События последних лет свидетельствуют о последовательной реализации Турецкой Республикой идеологий неоосманизма, пантюркизма и панисламизма в умелом их сочетании на Балканах, Большом Ближнем Востоке и на территории исторической Российской Империи (духовной и политической наследницы не только Царства Ромеев — Византии, но и Великого Монгольского Улуса).
Если учесть тот факт, что народы Российской Федерации и стран ближнего зарубежья в количественном плане после православных русских представлены прежде всего тюркоязычными этническими общностями, меньшая часть представителей которых являются православными христианами, а большинство исповедует т.н. традиционный ислам турецкой версии: а именно принадлежат к матуридитскому мазхабу (школе) акыды (вероубеждения) ханафитскому мазхабу фикха (права) суфийскому тарикату (пути) накшбандия муджадидия халидия; а также то, что этого же течения ислама придерживаются ираноязычные и адыгоязычные сунниты, а большая часть дагестанских и чечено-ингушских мусульман тоже последователи турецкой ветви халидия суфийского тариката накшбандия муджадидия; то угроза со стороны турецкой религиозной, культурной и политической экспансии, реализуемой на основе сочетания идеологий неоосманизма, пантюркизма и панисламизма, для интересов Церкви и исторической России является более чем реальной. Турецкий внешнеполитический проект противостоит реализуемой Российской Федерацией интеграционной стратегии в рамках ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и других интеграций.
В силу претензий современной Турции на наследие Османской Империи, данная республика позиционирует себя преемником не только халифата, но и Царства Ромеев, а также Великого Монгольского Улуса и всех тюркских государств, предшествовавших ему. Для указанной цели Турцией выделяются огромные средства на обработку тюркоговорящих, а также исповедующих ислам турецкой версии, граждан России и стран СНГ. Есть ещё одно турецкое исламское течение, объявленное в самой Турции национальным наследием, но в России и большинстве стран СНГ признанное экстремистским, с помощью которого осуществляется турецкая экспансия. Речь идёт об идеологии организации «Нурджулар» (запрещена в Российской Федерации).
Кроме того, турецкий фактор против интересов России активно используют антихристианские глобалистские силы стран Запада, прежде всего США и Великобритании, которые для реализации своих планов не только стимулируют претензии Ватикана и Фанара на власть в Христианском мире, но и пользуются возможностями турецкого исламского движения «Хизмет» (ФЕТО, «Фетхуллахчилар»), запрещённого на территории самой Турции (по-турецки ФЕТО — террористическая организация Фетхуллаха Гюлена), также ведущего обработку тюркоязычных мусульман России и стран СНГ, особенно представителей политической элиты, культурных и деловых кругов. Бюджет ФЕТО сопоставим с бюджетом некоторых государств.
Турция, США и страны Запада активно используют тюркский национальный и исламский религиозный факторы против интересов исторической России, внося центробежные тенденции в интеграционные проекты, реализуемые Российской Федерацией. Турками и западниками ведётся активная обработка представителей тюркоязычных общностей.
В традиционной (добольшевицкой) терминологии совершенно справедливо тюркоязычных подданных Российской Империи называли татарами, они говорили на не сильно различающихся друг от друга диалектах и говорах и имели две близкие литературные формы языка: татарский язык Улуса Джучи — Золотой Орды, и джагатайский язык Улуса Джагатая. Кроме того, часть российских подданных татар пользовалась османским литературным языком. Но татарами их справедливо называть и считать не только из-за наличия единого литературного языка, но также из-за их происхождения от средневековый татар, которые
в свою очередь были прежде всего объединением аристократии (власти лучших) — людей военно-служилых сословий и состояний: казаков, тарханов, мурз, беков, улусбеков, темников, карачибеков, беклярибеков, огланов, калг, султанов, ханов и др.. Они были многочисленны, собраные из разных племён и родов, как бы «склеивали», «спаивали» государство. Многие имели непосредственное отношение к чингизидам — к правящему роду Чингисхана и его потомков. Монархия в Великом Монгольском Улусе, а также в его частях, в том числе в Улусе Джучи — Золотой Орде, Улу Улусе, была выборная, но выбирали из многочисленных потомков Чингисхана, чтобы ограничить число претендентов на престол. В тоже время, если кого-то усыновляли чингизиды, то он считался чингизидом. Чингизиды, которые не были правящими ханами назывались царевичами или султанами, чингизиды по женской линии и потомки братьев и двоюродных братьев Чингисхана из рода кият-борджигин, их родственники и их потомки становились огланами и темниками. Беклярибеки (аналог премьер-министра) и карачибеки (аналог министров), которые составляли правительство (диван) при хане, а также чиновники разных уровней были из заслуженных родов и наиболее культурных племен. Такими были кераиты (караи, кереи, гераи, гиреи), уйгуры, найманы, часть кыпчаков, потому что исповедовали Христианство и были обучены уйгурскому письму, созданному миссионерами христианами на основе арамейского языка, близкого к еврейскому и арабскому. Вот почему татарам было не сложно перейти с уйгурской (или как её называли татарской) графики на арабскую. На позднем этапе существования Великого Улуса в диван входили представители родов шырын, барын, аргын, кыпчак и мангыт. Самым низшим из аристократии и наиболее многочисленным было сословие простых татар или казаков (название характерно для Золотой Орды), которые состояли в большинстве своём в западной части Великого Монгольского Улуса (Улус Джучи): из кыпчаков и кыпчакизированных огузов, русов, алан, зиков-черкасов и других; в юго-западной части (Улус Хулагу) из кыпчаков, огузов и ираноязычных племен; в центральной части (Улус Джагатая) из кыпчаков, карлуков и тюркизированных ираноязычных племен, а в восточной части (Улусы Тулуя и Угэдэя) из тюркских, халхасских и манчжурских племен. Вот почему поговорка «поскреби русского, найдёшь татарина» верна и в обратную сторону «поскреби татарина, найдёшь русского». Также понятно почему современные русские и современные халхасы, именуемые монголами, генетически не так близки, но при этом современные татары и современные русские генетически близкие. В татарскую аристократию была гармонично вписана аристократия русских княжеств, начиная от великих и удельных князей, старшей (бояр) и младшей дружины, и заканчивая простыми русскими воинами. Это во много заслуга князя Ярослава, святого благоверного князя Александра Невского, хана Батыя и его сына христианина хана Сартака, который по некоторым данным был священником. Также велика роль и заслуга в этом хана Менгу-Тимура и его зятя святого благоверного князя Феодора Чер(м)ного. Не всем аристократиям была уготована такая гармоничная интеграция. Так правящие и военные классы Волжской Булгарии были уничтожены татарами, а оставшееся население стало податными людьми, их прямые потомки по языку — современные чуваши. Все остальное славянское, финно-угорское, северокавказское население Золотой Орды, не вошедшее в общность средневековый татар, также было податным. Оно в отличие от ордынской аристократии не имело права голоса в высших органах законодательной власти — на курултаях (кругах, соборах всея земли), но оно и не несло обязательной воинской и административной службы, часто идентифицировало себя по конфессиональному признаку, например, христиане (крестьяне), мусульмане (бусурмане, бесермене). На курултаях простой татарин (ордынский казак) имел такое же право голоса, что мурза (мирза, дворянин), бек (бей, бий, князь) и даже хан (царь). На татарских курултаях участвовала русская аристократия, так как она была гармонично вписана в татарскую аристократию и не просто политически, а состояла с последней в близком родстве, то есть это была единая аристократическая система.
Орда была развитым государством со свободой выбора вероисповедания, выборной конституционной монархией, разделением ветвей власти, сочетанием аристократии с демократией, рыночной экономикой, мощной профессиональной армией. Конституция Орды — Яса Чингисхана, базировалась на христианских принципах, а среди чиновников преобладали христиане кераиты, уйгуры, найманы, кыпчаки и другие.
Средневековые татары Улу Улуса владели государственным старотатарским (на основе кыпчакского) и церковнославянским языками, по образу жизни отличались от податного чувашского (булгарского), славянского, финно-угорского, северокавказского и иного населения, при этом ордынская аристократия постепенно распространяла на податное население татарский и церковно-славянский языки. Православная Церковь в начальный период существования Улу Улуса была в особом положении и обладала максимальными льготами. Так было до исламизации (по сути до государственного переворота), осуществлённого ханом Узбеком и его партией. Яса Чингисхана была заменена на шариат, насильно насаждался матуридитский ханафитский ислам суфийского тариката ясавия. Узбек объявил Орду и её улусы, в том числе автономные, такие как Московия, с преобладающим христианским населением, частью халифата. С тех пор монархия в Улу Улусе стала исламская наследственная, аристократия подверглась «чисткам» и репрессиям по религиозному признаку. Был введён особый налог с христиан — харадж (выход). Чингизиды были отстранены от управления улусами, вместо них поставлены наместники мусульмане из рода кият-борджигин. Татары христиане и просто недовольные стали выезжать на служение московским, рязанским и литовским князьям. А поскольку аристократия была единой, то этот выход татар на Русь нельзя воспринимать как вливание чужеродных элементов в русскую элиту, нет, это было состредоточение единой татарско-русской элиты христианского вероисповедания в одном из автономных христианских улусов (уделов). После правления и реформ Узбека Золотая Орда начала разлагаться и в итоге распалась на несколько частей, каждая из которых (за редким исключением) уже копировала государственную систему всего Улу Улуса и претендовала на преемство от него. В итоге всего этого сложного процесса именно православная христианская Московия «поглотила» и «переварила» все «осколки» и всё наследие Золотой Орды, став Российской Империей. Это превращение мы называем «православной татарской реконкистой». Таким образом единство и преемственность татарской и русской элиты Золотой Орды, Московии и Российской Империи неоспоримо. Об этом говорят нам генеалогии русских казачьих, дворянских, боярских, княжеских и царских родов. Именно татарско-русским единством объясняется тот факт, что во время Смутного времени татары вместе с русскими, мордвой и другими народами освобождали Москву от поляков и не помышляли даже ни о какой независимости от русских, так как это было абсурдно само по себе — как это быть независимыми самим от себя? Даже те из татар, кто по наивности поддержал Лжедмитрия Второго, сделали это ради восстановления единой законной власти Белого Царя в России, а не из-за желания отделения от неё. Казань и Касимов присягнули «тушинскому вору», видя в нём силу против иностранных захватчиков. В итоге поддержавшие Лжедмитрия II татары, разобравшись, осознав, что последний не является законным царём, поплатились за свою ошибку жизнью. Так по приказу «тушинца» был тайно казнён касимовский хан Ураз-Мухаммед. Но и сам Лжедмитрий II был убит родственником Ураз-Мухаммеда православным татарином Петром Урусовым, который отомстил за тайное убийство хана, отрубив на полном скаку голову «вора». Элита в России продолжала оставаться единой русско-татарской, подавляющее большинство которой исповедовали православное Христианство, об этом нам говорит традиционный татарский внешний вид и быт русских казаков, дворян, бояр, князей, царей. Даже податное население по описаниям иностранцев выглядело вполне по-татарски. При этом часть населения, в том числе и аристократов, исповедовала ислам матуридиского ханафитского толка тариката ясавия, у них были свои духовные лидеры — сеиды (потомки основателя ислама Мухаммада по линии его внука Хусейна), которые сидели в Касимове. Последние сеиды, породнившись с чингизидами, добровольно выбрали православное Христианство, а один из них — святой царевич (султан) Якуб Касимовский даже прославлен в лике святых. Большинство последовало их примеру. Аристократы мусульмане тоже оставались. Они постепенно естественным путём выбирали Христианство. Ситуация изменилась при европоцентричных реформах Петра, который начал войну против всего азиатского — русского и татарского. В татарско-русскую аристократию стала вливаться европейская, отодвигая влияние первой, своей. Именно тогда представители православной татарской и русской элиты начали массово подделывать свои генеалогии, выводя предков от шведов, немцев, шотландцев и т.д. Служилых татар мусульман Пётр лишил аристократического, дворянского и казачьего статуса, и, соответственно, земельных владений. Это было не справедливо и вызвало только обратный эффект: лишённые статуса, привелегий, вотчин и поместий обиженные татары мусульмане стали исламизироваться и всё чаще ориентироваться на Турцию, султаны которой провозглашали себя не только халифами, но и византийскими царями. Таким образом через османское влияние у слабоисламизированных условных мусульман матуридитов ханафитов России стал популярен и распространился суфийский тарикат накшбандия муджадидия турецкой ветви халидия. После того, как Екатерина II вернула татарским мурзам и князьям, подтвердившим свое дворянское происхождение, дворянский статус, но не вернула вотчины и поместья и не назначила никакого денежного довольствия или компенсации, они уже были исламизированы и находились под влиянием османов. Бывшим служилым татарам казачьего сословия, жившим в центральных губерниях, например, нижегородским татарам, их статус уже не возвращали. Кроме того, Екатерина создала Оренбургское духовное магометанское собрание с центром в Уфе — централизованную мусульманскую структуру, которая проповедовала некрещеным обедневшим восстановленым в статусе татарам аристократам и несумевшим подтвердить и невосстановленным в статусе бывшим служилым татарам, а также податному тюркоязычному населению России ту же самую турецкую версию ислама. Из-за отсутствия социальных перегородок между бедными аристократами, бывшими служилыми татарами и отатаренным по языку ассимилированным податным населением (булгарами-чувашами, марийцами, удмуртами, мордвой и др.), которые сами себя называли «мосолмэннэр», на основе турецкой версии ислама произошло их сближение. Также на основе Христианства произошло сближение православных служилых татар (в основном лишённых статуса служилых из-за того, что они уже проживали во внутренних губерниях, за исключением нагайбаков, которых заново поверстали в казачество) с православным отатаренным податным населением на основе единства веры во Христа, языка и территории проживания. Они именовали себя «керэшеннэр». Где действовала система обучения и Богослужения на татарском языке Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева, православные татары сохранили язык и приобрели особое крещенское самосознание. Там, где системы Ильминского-Тимофеева не было, татарский язык был утрачен, но сохранилось православное татарское самосознание (бардаковские татары Рязанской области, например). Немаловажно и то, что движение мюридизма на Северном Кавказе и объявление «газавата» России происходило при непосредственном османском участии и на базе распространения влияния на местное население турецкой ветви халидия суфийского тариката накшбандия муджадидия.
Как известно, на заре существования Российской Империи её татарско-русско-европейское дворянство было уже во многом обедневшим, также сблизившимся с простым народом. К потомственным дворянам присоединялись выходцы из крестьянства и казачества, которые дослужились до личного и потомственного дворянства. Православные христиане и мусульмане были равны в правах. Большинство потомков средневековых татар, исповедующих православное Христианство, воевали в составе Белых армий. Это относится как к потомкам татарско-русского дворянства, так и к татарам казакам (нагайбакам и другим). Известно, что нагайбаки после поражения совершили свой исход в Китай, а кряшены Заинска подняли крупное антибольшевицкое восстание. Татары мусульмане были по обе стороны линий фронтов. Однако, интересен тот факт, что татар мусульман в составе Красной армии было больше. Это объясняется тремя причинами.
Первая из них состоит в том, что большевики на начальном этапе не подвергали религиозным гонениям мусульман, а только христиан.
Вторая причина — большевики, османы и младотурки (были союзниками большевиков), всячески подогревали сепаратисткие настроения мусульман и тюркоязычных народов Российской Империи, используя идеологию пантюркизма и панисламизма. Большевики обещали решить т.н. «национальный вопрос», создать республики «национальные по форме социалистические по содержанию».
Третья причина — почва была подготовлена ранее. Движение джадидизма (обновленчества), возникшее в татарской мусульманской среде в противостоянии с кадимистами (мусульманами Российской Империи, исповедующими официальную, то есть турецкую, суфийскую версию ислама), открыло доступ к европейским революционным идеям, породив соответствующие настроения в среде мусульман Российской Империи. Были разные его представители, в том числе те, которые «проложили мост» между кадимистами, исламскими реформаторами по образцу европейских протестантов и арабскими ваххабитами. Джадидисты по сути предшествовали в идеологическом плане панисламистским структурам, также именно в их среде зародился пантюркизм. Джадидизм подготовил почву для последующего распространения в среде российских мусульман идей международной террористической организации «Аль-Ихван аль-Муслимун» (Ассоциация «Братья-мусульмане», запрещена в Российской Федерации) и экстремистской организации «Нурджулар» (запрещена в Российской Федерации), в том числе её самой опасной ветви — движения «Хизмет» («Фетхуллахчилар», ФЕТО, как ветвь «Нурджулар» запрещена в России, как террористическая организация запрещена в самой Турции, но активно используется неоосманами за её пределами). Идеологическую базу и ресурсы указанных организаций-движений турки и западники также взяли на вооружение в реализации стратегий, использующих неоосманизм, пантюркизм и панисламизм, против интересов России.
Когда в современной Российской Федерации началось религиозное возрождение, то встал вопрос и у мусульман, какой ислам возрождать? Асаритский или матуридитский, ашаритский? Ханафитский, шафиитский или внемазхабный? Тарикаты накшбандия, шазилия или кадирия? Много было споров и даже конфликтов из-за этого, но важно понять, что при любом ответе под предлогом возрождения т.н. традиционного ислама возраждается ислам, выгодный Турецкой Республике для осуществления её экспансии на постсоветское пространство. Но что же делать Церкви и государству? Ведь в Российской Федерации проживает по разным оценкам около 15 — 20 миллионов т.н. этнических мусульман, большинство из которых тюркоязычны (даже ираноязычные таджики хорошо понимают узбекский язык). Далеко не все из них, конечно, реально мусульмане, многие таковыми не являются, последних более правильно называть людьми восточной культуры. С другой стороны есть значительное количество этнических мусульман с детства укорененных именно в исламском мировоззренческом базисе. Намного сильнее, чем некоторые этнические православные укоренены в православном Христианстве. Для Церкви ответ очевиден: проповедовать Христа в соответствии с Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, руководствуясь принципом церковной рецепции культур. А для государства нужна идеология с учётом национального фактора, способная интегрировать русскоязычных и тюркоязычных граждан восточной культуры, отличная от турецких неоосманизма, пантюркизма и панисламизма. Ведь даже в плане реализации стратегии интеграций ОДКБ, СНГ, ЕАЭС и др. Российская Федерация объединяется с государствами, где тюркский фактор играет значительную роль, например, с Казахстаном. Последние параллельно выстраивают тесные связи с Турцией на основе пантюркизма. Идеология, способная интегрировать русскоязычных и тюркоязычных граждан восточной культуры должна быть на основе православного Христианства как минимум с двумя традициями: обычной русской и более восточной (тюркской, татарской). Эта идеология должна быть на основе общей славяно-тюркской истории, имеющей общих героев, общее государство, общую элиту, общее прошлое, общую память. Она не должна противоречить концепции «Москва — Третий Рим», при этом справедливо отводить определённую роль тюркоязычным общностям (разделенному большому татарскому народу) в их единстве с русским народом. Ответ напрашивается сам собой — государству, для успешного решения задач интеграции на постсоветском пространстве, наряду с византизмом, нужна идеология православного ордынства. Все положительное наследие средневековых татар Россия должна объявить своим. Это сблизит Россию с Казахстаном, который уже позиционирует себя преемником Золотой Орды и даже всего Великого Монгольского Улуса. Это сблизит Россию с государствами Средней Азии. Даст дополнительные идеологические ключи к общению с Ираном, Китаем, двумя Кореями и другими странами. В этой модели есть также уникальное место для Татарстана, как наследника Касимовского Ханства внутри России, с помощью которого Москва собирала вокруг себя «осколки» Золотой Орды, в том числе покоряла радикально исламистскую Казань. В этой модели есть всё: ведущая роль Русской Православной Церкви при полной веротерпимости и дружбе между христианами и мусульманами; конституция (Яса), ограниченная заповедями Божиими; татарско-русское единство и неразрывность с поддержкой развития и дружбой всех народов; выборная конституционная монархия с элементами аристократии и демократии, институт соправителей; сильная армия; свободная торговля; разделение властей и др. Важно перейти на дореволюционную терминологию и все тюркоязычные народы бывшей Российской Империи надо называть татароязычными народами, тюркскую группу алтайском языковой семьи называть татарской группой и т.д. Это важно, чтобы противопоставить русско-татарское единство на основе православного ордынства турецкой экспансии на основе панисламизма и пантюркизма. Самое главное — развивать православную татарскую традицию, православную татарскую культуру, татарские языки в Богослужении Русской Православной Церкви. Даст Бог, всё так и будет. Начало этому уже положено в стратегии развития татарского народа, принятой в 2020 году, где православное Христианство признано исторически традиционным для татар.
Союз православных татар