В США только что закончились выборы президента, продолжается подсчет голосов и пока неясно, кто победит. От нового президента во многом зависит внешнеполитический курс страны. Изменится ли этот курс? Какой идеологии будет придерживаться США? Насколько она адекватна современным реалиям?
На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.
Американская исключительность
Один из важнейших элементов американской идеологии – тезис об исключительности США, их избранности, особом месте среди других стран. Ее основные составляющие – гражданские свободы, права человека, верховенство закона, демократия, приверженность республиканским ценностям. Звучит красиво, но стоит отметить, что эти принципы были провозглашены еще во времена Великой французской революции и взяты на вооружение американской революцией более 200 лет назад. Понятно: то, что было актуально тогда и для одной страны – далеко не всегда работоспособно сегодня и для всего мира.
Американские сторонники исключительности своей страны говорят о таких незыблемых основаниях как гражданское волеизъявление, электоральная демократия, отсутствие династических и исторические ограничений, создание условий для формирования особой общности свободных людей и государственности. Все эти принципы в своё время подробно разбирал в работе “Демократия в Америке” философ и политолог Алексис де Токвиль. И действительно, такая идеология выигрышно смотрелась по сравнению с династическими монархиями ХIX веке в Европе. В ХХ веке идеологию американской исключительности, с упором на особую роль демократии и свободы, взял на вооружение американский финансовый капитализм в своей борьбе с Советским Союзом.
В современном мире эта идеология всё чаще выглядит устаревшей, архаичной. Каким может быть “месседж” для остального мира – если эта идеология не может обеспечить гармоничное, без потрясений, развитие даже собственной страны? Всё более очевидной становится необходимость обновления доктрины.
Интересно, что одним из авторов термина «американская исключительность» является Сталин, который критиковал апологетов американского капитализма. Они утверждали, что общие законы развития капитализма, приводящие к обострению отношений между сверхбогатыми и неимущими группами населения в США, не работают в силу благоприятных условий для личной инициативы.
Сегодня американская исключительность – это почти всегда двойные стандарты по отношению к себе и к остальному миру, навязывание своих принципов другим государствам, без учета их национальных особенностей. Это идеология произвольного вмешательства в дела других стран “по праву сильного”, исходя из собственных решений, выгодных на данный момент для США.
Постцивилизация по-американски
Главная уязвимость американской идеологии в том, что она позиционирует себя вне поля для диалога. Есть высшая, “постисторическая”, американская цивилизация, и есть все остальные “недоцивилизации”, которым до США еще расти и расти. Далеко не все на нашей планете с такой постановкой вопроса согласны. Цивилизаций на Земле не одна и не две – а добрый десяток. В их числе – конфуцианская цивилизация (Китай, Корея, Япония и другие страны ЮВА), индийская, мусульманская цивилизация двух непримиримых толков (суннитов и шиитов), западноевропейская и российская цивилизация. И у каждой из них свои особенные общественно-исторические уклады, которые не так-то просто изменить. Отдельное государство может быть завоевано, и даже находиться под оккупацией – уклад остаётся.
Для гармоничного развития всего человечества в современном мире требуется деятельный диалог цивилизаций. Но вот как раз этого идеология американской цивилизации предложить не может, она бесцеремонно навязывает и всячески продавливает лишь свои принципы и ценности. Очень немаловажно, как именно трактуются и в каких формах реализуются идеологемы.
Как известно, американская нация формировалась как нация эмигрантов, сначала из европейских стран, затем изо всех остальных. На основе американской конституции, верховенства закона они договорились о следующем: граждане страны максимально свободны в своей предпринимательской деятельности, вероисповедании и прочих сферах, вольны делать что угодно, при единственном ограничении – не убивать друг друга до смерти. О цели достижения общего блага речи не шло, каждый сам за себя.
Бумеранг цветных революций
В современном мире изначальное отсутствие ограничений в идеологии служит плохую службу. Ничем не обеспеченный доллар, как мировая валюта, безудержная эксплуатация человеческих и природных ресурсов не только своей страны, но и других – всё это характеризует американский финансовый капитализм как хищника, смертельно опасного для человечества и для всей планеты. Нет такого преступления, на которые не пойдут крупнейшие американские транснациональные корпорации в погоне за прибылью. Свержение неугодного режима в суверенной стране для них мелочь, происходит постоянно, по давно отработанной схеме “цветных революций”. Но в последние годы эти технологии бумерангом прилетают и к самой Америке.
Начиналось это с трагического теракта против башен-близнецов в Нью-Йорке, потрясшего до основания всю Америку. Затем отчетливо проявилось во время избирательной кампании Буша-младшего и Альберта Гора. Они всю избирательную гонку шли на равных, так сказать, “ноздря в ноздрю”. Никаких принципиальных отличий друг от друга их программы не содержали. Но команды их политтехнологов сработали так, что настроили одну половину населения против другой. Американское общество оказалось расколото, и в дальнейшем этот раскол только усугублялся уже по другим направлениям.
В ходе нынешней избирательной кампании Трампа и Байдена пригодились все наработанные в других странах технологии уличных беспорядков, от демонстраций и акций гражданского неповиновения, до откровенных погромов и вооруженных бунтов. По сути, сегодня США находятся на грани “подкожной” гражданской войны. Кто бы не победил официально в ходе президентских выборов – другая сторона не признает этой победы. Последуют длительные судебные разбирательства и акции протеста. Не случайно офисы и витрины магазинов в мегаполисах США уже загорожены щитами в ожидании погромов.
На смену созидательному принципу американского развития приходит разрушительный. Обнажились старые социальные язвы, которые десятилетиями не решались, а лишь загонялись вглубь или отодвигались на будущее. Прежде всего, это расизм и угнетение чернокожих американцев, расслоение общества по расовому принципу. Поскольку идеология даже в перспективе не предлагает решения это проблемы – они сегодня обретают извращенные формы “черного расизма”, когда черные избивают всех подряд европейского вида людей, в том числе женщин. Особый шик – поставить на колени белых полицейских.
Почему обострение именно сейчас?
Огромные проблемы, которые переживает в последние годы США, во многом связаны с избыточной финансиализацией ее экономики. Еще кризис 2007 года, связанный с системой залоговой покупки недвижимости в США, поставил, по сути, американскую финансовую систему на грань банкротства. Для его разрешения государство должно было заставить собственников банков расплатиться за кризис, который они вызвали своими узкокорыстными и непродуманными действиями. Вместо этого был включён на полную мощность печатный станок, что позволило накачать банки долларовой наличностью, залить пожар деньгами. Тяжесть кризиса была смещена на население страны, многие из участников ипотечных программ остались без жилья.
Основные экономические противоречия были отодвинуты на будущие времена. И вот теперь они настали. Америка сегодня разобщена, тип производства, который приведет к восстановлению США, по-прежнему неясен. Президент Трамп попытался предпринять шаги по укреплению национальной валюты. Его инициативы были направлены на возврат промышленного производства в США из других стран, предприняты меры по ограничению иммиграции в США, попытки отгородиться от остального мира, инициирована торговая война с Китаем. Риторика республиканца Трампа была обращена к низам, и он получил популярность именно там.
Но к экономическому кризису добавился идеологический. Не создав никакой новой идеологии, президент Трамп стал отходить от основополагающих американских принципов. Один из них в том, что благоденствие США обеспечивали эмигранты, которые могут приехать сюда и стать полноценными гражданами. Трамп фактически разломал этот принцип, начав со стены на границе с Мексикой и ужесточив процедуры въезда в страну. Хотя именно эмигранты десятилетиями подпитывали экономику. Чтобы натурализоваться, готовы были работать день и ночь за любые деньги. Трамп фактически разрушает также и многие внешнеполитические альянсы, в том числе с Евросоюзом, требуя от европейских партнеров по НАТО значительно больших финансовых вкладов в эту структуру.
Все эти шаги Трампа постепенно размывают основу тезиса о том, что Америка – наилучшая страна для реализации прав и свобод. Для других стран становится всё более отчетливо ясно, что США – это отнюдь не светоч демократии. Американские ценности насаждаются в других странах либо за счет идеологических диверсий, либо путем прямого силового давления. И это имеет обратный резонанс для самих американцев, которые десятилетиями были уверены, что именно США – самая благополучная и богоизбранная страна на свете. Этот лоск исчезает, перед простыми американцами встают не только экономические, но и идеологические проблемы.
Обратная сторона медали
Принцип индивидуальных свобод идеологически популярен и эффективен до поры до времени. На его основе сложно сформировать структуру нации в целом, особенно – ценности, которые можно предложить другим нациям. Требования электоральной демократии любой ценой, обвинения в фальсификации подсчета голосов стали основными инструментами “цветных революций”. И это воспринимается, вполне справедливо, как диверсия, грубое вмешательство во внутренние дела других стран.
Выяснятся, что электоральная демократия может стать очень даже деструктивным элементом. Спокойная жизнь миллионов граждан великой страны зависит от манипулирования при подсчете голосов, или от погрешности всего в несколько голосов. Электоральная демократия, без идеологических целей по описанию будущего, к которому должна двигаться страна – сама по себе разрушительна, а не конструктивна.
Америке давно пора определиться, какое именно общество она строит. Чем оно будет замечательно? Какая позитивная программа может быть предъявлена другим странам? Ответов на эти вопросы нет.
Свободы без ограничений оборачиваются свой противоположностью, тёмной изнанкой. Например, безудержные цифровые инновации, повсеместное видеонаблюдение за населением и обработка этих данных делают реальностью самые мрачные прогнозы фантастов. Возможно ли в будущем общество тотального контроля, когда любое социальное движение личности фиксируется, контролируется и поддаётся манипулированию? До него буквально рукой подать! На наших глазах формируются предпосылки создания цифрового ГУЛАГа. И это убедительно показали разоблачения Ассанжа и Сноудена.
Битва идеологий
Кризис идеологии в США ярко высвечивает упадок, а точнее полное отсутствие официально принятой идеологии в России. Мир уже стоит на пороге глобальной конкуренции идеологий, которые будут определять развитие стран и народов в будущем. Сильная идеология – один из основных принципов конкурентоспособности держав и миропорядков. И чем больше доктрина предлагает созидательных ценностей, позиций и подходов для сотрудничества с другими странами – тем она мощнее.
Какое будущее предлагает выстраивать во взаимодействии с другими странами? Насколько страна готова к идеологическому обновлению? Есть ли национальные лидеры, готовые предложить обществу новую доктрину? Все эти вопросы можно адресовать к любой современной державе, в том числе к России.
И в этом контексте наши попытки сформировать перспективную, созидательную, ориентированную на будущее и открытую для сотрудничества с другими странами идеологию “Россия – Ноев ковчег человечества” обретают особую актуальность.
Подготовил Валерий Борисов