«Он всегда начинал с людей. Люди для него были важнее стен»

Памяти архиепископа Алексия (Фролова; †3 декабря 2013 г.)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
385
Время на чтение 8 минут

Источник: Православие.Ru

Сегодня семь лет, как преставился к Господу архиепископ Алексий (Фролов). Этого Архиерея Божия вспоминает владелец иконной фабрики, руководитель Центра реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости «ТИЛь», что в Калужской области, Михаил Федорович Морозов.

Владыка Алексий (Фролов). Престольный праздник в Дураково

Владыка Алексий (Фролов). Престольный праздник в Дураково

Если есть уважение, то и толк будет

Раньше я знаки изготовлял с народными героями. Потом слайд-фильмы делали «Пушкинская Москва» и т.д. А тут я, помню, уже начал пытаться иконы делать. Есть такой фотограф Виктор Корнюшин. Он мне и говорит:

— Ты иди к отцу Алексию, он в этом вопросе самый толковый, подскажет.

Я пришел в Новоспасский монастырь, где владыка Алексий тогда был наместником. Он посмотрел на наши иконы и сказал:

— Вижу уважительное отношение.

Попросил меня сделать 1000 икон святителя Алексия, митрополита Московского, для Святейшего Патриарха Алексия II. Я сделал, передал, Святейшему понравилось. Так мы начали сотрудничать: владыка нас консультировал, благословлял тот или иной образ взять в работу для выпуска. Мы брали за основу исторические образцы, — чем тогда уже так последовательно никто, в том числе «Софрино», не занимались.

Терпение, Искренность, Любовь

Еще была идея в некотором удалении от Москвы создать реабилитационный центр для избавления от алкогольной и наркотической зависимости.

— Делай! — благословил владыка. — Вывески потом вешать будешь. А то как часто бывает: слов много, дел мало.

Так я и принялся за дело. Потом, когда уже все было налажено, то и понятно стало: Терпение, Искренность, Любовь — так мы и назвали наш центр Обитель «ТИЛь» (TILL).

В 2002 году владыка благословил нас построить храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С тех пор здесь совершается Литургия, читаются утреннее и вечернее молитвенное правило. Уже второй храм есть. Владыка наставлял:

— Строительство храма оправдано, если совершится хотя бы одна Литургия.

Доживем до понедельника

Владыка Алексий объединял вокруг себя очень разных людей, — он мог общаться со всеми, а мы уже так между собой не могли взаимодействовать.

С владыкой мы встречались раза два в неделю. Он на мне «отрабатывал» некоторые свои идеи, смотрел на реакцию. Выслушаешь, а потом слово в слово где-то услышишь его выступление.

— Я у вас как подопытный... — скажешь ему.

Смеется.

Это были всегда непредсказуемые беседы. Придешь к нему с одним вопросом, а он тебя усаживает:

— Хорошо. Я вот тут прочел... — берет книгу, читает тебе, комментирует.

Я не всегда даже понимал, о чем это?! Но слушал. А потом он вдруг внезапно:

— Ну, все, Михаил. Мне тут срочно надо кое-что сделать.

Благословишься, выйдешь. Бьешь себя в лоб: «Я же хотел спросить!! Ладно, в следующий раз...» И вот поднимаешься через день…

Мы же люди

«Обязательно надо не забыть спросить…»

— О! Михаил, смотри, какая тут интересная штука, — что-то тебе начинает опять показывать, зачитывать, объяснять...

Снова погружаемся в беседу... Я тихо тупею. Не понимаю, что говорит владыка... Но я спрашиваю!

— Да ты не один такой, не переживай! — опять хохочет.

И вот — снова не спросил!! И так могло с разными вариациями недели три продолжаться... А после вдруг владыка напирает:

— Так, слушай, что ты там хотел все у меня спросить?..

И тут меня уже от смеха разбирает! Да что спрашивать-то, Ваше Высокопреосвященство?!! Все уже как-то поотваливалось ненужное. Как листья по осени. Вот так нас владыка и взращивал до райского состояния. Не деревья мы и не еще какая там живность…

Держаться на необходимом расстоянии

Владыка Алексий (Фролов). Крестный ход на престольный праздник в Дураково Владыка Алексий (Фролов). Крестный ход на престольный праздник в Дураково С владыкой общаться было довольно просто. Он был человеком с огромным чувством юмора. И непререкаемого авторитета свободы. Хотя в некоторых вещах был достаточно категоричен. Я потом ему даже сказал, что поначалу меня и подтряхивало иногда — такой трепет охватывал...

Владыка умел держать нужную дистанцию — не отдалять, но и не приближать; не допускать никакой фамильярности. Он не заигрывал ни перед кем. Знаете, так иногда бывает: начинают играть такого «простачка». Владыка вел себя просто, естественно, держался на необходимом расстоянии.

У него все было тактично, с легким юмором, смиренно, с уважением, не переходя определенных границ. Наверно, это было единственно правильная линия поведения. Встречи, беседы точно не имели ни начала, ни конца. Некое скорее погружение в ту удивительную атмосферу, которую он создавал.

И не играть в эту магическую «раздачу»

В начале 1990-х многие из нас только еще открывали для себя мир церковной традиции: как должно быть. Дважды в одну реку войти невозможно: мы же не в XIX-м веке живем. А вот как все должно быть в веке XX-м, но в традиции?..

К духовенству тогда все внимательно присматривались, иногда бытовало такое суеверно-талисманное отношение: вот, мол, с батюшкой пообщаешься — и у тебя жизнь освятится. Да сначала она очиститься должна! И у священника, и у тебя, а то поди ж… Кто-то даже и из священников начинал играть в эту магическую «раздачу» якобы своей персональной благодати. У владыки это позерство напрочь отсутствовало.

Он вел себя очень просто, даже в чем-то непосредственно, как ребенок, хотя ни на секунду и не забывал и нам не давал забывать, что он — архиерей, — но мы с ним и на рыбалку в Дураково ходили, и к святому источнику, где плескались водой.

«Сам заработал — покупай!»

Помню, я как-то задумал себе новый «Range Rover» купить, да меня робость взяла. А владыка мне и говорит:

— Руки сложи!

Я послушался. Он:

— Бог благословит! Что, только ворам на хороших машинах рассекать? Сам заработал — покупай!

У владыки было очень трезвенное внимательное отношение к людям. Вот этому у него учиться и учиться. То есть это как-то само по себе, осознаешь вдруг, начинает прорастать в твоем поведении после многих лет общения с ним.

Твое-то только желание: я хочу, чтобы так было, — а как это будет и когда, — зависит от Бога.

Да будет воля Твоя

Владыка умел трезвить. Для меня синоним слова «трезвость» — здравомыслие. Вот это было по части владыки. С подобной способности трезво оценить свое состояние, свою мысль, свой поступок и начинается духовная жизнь.

Многие люди живут как во сне: у них постоянно видения какие-то: как «должно быть», — и это «как должно быть» громоздится на фундаменте своих же вымышленных представлений: о себе, о мире, о добре и зле... И появляется такой сон наяву: подумаю и решу. А на основании чего? Решать безошибочно можно только на основании духовного опыта.

Господи, вразуми — да будет воля Твоя, а не моя.

Владыка трезвил. Помню, как скажет:

— Ми-ха-ил... — и смотрит на меня, и мне сразу все понятно.

Достаточно!
или Самим ничего не надо форсировать

Владыка Алексий (Фролов), Михаил Федорович Морозов, Крестный ход на престольный праздник в Дураково

Владыка Алексий (Фролов), Михаил Федорович Морозов, Крестный ход на престольный праздник в Дураково

У него еще был жест такой выразительный (ладонью пружинит воздух): достаточно!

С владыкой было невыразимо легко. Особенно, когда он был на подъеме. Он все дозировал, понимая, что в одночасье ничего не произойдет. Резких подвижек в тебе, ни во внешних обстоятельствах не устраивал, ничего не форсировал.

Видел гнилость каждого из нас, но он как-то на это не указывал человеку, — пока сам до этого не дойдешь, бесполезно.

Также и с реставрацией, помню, не торопился. Спросишь у него:

— Владыка, а сколько будет реставрироваться монастырь?

— Михаил! — и смотрит, и когда ты уже всё понял: — ну, а какая разница 50 или 70 лет?..

А действительно: какая разница? Главное — внутренний процесс идет в нужном направлении. Погони за сдачами, объемами, перерезанием ленточек у владыки не было.

Действую

Помню, у меня вопрос встал: меня пытались втянуть в то, чтобы колхоз взять и заниматься его возрождением. Я думаю: «Да не надо мне этого, зачем?» А владыка предложил:

— Поехали к отцу Кириллу.

Там уже был разговор серьезный. Владыка на коленях, я на коленях. Батюшка меня благословил взять колхоз. Но мой родной отец воспрепятствовал:

— Да они тебя там разорвут эти колхозники, не лезь!

И я не полез. Хотя отец Кирилл сказал так:

— Зла много кругом. Давай действуй.

Действую. И так много направлений: на Рязанской земле, в Козельском районе на Калужской...

Храм для людей, а не люди для храма

Когда владыку перевели в Кострому, он благословил меня там купить Нероново — это разрушенная при советской власти одна из крупнейших усадеб в Костромской губернии. Задачу я себе поставил: для начала прекратить руинирование объекта. Сегодня у нас там уже живут некоторые из реабилитируемых. Восстанавливаем храм. Я сначала не знал, с чего начать — так там все было раздолбано.

— Владыка, может, храм для начала перекрыть? — спрашиваю.

— Ты людей сначала собери, — отвечает.

Это был его принцип: он сам всегда всё начинал с людей. Люди для него были важнее стен.

— Храм потом обустроится, — сказал он тогда.

На многие вещи я теперь уже стараюсь смотреть глазами владыки Алексия.

У каждого свой путь

Мы много говорили о свободе: как это — не ущемить свободу другого.

Владыка очень мудро поступал: потянет — легко пошло, значит, поехали, нет — так и не надо. У каждого свой путь. Никого осуждать не следует. Кто-то встает, чтобы упасть, другой падает, чтобы подняться. «Наша жизнь — то взлет, то посадка», — говорил владыка Алексий.

Про семью много раз доводилось от него слышать: слава жены — муж, слава мужа — Христос, слава Христа — Бог Отец: все на этой вертикали и устраивается.

Отсюда и послушание, когда мужчина в семье — мужчина, а женщина — женщина.

И напоследок…

Владыка, помню, мне все рассказывал историю про моллюска:

Человек, как моллюск, сидит в раковине. Вылез на свет: «О! Интересно!» Но тут же вся эта слизь — что, собственно, из себя и представляют наши хилые душонки — пугается и — чпок: обратно в свою берложку. Но створочки уже плохо закрываются — уже и там не по себе. Ты и на свету уже побыл... И вот начинается эта внутренняя борьба: как там будет, еще непонятно, а здесь у тебя вся предыдущая жизнь прошла, в этом тесном мраке... Все мы такие. Норовим замкнуться в своих мирских раковинках. Любое неудобство воспринимаем как катастрофу: на мое бытие посягают!..

И вот мне владыка рассказывает про моллюска, потом опять про моллюска, потом опять про моллюска...

— Владыка, а вы кому-нибудь еще рассказываете про моллюска? — тогда уже не выдержал спустя годы и поинтересовался я.

— Да каждый день по пять раз!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Морозов
Плывет, как лебедь, над полями
Русский житель Риги Олег Колосов восстановил на свои средства уникальную православную церковь
15.09.2005
"Я не знаю, кому в России можно доверять"
Гражданин Латвии Владимир Рыбаков защищает русскую культуру и интересы русских в этой стране
11.08.2005
Услышать бы русский язык
Корреспондент "Трибуны" изучал, как живут современные староверы, оказавшиеся в единой Европе
05.08.2005
Все статьи Михаил Морозов
Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40