Любовь к Отечеству — чувство таинственное и неспокойное

0
554
Время на чтение 6 минут

4 ноября — осенняя Казанская, так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской, 21 июля — днем обретения в Казани чудотворного образа Божией Матери (1579 год). 4 ноября по новому стилю (22 октября) 1612 года Россия вышла из долгой кровавой смуты, едва не прекратившей ее существование как православного государства. Второе русское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выбило из Китай-города польский гарнизон, окончательно освободив, таким образом, Москву от польской оккупации. Ополченцев вела в бой Сама Богоматерь в Казанском Своем образе.

Накануне этого праздника мы с иереем Дионисием Каменщиковым, настоятелем храма во имя святого пророка Илии (Ильинская площадь, Саратов), решили поговорить на тему, которая кому-то покажется пафосной, кому-то слишком сложной, философской, а кому-то, напротив, неким общим местом: ну что тут нового скажешь, ясно, что Родину надо любить…

Но все ли тут ясно? И уж точно, что не все просто. И не каждый ли из нас сегодня призван — без всякого пафоса, наедине с собой и с Богом задуматься о своем личном отношении к Отечеству?

— Как Вы думаете, отец Дионисий, что это за чувство такое — любовь к Отчизне, как оно рождается в человеке и в чем выражается? Не в говорении же высоких слов…

— Это действительно не­простой вопрос, в том числе и с духовной точки зрения. Я принадлежу к поколению, которому никто патриотизма не прививал: наша юность пришлась на смуту 90‑х, когда большая страна развалилась на куски, а то, что осталось, тоже грозило развалиться; когда на высших постах в России стояли люди, которым Родина была безразлична… Однако в нашей семье патриотизм был тем, что само собой разумеется, и никаких высоких слов не требует: безразличие человека к Родине воспринималось как некое уродство. И, наверное, я как-то незаметно для себя впитал эти понятия. Когда я учился в Саратовском аграрном университете, многие мои однокурсники искали способы выехать за границу и меня спрашивали: ну вот если тебе сейчас предложат, ты что, откажешься? Вопрос уже заранее заключал в себе ответ: конечно, все должны хотеть только одного — поскорее уехать. А для меня был очевиден другой ответ: я не хотел уезжать из России.

— Но почему? Я знаю, что Вы с университетским дипломом, с опытом научно-исследовательской деятельности, с мечтой работать в науке — просто не нашли себе применения, поскольку науки не было как таковой, и пошли копать канавы…

— В том-то все и дело: на вопрос, почему тебе нужна Родина, трудно ответить логически, рационально. Мне было обидно за страну, больно смотреть на то, что в ней происходит, зачастую стыдно за ее людей, но оставить Россию я не мог, я считал это предательством. Сейчас, когда я стал старше и опытнее, мои оценки смягчились: глядя на людей, которые оставляют свою малую или большую родину, я не могу их осудить. Я не могу принять человека, который хулит, поносит свою страну. Но когда человек уезжает (особенно — из провинции в Москву) вынужденно, с горечью и болью, потому что здесь он не может свести концы с концами, не может прокормить семью, реализовать свой потенциал — такому человеку я сочувствую. И все же, что касается лично меня — во мне до сих пор так и живет это чувство: бросить свою страну невозможно, нельзя. Я был бы рад ради жизненного опыта какое-то время послужить в заграничном православном приходе, но только чтоб вернуться с этим опытом домой.

Конечно, политические декларации, лозунги — это не любовь. Любовь — это чувство, о котором не кричат. Любовь не требует поиска врагов, которых непременно нужно ненавидеть… Любить в нашем Отечестве все я, конечно, не могу. Есть то, что я не приемлю. Люблю природу, поля, леса, небо, люблю село наше русское… Но не могу спокойно видеть, когда люди плюются на улице, бросают окурки на асфальт, ненавижу сквернословие, не могу смириться с хамством, с воровством, головотяпством, с тем, что поля заросли бурьяном…

— А что, окурки, плевки, хамство и заросшие поля — это некая генетическая черта России, русских? Мне кажется, это нужно воспринимать наоборот — как то, что против России. И Ваша боль, Ваше неприятие — естественная реакция любви к ней.

— Если ты не любишь, ты и переживать не будешь; если не любишь, то тебе на все наплевать. Почему мы переживаем? Потому что это наша страна, мы здесь живем, и, когда ее уродуют, нам больно. И потом, мы ведь знаем, что у нас, русских, может быть по-другому. Круг нашего с вами общения, среда церковных людей, то, что делается в Церкви, это подтверждает — может быть и должно быть по-другому в нашей стране.

— Да, строительство храмов, каждый из которых преображает всю округу, возрождение старых, разрушенных — то, что противостоит «разрухе в головах».

— Мы с прихожанами начали заниматься возрождением Никольского храма в Стригае Базарно-Карабулакского района, выезжаем туда каждое воскресенье в течение всего лета — почему?.. Дело невероятно трудное, почти безнадежное, 25 миллионов будет стоить одно только промежуточное восстановление, а это означает одну только крышу и голые стены. Но, приезжая туда, я другим становлюсь человеком, абсолютно другим. Я жить там начинаю по-другому, мыслить по-другому, а рационально это объяснить не могу.

— Любовь к родине — вообще иррациональное чувство?

— Это чувство загадочное. Иррациональное, да. Любовь — это некое общее восприятие места, в котором живешь, его образ в твоей душе. Наш мир прекрасен, хотя и искажен грехом, и тоска по той, изначальной нашей родине, по раю заставляет нас ловить его отблески в земной, родной красоте. И любовь возникает — щемящая, неспокойная, не приносит она успокоения.

Откуда была любовь к родине в простом русском солдате в 1812 году или в 1941­м?.. Он ведь всегда знал российскую жизнь, как говорится, с изнанки. Но он шел сражаться и умирать за Россию, именно за нее, не за Сталина, не за власть. Чувство, которое жило в солдатах, офицерах, это ведь загадка.

— Об этом чувстве князь Андрей Болконский говорит Пьеру Безухову на Бородинском поле… Считаете ли Вы, что человек нравственно неполноценен без любви к своему Отечеству?

— Мне всегда было жалко людей, которые не любят свой город, свою страну, свой дом. Это несчастные люди, надломленные. Любовь к родине всякого человека и в особенности христианина внутренне обогащает, она способствует духовному росту и свидетельствует о целостности человека.

— А как изменилось Ваше восприятие Отечества с приходом к Православию, к Церкви?

— Я и к Православию пришел через любовь ко всему русскому. Даже церковнославянский язык не оказался для меня «иностранным», чуждым, он как-то органично лег. С детства воспитанное чувство родины помогло войти в Церковь, а Церковь дополнила, обогатила это чувство, потому что нет России без Православия, нравится это кому-то или не нравится. Ведь, как говорил Аристотель, даже Бог не может изменить прошлое. Все достижения России — это достижения русских православных людей, проявление лучших их качеств; корни русской культуры, литературы — в Православии. Не понимая, что такое Церковь, нельзя понять русскую историю, Россию понять нельзя.

— Совершенно согласна, но, с другой стороны — можем ли мы сегодня назвать Россию православной страной?.. Ведь не секрет, прихожане православных храмов составляют в ней меньшинство. Свяжутся ли снова для нас воедино вера и Отечество? И что мы, рядовые граждане, можем для этого делать?

— Современную Россию назвать православной страной, действительно, трудно. Почему Русь было принято называть святой? Не потому, что все в ней было свято, и все были святыми, нет, конечно: потому что идеалом ее была святость. В деревнях грамотные читали вслух неграмотным Димитрия Ростовского и Тихона Задонского… Огромный храм в Стригае был выстроен тщанием прихожан, которые, во-первых, не были нищими, а во-вторых, у них были именно духовные устремления — построить храм. А сейчас русским насаждаются языческие ценности, культ потребления, обогащения, успеха, комфорта. Что делать?.. Прежде всего, конечно, молиться — Хрис­ту и Его Пресвятой Матери, чудотворные образы Которой не раз спасали Россию. И не отчаиваться. Помнить, что Россия много раз оказывалась в тупике, однако же уцелела. И, конечно, каждому из нас нужно делать свое дело, оставаясь добрыми христианами.

Газета «Православная вера» № 20 (664)

Священник Дионисий Каменщиков,

Беседовала Марина Бирюкова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Дионисий Каменщиков
Все статьи Священник Дионисий Каменщиков
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12