«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды

Все советские детективы повествовали о человечности

0
162
Время на чтение 4 минуты

Источник: газета ЗАВТРА

В принципе все советские детективы, чего бы ни касалась история – предотвращения шпионских вредительств или краж пальто – повествовали о человечности. «Мёртвый сезон» (1968) Саввы Кулиша – не только не исключение, но и квинтэссенция этого смысла. В названии – многослойность.

С одной стороны – обычный термин, обозначающий «пустое» время года в курортном городке, а с другой – мёртвый сезон – это то будущее, которое готовили человечеству доктора-yбийцы из некоей фармацевтической корпорации.

Это фильм о том, что гений и злодейство – совместимы и даже чаще, чем принято считать. Большинство тех персонажей, которые ставили опыты в концлагерях, были талантливы, а доктор Йозеф Менгеле блистал ещё в студенческие годы.

В «Мёртвом сезоне» мы видим некоего Рихарда Хасса, коему авторы придали черты Йозефа Менгеле – подчёркнутую вежливость, рафинированность, любовь к классическому репертуару. И – желание переделать мир по своему изуверскому усмотрению.

В 1960-х годах, когда создавался киносценарий, постоянно шли процессы над скрывавшимися нацистскими преступниками, которые, сменив «окраску», спокойно жили в Америке, Бразилии, Аргентине. А иной раз – в Швейцарии, например.

Они могли даже не скрывать своё прошлое – достаточно было записаться под другим именем, как Хасс оказался «профессором Борном», ибо новые хозяева закрывали глаза на такие нюансы. Главное – результат. На кону - противоборство систем.

Любитель клавесинной музыки и галантного века, Хасс-Борн синтезировал свой препарат ещё в годы войны, ставя опыты на советских военнопленных. Газ RH в малых дозах стимулирует умственную деятельность, а вот в больших, если распылить над городом или страной превращает хомо-сапиенс в стадо безвольных животных, без прошлого и будущего.

Когда Хаас разглагольствует о счастье таких недо-людей, он, скорее всего, даже честен – он реально так думает. Мол, человек страдает лишь, когда есть с чем сравнивать, тогда как лишённый памяти, целей (кроме запрограммированных), идеалов, он будет раз теплу, еде и удовлетворению иные базовых потребностей.

Плюс быдло-развлечения, типа физической любви. Избранные же станут внимать Генделю и Гайдну, страдать, мечтать, летать… К слову, такие же мысли витали не только в Третьем Рейхе – так, Олдос Хаксли в своём «Дивном новом мире» показал общество будущего, где низшие особи изначально …низшие.

Их такими делают уже в пробирках. Да и высшие там …не гении. Образование сводится к заучиванию цифр, дат, общих слов. Есть, правда топ-менеджеры всего процесса – вот они да, гении, типа Хасса, но их единицы. И рассуждения – те же. Стадо счастливо, так зачем нужны все эти лишние думы – о Боге, например.

Ещё этот кинорассказ – о том, что понимание и чувствование искусства, в том числе классической музыки XVIII столетия, вообще ничего не гарантирует. В том же Третьем Рейхе очень любили и Генделя, и Гайдна, и Баха, и Моцарта – об их жизни было снято несколько фильмов, а исполнительское мастерство нацистских музыкантов было весьма крутым.

Больше того, некоторые коменданты устраивали профессиональные оркестры в концлагерях, тщательно отбирая виртуозов среди новоприбывших узников. По сути, в гитлеровской Германии был настоящий культ высокой музыкальности. И?!!! Как-то сие помогло?!

В «Заводном апельсине» Энтони Бёрджесса показан бандит и подонок Алекс, обожествляющий классику и, в частности, Бетховена. Тысячи примеров того, что искусство не делает никого лучше – оно лишь надстройка, и если нет духовного базиса, оно лишь вуаль, скрывающая лик чудовища.

Но в этом фильме ещё и потрясающая фабула! Всё это происходит в некоем курортном городке Даргейте под вывеской фармацевтической фирмы. Страна не названа, однако, чётко угадывается Англия. Во-первых, имена и названия - все британские.

...А во-вторых, основой для сценария послужило реальное дело нашего разведчика Конона Молодого, что под именем канадца Гордона Лонсдейла работал в Англии, имея легенду коммерсанта и торговца игровыми автоматами.

Таким образом, у Константина Ладейникова – героя Донатаса Баниониса есть прототип. Здесь его бизнесмен Лонсфилд, правда, торгует музыкальными автоматами.

К слову, интереснейший диалог с местным священником, которого Ладейников-Лонсфилд, этот ушлый и циничный делец уговаривает накупить его автоматов, чтобы …таким изощрённым способом приобщать молодёжь к церкви.

Этот циничный опыт был в 1960-х в ходу на Западе, и о нём тогда писали даже в журнале «Крокодил». Мол, до чего дошли у них там. Соединяют развлекательный музон с благочестием!

А вообще, Ладейников ведёт образ жизни, типичный для предпринимателя - заводит деловые контакты, тусуется, флиртует с красавицами. И - безмерно устаёт от этой жвачной жизни. А что делать? Выбрал такой путь - быть своим среди чужих.

Однако у Ладейникова нет фотографии Хасса, и непонятно, кто же из сотрудников местной фарма-компании – тот самый врач-убийца. И тогда чекисты присылают ему на помощь… персону, вообще никак не связанную с разведкой.

Кого же? Свидетеля всех ужасов. Того, кто видел Хасса в 1940-х – в том самом лагере. Бывший узник, а ныне – актёр детского театра Иван Савушкин. Он только с виду классический «маленький человек», а по факту – герой.

Да, он боится, о чём говорит комитетчикам. Но героизм состоит не в том, чтобы совершать подвиги, не имея страха (его не имеют лишь сумасшедшие или жертвы опыта Хасса), а в том, чтобы идти на величайшие риски, преодолевая себя.

И вот актёр, играющий в ТЮЗе Робинзона Крузо, едет в тот серенький, но чистый городок, чтобы сыграть свою наиглавнейшую роль. Одна из самых эффектных сцен в нашем кино – обмен разведчиков, когда Ладейникова меняют на некоего американского резидента.

Всё без слов, но как снято! А ещё тогда умели создавать настроение в кино – «мёртвый сезон» выглядит, как мертвечина бытия на Западе, как невозможность нормально дышать. Ощущается острое желание вырваться оттуда.

Похожее ощущение было в «Хищный вещах века» у братьев Стругацких. Это – очень тонкая и чёткая пропаганда, имевшая место в 1960-х, когда СССР был не только лидером во многих отраслях, но и самодостаточной системой, нацеленной в Будущее.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
Спецэффекты без эффектов
О фильме «Сто лет тому вперёд»
04.05.2024
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32