itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Крестоходы

0
748
Время на чтение 6 минут

Источник: Русский вестник


Россия спасется крестными ходами.
Преп. Серафим Саровский.
Россия будет спасена крестными ходами.
Св. Иоанн Кронштадтский.
Крестными ходами будет спасаться Святая Русь
Старец Николай (Гурьянов)

Что мы знали о крестных ходах в советское время? Знание о них многих людей ограничивалось известной картиной И. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883). Крестные ходы возникли в IV в. в Восточной Римской империи при первом христианском императоре Константине I Великом, а название свое получили от большого (процессионного) креста (распятия), с которым неизменно совершается шествие. По церковному преданию, будущий римский император увидел в небе рядом с крестом перед победоносной битвой с тогдашним правителем Древнего Рима императором Максенцием надпись: «Сим победиши». Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, стали символом всепобедительного христианства. Константин запретил гонения на христиан, сам принял христианство.

Раскрывая духовный смысл крестных ходов, святитель Симеон Солунский (ХV в.) в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников».

Крестные ходы как действия Христианского Богослужения – признак Церкви Христовой торжествующей, Церкви-победительницы. Иконы несут впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу» (Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский).

В раннехристианские времена в Византии при нападении врага, стихийных бедствиях, болезнях императоры и вельможи шли в крестных ходах, порой во власянице. Народ шествовал за священниками и знатью часто босиком. Военному походу императоров предшествовали их молитва и обход святынь крестным ходом. И напротив, завоеватели земель православных, поработители народа восточные или западные, турки-янычары или, в не столь давнем прошлом, гитлеровцы крестные ходы разве бы допустили?

В глубинах памяти русского народа живет Крестный ход с Владимирской иконой Богородицы в Москву, когда Пречистая Дева избавила столицу от нашествия Тамерлана. До 1917 г. в России многие крестные ходы были инициативой не только церковных властей, но и царей. В истории стольного града Москвы навсегда запечатлено название, связанное с крестными ходами и паломничеством царей из Кремля в Новодевичий монастырь к Пречистой Богородице и Смоленской Ее иконе – это отражено в названии московской улицы Пречистенка. В 1903 г. император Николай II, участвуя в прославлении преподобного старца Серафима Саровского, шел в большом крестном ходе и нес раку святого.

В России эта традиция выросла из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма. Но крестные ходы совершались также во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры. Перед революцией крестные ходы имели два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский, Троице-Сергиев) и ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах же развивался другой вид крестного хода – массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 гг. десятки тысяч участников.

Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990-х гг. организаторы современного Великорецкого крестного хода. Он стал одним из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня. Протяженность – 150 км (90 км из г. Кирова до села Великорецкого и 60 км обратно). Ночлеги – в полевых условиях. Начиная с 2012 г. ряды крестоходцев росли и ежегодно превышали своим числом 30 000 человек, а в торжествах на реке Великой участвовало вдвое больше крестоходцев, а это больше, чем число в 1913 г. (25 тыс. человек).

В 2020 г., по причине распространения так называемой «коронавирусной пандемии», под давлением гражданских чиновников, церковные власти отменили ежегодные большие крестные ходы в России, и прежде всего Великорецкий крестный ход с чудотворною иконой Святителя Николая и многотысячный крестный ход в Санкт-Петербурге в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Да, новый вирус COVID-19 существует. Запущенный по чьей-то злой воле, он убивает людей. Но он послужил также средством «массового запугивания», предлогом манипуляции людьми, подчинения их «новому мировому порядку». Вот почему далеко не все верующие приняли объяснение отмены крестных ходов необходимостью соблюдения карантина, стали искать другую причину. В связи с запретом Великорецкого крестного хода особенно возникли споры и конфликты. И это закономерно. Всю историю Руси, и даже в богоборческие времена, не прерывалась эта спасительная традиция. Ибо, как понимают верующие, Бог спасет их от коронавируса, поможет пережить эту напасть. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90:1–2). Крестный ход, непрерывная молитва во время его, даст мужество верующему перед лицом тех событий, которые он не может изменить. «И тма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс. 90:7). И еще, крестные ходы созидают наше Отечество, очищают наши души, от состояния которых зависит и состояние мира. Некоторые роды, семьи, жители ряда городов и сел идут крестным ходом в веках, передавая нам огонь своей святой веры, любовь ко Христу, Сыну Божию, к Православию.

Великорецкий крестный ход, к радости верующих, все же прошел, несмотря на запрет властей мирской и церковной. Несколько сотен человек со священником во главе прошли ежегодный крестный путь. Крестоходцам отчетливо вспомнились, стали важной духовной составляющей крестного хода восьмая и девятая заповеди из девяти, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10); «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).

Некоторые крестные ходы с крестами, иконами и хоругвями летом и осенью 2020 г. прошли под видом паломничества, а сей христианский обычай посещения святых мест, когда пошла на спад так называемая «пандемия», власти запретить не решились. Среди них крестный ход в честь празднования Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, три крестных хода из Воронежа, Липецка и Ельца в Задонск к святителю Тихону Задонскому, «Царский путь» – в Крыму, «Путь Богородицы» – по местам явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери.

В крестных ходах часто бывает, что крестоходцы возвращаются к месту ночлега на машинах, а утром, вернувшись на точку отсчета, продолжают свой пеший путь. Императрица Екатерина II в мае 1775 г., как свидетельствуют ее современники, в один из первых приездов из Петербурга в Москву, совершила паломничество в Троице-Сергиеву обитель. Государыня императрица шла в монастырь пешком, но рядом ее сопровождали царская карета и многочисленная свита придворных дам, фрейлин, министров и слуг. Екатерина II останавливаться в обветшалых путевых дворцах не желала. Преодолев в день 10 или 15 верст, императрица садилась в карету и возвращалась назад в Москву, в Кремль – для ночного отдыха. Наутро она в пышной карете и в сопровождении множества прислуги возвращалась на место вынужденной остановки и вновь продолжала свой пеший путь к преподобному Сергию.

Нашу жизнь нетрудно представить тернистой дорогой и, следуя по этому пути, мы можем как возрастать в духовности, благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе, что хотим идти путем Христа. А пребывать с Господом и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы идем с молитвой. Это время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Это время проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Это и время «общения святых», возможность ощутить единение с единоверцами. Господь говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Игорь КУЗНЕЦОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игорь Кузнецов
Каким «силам» противостоит Русь?
Только наше Отечество способно сохранить истинные духовные ценности
15.09.2022
«Блаженны изгнанные за правду»
Коронавирус не помешал участникам Великорецкого крестного хода
13.07.2021
Все статьи Игорь Кузнецов
Последние комментарии
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
07.12.2022 20:12
Про «культуру»
Новый комментарий от Дмитриев
07.12.2022 18:40
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Константин В.
07.12.2022 18:05
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Виктор
07.12.2022 17:50
Шаг на пути сближения государства и традиционных сил общества
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
07.12.2022 15:29
Сохраним семью – сохраним Россию!
Новый комментарий от александрович
07.12.2022 15:18
Беззаконник раскольнику – друг, товарищ и брат
Новый комментарий от Алексей+
07.12.2022 11:41