Что думают калмыки о нашем мире?

«Прибалты и Польша как дураки себя ведут»

Георгий Зотов 
0
21.01.2021 174
В кибитках сейчас живёт лишь несколько энтузиастов, желающих «вернуться к корням».
В кибитках сейчас живёт лишь несколько энтузиастов, желающих «вернуться к корням». © / Георгий Зотов 

«Вот, казалось бы, мы уже 400 лет в России живём, — говорит мне учитель из Элисты Баатр Семёнов. — А в стране о нас почти не знают. Я недавно разговорился с приезжими из Петербурга, те спрашивают: „Калмыки откуда произошли?“ Я отвечаю: „Ну они из Монголии сюда перекочевали“. У всех ступор: „Как из Монголии? Во время нашествия? То есть вы татары?“ Объясняю: „Нет, татары в Казани и Крыму, а мы западные монголы, ойратские племена, переселившиеся в Россию в XVI веке. Тогда ФМС не было, с эмиграцией попроще“. Так удивляются!» До Калмыкии из Москвы меньше двух часов лёту, но это реально другой мир. Люди с азиатской внешностью прекрасно говорят по-русски, в буддийских храмах молятся монахи на тибетском языке, в кафе подают традиционную кухню кочевников из внутренностей барана. Народ отмечает дни рождения Будды и далай-ламы, Масленицу и Цаган Сар (начало весны), поминает павших воинов в День Победы и с уважением относится к завоевателю Чингисхану. Приехав в Элисту, обозреватель «АиФ» попытался разобраться: почему нам так плохо известна Калмыкия? 

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

 

 «Это город Нью-Васюки»

Самый известный калмыцкий политик в РФ — Кирсан Илюмжинов, руководивший республикой с 1993 по 2010 год. Кирсан прославился своим страстным увлечением шахматами, построил в Калмыкии множество буддийских храмов, а также City Chess (Город Шахмат), где в 1998 году провели Всемирную шахматную олимпиаду. Эта игра тут по-прежнему популярна. «Я помню, нас в школе на уроках учили играть, — рассказывает директор Республиканского туристского центра Марина Манджиева. — И до сих пор люди шахматы обожают». Это точно: во дворах Элисты даже в морозы можно встретить пенсионеров, задумчиво сидящих за досками. В сувенирных магазинах полно шахмат разного качества: от резных ручной работы до китайских из пластика. Тем не менее (как мне показалось) среди населения Илюмжинова не любят. «Прежние власти были что-то вроде Остапа Бендера, недаром ему в Элисте памятник стоит, — считает бизнесмен Алексей Очиров. — Ну зачем вся эта ерунда вроде Города Шахмат? У нас его „Нью-Васюки“ называют, как в романе „Двенадцать стульев“. Столько денег истратили, пыль в глаза пустили, а республика одна из самых небогатых по РФ. Лучше б насчёт дотаций из центра договаривались, как на Кавказе. Вон Кадыров из Грозного конфетку сделал».

 

«Мы вас одних не бросим»

Город Шахмат действительно не в лучшем состоянии: местный дорогой отель зачастую пустует, часть зданий просели вниз, облупились, на ремонт денег нет. В коттеджах, чтобы не пустовали, поселили чиновников. Зачем было строить столь помпезный объект, не вполне понятно. Наравне со стройками экс-руководителей калмыки часто обсуждают Великую Отечественную войну.

Жители республики до сих пор обижаются, если в интернете всплывают публикации про «Калмыцкий корпус вермахта»: немцы, занявшие Элисту летом 1942 года, сформировали отряды из военнопленных-калмыков. «В этом корпусе всего 3 500 человек служило, — возмущается хозяин кафе Баир Буджалов. А на стороне Красной армии воевали 25 000 калмыков, большинство добровольцами пошли на фронт. Что ж про это никто не пишет? Калмыки, когда присягнули русскому царю, всегда участвовали во всех войнах на стороне России. Понадобится — и снова воевать будем, мы вас одних не бросим! Мой дед до Берлина дошёл, в нашем доме День Победы — великий праздник!» 27 декабря 1943 года по приказу Сталина весь калмыцкий народ отправили в ссылку в Сибирь. Назад разрешили вернуться нескоро, только 17 марта 1956 года.

 

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

 

«Не тащите Сталина из могилы»

Калмыки то ужасное время не забыли и не забудут никогда. В то же время многие уверены, что жить надо не прошлым, а будущим. «Всякая там Прибалтика, Украина, Польша к России претензии предъявляют: плати им компенсации да извиняйся постоянно, — недоволен пенсионер Евгений Мартов (достаточно много калмыков имеют русские имена и фамилии. — Авт.). — Как дураки себя ведут! А сколько русских при Сталине арестовали, сослали и расстреляли, почему никто не думает? Русские точно так же страдали от того режима. Сталин давно умер, и лучше не вытаскивать его из могилы, а дружить». Удивительно, но простые люди легко понимают подобные вещи, политики же осознать их не в состоянии. Калмыки — спокойный и терпеливый народ, и это видно в повседневном общении. Не ругаются впустую, всегда взвешивают слова, выражения, думают о последствиях сказанного. Возможно, на такой настрой влияет буддизм тибетского толка: чего волноваться, это жизнь укорачивает... Разумеется, и подобных людей можно довести до белого каления, хотя терпение калмыков лучше не испытывать. Один не очень умный парень с Кавказа заснял видео, как оскверняет буддийскую святыню, и выложил запись в интернет. К нему в гостиницу в Элисте пришла толпа народа, его поставили на колени и заставили извиняться. «У нас не то что все прямо религиозные, — считает директор Республиканского туристского центра Марина Манджиева. — Но храм трогать не надо!»

 

«От России в восторге!»

«А кибитки в степи, про которые ещё Пушкин писал, остались?» — интересуюсь я у Марины. «Нет, — отвечает она. — Всё, народ давно в города и сёла переехал, экзотика отсутствует. В кибитках сейчас живёт лишь несколько энтузиастов, желающих „вернуться к корням“. Хотя в деревнях разводят верблюдов, в этом смысле „калмыцкий стиль“ никуда не делся». Русский язык в Калмыкии весьма любим на бытовом уровне, на нём общаются на улице и на кухнях: калмыки говорят безупречно, без малейшего акцента.

«Я влюблена в русский язык, но как калмычке мне грустно, что мои дети калмыцкий не знают… — размышляет преподаватель Александра Джангарова. — Но я понимаю, у нас везде работают многонациональные коллективы, и даже приезжие из сёл больше используют именно русский для общения, ведь с ним проще и в супермаркете, и в автобусе. Русский язык очень красивый, и на нём многое можно сказать и выразить. При этом, разумеется, по-калмыцки говорить никто не запрещает, здесь не Китай. Созданы национальные гимназии, где преподают на нашем языке». «Мне жутко обидно, когда приезжают туристы и спрашивают: „А у вас тут рубли ходят?“ — огорчается водитель Иджил Васильев. — Я в России вообще или где?! Мы от России в восторге! У нас общие проблемы, общая радость, общие переживания. Но иногда кажется, что о нас забыли».

 

Жизнь не сахар

После ударившей по экономике эпидемии COVID-19 жизнь в республике сахаром не кажется. Средняя заработная плата — 27 000 рублей в месяц (на уровне с Дагестаном и Кабардино-Балкарией), многие и вовсе получают 15 000 рублей. В Калмыкии живёт 271 000 человек, и это число снижается: народ уезжает на заработки в крупные города РФ. Четыре месяца была засуха, ни капли дождя, погибло множество овец (а республика издавна зарабатывает скотоводством), высохли водоёмы с рыбой: сплошные убытки. «Мы одна страна, и наверняка преодолеем последствия пандемии, — говорит мне советник главы Калмыкии Станислав Рамазанов. — Но нам тоже не следует сидеть сложа руки. Калмыкия маленькая, в случае развития туризма можно существенно улучшить жизнь людей. Увы, долгое время этим вообще не занимались, начали только сейчас». «Мы к вам как 400 лет назад в гости приехали, да так и остались, и нам здесь нравится, — смеётся инженер Александр Зеленов. — А теперь калмыков и не отличишь от русских: и менталитет одинаковый, и мышление. За это мы все нашу страну и любим!»      

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Зотов
“Комбат”: история героя самой известной военной фотографии
Алексей Ерёменко как символ героизма советских солдат
29.03.2021
«Генацвале, поздно пить «Боржоми»
Как живёт Грузия без российских туристов
22.03.2021
«Комедия фильма ужасов»
Как Армения прожила 30 лет после распада СССР?
16.03.2021
«Пьём коньяк, а тут — бац!»
Чем опасен для России разгром армян в Карабахе?
15.03.2021
«Россия, прости! Ты нас не бросишь?»
Армяне уже не хотят дружить с Западом
15.03.2021
Все статьи Георгий Зотов
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Kiram
08.04.2021 20:14
Давно пора заканчивать с киевской хунтой
Новый комментарий от Андрей Козлов
08.04.2021 19:45
Православный социализм как глобальный проект будущего
Новый комментарий от Андрей Козлов
08.04.2021 19:38
Партия нового типа
Новый комментарий от Координатор
08.04.2021 19:16
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Олег В.
08.04.2021 19:11
Вестник благодати Христовой
Новый комментарий от sonja
08.04.2021 18:58
Цивилизм как новый народный социализм
Новый комментарий от civilist-1
08.04.2021 18:26