Несломленные и несдавшиеся…

Рецензия на монографический сборник М.В. Шкаровского «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли»

Игорь Понкин 
0
25.01.2021 363

Источник: Studia Humanitatis

Материал представляет собой рецензию на монографический сборник «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли» авторства профессора М.В. Шкаровского. В книге представлены описания жизни и подвигов новомучеников и исповедников Русской Церкви в послереволюционный период большевистского террора православных людей. Издание представляет собой не статистический сборник, а труд, показывающий силу личности, духа и величие дел страдальцев за Веру Христову. Автор рецензии подчеркивает важность появления данного труда в наши дни и его ценность не только для подрастающего поколения, но и для взрослых, состоявшихся людей.

Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли. Историко-литературный журнал «Странникъ»: Санкт-Петербург, 2021. 432 с. + 32 с. илл.

Вышедший в самом конце 2020 года (датированный 2021 годом) монографический сборник авторства доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского – члена комиссий по канонизации новомучеников и подвижников благочестия Санкт-Петербургской и Гатчинской епархий, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессора Санкт-Петербургской духовной академии – «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли» структурно представляет собой ряд биографических новелл (потому мы условно и обозначили это издание как монографический сборник), посвященных жизни и подвигу новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в послереволюционный период большевистского геноцида русского народа, массового физического истребления православных верующих и массового уничтожения православных храмов.

Рецензируемое издание представляет (во всём трагизме и одновременно во всей замечательности) читателю жизнеописания и подвигоописания православных архиереев и другого православного священства, монашествующих лиц Санкт-Петербургской епархии, принявших страдания и смерть в те страшные для любого русского православного человека десятилетия. Это – священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), священномученик митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов), священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), священномученик Епископ Нарвский Сергий (Дружинин), епископ Тихвинский Антоний (Демянский), священномученик протоиерей Петр Скипетров, священномученик протоиерей Алексий Ставровский, священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священномученик протоиерей Христофор Варфоломеев, протоиерей Владимир Рыбаков, протоиерей Леонид Богоявленский, протоиерей Алексий Западалов, протоиерей Алексий Кибардин, священномученик архимандрит Сергий (Шеин), священномученик архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Сергий (Бирюков), иеромонах Матфей (Челюскин), схиигумения Ангелина (Сергеева), монахиня Анастасия (Платонова), монахиня Иоанна (Лежоева), мученик Иоанн Ковшаров, мученица Екатерина Арская, священномученик протоиерей Григорий Сербаринов.

Не все из них в настоящее время прославлены нашей Церковью в лике святых, но все из них были явно совершенно незаурядными личностями, имевшими высочайшее значение для всего православного мира. Как показывает автор издания, память об этих страдальцах за Веру Христову будет жива и лелеема в народе еще долгое время.

Отметим, что рецензируемое издание охватывает своими описаниями много больший численный объём лиц, нежели только вышеперечисленные, что делает его ещё более ценным.

Надо сказать, что писать биографию и, шире, жизнеописание всякого сколь-нибудь не совсем уж блёклого человека, вовсе непросто. Любой человек – это целая, если можно так выразиться, вселенная. И мера сложности такой задачи экспоненциально возрастает по мере повышения замечательности этого человека, меры «непростоты» его жизни (отличной от модальности «дом-работа-дома-работа, иногда отдых»).

А если мы говорим о сложной, многогранной, неоднозначной личности (именно таковыми и были все люди, чьи жизнеописания включены в рецензируемое издание), да ещё такой, которая, говоря языком системного анализа и теории сложности, обладает аттрактивными способностями и ролью, то есть выступает центром притяжения/схождения социумов, социальных активности и отношений, то сложность такой задачи возрастает на многие порядки (именно в математическом понимании – в сотни и даже многие тысячи раз).

Понятно, что новомученик совершает духовный подвиг, идя за свою Веру на смерть. Но мы можем ошибаться и сильно упрощать его духовный подвиг, сводя таковой исключительно только к жестокой, мученической смерти, принятой от рук духовных прародителей и предшественников тех, кто сегодня глумится над Церковью и верующими. Начало отсчёта духовного подвига (а нередко и сам духовный подвиг) могло иметь место гораздо раньше принятия мученической гибели. Оно могло состоять в каких-то проявлениях сопротивления ненавистникам всего русского православного (не дал закрыть и разграбить храм). Могло состоять и в помощи в спасении души какого-то стороннего человека, которому была уготована своя собственная духовно-значимая роль, могло состоять в публичном открытии правды об «обновленцах» и иных ряженых и мимикрирующих «хананеях», в каких-то иных делах. И эти отнюдь не мелочи так легко не заметить и не зафиксировать при написании жизнеописания, ведь мученическая смерть во имя Христа затмевает всё! Но в том и дело, что перед нами не статистический сборник, а издание, призванное показать, что это были за люди такие – новомученики, насколько мощные личности, насколько сильные духом и великие делами.

Есть в книге описания духовных подвигов и тех, кто не пал от рук палачей, а умер своей смертью: «Она мирно отошла ко Господу в Ленинграде 25 февраля 1939 г., сказав перед смертью: "Вера до конца будет Господу верна…"» [2, с. 373], но и эти разделы совершенно уместны в этом издании, они показывают многообразие окружающего мира того страшного времени и место столь великих духовных подвижников в нём.

Данное издание просто не могло не получиться информативным и содержательно ёмким. Учитывая, что документарную и источниковую основу исследований, результаты которых изложены в книге, составили архивы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (прежде всего, архив Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), Центральный государственный архив города Санкт-Петербурга, Российский государственный исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Центральный государственный исторический архив города Санкт-Петербурга, ряд других. И этот (и без того впечатляющий) объём был достроен в основе издания значительным объёмом личных воспоминаний людей, дневников, писем и т.д.

Издание М.В. Шкаровского – глубоко интроективно, стимулируя взращивание в читателе бури переживаний за судьбы описываемых лиц и заставляя проживать жизни и последние моменты жизней этих людей, выступая своего рода очень близким наблюдателем, спутником. И это большой дар – вот так писать, добиваться такого потрясающего эффекта, не стараясь на самом деле обращать внимания на такие частности, ведь задача у автора была иная.

В книге может говориться о внешне хрупкой и слабой женщине или о глубоко пожилом мужчине, но всегда речь идёт о необыкновенной душевной силе этих людей. Чего стоит вердикт, многократно разными словами повторяемый в издании: «Следователи оказались бессильными сломить волю женщины» [2, с. 383]!

Прочтение книги оставляет амбивалентное отношение – и смеси отчаяния с глубоким печалованием, и сорадования Божией милости, снисшедшей на этих людей и на нас всех в связи с их появлением в Земле Русской!

Но одно впечатление будет без всяких альтернативных вариаций – это впечатление о действительно прекрасно, очень добросовестно выполненной работе автором издания – профессором М.В. Шкаровским. Про такие работы говорят, как правило – если бы автор более ничего на свете путного и значимого не сделал, то один этот труд с лихвой оправдал бы весь его жизненный путь, всю его миссию в этом мире. Впрочем, у профессора М.В. Шкаровского это лишь один из многих его замечательных трудов, и тех, что уже вышли, и тех, что еще, несомненно, выйдут.

Такие издания крайне нужны – и даже не только подрастающему поколению (они должны знать, к чему приводит предательство своего народа и своей Веры, как это случилось в 1917 году), они более всего нужны нам, вполне уже взрослым и состоявшимся. И, конечно же, они важны для исторической науки в нашей стране. И таких изданий появляется всё больше и больше, что не может не вселять уверенности в возможности нравственного возрождения нашей страны. Вспомним хотя бы также недавно вышедшую книгу «От права к истине: Образы святых юристов» [1], где представлено свыше 40 жизнеописаний и иконописных образов святых, чья жизнь была связана с юридической профессией.

Завершая рецензию, отметим, что книга «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли» побуждает после её прочтения ещё не раз к ней возвращаться, перечитывать. И это тоже указывает на высокую добротность этого издания.

Список литературы:

1. От права к истине: Образы святых юристов / Гл. ред. И.В. Москаленко. Коломна: Лига, 2019. 208 с.

2. Шкаровский М.В. Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли. Историко-литературный журнал «Странникъ»: Санкт-Петербург, 2021. 432 с. 32 с. илл.

Сведения об авторе:

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (Москва, Россия).

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Игорь Понкин
«Клип Манижи оскорбителен для русских…»
Комплексное заключение (мнение экспертов, ответы специалистов на вопросы)
16.03.2021
Несломленные и несдавшиеся…
Рецензия на монографический сборник М.В. Шкаровского «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли»
25.01.2021
Явные признаки скрытой торговли детьми
Заключение о правовой, биоэтической и нравственной оценке коммерческого «суррогатного материнства»
09.12.2020
Все статьи Игорь Понкин
Последние комментарии
Свет России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.07.2021 14:33
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от Полтораки
30.07.2021 14:21
Следком против оскорбления ветеранов и матерщины
Новый комментарий от С. Югов
30.07.2021 14:05
Южные границы Армении под огнём Азербайджана
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.07.2021 12:34