С молитвы в храме Смоленской Божией Матери для большинства людей начинается посещение старинного Смоленского кладбища Санкт-Петербурга. Неиссякаемый поток посетителей после храма движется в сторону часовни, в которой находится рака с мощами святой блаженной Ксении Петербургской. Чтобы попасть внутрь часовни, надо простоять обычно длинную очередь. Время стояния используют на молитву святой – трижды обходят часовню со своими молитвенными обращениями, пишут записки блаженной о своих нуждах, проблемах. Так заведено здесь. Но не всегда так было.
Впервые приехав в Ленинград в 70-е годы, мне пришлось увидеть на Смоленском кладбище иную картину. Запустение царило вокруг храма. Безликая снаружи часовня ничем не напоминала о святой Ксении, но несколько человек поодаль от строения явно находились в молчаливом молитвенном стоянии. Перекреститься даже здесь, на кладбище, считалось нарушением общественного порядка. Молящихся разгоняли.
Но были времена и похлеще: большевики делали попытки на месте часовни возвести монумент вождя, а за препятствие этому кощунству верующих людей сослали в лагеря. Но народная память об угоднице Божией Ксении не стерлась угрозами нехристей.
Святая блаженная Ксения Петербургская почитается во всем православном мире за свой молитвенный подвиг юродства ради Христа. По «Полному церковно-славянскому словарю» протоиерея Григория Дьяченко: «Христа ради юродивый представляется безумным по наружным поступкам, а на самом деле исполненный истинной мудрости».
26-летняя вдова полковника Андрея Федоровича Петрова – придворного певчего, Ксения Григорьевна уже на похоронах внезапно скончавшегося мужа оделась в его обмундирование, шла за его гробом в камзоле и кафтане, в брюках и сапогах, на голове картуз. Далее она все годы своей жизни одевалась в одежду, по цвету напоминающую военную форму Андрея, его именем называла себя. Бродившую по Петербургской стороне города, ее называли сумасшедшей, но при обследовании Ксении врачи не обнаружили у нее утраты разума.
Известно много житийных фактов пророчеств, прозорливости блаженной: она предсказывала счастливые судьбы молодым людям, предстоящие кончины, кто не ведал о границе земного пути. Никогда не брала милостыню у нехороших людей, погрязших в грехе, а честно заработанную поданную копейку передавала сразу нищим. Извозчики зазывали «Андрея Федоровича» проехать в их карете – знали, что это принесет им удачу в делах.
Исцелений по молитвам Ксении было много как при ее жизни, так и после ее кончины – землю с могилы блаженной развозили по щепотке во все уголки России, холмик регулярно насыпали вновь.
Исторически значимым чудом явились труды блаженной Ксении, денные и нощные. Днем она находилась среди людей, помогала им советами, молилась об исцелениях. А ночами уходила в поле молиться: на ветру, в дождь и стужу она клала земные поклоны на все четыре стороны, о чем говорила только священникам.
Когда строился храм Смоленской Божией Матери, рабочие наблюдали, что за ночь на строительных лесах вырастали стопы кирпича, которого хватало на кладку стен в течение всего последующего дня. Каменщики решили проследить, кто это по ночам делает. И увидели неустанно трудящуюся всю ночь блаженную Ксению. Не одну, а сотни ночей так провела святая. Озябшими голыми руками она набирала кирпичей сколько могла, поднималась вверх на леса, складывала их стопами, молилась на четыре стороны. И снова вниз. И опять на леса. Так всю ночь. Почти каждый кирпичик смоленского храма намолен блаженной. «Ксеньюшкиным» называют петербуржцы Смоленский храм.
Неизвестный художник. Портрет святой блаженной Ксении Петербургской. Конец XVIII – начало XIX в. Государственный Эрмитаж
После кончины супруга блаженная Ксения прожила под его именем 45 лет. Как год ее рождения, так и год кончины не определены, сведения о ее юродстве в воспоминаниях людей заканчиваются 1803-м годом. Известно, что в момент кончины ей был 71 год. Отпевали Ксению в приходском храме Святого апостола и евангелиста Матфея, прихожанами которого она была вместе со своим мужем, а похоронили блаженную Ксению рядом со Смоленским – «Ксеньюшкиным» храмом.
В воспоминаниях современников она осталась подвижницей, молитвенницей, в лютую стужу по Петербургу бродящей в оборванном балахоне и изношенных башмаках, надетых на босые, распухшие от холода ноги. Но на ее могилку шли и просили ее как живую о своих нуждах, об исцелениях. И получали помощь.
К 100-летию кончины, в 1902 году, по благословению митрополита Антония (Вадковского) над захоронением блаженной Ксении возвели часовню с иконостасом из белого мрамора. Годы большевистских гонений на Церковь отодвинули канонизацию святой угодницы Божией на долгие годы. За рубежом состоялось прославление святой в 1978 году, в России – в год 1000-летия Крещения Руси.
К канонизации святого угодника составляются: молитвословия, тропарь, кондак, величание, канон, акафист, или читаются и поются общие молитвы для данного вида святости. Пишется икона святого, которая утверждается канонической комиссией. Образов святой Ксении Петербургской уже насчитывается более 90. Угодница Божия изображена на них в красной блузе и зеленой юбке, или эти цвета одежды те же, но, наоборот, в напоминание о цветах военной формы Андрея Федоровича. Лик – типовой женский в иконографии, выражающий кротость, смирение. Достоверных образов святой, написанных с натуры, не найдено. О фотографиях в XVIII веке речи возникать не может.
Представить блаженную Ксению, какой она была, можно теперь по недавно обнародованному портрету Ксении, хранящемуся в фондах Государственного Эрмитажа. Ксения изображена в светлой рубахе свободного покроя из грубой домотканой материи, с нательным крестом, темные волосы убраны назад. Предполагается, что эта рубаха была нижним бельем военного человека. Лик свидетельствует об изможденном от трудов состоянии человека, покрасневшие веки – о бессонных ночах подвижницы. Портрет написан на холсте маслом неизвестным, похоже, непрофессиональным художником, при этом в нем явно подчеркивается образ жизни юродивой – человека Божия. С начала 30-х годов ХХ века портрет хранился в Государственном Русском музее, в 1941 году передан в Эрмитаж.
В соответствии с научно-популярным изданием Д.В. Гусева «Портрет блаженной Ксении Петербургской» о времени написания портрета можно судить по результатам экспертиз, проведенных реставраторами Эрмитажа. Были взяты пробы для определения состава грунта и красочных слоев портрета. Результаты исследований показали, что время написания портрета относится к концу XVIII века. Приемы обработки деревянных конструкций рамы портрета указывают на более позднее время происхождения, чем сам портрет, но однозначно в пределах первой трети XIX века. Все даты совпадают с периодом жизненного подвига святой Ксении.
Портрет не является иконой. Канонических деталей иконописи на нем быть не могло в силу того, что угодница Божия не была канонизирована во время создания этого живописного памятника.
Имеется сомнение в том, что Ксения позировала художнику во время написания портрета. Можно лишь предположить, что автор делал быстрые зарисовки с натуры, на основании которых по памяти создал живописный образ блаженной. Поэтому этот портрет можно считать прижизненным святой угодницы Божией, который расширяет наши представления о ее тяжелейшем жизненном подвиге ради Христа, о ее мудрости, терпении, непосильных трудах и вечной, неусыпаемой молитве о спасении греховного мира.
Елена ВАСКАНОВА