Конёк-огонёк

Новый проект режиссёра Олега Погодина уже стал кинособытием года

Александр Сергеевич Пушкин 
0
813
Время на чтение 6 минут

«Что за конь —
горячей, чем огонь!»

Владимир Маяковский

Сказка Петра Ершова "Конёк-Горбунок" (1834) – часть русского социокультурного кода. Здесь и народные мотивы, и талантливая, живая переработка, и общеевропейская мода 1830-х годов на многословные сказки, и четырёхстопный хорей, чётко вписанный в славянскую напевность. Самородок-интеллектуал Пётр Ершов, студент Петербургского университета, но - сибиряк и патриот Сибири, он был вхож в компанию самого Пушкина, дружил с мэтрами - Плетнёвым и Жуковским. Небогатый и незнатный, он вращается среди лучших.

Писал "Конька-Горбунка", будучи восемнадцатилетним юношей, а прославился в девятнадцать, когда поэма вышла из печати. В те времена поэты взрослели очень рано! Вернувшись на родину, Ершов посвятил себя преподаванию, сделав превосходную и главное - честную карьеру: от учителя Тобольской гимназии (среди его учеников значился Дмитрий Менделеев!) – до видного деятеля с чином статского советника, что по российской «Табели о рангах» означало право на потомственное дворянство и - обращение «Ваше высокородие». Это – социальный рывок, ибо Ершов-старший был скромным, хотя и ревностным чиновником, постоянно переезжавшим с места на место, а мать поэта происходила из купеческой фамилии Пиленковых.

Сейчас это покажется удивительным, но сюжет "Конька-Горбунка" изначально имел сатирический и во многом пародийный характер. Острота заключалась в том, что глав-героем выступал неказистый Иван-Дурак, а его конём – столь же курьёзное животное. «Но, конечно, может мастер сделать лошадь всякой масти», - как писал Владимир Маяковский, правда, по иному поводу, и Ершов придумал странного конягу под стать малопочтенному персонажу. Вместо блистательного королевича на уникальном жеребце – этакий ленивый и забавный парнишка, становящийся в итоге монархом и его горбатый Конёк-Огонёк.

В суровые лета, именуемые «николаевской реакцией» (1848-1855), когда император запрещал все поэтические двусмысленности, где глумятся над коронованными особами, пусть и сказочными, "Конька-Горбунка" тоже положили на полку и переиздали только 1856 году, после смерти Николая Павловича. Заметим, что опала в отношении книжки никак не повлияла на продвижение самого Ершова по службе – это к вопросу об «ужасах кровавого царизма».

Ершов написал ещё несколько пьес и поэм – некоторые даже имели кратковременный успех, однако, в памяти остался лишь первый его литературный опыт – "Конёк-Горбунок". В конце XIX века случилось дивное – пародийно-сатирический опус перекочевал в детскую литературу и закрепился там навсегда. Впрочем, Ершову повезло – его Иван с Горбунком попали в ту же компанию, что и Дон-Кихот с Росинантом – сочинение Мигеля де Сервантеса из пародии на рыцарские романы превратилось в подростковую сагу о непонятой беспорочности.

"Конька-Горбунка" интересно разбирать и с точки зрения первобытного мифотворения - Ершов точно определил все базовые детали, на которые обращает внимание исследователь народных сказок. Центральная фигура – волшебный помощник. Это - излюбленный мотив - от Волка, тотема славян и германцев - до Кота в сапогах, измышленного Шарлем Перро для развлечения галантных дам Версаля. Конь – отдельная тема в коллективном сознании. Владимир Пропп констатировал: «В греческой мифологии дарителем коня всегда являются боги. Так, Афина дает Беллерофонту уздечку, при помощи которой он укрощает Пегаса. Основная функция коня — посредничество между двумя мирами. Он уносит героя в тридесятое царство». Кроме этого, конь - посредник между землёй и небом, а заодно – провожатый в иномирье. Неслучайно в древнейших культурах бытовал обычай хоронить воина с его конём в единой могиле. В сказке Ершова именно Горбунок переносит Ивана в запредельные и – немыслимые пространства, куда обычному смертному хода нет.

Но! Всё это – глубинные пласты, необязательные для целевой аудитории сказок. Новый проект "Конёк-Горбунок" (2021) режиссёра Олега Погодина ("Мы из будущего–2", "Время первых") наравне с "Северным ветром" Ренаты Литвиновой уже стал кинособытием года. Созданный по мотивам поэмы, этот фильм хорош, как отдельное произведение, и потому не стоит зело бранить авторов за вольное обращение с текстом. Конечно, от первоисточника остались рожки да ножки. Вернее – уши да копыта. Кое-как сохранена общая линия, а что касается четырёхстопного хорея, то его упразднили и вовсе. Советская экранизация, предпринятая Александром Роу в 1941 году и ставшая классикой, также грешит «исправлениями» и переходом на сугубую прозу.

Неоспоримый плюс киноработы - видовая привлекательность, изысканная картинка, максимальное использование знаний о стиле а-ля рюсс. Его можно представить в топорно-попсовой лепоте, а можно – в качестве утончённой декоративности. Художник по костюмам Надежда Васильева – обладательница выверенного вкуса (к слову, она же работала с Ренатой Литвиновой в "Северном ветре"). Кафтаны и боярские шапки, шитые жемчугом и златом кокошники, очелья и оплечья, мониста и наручи – все выглядит по-настоящему сказочным и при том – узнаваемым. Тут – прихотливая роскошь Билибина, красно-драгоценная гамма Бакста, яркость Головина, Кустодиева, Малявина. Вспоминается и бал 1903 года в Зимнем Дворце, когда весь двор обрядился в допетровские уборы. Терема выполнены в духе неорусского течения Ар Нуво – это и павильоны для парижских Exposition, и Абрамцево, и Талашкино. Разумеется, не все чертоги натурные, но здесь такой высокий уровень компьютерного мастерства, что «засилье цифровых технологий» ничуть не фраппирует.

В роли Иванушки снялся один из самых востребованных актёров современности - Антон Шагин ("Стиляги", "Бесы", "Союз спасения" и – уже упомянутый "Северный ветер"). Обаятельный и харизматичный, он играет совсем другого Ивана, не того, что в поэме – герой Шагина, скорее наивен и добр, чем глуп; и он совершенно не ленив. Авторы значительно облагородили протагониста, которому и не понадобилось «красавцем учиняться» - он выныривает из котлов с тем же лицом, что и в начале фильма, но в пышно украшенном кафтане.

Конёк, озвученный Павлом Деревянко, изрекает шутки и мудрости, как и положено волшебному помощнику – в его «голливудской» ипостаси. Недурён и Михаил Ефремов в образе самовлюблённого и тупого Царя, к которому обращаются не иначе, как «мой цезарь». Ефремова оценивать крайне сложно и не потому, что он стал причиной ДТП – богемный «мажор» и до этого мощно отжигал по полной. В гротескно-отрицательной роли коронованного «старика Козлодоева» Михаил Олегович – гармоничен.

Креатив – зашкаливает! Царь-Девица (Паулина Андреева) почивает в хрустальном гробу, расположенном в краю вечной мерзлоты. Этакая смесь Мёртвой Царевны со Снежной Королевой. На ней – декольтированное платье, напоминающее парадные одеяния королевы Елизаветы Тюдор, что, в общем-то, хорошо монтируется с типом Царь-Девицы. Широченные юбки, в эру Тюдоров называемые испанским словом verdugado, заменяют ей …парашют. В одной из сцен она появляется в мужском платье эпохи Людовика XIV – в туфлях с характерными красными каблуками – символом французской аристократии. Декорации тут – на грани шика и стёба, что нормально для бессовестного постмодерна, очередная волна которого накрыла нас, как только прошла предыдущая.

Как водится, в кадре – сплошные аллюзии, намёки и «пасхалки». Так, ёжик и громадная белая лошадь, выступающая из тумана – это привет Юрию Норштейну и его философическому "Ёжику в тумане". Белка, охотящаяся за орехом, даже в условиях опасности – приключения хищной Белочки из "Ледникового периода". В паре-тройке эпизодов Иванушка носит нечто, похожее на свитер Данилы Багрова – благо, художник по костюмам работала с Алексеем Балабановым в "Брате" и "Брате-2".

Саундтрек разбавлен композициями из "Лебединого озера" Чайковского, григовского "Пер Гюнта" - в сцене утра и почему-то "Сарабанды" Генделя. Последняя, кстати, использовалась Стэнли Кубриком в "Барри Линдоне" (1975), с которым нашего "Горбунка" роднит общая эстетическая парадигма – Кубрик «оживлял» полотна Гейнборо, а Погодин – иллюстрации Билибина. Вместе с тем, нельзя сказать, что фильм вышел стопроцентным шедевром. Чувствуется какая-то спешка и желание впихнуть побольше эпизодов, не все из которых удачны. Есть неоправданные, скучные длинноты. Ощущение, что отличный материал сшивали на скорую нитку, почти не заботясь о восприятии полотна в целом. Умение «резать» - если не важнейшее из искусств, то существенный фактор успеха. Отсеки лишнее – получишь ограненный бриллиант. А тут – увы. Поэтому финальное впечатление – смазано. Выставить оценку – невозможно: эстетика на пять с плюсом, композиция на три с минусом. Наверное, всё же – хорошо. Хвалить приятнее, чем ругать.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. ...

Чушь,короче...
monarhist / 01.03.2021, 08:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04