Трудно поверить, но это так. От Россоши, от Кантемировки рукой подать к Донбассу. А там уже не первый месяц гремит настоящая война.
Известный русский актёр театра и кино Иван Охлобыстин в своём недавно обнародованном «Монологе об Украине» пишет: «Спасибо тебе, Украина, за то, что ты научила нас заново быть русскими. За то, что расправила нам плечи. За то, что подарила нам новых героев и мучеников. За то, что заставила уважать и порой, даже восхищаться нашим Президентом...
Ты, родная, рядом и каждый день геноцида русских на твоём востоке приумножает их ряды. За многое спасибо, Украина, но самая большая благодарность за честность, хоть тебе это и не свойственно. Мы поверили, наконец, что ты искренне ненавидишь и презираешь нас. И это навсегда. Разумеется, это ничего не меняет в нашем отношении к тебе. Случись большая беда, мы опять пойдем за тебя умирать миллионами. Просто мы действительно другие. А ты, сестрёнка - наше вечное смирение перед Богом. Рана незаживающая».
Тема Украины, действительно, сегодня незаживающая рана для многих. Раскол страны на два враждующих лагеря болью отозвался в сердцах и судьбах украинцев и россиян. Стена непонимания рушит дружеские и родственные связи. Обстреливаются сёла, посёлки и города. И что самое страшное - гибнут люди.
В печати, на радио и телевидении, в сетях Интернета тоже развёрнута невиданная информационно-психологическая война. Её цель - воздействие на общественное сознание с тем, чтобы управлять людьми и заставлять их действовать против своих же интересов.
Как в этой непростой обстановке видится происходящее жителям Украины и нашим соотечественникам? Вот только небольшая подборка взглядов и мнений. Благо, электронная почта нынче позволяет быстро узнать взгляды родных, близких и знакомых, живущих на соседней улице и далеко-далеко.
Выпускница Россошанского техникума мясной и молочной промышленности 1970-х годов Оксана Николаевна (управленец в иностранной фирме, Киев): «Никогда не думала, что доживём до прямой оккупации Украины, также как прибалты, Приднестровье, Осетия. Страшно, кто будет следующим, какие территории ещё попадут в «интересы» России?
Только сегодня наша компания теряет в Крыму 500 миллионов гривен (это около 1,5 миллиардов рублей), потому что крымская власть вместе с российской препятствуют нам. И мы не одни оказались в такой трудной ситуации.
В Киеве сейчас хорошо. После Майдана народ сплотился и верит в цивилизованное будущее. У нас всё спокойно, всё работает - и банки, и магазины, и предприятия. Плохо в Донецке и Луганске. Я на майские праздники была в Донецке, там много российских наёмников, которые дестабилизируют ситуацию. Идет реальная война России за украинскую территорию.
Я рада, что России не удалось «расшатать Харьков, Днепропетровск, Одессу, Херсон и Николаев. А попытки были серьёзные.
Весь мир возмущён агрессией России против Украины, вводятся санкции против членов правительства, но вы не верите - для вас вокруг враги. У нас тысячи наёмников с танками и зенитками ездят по Донецку и Луганску, а вы не верите. И спрашиваете, почему разгромили ваше российское посольство? Почему не уважают вашего президента?
Представьте, у вас в Россоши, в январе закрываются все предприятия, включая магазинчики, лотки и т.д. Зарплаты нет. Дома дети хотят есть. В это время появляются чужие дяди и предлагают работу: участвовать в митингах, вступать в отряды, блокировать военных, затем захватывают исполкомы, предприятия, банки...
Вы можете поверить, чтобы простые люди могли так быстро и организовано всё это сделать в городе? Так было в Славянске. Потом появились танки, зенитки бронетранспортеры. Вы верите, что рядовые колхозники скинулись и купили всё это у какой-то страны?
Раздутый миф о правом секторе, и о фашистах в Украине - это часть плана. Этого нет и не было. Я не говорю, о каких-то единичных выродках, которые есть и у вас, и у нас, и в других странах. Украина всегда была одной из самых гостеприимных стран и пострадала от фашистов больше, чем кто-либо.
Трудно поверить и вам и нам, но идёт новый тип военных действий одного государства против другого. Зачем? Скорее всего, чтобы западная идеология о человеческих ценностях не попала к вам в страну. Чтобы вы продолжали верить, что вы живёте лучше всех в мире.
Я была во многих странах, видела кучу пенсионеров в ресторанах, мирно ужинающих. Чистенькие бабульки с маникюром и кудряшками и выбритые дедульки в современной одежде. И вспоминала наших пенсионеров...
Моя дочь была в Америке в студенчестве. Как-то они вечером не дождались рейсового автобуса и пошли пешком. Через время их остановила полиция с вопросом: почему идёте пешком вечером? Те отвечают - не было автобуса. Полиция тут же позвонила в автопредприятие и наложила штраф за то, что нарушены права человека. Кроме того, тут же остановились частные машины, спросили - нужна ли помощь? Ребят отвезли домой. У вас в России такое возможно?
А теперь представьте, что Украина вошла в Европейский Союз, и теперь обязана соблюдать все права человека на достойную жизнь. А россияне рядом увидят и тоже начнут требовать? Что тогда?
Дешевле рассказывать, что у нас самая лучшая страна, а везде враги. Как прав был Булгаков, когда говорил: «Не читайте советских газет во время обеда, вредно для желудка». Сегодня то же можно сказать о российском телевидении.
Поверьте, киевский майдан и Луганская республика - это две большие разницы. Но сегодня мы должны говорить об общечеловеческих ценностях, а не о том, кто лучше, кто хуже. Война - это бесчеловечно, нельзя поддерживать того кто пытается развязать войну.
Я верю, что придёт время и истинные русские извинятся перед украинским народом за то горе, которое принесли в семьи наших людей сегодня».
Выпускница Россошанского колледжа мясной и молочной промышленности 1990-х годов Анна Сергеевна (продавец, Россошь): «Я сама уроженка Луганской области. После учёбы не нашла дома работу по специальности. Вернулась. Вышла замуж и живу в Россоши. Родители и вся родня, как принято говорить, в ближнем зарубежье. Мне кажется, что нынешняя Украина - это большая секта. Люди фанатично верят во внушенные им понятия, но доказательно объяснить их не могут. Задаю конкретные вопросы, например: Почему вы не празднуете День Победы и восхищаетесь фашистом и убийцей Степаном Бандерой? Почему вы готовы избить или убить человека с Георгиевской ленточкой на груди? Где же тогда европейская терпимость к другим взглядам, к иному мнению? В ответ в лучшем случае получаю туманные рассуждения с претензиями: «Это ваш Путин виноват, он сказал, что Советский Союз выиграл бы войну и без украинских солдат. Обидел наших ветеранов» (Кстати, откуда они это взяли?). В худшем - ответом служит непечатная брань.
Что самое страшное, все несогласные с их точкой зрения - враги. Враги, которых надо убивать...
Главное, я считаю, чтобы мы не ввели на Украину российские войска. Никто спасибо за это не скажет. Как это ни горько, но моя Украина сама должна пройти через выпавшие на её долю испытания. Что тяжелее достаётся - больше ценится».
Светлана (студентка, Воронеж): «Недавно отдыхала с группой студентов в Греции. Там познакомилась на автобусной остановке с местным жителем. Он у меня спрашивал на английском: правда ли, что Путин расстреливает украинцев из автомата Калашникова? Я даже растерялась немного. А многие там в это верят!
В Греции я услышала, что в Киеве хотят устроить недельный антироссийский гей-парад (это, наверное, сейчас по-европейски модно, но я этого не понимаю). Почему мужчину, возомнившего себя Наполеоном, отправляют на принудительное лечение, а мужчина, возомнивший себя женщиной, должен маршировать на параде?
Что ещё удивило: культура поведения и моральный уровень греков как-то не соответствуют широко рекламируемым «высоким» идеалам сегодняшней Европы, не говорю о Древней Греции. Не уступают место в общественном транспорте ни детям, ни старикам. Дедушка на двух костылях заполз по ступенькам автобуса. Мало того, что ему зайти никто не помог, так ещё и вся молодежь сидит, улыбается. Я не стерпела, подошла к парню и сказала по-английски: «stand up!» Подскочил, как ужаленный».
Иван Герасимович (пенсионер, Харьковская область): «Моя дочь живёт в Воронеже. Так сложилось, сама растит ребёнка. Хочется ей помочь. Вот и приходится жить на два дома, на две страны. Сейчас Россия и Украина как два разных мира. В России о ситуации на Украине и самих украинцах все говорят с болью и сочувствием. В продуктовых магазинах оборудованы «уголки беженцев» - стоят корзины, куда люди складывают купленные крупы, сахар, консервы... В храмах принимают для беженцев одежду, денежные пожертвования. Знаю, что делается не только в Воронеже, но и в Ростове, Белгороде, в малых городках России. А на Украине, по крайней мере, в нашей местности и в Киеве, на улицах ненависть и презрение к «москалям». Особенно горько, что такое настроение и у людей моего поколения - тех, кто вырос и получил образование в Советском Союзе... Правда, после третьей рюмки горилки они соглашаются, что россияне и украинцы суть единое целое. Ну, а на трезвую голову твердят, словно лозунгами сыплют: «Украине надо в Европейский Союз за красивой, богатой жизнью», «НАТО нас спасёт!», «Чеченцы окопались в Донбассе!» и т.д. Россия - «ватники», а кто её ругает - «це Европа».
О молодёжи и разговора нет. Скачут в Киеве на радостях «шо не москали». А чего «скачут-то»? Им «стрыбаты» - самое оно. В общем, жизнь на Украине - как бред. Спасаюсь высоким забором и замками».
Игорь Анатольевич (врач, Кантемировка): «После развала Советского Союза Россия приняла на себя все долги Украины. Поставляли газ туда вначале бесплатно, а потом по заниженным ценам. А вместо благодарности с киевского майдана слышим «москаляку на гиляку». Где логика?
В свободное время смотрю интернет - и российские, и украинские сайты. Что можно сказать? У меня складывается убеждение, что информация в украинских сетях не очень убедительна, как будто что-то недоговаривают. Как ярлыки воспринимаются слова «террористы», «сепаратисты», очередные пойманные «шпионы» без показа их лиц. Нравятся небольшие ролики украинского журналиста Анатолия Шария. Он иронично расписывает недостоверную информацию украинских же СМИ.
Ещё меня очень коробят заявления украинских политиков: «Премьер-министр Яценюк называл жителей юго-востока недочеловеками» (так славян называла гитлеровская пропаганда). Президент Порошенко сказал, что «за каждую жизнь украинских военных боевики заплатят десятками и сотнями своих» - то есть вкупе с виновными будут уничтожены и невиновные? Сразу вспоминаются фашисты, которые казнили сотни мирных жителей за одного убитого немецкого солдата».
Татьяна Васильевна (учительница, Россошь): «Россия приняла и продолжает принимать тысячи беженцев из Украины. Едут они сюда отнюдь не «проведать русских бабушек» и «не ради любования горами Ростова» (как утверждает рупор Государственного департамента Соединённых Штатов Америки Дженнифер Псаки). Если бы их убивали русские или чеченцы, разве они бежали бы к НАМ? И, кстати, хоть одна страна Европейского Союза приняла с Украины хоть одного беженца? Нужны они там?
Русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в 1877 году писал, как о дне сегодняшнем: «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! ... Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии ручательство и покровительство их свободе. Внутри себя, если не прямо вслух, объявят и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись... Они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на неё и интриговать против неё. Особенно приятно будет для освобождённых славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, гонитель и ненавистник европейской цивилизации... Разумеется, в минуту какой-нибудь серьёзной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя её в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство».
Татьяна Малютина (Воронежский агроуниверситет)