце и пробудить покаянные чувства.

Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на постное поприще, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже благом, деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подготовительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых».

«Покаяния отверзи ми двери» — это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Оно словно объединяет период подготовки к Четыредесятнице и сам пост. Эта стихиру впервые мы слышим в Неделю о мытаре и фарисее, а затем — на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним девять раз в течение примерно двух месяцев.

Важность этого текста дополнительно подчеркивается разными выразительными средствами. Например, в некоторых храмах на время пения «Покаяния отверзи» выключают свет, люди зажигают свечи и становятся на колени. Конечно же, наиболее важным и ярким из этих средств является музыка.

Наступает второе воскресение подготовки к Великому посту, в которое читается Евангелие о блудном сыне. В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских».

Текст псалма повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Десятки тысяч израильтян лишились своего отечества после проигранного иудейского восстания в 598 году до н.э. Плененные евреи жили вне городов Вавилонского царства, среди рек, оплакивая потерянную родину. Среди ветвей они повесили свои инструменты, потому что лишь в Иерусалиме могли использовать их для богослужебных песнопений. Ради забавы и глумления иноплеменники хотели слышать священные тексты иудеев, но не ради того, чтобы научиться славить Бога. Униженные пленники отвечали отказом, чтя законы своих предков. Они возглашают в сильном исступлении, насылая на себя проклятия, если перестанут вспоминать Иерусалим: «Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся горнего Иерусалима», — писал Иоанн Златоуст. Новозаветная Церковь толкует псалом как плач о греховном пленении и изгнании из Рая.

Еще одно песнопение, которое можно услышать в храме только во время Великого поста — «Душе моя, восстани, что спиши». Оно исполняется после шестой песни Великого канона Андрея Критского. В это время присутствующие в храме люди молятся коленопреклоненно. В словах этого песнопения передается весь дух покаянного творения преподобного Андрея: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».

«Ныне Силы Небесныя» — песнопение, которое звучит в Церкви каждую среду и пятницу на Литургии Преждеосвященных Даров. Оно поется на Великом входе, когда освященные на «полной» Литургии Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь, за исключением служб Великого четверга и Великой субботы, когда поются глубочайшие по смыслу тропари «Вечери Твоея тайныя» и «Да молчит всяка плоть человеча».

Текст песнопения говорит о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией: «Се Жертва тайная совершена дориносится», то есть «вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается».

В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы: «Что еще оставалось… Спасителю сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?», — писал преподобный Ефрем Сирин.

Вторая строфа песнопения гласит: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем», что значит «с верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни» — призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).

«Да исправится молитва моя» — эти стихи из 140-го псалма Давида исполняются обычно на каждой вечерне. Но во время Великого поста их поют на Литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы. По традиции во время этого песнопения все молящиеся становятся на колени, а певчие выходят в центр храма к солее.

Протоиерей Дмитрий Смирнов так объяснял смысл этой молитвы: «Кадило — это такой прибор, куда кладется уголь и ладан. И каждение этим благовонным дымом является образом нашей молитвы. Как кадильный дым возносится вверх, к небесам, так и молитва возносится к Богу. Мы люди грешные и наша молитва "неисправна". И мы просим у Бога, чтоб Он исправил нашу молитву».

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех», — поется во всех храмах.

Перевод этой стихиры следующий: Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой, поднятие рук моих – как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня! Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе. Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов.

Вот мы уже подошли к песнопениям, которые исполняют на Страстной седмице. В Великий Четверг хор поет «Вечери Твоея тайныя» вместо «Иже Херувимы». В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Христа с апостолами. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию. Каждый христианин стремится в этот день прийти в храм и причаститься.

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», — молятся православные.

Стихиру можно перевести так: «Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

В Великую Субботу на Литургии вместо херувимской песни хор исполняет стихиру «Да молчит всякая плоть человеча…».

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Иеромонах Амвросий (Тимрот) перевел ее текст на русский: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия».

Великая Суббота — день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» — так поется в стихире на вечерне. Это день скорби и радости, Бог погребен и сошел в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаенной радости и скорби. Но в эту службу вкрапляются воскресные тропари и стихиры, читается множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «аллилуйя» на литургии поется торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли», а священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.

В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всякая плоть». Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому всё творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

Господь отдает себя в Жертву и вкушаем верными — его последователями-христианами — через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян. 8: 32-33).

Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, стихира принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых — Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).

Несмотря на строгость устава и длинные богослужения, порой рождающие усталость, нельзя не любить Великий пост. Это время сугубого покаяния, коленопреклонных молитв и долгого чтения удивительным образом рождает в душе верующего человека состояние тихой радости и светлой печали. И, конечно, не последнюю роль в создании особого настроя во время поста играют великопостные песнопения. Музыкальный язык богослужения откликается на содержание молитвословий. Ведь в этом и состоит его задача — помочь передать смысл, довести его до сердца, пробудить в душе покаянные чувства.

Священник Александр Григорьев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Григорьев
«Не стоит бояться быть обманутым, когда вступаешь в переписку с заключенными»
Беседа с протоиереем Александром Григорьевым
30.01.2012
Протоиерей Александр Григорьев: Моя прихожанка попала в рабство
Петербургский священник призывает помочь вызволить несчастную женщину, незаконно удерживаемую в психиатрической больнице
16.11.2009
Отмобилизовались, сладились, победили
В ходе масштабных учений опробовалась модель управления будущей региональной группировкой "Восток"
07.07.2006
Все статьи Протоиерей Александр Григорьев
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.06.2024 15:21
Современный исповедник
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.06.2024 14:58
Православие, Самодержавие, Чучхе!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.06.2024 14:35
О причинах травли РАЦИРС протоиерея Андрея Ткачева
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.06.2024 14:21
Штурм прошёл успешно – проблемы остались?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.06.2024 14:14
Убрать мавзолей?
Новый комментарий от учитель
19.06.2024 13:46