Три сестры. Три Калитвы

Были Слобожанского края

Украинские националисты 
0
420
Время на чтение 22 минут

Источник: Русское воскресение

Кто хоть раз проезжал по железной дороге с Русского севера и Сибири к тёплому Чёрному морю, непременно запомнил прозвучавшие из уст проводника названия больших станций – Лиски, Россошь, Миллерово… Географически это грань нынешних России и Украины. До недавнего времени здесь не было никаких государственных границ. Были менявшиеся административно-территориальные межи – губернские и областные, уездные и районные, республиканские. В пору очередного большого славянского заселения донских и донецких степей во второй половине шестнадцатого века на южных украинах-окраинах России сложился единый мир – Слободской или Слобожанский край. Имя ему дали слободы, появившиеся сельские населённые пункты на земле, где несли сторожевую и охранную службу пять козачьих слободских полков – Острогожский, Изюмский, Харьковский, Сумской и Ахтырский. Изначально даже Харьковская губерния именовалась Слободско-Украинской. Сейчас это широкий «пояс» в русско-украинском пограничье – ростовские, воронежские, белгородские, курские и луганские, донецкие, харьковские места.

Изучением истории отчего края занимались и занимаются краеведы. Люди пытливые воссоздают малоизученную страницу истории Отечества. О них и их поисках наш рассказ.

В середине 1950-х лет в средней школе села Новая Калитва учитель Ткаченко организовал историко-краеведческий кружок и вместе с ребятами создал школьный музей. Любимой ученицей у Ивана Ивановича была и оставалась всю жизнь Рая, в девичестве Каменева, – Козаева. Ей Ткаченко первой доверил возглавить школьный историко-краеведческий кружок. Раиса Ивановна окончила филологический факультет Воронежского университета. Как и её учитель – где родилась, там и сгодилась. Осталась в родном селе. Работала в районной газете. Учила «взрослых» детей в вечерней школе. Была вожаком сельской молодёжной комсомолии. Долгое время работала секретарём партийного комитета колхоза.

– На районной партконференции меня избирают членом бюро райкома партии. И мама, и муж отнеслись к этому равнодушно. А я сама растерялась: новые обязанности, большая ответственность – справлюсь ли?

Иду на работу поутру. На улице встречаемся с Иваном Ивановичем. Счастьем лицо светится, улыбается. «Рая, как я рад за тебя! Ты первый человек из Новой Калитвы в бюро Россошанского райкома партии. Ты сама-то хоть понимаешь, сколько доброго теперь сможешь сделать для нашего села, для людей!».

Так ведь и было. Проложили асфальт к селу и по главным улицам. Строили детский садик, новую школу, жилые дома. Новую улицу назвали именем 62-й гвардейской дивизии, освободившей Новую Калитву от немецко-фашистских захватчиков. Памяти героев установили мемориал на Мироновой горе.

И тут же я увидела иного Ивана Ивановича. Никогда он не был сентиментальным, и вдруг сказал: «Дай я тебя расцелую».

…6 декабря 1981 года мне навсегда врезалось в память. Вечером узнала, что мой учитель в больнице. На дворе дождь со снегом, промозглый ветер. Думаю, завтра схожу к нему. И вдруг вроде кто-то подтолкнул. Быстро собралась и пошла. В дороге замёрзла. Но в больничной палате было тепло. Иван Иванович обрадовался, хоть и явилась я незваным гостем. Говорил о прерванной поездке в Москву. Затем вспоминал, как из молодого бойца стал учителем. Прервал неожиданно беседу, мне шепнул: «Послушаем». Из динамика в коридоре звучала песня. Иван Иванович любил классическую музыку, оперу. Бывал в Большом театре в Москве. Сейчас же звучала народная песня. Когда отзвучали завершающие аккорды, учитель сказал; «Не знаю ничего лучше украинской народной песни». Неожиданно предложил: «Доживём до весны, поедем, Рая, на Украину. Я уже вычислил сёла, из каких наши предки пришли на Дон. Среди однофамильцев обязательно родню встретим». Мысль нам так понравилась, что обсуждали бы её до утра, да медсестра пришла со шприцами.

А ночью Ткаченко умер. Убитой горем – только говорила с дорогим мне человеком, а его нет, душа не принимала потери – мне пришлось заниматься похоронами. В кинотеатр «Дон» проститься с учителем шли не только односельчане, бывшие и нынешние ученики. Ехали люди из окрестных сёл, из Россоши, Воронежа…

Спустя десятилетие в горбачёвско-ельцинский путч мой кабинет парторга опечатали. Но без работы я не осталась. Директор школы Иван Васильевич Донцов сразу позвонил мне домой: «Вы нам столько добра сделали. Есть часы русской литературы. А там ещё что-то появится».

Так – через двадцать пять лет я вновь пришла в школу. Над её центральным входом была установлена мемориальная доска, посвящённая моему любимому учителю Ткаченко.

Вскоре здесь Раиса Ивановна Козаева вместе со своими питомцами торжественно открыли новый краеведческий зал. В дополнение к выставке о боевой операции Великой Отечественной войны «Малый Сатурн» появилась уникальная экспозиция, по сути, второй музей. Он посвящён крестьянской старине с той поры, когда в начале восемнадцатого века на красивом речном берегу родилась слобода в тогдашнем Острогожском украинском казачьем слободском полку.

– Обратились к землякам по местному радио, – говорит Раиса Ивановна. – Ребята из краеведческого кружка Ксюша Белогорцева, Аня Резникова, Лена Лукина, Настя Ткаченко, Вика Скибина, Костя Скибин, Алеша Шевченко и их друзья подворно обошли односельчан. Люди откликнулись и поделились дорогими семейными реликвиями.

Теперь школьники-экскурсоводы рассказывают первым посетителям-гостям о том, как лет триста с лишним назад заселялись южные окраины России – козаками малороссиянами или черкасами, говоря по-современному, украинцами, выходцами из тогдашней Малороссии, и великороссами из северных областей.

Вот пахотное «орало» и конный плужок, деревянные грабли и цеп для обмолота зерна из колосьев, конная сбруя и колокольчик под дугой. А рядом вышитые сорочки и кожухи, свитки, рушники-полотенца и скатерти. Можно наглядно представить «делание» ткани на деревянной верстати – крестьянском ткацком станке. Коноплю, которая нынче попала в наркотическую немилость, вымачивали, мяли. Волокна чесали, пряли в нити. Из них ткали холсты. Тут же домашняя утварь, ручная мельница.

Эти вещи – от детской колыски-люльки, глиняной миски, деревянной ложки до гребней, веретён и ткацкого станка-верстати, до иных изделий окружали человека от младенчества до глубокой старости. Кстати, спасли они крестьянство в годы фронтовой военной порухи.

Музыкальные певучие цимбалы и балалайка подтверждают, что не хлебом единым во все века жили люди.

Одна из посетительниц музея Любовь Лушпина пришла не с пустыми руками – принесла в дар прабабушкино полотенце редкой машинной работы. На каждом экспонате есть табличка, называющая мастера, хозяина, дарителя. В них живая фамильная летопись села, теперь запечатленная и для потомков.

Учитель из плеяды хранителей памяти Иван Иванович Ткаченко, будь жив, сердечно порадовался бы за своих учеников. Вслед за наставником и Козаева, и Светлана Ляшова-Долинская, Наталья Ивановна Бойко-Величко, Иван Дмитриевич Харичев, Юрий Александрович Иващенко, их сотоварищи сделали и делают всё, что могут, для того, чтобы земляки были Иванами, помнящими родство – знали историю своего края, Отечества и дорожили и гордились ею.

*  *  *

О новых находках – наш рассказ.

В областных архивах встретилась книжечка о слободе Старой Калитве – без титульного листа, от роду ей больше ста лет. Написана она Николаем Алексеевичем Куфаевым. Даты его жизни означены годами: 1850-е – 1920. Краевед, педагог, богослов. Священник Троицкой церкви слободы Новая Калитва Острогожского уезда Воронежской губернии с 1882 по 1902 гг. Одновременно – законоучитель в земской школе. В 1893 открыл в слободе церковную школу грамоты, она была переименована в церковно-приходскую школу. Занимал в ней должность тоже учителя Закона Божьего. В 1902 году семья Куфаевых переехала на жительство в Острогожск.

В автобиографии его сына Михаила Николаевича Куфаева, известного деятеля отечественной книги, есть скупые сведения об отце: «…6ыла большая семья. Жили, очень скромно, а порой и очень скудно. Отец много занимался историей своего края (известны его работы) и непременно хотел дать всем нам, детям, высшее образование, чего и добился с большими, правда, трудностями в разное время»,

Помнят о Куфаеве – старшем старожилы Новой Калитвы, Образование он стремился дать не только своим детям. Уезжая из села на жительство в Острогожск, дом свой подарил под церковно – приходскую школу. Старинный дом, кстати, сохранился поныне, долгое время располагалась в нём сельская детская библиотеки.

 

Общепризнанно: названия рек изначально древнее расположенных близ них сёл и городов. Так что – слободы Старая и Новая Калитвы младшие сёстры речки Чёрная Калитва, от неё же и получили своё имя. Происхождение и смысл слова «Калитва» пока остаётся неразгаданным. Академик Олег Николаевич Трубачёв считал его древнерусским водным названием «самобытного славянского вида» в ряду со знаменитой Непрядвой у поля Куликова.

Ведут свой род нынешние жители старинных донских сёл от пришедших из-за Днепра малороссийских казаков под началом полковника Дзиньковского, которым в 1652 году (напомним, до воссоединения Украины с Россией) царь Алексей Михайлович, отец Петра Первого, доверил охранять рубежи от крымских и ногайскнх набегов.

Вот что об этом писал в 1886 году автор краеведческого очерка Николай Куфаев –

«Слобода Старая Калитва прежде город»

«Как пришли сюда, – передаёт предание, – козаки, как увидели местность Калитвы, кругом обнесённую большими горами, с лесом дремучим, травами обильными, как увидели по долине ручьи и реки, – так от радости воскликнули: вот так калита! вот так мешок нам добра – не из пряжи мешок, а из гор и девственных лесов, из чудных трав и светлых вод сотканный!»

«Козаки, – передают старожилы, – сначала охраняли от татарских набегов местности под Острогожском и соседние с Воронежем. Потом, отодвигая татар к югу, за реку Тихую Сосну, подошли к верховью реки Черной Калитвы: здесь-то они и простояли целые десятки лет, не двигаясь вперёд; здесь им пришлось выдержать многое множество кровопролитных сражений с татарами, желавшими со всей силой прорваться туда за Острогожск. А сила татар, где Татарино село, была несметная».

И только во второй половине XVII – начале XVIII-гo веков возможным стало оседло селиться в нынешнем урочише Калитвы, где образовали другую оборонительную линию – Калитвянскую, «славившуюся тогда рыбными ловлями и сенокосами; в то именно время последовало первое распоряжение о заселении Калитвы, когда дорога к Азову по Дону среди лесистых тогда дебрей калитвянских была хорошо изведана русскими людьми в лице самого Императора Петра I и его храбрых сослуживцев козаков».

В 1722 году Государь Император Петр I издал указ Острогожскому козачьему полку – «заселить заднепровскими козакамн дачи близ р. Черной Калитвы над рекою Доном, в урочище, в тупиках, у подгорного озера в защиту от неприятельских набегов».

Как вновь учреждённая полковая слобода Калитва по подобию других с 1725 года продолжала нести сторожевую н станичную службу; «для сего, как видно из приказа от Острогожской полковой Ратуши, первые жители Калитвы имели военно-организованный строй». Для безопасности на время осадного случая Калитва кругом была обнесена валом и окопана рвом: вид имела пограничного укреплённого городка. В управлении своем Калнтва подчинялась по военным делам Острогожскому казачьем у полку, по гражданским – тамошнему воеводе.

Когда окончил своё существование полк, переформированный в 1765 году в регулярный Гусарский, тогда изменилось и всё устройство Калитвы – козаки из военных сделались гражданами, учреждено было Комиссарство Калитвянское с населением от 15 до 20 тысяч человек. Калитва принимала вид административного уездного города. В обязанности комиссара было – собирать казённые подати, следить в следуемых ему участках за порядком дел и тишиной. «...Заштатный город Калитва название оного получил с 1765 года по силе посланного из бывшей Слободской Украинской канцелярии сентября 9-го числа указа».

«...А по открытии Воронежского Наместничества отчислен город Калитва от Слободской Украинской губернии (с центром в Харькове – авторы) к городу Воронежу, вместо Комиссарства, по Высочайшему утверждению открыты были вновь присутственные места, как-то: Уездный Суд, Дворянская Опека, Нижняя Расправа, Городничий, Нижний Земский Суд и Уездное Казначейство и действия сии имели по 1797 год и в оном году оный город Калитва со всеми присутственными местами упразднён».

Бывший город Калитва с перенесением из него присутственных мест в город Старобельск, ныне районный центр Луганской области, стал именоваться заштатным городом губернии Слободско – Украинской, с 1802 года – Воронежской губернии. В 1865 году последовало Высочайшее распоряжение: «1) заштатный город Калитву Воронежской губернии упразднить, 2) числящихся в сем городе мещан обратить в государственных крестьян местного сельского общества, 3) всю отмежеванную землю передать по принадлежности в пользование местного общества крестьян».

Итак, слободе Старой Калитве «со времени её населения по 1885 год (считал краевед Куфаев) исполнилось 160 лет». Сорок лет она была военной станицей со сторожевым населением малороссийских козаков; ровно столетие городом – 14 лет как Комиссарство Слободско – Украинской (Харьковской) губернии, 18 лет как уездный город Воронежской губернии. И ещё – 68 лет заштатный город; и, наконец, – малороссийская слобода с наименованием Старой Калитвы.

Жители слободы малороссы – народ зажиточный, религиозный, вместе с тем, аккуратный и чистый; в праздники одеваются опрятно, дома свои содержат всегда в чистоте – снаружи побелены и внутри иконы в углу чистые и благолепно написанные, а стены хорошо обметены, украшены разными картинами довольно хорошей живописи. Со священнослужителями и людьми сторонними очень вежливы, уважительны. В своей разговорной речи не отличаются словоохотливостью: больше думают, чем говорят; на все ваши возражения и предложения у малороссов на уме и языке один ответ: «побачим!».

К 1885 году проживало в Старой Калитве 4990 человек – 2520 мужского пола и 2470 – женского. По сословиям жители распределялись: православного духовенства – 44, статских чинов – 42, отставных нижних чинов и семейств солдат – 731, государственных крестьян – 4173. Дворов – 410.

За всё столетие (1780-1880) детей больше родилось в 1852 году – 300 душ, самое меньшее в 1804 – 132 души.

Самое большое количество бракосочетаний в десятилетие от 1840 по 1850 годы – 672 брака, в самый холерный 1848 год – 91, самый скудный на свадьбы год 1822 – всего 16 браков: не был ли он и самый голодный год?..

Умирало людей больше всего в эпидемические годы – в 1848 году 620 душ, в 1864 году – 346 душ.

Земли в Старой Калитве по владельной записи значится: лесу 1606,3 десятины, удобной пахотной 8172,5 десятины, сенокосной на лугу 1456,1, кроме того неудобной – 1011,7 десятины.

Слобода Старая Калитва – одно из самых привольных мест, не только в Острогожском уезде, но и во всей Воронежской губернии: не во многих селах столько земли – пахотной и сенокосной, и редки ныне слободы и сёла со строевым лесом и таким обилием озёр, рек и речек.

Но – земледелие у местного населения как бы на втором плане. Стараются «бильше» накосить сена да «бильше» скота развести; сено и скот продают потом на уплату податей и домашний обиход. Орать же землю под яровое редко начинают в сентябре, чаще в октябре и даже в ноябре. Кто и в августе бы свою землю обработал, да незнает, где его пай! Мироеды в этих обществах сами в своё время не орют, и другим не велят; вместо того, чтобы поделить землю на десять – двенадцать лет, общественные воротнлы в своих интересах делят её каждый год и дележом запаздывают. При дележе беднякам земля достается самая худшая. Но нет порядков в Калитве, когда народ уже и пообсеется: у иного хозяина жита ещё в краске, а по тем житам уже скот гуляет.

Такое неряшливое обрабатывание земли имело некий смысл, когда она была девственной: «ты брось зерно – и вырастет колос!». Но когда население России стало чуть не стомиллионным, когда в полосе, где мы живём, нет не вспаханного почти ни одного клочка земли, то кроме отдыха земле нужны за ней и особенный уход, особенный труд и необходимые порядки! Скотоводство в слободе достаточно развито, что для домашнего хозяйства употребляют, а больше продают по ярмаркам – Казанской в Павловске, Воздвиженской в Россоши, Великопостной в Талах, Троицкой в Писаревке, Покровской в Поповке. В 1885 году скотоводство значительно пострадало от большого падежа рогатого скота в Старой Калитве: пало до трёх тысяч голов.

Рыболовством занимаются в Калитве многие и большую часть рыбы отправляют в слободу Россошь и на Михайловский вокзал Курской – Воронежской – Ростовской железной дороги.

Торговля в Калитве мелочная, всех лавок четыре: две с разными товарами – красный, бакалейный и чёрный (соль, дёготь и т. п.), две лавки, кроме означенного товара, имеют железный и юфтовый.

Образование дети крестьян получают в местной земской школе, существующей здесь с 1844 года, так что в слободе немало людей умеют читать и писать. Мальчики посещают школу в учебное время довольно исправно, немало ходит и девочек; каждогодно выпускают от пяти до десяти мальчиков, столько же и девочек со свидетельствами об окончании полного курса в сельской народной школе. Устройство школы очень хорошее; в ней светло, просторно (иногда вмещается до 180 детей). Попечителем училища состоит крестьянин Фёдор Петрович Базиков. Из бывших учителей сей школы видное место занимает Василий Петрович Воскресенский, при нём положено начало библиотеки школьной. Преподают предметы два наставника – Михаил Иванович Путилин и Василий Яковлевич Никитин.

Прихожане – народ религиозный, церковь посещают усердно, посты соблюдают исправно, храмовые праздники и дни Рождества и Пасхи встречают и провожают с благочестием.

Каждогодно ходят всем обществом по полям, день такого хождения почитается великим Праздником, никто тогда не работает: помолившись во всенощной, отстояв потом обедню, прихожане великой массой идут в поле – на пути служат молебны, творят водосвятие, проходят в день вёрст тридцать.

Калнтва на своём протяжении представляет собой целый ряд холмов, разделённых ярами да оврагами – тупками. Замечательнейший Липовый яр, по преданию здесь много было было лип, а ещё больше водилось оленей и диких коз. И всё это прошло, в вечность кануло – ни липы, ни коз, ни этих оленей! Ещё замечательней в Калитве был в своё время овраг, именуемый Тупкой. Это то самое урочище, где впервые поселился сотник В. Сиверский со своей сотней удалых козаков из Ендовищ, Гвоздёвки и Перелёвки, – та самая тупка, где когда-то и вода шумела, и мельницы работали. Теперь в тупке той вместо мельниц хижины, а вместо воды крейда да навоз. С того времени в Калитве и вокруг неё всё изменилось: Дон идёт по руслу новому, горы обнажились – на них ни лесу, ни былинки, ни травинки! Неизменный один луг, вечно свежий и зелёный: се вечная Калита! Если что напоминает нам о давно прошлом Калитвы – это единственный здесь луг и протекающие две реки – Дон и Чёрная Калитва. Как взглянешь весной на траву луговую, сочную и здоровую, перед тобой словно живые воскресают пришедшие сюда малоросские козаки, а поглядишь на покрытые тростником озёра, усеянные множеством дичи, тебе живо представляются бывшие здесь когда-то стаи лебедей, фазанов и других редких птиц; а если кто бы взглянул на рога оленьи, не так давно вытянутые со дна Дона, то заодно со мной сказал бы: была богата здесь природа, да люди и время здесь варварски всё сокрушили!

 

Пояснение: заштатный город – поселение вне разрядов; десятина – мера земельной площади равна 1,09 гектара; фунт – мера веса, равен 0,4 килограмма; юфтовый товар из кожи.

 

Извлечения из очерка Николая Куфаева

о слободе Новая Калитва, 1884 год

Если, положим, Старая Калитва возникла около половины семнадцатого столетия, то в начале восемнадцатого Новая Калитва уже существовала.

Нам известно о трёх храмах слободы. Первый – деревянный, Святого Чудотворца Николая. На его месте построили каменную церковь – Троицкую. Сведений о них нет. Третий храм начали строить в 1796 году на месте Троицкой церкви. В церковной ведомости за 1829 сказано, что трёхглавая Свято – Троицкая церковь «построена в 1816 году тщанием прихожан на месте каменной обветшалой уже церкви, существовавшей из давних лет». Строился он 24 года, от 1796 по 1820.

В Троицком храме лежит чугунная плита с надписью: «Здесь покоится прах протоирея Даниила Лебединского. Родился 1743 г., умер 6 июля 1831 г. Жития было 88 лет. Строитель храма». Погребён священник в ограде за алтарём. Художественно отпечатан и самый лик отца Даниила в камилавке с бронзовым крестом на груди.

Настоятель церкви в настоящее время (примечание – в 1884 году) протоиерей Иоанн Фёдорович Поповский с 1843 года, тесть отца Алексея Лебединского. Помощник его священник, автор историко-краеведческого очерка Николай Алексеевич Куфаев с 1882 года.

На храмовой звоннице пять колоколов. Самый большой и праздничный весит 104 пуда и 7 футов с надписью вокруг него «лит сей колокол в губернском городе Воронеже в заводе почётного и степенного гражданина Н. Самофалова, мастер Елецкий гражданин Василий Маркин». И ещё одна надпись «благовествуй, земле, радость велию, хвалите небесе Божию славу. 1851 год, февраля второго дня».

Калитва – родина высоко преосвященного Леонтия, архиепископа Холмского и Варшавского и Члена Святейшего Синода. В дальнейшем – Иван Алексеевич Лебединский (1822 – 1893) вошёл в историю как церковный деятель, проповедник, митрополит Московский и Коломенский. На долю немногих городов, слобод выпадает быть родиной замечательных людей. Сын священника Алексея Даниловича Лебединского и жены его Марии Васильевны. Дети: Даниил Алексеевич, педагог-реформатор, инспектор, смотритель духовных училищ, Василий Алексеевич, священник слободы Козловка Бобровского уезда. Сын Иван остался без отца в 17 лет, учился в Павловском духовном училище, Воронежской духовной семинарии.

Митрополит был награждён всеми русскими орденами по орден св. Владимира I степени включительно, имел иностранные ордена (Черногорский, Болгарский и др.). После раскола христианской церкви на православную и католическую, произошедшего в XV веке, путешествия восточных иерархов на Запад и западных на Восток полностью прекратились на несколько столетий. Первым архипастырем, побывавшим за рубежом, был преосвященный Леонтий. В 1861 году с Высочайшего соизволения императора Александра II и по благословению Святейшего Синода, на него была возложена миссия освящения новой русской православной церкви в Париже. Он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже своим умом и обаятельным обращением.

Наш замечательный земляк владыка Леонтий – проповедник, автор духовных книг. 17 ноября 1891 года был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Он разработал и принимал живое участие в мероприятиях по чествованию 500-летия памяти преподобного Сергия Радонежского. На собственные средства выпустил фототипическое издание Нового Завета, написанное рукой святителя Алексия, митрополита Московского и духовного друга святого Сергия Радонежского.

Свою малую родину преосвященный Леонтий не забывал. Приезжал, если была возможность. Навещал родных и близких. Он дарил иконы, книги, жертвовал деньги на содержание храмов в Новой Калитве, при Воронежской духовной семинарии и Павловском духовном училище.

В 1884 году устроил церковь в Павловском духовном училище. Брату старшему Даниилу Алексеевичу поставил на кладбище в Новой Калитве памятник – каменную красивую небольшую церковь в честь Святого Леонтия, ростовского чудотворца. Четыре пять десятых саженя в высоту. Заложена в 1879 и построена в 1881. Имеет вид продолговатого ковчега – в длину до семи сажень и 2,5 в ширину. Кровля дуговая железная зелёная. Крест меднозлащённый, дверей двое на запад и север. Звонница – 4 небольших колокола. Митрополит подарил «облигаций пятипроцентных в 1000 рублей на храм, чтобы поминали преосвященного за здравие, а по смерти за упокой, равно и родных. Он же купил дом, чтобы бескровные и нуждающиеся нашли в оном себе приют».

В девятнадцатом веке Россия состояла из губерний, которые делились на уезды и волости. Волостное правление Новой Калитвы прежде (около 70 лет) находилось в Старой Калитве и помещалось в одном доме с тамошним правлением. С 1861 года оно перенесло свою административную деятельность в самый центр волости – Новую Калитву, где помещается в довольно красивом деревянном доме среди слободы.

Краевед Куфаев даёт любопытные сведения о численности здешнего населения в 1808 году. В Новой Калитве проживало – 1528 лиц мужского пола и 1535 женского (примечание: всего 3063 человека, в текущем 2020 году – 1935). В тогдашних хуторах жило: в Ивановке и Лещенково – 570 лиц мужского пола и 600 женского; в Цапково – 320 и 323; в Дерезоватом (ныне Первомайское) – 389 и 411; в Оробинское – 185 и 212; в хуторе Новая Мельница – 258 и 246. Итого в волости: 3250 и 3327 (всего 6577) человек.

В том же 1808 году Указом Святого Правительствующего Синода дозволено было сельской общине в приходе калитвянских хуторов Ивановка и Лещенково построить церковь во имя Преображения Господня. Храм построили каменный. Из Троицкой церкви слободы Новой Калитвы передали часть иконостаса. В 1817 году здесь освятили Преображенскую церковь. Хутор Ивановка стал слободой.

В 1831 году отделился хутор Дерезоватый с приходом 536 душ мужского пола. В слободе Дерезоватое (ныне Первомайское) был выстроен деревянный Богословский храм. К нынешним дням не сохранился. На его месте разбит сквер с мемориалом землякам участникам Великой Отечественной войны, освободителям и защитникам села.

В 1862 году и хутор Цапково стал слободой, в приходе остался хутор Оробинск. В слободе Цапково действовал кирпичный Вознесенский храм.

Краевед приводит и иные факты. В эпидемию холеры в 1848 году в Новой Калитве умерло 443 души, в 1863 – 334 и в 1864 году – 345.

В 1860 году родилось– 296 детей.

«Прихожане малороссияне. В разговорной речи заметно сильное влияние славянского языка, который, как общеупотребительный в церковном богослужении, калитвяне любят и понимают не в пример москвичей. Речь короткая и отрывистая. Женщины живей и словоохотливей. Мужчины характер имеют задумчивый: в глазах их светится скука и грусть, кажутся простыми и хлебосольными».

В 1883 году в Новой Калитве проживало по сословиям: статских 5 и 5, духовных 17 и 12, почётных личных граждан 10 и 7, мещан 2 и 2. Бессрочно и временно-отпускных, отставных, нижних чинов и семейств солдат 251 и 299. Крестьян – 1815 и 1725. Часть крестьян уходила на заработки. Итого: 2100 мужчин и 2050 женщин, всего 4150 человек.

«Сельское общество было разделено на девять сотен. Головачи – сотняне решали мирские дела. В волостном правлении служили старшина, писарь, рассыльный, почтарь, заведующий пожарной командой, старосты сельский и церковный, сборщик податей, урядник, главный полицмейстер.

В слободе – четыре лавки, лучшие у купца Александра Семёнова, Владимира Вепрецкого, М. И. Кочергина.

Многие умеют читать и писать. В церковном хоре поют по нотам, охотниками партесного (многоголосого хорового) пения управляет крестьянин А. Сапьянов. Школа существует с 1844 года. В 1879 году у бывшего старшины П. И. Кочергина куплен под училище дом за 2500 рублей. Младших мальчиков письму и чтению учил Лабазин, со старшими занимался Шелепневич. Попечитель училища государственный крестьянин Егор Ткаченко. В библиотеке есть редкостные книги: в кожаном переплёте издания 1763 года, – «Типикон или устав». Это книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Есть «Апостол», изданный в Киево-Печерской лавре в 1768 году, «Слова, поучения и речи Преосвященнейшего Владыки Леонтия», Санкт-Петербург, 1867 год. Есть родная азбука Толстого, Ушинского.

Краевед, рассказывая о сельских праздниках, приводит «колядку» под Новый год:

Меланька ходила,

Василька просила:

Василько, мой батько,

Пусти меня в хату;

Я жито не жал,

Честный крест держал;

Золотую кадильницу –

Богу свечу ставьте,

А нам пирога дайте!

 

Извлечения из очерка учителя земского училища Алексея Хреновского

о слободе Новая Калитва, 1874 год

Новая Калитва находится в 200 верстах от губернского города Воронежа, а от своего уездного – Острогожска в 110, при впадении реки Черной Калитвы в Дон, который течением с северо-востока на юго-восток образует правильную дугу, упирающуюся своим острым концом в самую слободу; происходящий от того глубокий залив сжат двумя высокими скалистыми горами: Лысой, названной так по внешнему своему виду, лишенному всякой растительности, и Мироновой, о коей изустное предание гласит, что она была покрыта некогда дремучим лесом, наполненным всякого рода дикими животными; на той же горе поселился разбойник, по имени Мирон, непостоянное ремесло коего принуждало иногда прибегать к охоте; в один из таких охотничьих поисков он живой растерзан был дикими свиньями. По имени сего-то разбойника и гора прозывается мироновой. Пространство между этими двумя горами, или ширина залива равняется 840 саженям.

…Форма Троицкой церкви крестовидная; будучи расположена на покатой к Дону (базарной) площади, она придаёт слободе Новая Калитва очень красивый и своеобразный вид, особенно с луговой стороны; это впечатление усиливается зеленью кустарников и деревьев, приятно оттеняющих строгий лик церкви и каменной с железными решетками и воротами ограды.

В 1832 году выстроена каменная, довольно просторная церковная караулка; из двух комнат, в ней находившихся, одна бывает обращена в зимнюю пору в место, где совершается над младенцами святое крещение, потому что сама церковь не отапливается в течение всего года, а в другой помещаются церковные сторожа.

По официальным сведениям нашего Волостного правления (за 1873 год), в слободе Новой Калитве находится 1890 жителей мужского пола и 1869 – женского в 643 домах. Большую часть оных составляют малороссы и ничтожный процент, не более 20 семейств, великороссы Орловской губернии, бывших помещичьих; последние, будучи наделены от своего владельца землею очень скудно – по 1 десятине на душу, изъявили желание выселиться куда-либо, чему владелец со своей стороны не препятствовал, напротив, всячески тому способствовал и даже оказал выселившимся значительную денежную помощь, – по той простой причине, что они, помня его крутое обращение с ними и, обиженные малым наделом, несколько раз пытались, по их собственному сознанию, сжечь дом и другое имение своего недруга.

…Имеются также в Новой Калитве представители цыганского племени, – этой неизбежной язвы почти каждого малороссийского поселения; они очень усердно поддерживают славу своих предков-конокрадов.

Хлебопашество составляет преимущественное занятие наших жителей; а как здесь очень много степей и лугов, то и скотоводство находится в развитом состоянии, – следовательно, и земля сдабривается удовлетворительно. Вот почему неурожаи здесь весьма редки. Сеют пшеницу, лён, ячмень и овес – но больше всего пшеницу; в последнее время стала входить в употребление рожь.

Сбыт своих произведений жители находят на базарах, а чаще всего в слободе Россоши, где занимаются обширными хлебными операциями, для отправки зерна по железной дороге. Обилием степных угодий, на которых большую часть года держится скотина, объясняется сильно распространенное между жителями чумачество; тою же причиною оправдывается обыкновение сбывать свой излишек сена по баснословно дешёвым ценам (5 копеек пуд) на наши винокуренные заводы, где оно употребляется вместо соломы – на топливо.

Пчеловодство нельзя назвать обширным, хотя имеются все необходимые для успешного занятия им условия: луга, степи и прочее – потому что держат пчелиные заводы одни только зажиточные, притом занимаются этою отраслью сельского хозяйства не столько из выгоды, сколько для собственного потребления.

Не излишним считаю упомянуть, что ветряных мельниц, которыми изобилуют великорусские села, здесь очень мало и почти вся деятельность по помолу различного вида зернового хлеба сосредотачивается на мельницах водяных, которые имеют ту особенность, что, будучи утверждены на больших лодках, называемых «байдарками», могут быть переводимы с одного места реки на другое в течение всего заработного времени. Постройка такой мельницы стоит недорого – около 200 рублей серебром, а между тем она может обмолоть в сутки более 40 мешков. После сего не удивительно, что наши жители отдают предпочтение «байдаркам», которые, впрочем, известны только по Дону.

*  *  *

Навестивший на исходе зимы родину митрополита Московского владыки Леонтия священник в своём письме просто воскликнул: «Что за местность чудная в Калитве! ...Если и в мёртвое время как земля там тебя живит, то, что же в весеннее время, когда всё прекрасно растёт и цветёт?! Вот где духу человеческому расти и окрыляться. …У вас край, богатства природы, а отсюда спокойствие духа и избыток счастья!»

 

На снимке: Строящийся ныне в Новой Калитве Троицкий храм. Купола Ярослава Савченко, мастера – кровельщика из Россоши.

 

* Поле слободское. Выпуск № 261 – 263. Россошь Воронежской области.

Т. Малютина, П. Чалый

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пётр Чалый
Все статьи Пётр Чалый
Татьяна Малютина
Жизнь Арсеньева
Очерк
30.01.2015
Второй фронт
Глава из новой книги
14.01.2015
А на том берегу...
Фрагменты новой книги
17.11.2014
Украина в огне
Незаживающая рана
22.07.2014
Все статьи Татьяна Малютина
Украинские националисты
Пытки, предательство и побег // Откровения о службе
в разведке Украины экс-офицера СБУ
19.11.2024
В Севастополе убит самый высокопоставленный
офицер Черноморского флота с начала СВО/ Байрактарная дипломатия Турции
14.11.2024
Украинство породило нацизм, а не наоборот
Выступление на антифашистской конференции в честь 80-летия освобождения Украины в Малороссийском культурном центре на Арбате
31.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Новый комментарий от Сергей из НН
04.12.2024 18:05
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
04.12.2024 17:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 17:30
Россия в предапокалиптическое
Новый комментарий от АБС
04.12.2024 16:56
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 16:03
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 15:16