После войны в военкоматах оставшимся в живых защитникам ДОТов, которые в основной массе ранеными и обожженными попали в плен, даже отказывали в выдаче удостоверений участников Великой Отечественной. Мол, нет документальных данных, где и как они воевали. С болью об этом пишет в "НВО" жительница Алма-Аты из Казахстана Валентина Жижинова. Ее отец Петр Васильевич Жижинов был призван в Красную Армию в марте 1941 года. Последняя весточка от отца пришла 1 мая 1941 года из Брестской области, местечка Дрогочин-на-Буге. И лишь в 1947 году семье выдали извещение, что Петр Жижинов пропал без вести в марте 1942 года.
Впоследствии Валентина Жижинова выяснила, что отец попал служить в 62-й Брест-Литовский укрепленный район в одну из военно-строительных частей, которая возводила железобетонные ДОТы. Это подтвердил и один из немногих вернувшихся с войны после немецкого плена в Алма-Ату солдат Максим Еремин. Он сам служил в 346-м стройбате и видел за несколько дней до начала войны земляка Петра Жижинова. Но как воевал он, почему пропал без вести лишь в 1942 году?
И дочь солдата стала искать хоть какую-то информацию о боевых действиях, которые вел на границе 62-й УР. Посылала письма в различные военные и гражданские инстанции, в Брестский мемориальный комплекс. Но отовсюду приходили ответы, что штатных списков 62-го укрепленного района нет. Поисковая деятельность дочери солдата, к сожалению, не приоткрыла тайну гибели ее отца. Однако помогла частично установить картину героической обороны 62-го УРа.
До сих пор на добрую сотню километров от Брестской крепости по Бугу тянутся вросшие в землю железобетонные ДОТы. Многие взорваны, пробиты снарядами. Но есть и наглухо замурованные бетонные кубы. Это сделали еще во время первых боев немцы. Защитники ряда укреплений, после того как у них кончались боеприпасы, закрывали броневыми задвижками и люками все технологические отверстия. В плен сдаваться отказывались. И тогда немцы травили защитников газами, жгли огнеметами или заливали бетоном все отверстия и заживо замуровывали красноармейцев и командиров. В одном из таких ДОТов удалось побывать поисковикам. На сгнившей соломе в ряд лежали под одной из стен в истлевшей красноармейской форме десять скелетов. Никаких документов. Только потускневшие алые звездочки да значки "Ворошиловский стрелок".
По рассказам местных жителей, уцелевших защитников границы, удалось установить, что Брест-Литовский укрепленный район, которым командовал генерал-майор Пузырев, держался под натиском превосходящих сил фашистских войск трое суток. А гарнизон трехамбразурного артиллерийско-пулеметного ДОТа "Орел", которым командовал лейтенант Федоров, воевал 12 дней и ночей.
Не менее героически сражались и другие ДОТы 62-го Брестско-Литовского укрепленного района. В районе населенных пунктов Новоселки, Огородники располагались ДОТы 3-й роты под командованием лейтенанта Веселова. Местные жители рассказали, что двое суток шел непрерывный бой. Из 258 красноармейцев и командиров в живых остались лишь младший лейтенант Шаньков и пулеметчик Чиж.
В лесу у реки Каменка основным опорным пунктом обороны был ДОТ "Холм". Фашисты захватили его последним. Но небольшой гарнизон со стрелковым оружием вышел в последний, неравный бой. Рядом с политруком Локтевым в атаку шла супруга старшины Горелова Анна, которая в доте ухаживала за ранеными. Впоследствии фашисты захватили раненого политрука и расстреляли прямо у бывшей огневой точки. Судьба Анны Гореловой неизвестна.
Как установили поисковики, Вера Жижинова, войну в 62-м УРе героически встретили 5-тысячный гарнизон и примерно 20 тыс. военнослужащих строительных частей. В живых осталось всего 46 человек. До сих пор на местах давних боев не проводилась серьезная поисковая работа. Активно исследуют старые укрепления только "черные следопыты" в поисках военных реликвий. Нет ни списков воевавших на границе уровцев, ни памятника им.
Может, настала пора хотя бы посмертно наградить за мужество в первых боях на границе бойцов и командиров, фамилии и подвиги которых установлены. Они смерть в боевых казематах предпочли фашистской неволе. Наверное, пора и сами уцелевшие ДОТы на границе сделать частью мемориала Брестской крепости. Тысячи их защитников, возможно, в их числе и солдат из Алма-Аты Петр Жижинов, заслуживают того, чтобы считаться геройски погибшими в первых приграничных боях Великой Отечественной войны.
http://nvo.ng.ru/notes/2006-06-16/8_heroes.html