Под мнимым юродством – мудрость и подвиг

Ко дню памяти святой блаженной Ксении Петербургской

0
536
Время на чтение 5 минут

Источник: Русский вестник

С молитвы в храме Смоленской Божией Матери для большинства людей начинается посещение старинного Смоленского кладбища Санкт-Петербурга. Неиссякаемый поток посетителей после храма движется в сторону часовни, в которой находится рака с мощами святой блаженной Ксении Петербургской. Чтобы попасть внутрь часовни, надо простоять обычно длинную очередь. Время стояния используют на молитву святой – трижды обходят часовню со своими молитвенными обращениями, пишут записки блаженной о своих нуждах, проблемах. Так заведено здесь. Но не всегда так было.

Впервые приехав в Ленинград в 70-е годы, мне пришлось увидеть на Смоленском кладбище иную картину. Запустение царило вокруг храма. Безликая снаружи часовня ничем не напоминала о святой Ксении, но несколько человек поодаль от строения явно находились в молчаливом молитвенном стоянии. Перекреститься даже здесь, на кладбище, считалось нарушением общественного порядка. Молящихся разгоняли.

Но были времена и похлеще: большевики делали попытки на месте часовни возвести монумент вождя, а за препятствие этому кощунству верующих людей сослали в лагеря. Но народная память об угоднице Божией Ксении не стерлась угрозами нехристей.

Святая блаженная Ксения Петербургская почитается во всем православном мире за свой молитвенный подвиг юродства ради Христа. По «Полному церковно-славянскому словарю» протоиерея Григория Дьяченко: «Христа ради юродивый представляется безумным по наружным поступкам, а на самом деле исполненный истинной мудрости».

26-летняя вдова полковника Андрея Федоровича Петрова – придворного певчего, Ксения Григорьевна уже на похоронах внезапно скончавшегося мужа оделась в его обмундирование, шла за его гробом в камзоле и кафтане, в брюках и сапогах, на голове картуз. Далее она все годы своей жизни одевалась в одежду, по цвету напоминающую военную форму Андрея, его именем называла себя. Бродившую по Петербургской стороне города, ее называли сумасшедшей, но при обследовании Ксении врачи не обнаружили у нее утраты разума.

Известно много житийных фактов пророчеств, прозорливости блаженной: она предсказывала счастливые судьбы молодым людям, предстоящие кончины, кто не ведал о границе земного пути. Никогда не брала милостыню у нехороших людей, погрязших в грехе, а честно заработанную поданную копейку передавала сразу нищим. Извозчики зазывали «Андрея Федоровича» проехать в их карете – знали, что это принесет им удачу в делах.

Исцелений по молитвам Ксении было много как при ее жизни, так и после ее кончины – землю с могилы блаженной разво­зили по щепотке во все уголки России, холмик регулярно насыпали вновь.

Исторически значимым чудом явились труды блаженной Ксении, денные и нощные. Днем она находилась среди людей, помогала им советами, молилась об исцелениях. А ночами уходила в поле молиться: на ветру, в дождь и стужу она клала земные поклоны на все четыре стороны, о чем говорила только священникам.

Когда строился храм Смоленской Божией Матери, рабочие наблюдали, что за ночь на строительных лесах вырастали стопы кирпича, которого хватало на кладку стен в течение всего последующего дня. Каменщики решили проследить, кто это по ночам делает. И увидели неустанно трудящуюся всю ночь блаженную Ксению. Не одну, а сотни ночей так провела святая. Озябшими голыми руками она набирала кирпичей сколько могла, поднималась вверх на леса, складывала их стопами, молилась на четыре стороны. И снова вниз. И опять на леса. Так всю ночь. Почти каждый кирпичик смоленского храма намолен блаженной. «Ксеньюшкиным» называют петербуржцы Смоленский храм.

Неизвестный художник. Портрет святой блаженной Ксении Петербургской. Конец XVIII – начало XIX в. Государственный Эрмитаж

После кончины супруга блаженная Ксения прожила под его именем 45 лет. Как год ее рождения, так и год кончины не определены, сведения о ее юродстве в воспоминаниях людей заканчиваются 1803-м годом. Известно, что в момент кончины ей был 71 год. Отпевали Ксению в приходском храме Святого апостола и евангелиста Матфея, прихожанами которого она была вместе со своим мужем, а похоронили блаженную Ксению рядом со Смоленским – «Ксеньюшкиным» храмом.

В воспоминаниях современников она осталась подвижницей, молитвенницей, в лютую стужу по Петербургу бродящей в оборванном балахоне и изношенных башмаках, надетых на босые, распухшие от холода ноги. Но на ее могилку шли и просили ее как живую о своих нуждах, об исцелениях. И получали помощь.

К 100-летию кончины, в 1902 году, по благословению митрополита Антония (Вадковского) над захоронением блаженной Ксении возвели часовню с иконостасом из белого мрамора. Годы большевистских гонений на Церковь отодвинули канонизацию святой угодницы Божией на долгие годы. За рубежом состоялось прославление святой в 1978 году, в России – в год 1000-летия Крещения Руси.

К канонизации святого угодника составляются: молитвословия, тропарь, кондак, величание, канон, акафист, или читаются и поются общие молитвы для данного вида святости. Пишется икона святого, которая утверждается канонической комиссией. Образов святой Ксении Петербургской уже насчитывается более 90. Угодница Божия изображена на них в красной блузе и зеленой юбке, или эти цвета одежды те же, но, наоборот, в напоминание о цветах военной формы Андрея Федоровича. Лик – типовой женский в иконографии, выражающий кротость, смирение. Достоверных образов святой, написанных с натуры, не найдено. О фотографиях в XVIII веке речи возникать не может.

Представить блаженную Ксению, какой она была, можно теперь по недавно обнародованному портрету Ксении, хранящемуся в фондах Государственного Эрмитажа. Ксения изображена в светлой рубахе свободного покроя из грубой домотканой материи, с нательным крестом, темные волосы убраны назад. Предполагается, что эта рубаха была нижним бельем военного человека. Лик свидетельствует об изможденном от трудов состоянии человека, покрасневшие веки – о бессонных ночах подвижницы. Портрет написан на холсте маслом неизвестным, похоже, непрофессиональным художником, при этом в нем явно подчеркивается образ жизни юродивой – человека Божия. С начала 30-х годов ХХ века портрет хранился в Государственном Русском музее, в 1941 году передан в Эрмитаж.

В соответствии с научно-популярным изданием Д.В. Гусева «Портрет блаженной Ксении Петербургской» о времени написания портрета можно судить по результатам экспертиз, проведенных реставраторами Эрмитажа. Были взяты пробы для определения состава грунта и красочных слоев портрета. Результаты исследований показали, что время написания портрета относится к концу XVIII века. Приемы обработки деревянных конструкций рамы портрета указывают на более позднее время происхождения, чем сам портрет, но однозначно в пределах первой трети XIX века. Все даты совпадают с периодом жизненного подвига святой Ксении.

Портрет не является иконой. Канонических деталей иконописи на нем быть не могло в силу того, что угодница Божия не была канонизирована во время создания этого живописного памятника.

Имеется сомнение в том, что Ксения позировала художнику во время написания портрета. Можно лишь предположить, что автор делал быстрые зарисовки с натуры, на основании которых по памяти создал живописный образ блаженной. Поэтому этот портрет можно считать прижизненным святой угодницы Божией, который расширяет наши представления о ее тяжелейшем жизненном подвиге ради Христа, о ее мудрости, терпении, непосильных трудах и вечной, неусыпаемой молитве о спасении греховного мира.

Елена ВАСКАНОВА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Васканова
Год Семьи при потерях в окопах
Лицемерием веет от пафосной инициативы
05.01.2024
Едиными с верой – против супостатов
В Нижнем Новгороде рождается новая национальная традиция
29.11.2023
Сарафаны на стендах вместо единства
Нынче Родину в окопах защищают в основном православные
29.10.2023
Все статьи Елена Васканова
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52