Митрополит Митрофан: «бои без правил» – антихристианские

0
1137
Время на чтение 5 минут

Русская Православная Церковь поддерживает Международный фестиваль единоборств «Кубок равноапостольного Николая Японского». О том, когда надо «подставить другую щеку», о «боях без правил», нормах ГТО, а также о том, как бойцу «не потерять душу» и по-христиански относиться к сопернику, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан.

— Владыка Митрофан, есть заповедь любви к ближнему. Твой ближний – соперник на ковре. Как к нему с любовью относиться, в чем это будет выражаться?

— Мы живем в мире, где у разных стран и народов разные интересы. Наша держава существует лишь только потому, что мы умеем защищаться и воевать. И наша задача – воспитывать воинов. При ее решении для нас наиболее важна Евангельская заповедь – «нет выше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Вот именно в этом ключе мы воспитываем молодежь. И для этого у нас существует спортивное движение, для этого – возращение норм ГТО, развитие клубов и секций. Русская Православная Церковь все это поддерживает.

Но задача ее и в том, чтобы в этой атмосфере соперничества, агонизма, который неизбежно присутствует в единоборствах, не исчез дух христианской морали и нравственности. Доброта, милосердие – это признак силы, а не слабости, человек немилосердный и жестокий – слаб, он просто не нашел подлинный смысл жизни, не состоялся как полноценный человек.

К сожалению, человек, который лишен этих качеств – добра, милосердия, любви, готов еще и добить лежащего, как мы это часто видим по телевизору. Это признак слабости, отсутствие благородства, широты души.

— Иисус Христос учил: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея). Сочетается ли это со спортом, тем более единоборствами?

— О цитате из Нагорной проповеди — надо внимательно рассмотреть весь контекст и, кроме того, представить страшную моральную атмосферу, царившую тогда в обществе.

Любой спортсмен, сильный человек, прежде всего, уважает своего ближнего. В неприятной ситуации по-настоящему сильный человек будет стремиться погасить конфликт добротой и выдержкой. Прежде чем он использует свои боевые возможности, непременно постарается ответить добром на агрессию, показать добрый пример христианского поведения. Каждый согласится, что это бывает чрезвычайно непросто, но тут и сокрыт главный духовный подвиг.

Если же спортсмен видит, что ничего не получается, что человек потерял ориентиры, и особенно, если могут пострадать беззащитные и невинные, то он вынужден защищаться и защищать. То есть это всегда крайняя мера.

— В жизни уступать – понятно. Но в спорте – как можно уступать: человек не выиграет, если не побьет другого?

— Насчет побить – это относится больше к страшному, кровавому спорту, который называется «бои без правил». Я считаю, что это антихристианский вид спорта. Там попираются фундаментальные нравственные ценности. Например, там бьют лежачего, причем надо повалить, чтобы добить. Это не то же, что выиграть в спорте по очкам – провел прием, получил очки, зафиксировали победу. Религия – это всегда свод правил, этических норм. А в боях без правил, получается, они отброшены.

— Идея соревнований – ты должен победить, не только самого себя, но и другого человека, который неизбежно будет проигравшим и которому будет больно от этого. Как это видится с христианской точки зрения?

— Учение Христа осуждает насилие, связанное с унижением одного человека другим. Христианин руководствуется известным принципом: «Поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». В спортивном поединке этот принцип вполне соблюдается, так как два человека добровольно принимают правила этого вида боя, и соответственно, неизбежные болевые и прочие негативные ощущения в ходе этой борьбы. Никто никого не насилует, не заставляет. Участники выходят на соревнование, желая показать уровень своего мастерства, свои достижения в том или ином виде боевого искусства.

Что касается боли, усталости и прочего, то умение терпеть — один из важнейших аспектов христианской аскезы. Соблюдается и принцип равных возможностей: весовые, возрастные и прочие категории. То есть здесь присутствует справедливость.

При этом мы, конечно, чувствуем некое противоречие, потому что все соревновательные виды спорта родом из языческих времен. Тут каждый спортсмен должен понять, не слишком ли он страстен, нет ли в нем ненависти и других нехороших чувств. Как я сказал, милосердие, доброта – признак силы. Нужно, чтобы это жило в сердце человека. Это сложный путь спортсмена-христианина, но без этого он проиграет большую борьбу за свою душу.

— То есть в каких-то случаях нужно, например, несильно ударить?

— Спортсмен должен видеть, если соперник очевидно слабее, если сейчас можно его повредить. Можно пойти по одному пути — и бить, пока другой сознание не потеряет, как в «боях без правил», а можно всегда оставаться человеком, христианином. Это все решает каждый сам – взвешивает в своем сердце на каждом поединке. Гораздо проще без этого: знай себе – лупи, пока не добьешь. Попытаться совместить несовместимое – задача непростая, но за нее и награда будет больше – спасение человеческой души.

— Есть границы физические и психологические. Когда кто-то пытается, например, «сесть тебе на шею», как должен вести себя христианин: уступить или отстоять себя?

— Мы, прежде всего, должны являть пример. Если мы уже стали христианами, обрели это духовное сокровище, то мы должны человеку, который далек от этого всего, являть пример лучшего: любви, прощения, милосердия. Люди, увидев, что есть другой мир, другие ценности, почувствуют, что здесь правда и истина. Явить пример лучшего, это то, чем занимались наши миссионеры, начиная с апостолов и заканчивая Николаем Японским.

— Ежегодно Русская Церковь проводит международный фестиваль единоборств «Кубок равноапостольного Николая Японского». Какой пример дает святитель Николай его участникам?

— Первый японец, который принял христианство благодаря святителю Николаю, был самураем, роином. Он пришел убить Николая Японского. И у них состоялась беседа.

— Николай: За что ты хочешь убить меня?

— Самурай: Ты хочешь погубить нас.

— Как ты можешь ненавидеть то, чего не знаешь, ты же даже не спросил, во что я верю, что я говорю.

— Хорошо, я послушаю, расскажи…

И кончилось тем, что этот человек стал первым японцем — православным священником, принял имя Павел. То есть святитель Николай показал пример, исцелил душу человека, который хотел его убить. Каждый должен по мере сил показывать лучшее. И, как говорил Серафим Саровский: «Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи».

Беседовал Артем Буденный

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин)
«Коль брошен вызов, его надо принимать»
Как отметил митрополит Мурманский Митрофан, со стороны государства принимаются решения для развития спорта внутри страны и с теми странами, кто желает с нами развивать отношения
13.02.2023
Все статьи Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин)
Артем Буденный
Архимандрит Мефодий с Валаама
Последнее интервью
30.07.2021
Как Церкви не поддаваться на провокации
или Почему православные рекламируют то, против чего выступают
07.08.2017
Все статьи Артем Буденный
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06