Дистанционное обучение: смерть образования или выход на новый уровень?

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России  Семья 
0
578
Время на чтение 8 минут

Источник: Россия Ноев Ковчег

Дистанционные формы обучения всё глубже проникают в образовательный процесс. Каковы особенности, плюсы и минусы он-лайн образования в высшей школе? Вытеснят они традиционные формы обучения или будут мирно сосуществовать? Робот-учитель – фантастика или неизбежная перспектива?

На эти и другие вопросы отвечает директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат философских наук, эксперт РНК Иван Замощанский.

В своей преподавательской работе я применяю дистанционные технологии обучения уже около 15 лет, одним из первых в УрФУ создал полноценный онлайн курс лекций. В этом году, в связи с пандемией и мерами самоизоляции, дистанционные и онлайн-формы в обучении стали применяться гораздо шире. Их преимущество в том, что они позволили не прерывать учебный процесс, и сегодня они выходят на лидирующие позиции в образовании. Меняются коммуникации, способы передачи информации, да и сам образовательный процесс в целом. Выясняется, что методически и методологически – это другой процесс передачи знаний, по сравнению с традиционными, когда мы работаем со студентами вживую, в аудитории. Особенно это касается передачи навыков.

Смерть образования?

Сегодня активно разрабатываются технологии и алгоритмы, которые обучают без присутствия человека. Может показаться, что такой подход убивает образование. На самом деле, многое зависит от студента, его желания учиться, воспринимать учебный материал. Если этого нет – толку не будет ни от живой лекции, ни от дистанционной. Исследования эффективности дистанционного обучения показывают, что его достаточно хорошо воспринимают те студенты, кто хорошо мотивирован, заинтересован в получении знаний. И наоборот.

Традиционные формы обучения часто концентрируются на передаче знаний, их трансляции. В цифровой среде на первый план выходит умение преподавателя заинтересовать студента, мотивировать его на восприятие материала. Показать, зачем студенту это надо. В начале курса важно очень четко, конкретно сформулировать, на какой уровень сможет выйти студент по его окончании. Обязанность тьюторов (наставников) – постоянно поддерживать, подогревать интерес к курсу, активно работать со студентами в чате, в текущем режиме вопрос-ответ, не давая угаснуть интереса к курсу.

Эволюция “цифры”

Изначально, лет 15 назад, цифровые инструменты в образовании воспринимались как подспорье, что-то второстепенное, но очень удобное. Если вся подборка необходимых материалов к курсу предоставляется в цифровом виде – студенту не надо тратить время на библиотеку и работу с бумажными первоисточниками, надо лишь добросовестно изучить оцифрованные материалы.

Сегодня всё чаще цифровые инструменты выходят на первый план. Более того, кое-где дистант уже начинает вытеснять живого, мыслящего, гибкого, но и нередко субъективного преподавателя. Вполне возможно, что в будущем массовое образование полностью уйдет в онлайн. Образование в режиме общения вживую будет доступно лишь избранным, будет элитарным и будет стоить дорого.

Чем дальше, тем меньше интересен лектор, который просто пересказывает учебник, даже им самим написанный. Эта лекция легко поддаётся оцифровке, переводу её в аудио- или видеоформат, которую студент сможет слушать в удобном для него месте и времени. Преподаватели-андроиды – это не фантастика, уже реальность, которая практикуется в некоторых вузах США и Японии. Андроиды не устают, не раздражаются на непонятливых учащихся, они предельно объективны в своих оценках.

Что выявила пандемия и “удалёнка”?

В УрФУ весной этого года, около месяца, действовали режим самоизоляции и дистанционные формы обучения. Карантинные мероприятия были объявлены внезапно, вузам и многим другим учебным заведениям, пришлось перейти на удаленные формы обучения резко и вдруг. И выяснилось, что многие преподаватели методически, а студенты психологически не готовы к учебе на “удалёнке”.

Методически это совсем другой процесс. Преподаватель должен, прежде всего, учитывать тот факт, что он лишён возможности воздействовать на аудиторию лично и по ходу лекции. Он должен заранее представить, как именно воспримут его материал студенты, какие места могут быть сложны для восприятия. Заранее, без импровизаций по ходу курса, ответить на те вопросы, которые еще не возникли, но могут возникнуть, если надо – иллюстрировать их. То есть речь о более тщательной проработке, с учетом всех вариантов психологии восприятия.

От студентов дистант потребовал большей психологической самостоятельности, к которой многие оказались не готовы. Человек по природе своей ленив. Когда студент не в аудитории, а в домашней обстановке, где никто его не “подпинывает”, ему сложнее мобилизовать самого себе. Требуется определенная самодисциплина и зрелость личности. Впрочем, это справедливо не только для российской высшей школы, но и для других стран – знаю об этом из опыта общения с зарубежными коллегами.

При работе дистанционно и студентам, и преподавателям не хватает четких коммуникационных правил общения. Особенно это касается социально-гуманитарных дисциплин, а также дисциплин, связанных с soft-skills (мягкие компетенции). В их числе – коммуникативные способности, взаимодействие с командой, контроль собственных временных затрат, проведение презентаций, тяга к саморазвитию, умение публично выступать и вести переговоры.

Социальные навыки в рамках цифровой среды и интернет-коммуникаций формируются по-иному, чем при живом общении. Если нет таких навыков – то и коммуникации не получается. Преподаватели (как правило, это люди старшего возраста) привыкли к общению со студентами лицом к лицу. Но часто оказывается, что эти коммуникации в привычном формате не работают “на удалёнке”. Например, студенты, привыкшие к обмену короткими фразами в социальных сетях, энергичным и не всегда этичным высказываниям, и к преподавателям обращаются запросто. Преподавателям сложнее держать необходимую дистанцию в онлайн-режиме. В этой связи стала очень востребованной такая дисциплина, как этика общения в интернете. Появился спрос также на такие направления, как педагогические логистика и дизайн.

Контуры грядущего

На мой взгляд, в будущем массовое образование будет постепенно деградировать, на первый план выходить элитарное образование. Как только образование стало сервисом, услугой, в него влилось огромное количество людей и уровень качества образования упал. Уже сегодня наличие диплома о высшем образовании ничего не гарантирует, это не социальный лифт, как прежде. Диплом это лишь первая ступенька, входной уровень. Гораздо больше работодатель ценит реальные навыки и умения. В будущем образование будет регулировать само себя: массовое высшее образование, во многом с формальными дипломами, постепенно будет отмирать. И высоко цениться будут по настоящему уникальные компетенции, которые смогут передать высококлассные специалисты. Как и на Западе, будет формироваться узкая каста высокообразованных людей с возможностями и средствами для получения уникального образования.

Идеология как система жизненных ориентиров

Мой опыт преподавателя говорит о том, что студентам жизненно необходима позитивная, конструктивная и целостная картина мира. То, что называется идеологией. Формирующейся личности сложно жить без ответов на вопросы о своем месте в будущем, позиций по принципиальным вопросам в современном мире. Эти ответы он находит зачастую в “информационном шуме”, который на самом деле заполнен явной или неявной борьбой идеологий. Они так или иначе формируют сознание молодого человека, его жизненные установки. И если государство проигрывает в борьбе за умы в донесении своего дискурса до молодёжи, то оно получает поколение, патриотично настроенное не к своей родине, а совсем к другой стране. И отторгающее национальные ценности своего народа.

Идеологический вакуум, образовавшийся в нашем обществе после отказа от коммунистической доктрины, быстро заполнился неолиберальной идеологией, которую поддержали на государственном уровне. Западные ценности личной свободы – прежде всего и во чтобы то ни стало – навязываются через голливудские фильмы, телевидение, соцсети, инфильтруются в общество через масс-медиа со всех сторон. Результат – культ индивидуализма, эгоизма, самовлюбленности и вседозволенности расцвел пышным цветом.

В то же время несколько десятилетий насаждения неолиберальной идеологии в России привели также к отторжению этого мировоззрения у значительной части общества. На глубинном бессознательно-ментальном уровне прозападный дискурс воспринимается как чуждый, несмотря на весь его внешний лоск и глянец. Растет интерес к идеологиям, которые базируются на традиционных русских ценностях, собственной истории, православии, близких к российскому менталитету, которые формулируют цели и задачи российской цивилизации в современном мире. Всё это в полной мере относится к идеологической доктрине “Россия – Ноев ковчег” (РНК).

Когда мы в УрФУ начинали знакомить студентов с этой идеологией, я опасался, что она может вызвать отторжение. Но на деле она вызвала живой интерес у студентов инженерных направлений. В этом году состоялось несколько встреч вузовцев с идеологами и разработчиками этой концепции. Активность студентов во время встреч, их эмоциональные отклики говорят о том, что эта идеология им интересна, что она заполняет их мировоззренческий вакуум.

Практика показывает, что лучший формат знакомства учащихся с принципиально новым материалом – общение в форме живых дискуссий, своего рода “баттлов”, и желательно – с первоисточниками. Эти встречи мы записывали на видео и выкладывали в интернете, ролики пользуются популярностью. В наших планах – подготовка и запись историко-концептуального курса по идеологии РНК. Но дело это трудоёмкое и не быстрое. В данном случае наилучший эффект даст комбинированная технология обучения – живые встречи, дискуссии, “баттлы” в сочетании с учебным курсом, записанным на видео. Таким образом, будут сочетаться и очные, и дистанционные формы образования.

Сила ковчега

В книгах по тематике РНК меня лично подкупает опора на традиционные ценности и конструктивного со-бытия людей друг с другом. Гуманистический посыл, поданный без нарочитого морализаторства. РНК показывает ценность и самоидентификацию российской цивилизации, накопившей за тысячелетие опыт конструктивных форматов совместной жизни многих людей, опыт терпимости и другие, базовые для христианства, ценности. В этом – принципиальное отличие от неолиберальных идеологий, которые основаны на взаимном отчуждении (человек человеку – волк) во имя личных свобод. В планетарном масштабе философия РНК дает идеологическую альтернативу мирного сосуществования разных укладов и цивилизаций, без вытеснения или уничтожения друг друга.

Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега изложены в нескольких трудах. В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “, основные принципы которой разработаны еще в 2008 году. Одноименный расширенный проект этой концепции под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

Нашим студентам это знание жизненно необходимо. Идеология РНК даёт четкие жизненные ориентиры, целостное мировоззрение, которое позволяет жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, не предавая заветы предков. Быть вполне успешным, строить карьеру – без мучительного разлада, который рождает наложение прозападного подхода к жизни с российской действительностью и традициями.

P.S.

Доктрина «Россия – Ноев Ковчег человечества» содержит предложения по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной сферах, ознакомиться с ними можно на сайте “Россия Ноев ковчег“.

Подготовил Валерий Борисов.

Специально для РНК

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. А почему "или"?

Правильно будет так: Переход на новый уровень: смерть образования.
Георгий / 14.10.2020, 01:53

3.

Идеологический вакуум, образовавшийся в нашем обществе после отказа от коммунистической доктрины, быстро заполнился неолиберальной идеологией, которую поддержали на государственном уровне.

… представителем которой и является данный «эксперт».
Коротков А. В. / 13.10.2020, 14:46

2. Ответ на 1, Андрей Карпов:

Вот уже и РНЛ вовлекается в кампанию по продвижению дистанта...

Надо отдать должное РНЛ, Андрей, она всегда последовательно колебалась с "линией партии".
Порфирий / 13.10.2020, 14:16

1.

Вот уже и РНЛ вовлекается в кампанию по продвижению дистанта...
Андрей Карпов / 13.10.2020, 13:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Замощанский
Все статьи Иван Замощанский
Коронавирус
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Антиутопии становятся явью?
На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки»
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
«Если и война нас не изменит, то дело „швах“»
Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат»
03.02.2024
The Guardian: пять страхов современной Европы
Исход грядущих выборов определит противостояние антимигрантов против экологистов
23.01.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Враги человечества готовят нам новый смертельный вирус
Основная повестка Всемирного экономического форума в Давосе – грядущая пандемия
15.01.2024
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03