На чужом дворе…

Беседа об эмигрантских настроениях

Бывший СССР 
0
722
Время на чтение 7 минут

– Отец Макарий, сейчас очень сильны эмигрантские настроения. Хотелось бы поговорить об этом.  Как стоит подходить к вопросу эмиграции? Это нормальная смена места жительства или «предательство Родины», как говорили раньше?

– К счастью, нельзя вполне согласиться с таким широким охватом «настроений»!  Одни настроения у здоровых людей, совсем другие – у пораженных недугами, телесными, психологическими, моральными. Одним настроениям дает начало ясный взгляд и трезвый рассудок, другим – сами понимаете…

И далее, есть ли причина ставить акцент на «сейчас»? – Сорок лет тому назад, когда я уезжал из СССР, когда начальственный голос твердил про «предательство Родины», граница была на замке, получить разрешение на выезд напоминало полет в космос, а финская колбаса и американские портки de-facto были идолами простых людей – вот тогда-то как раз настоящую силу имели эмигрантские настроения!

Со стыдом и горечью вспоминаю те дни.  Читая сегодня Достоевского – «Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна... В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы»,  – я не только исповедую свой прошлый грех, но и вижу жуткий образ реальных настроений той эпохи.  Припомните, кому принадлежат эти слова!

Русских эмигрантов, их детей и внуков, я повстречал за границей. И сколь же резко и разительно было несходство их судеб и настроений со всем тем, что я принимал за должное! Они в отчаянии покидали Родину – или отказывались от возвращения – стоя перед беспощадным выбором: жизнь на чужбине или смерть за колючей проволокой. Твердо зная, что «коммунизм – не Россия», они пытались объяснить это окружающему миру и тем самым остановить смрадную волну русофобии: усилие благородное, но, как мы убедились сегодня, наивное…

А когда коммунизм в России кончился и рухнул ненавистный «железный занавес», широко открылись двери для отъезда за рубеж. Город Бостон, шт. Массачузеттс, в окрестностях которого я жил, привлекал к себе многих из вновь прибывающих, и они четко разделились на два разряда, словно в притче о пшенице и плевелах (Мф.13:24-30): одни приезжали учиться, перенимать научные знания, производственный и коммерческий опыт, столь необходимый в то время в нашей стране, а что касается других – помню, как размножали на копировальных машинах пространные инструкции для отправки в Россию: как надо врать американским чиновникам, чтобы получить визу на въезд  и статус «беженца» со всеми положенными льготами.

Итог моему ответу подводит Освальд Шпенглер в своем капитальном труде «Закат Европы»: итог, бесспорно, пророческий и за прошедшее столетие подкрепленный и усиленный наблюдаемыми фактами: «Отечество – глубокое слово, которое получает свой смысл в ту минуту, когда варвар становится культурным человеком, и вновь теряет его, когда цивилизованный человек усваивает себе точку зрения "ubi bene, ibi patria"».

 

– Среди молодежи желание уехать в другую страну – чуть ли не массовое. Нужно ли удерживать детей? И чем можно удержать?

– По поводу «массовости» только что было сказано… Однако и в самом деле, качества юности – избыток амбиций, недостаток знаний, наивность, внушаемость и зияющий разрыв между фактами и фантазиями – очень способствуют тем самым настроениям, о которых шла речь выше.

И далее, Вы говорите о «детях». «Детьми» у нас на школьно-чиновничьем жаргоне именуют юношей и девушек до восемнадцатилетнего возраста; неразумные родители в глаза и за глаза называют так своих сыновей и дочерей далеко за пределами совершеннолетия… Это недобрый обычай! За словами стоит реальность, которая оказывает обратное воздействие на наше сознание, лишая одних уважения к юной и самостоятельной личности, а других – ответственности за свои поступки.

Отсюда и выводы в части «удерживании»: каждому свое! Те, кого зовут детьми без кавычек, дошкольники и младшие школьники, ждут от нас пищи для чувства, общения на эмоциональном уровне. Ждут, чтобы родители и педагоги делились с ними своей любовью к Родине, к её истории, к её языку (языкам), природе, духовному наследию. Ждут, чтобы любовь эта раскрывалась не столько в «правильных» словах, столько в реальном добром деле, общем для детей и взрослых.

Иное дело подростки, на которых хлынул безудержный и бесконтрольный информационный вал. Здесь надо переходить с эмоционального уровня на рациональный, воздействовать на их интеллект, жадный до новых знаний. Самое время обсудить с ними пословицу «На чужом дворе трава зеленее», а кто постарше – отличие человека от скотины, что с визгом рвётся к корыту… Но будьте внимательны, чтобы в прямом смысле не оказаться в дураках перед юным поколением: не спешите с лекциями и вразумлениями, но стимулируйте их любознательность, способность к глубокому, критическому мышлению – и учитесь вместе с ними.

Наконец, юноши и девушки, так или иначе достигшие независимости от старших, не столько в сфере законов или финансов, сколько в сфере воли. Они сами принимают решения, а нам остается только помочь им, где бы они ни оказались в результате своего выбора, верного или ошибочного: надежно закрепить первый, отклонить и исправить второй…

Знаю многих, кто имеет обширный опыт жизни за рубежом и способен донести его до наших молодых сограждан. Уместно было бы нам объединиться в общественную просветительскую организацию.

…Но есть, конечно, и нечто универсальное в нашем общении с молодым поколением, вне зависимости от возраста, от личных особенностей и даже от предмета разговора: это наш личный пример.  Любой симптом печально знакомой нам с советских времен болезни ухоглаза – «слышу одно, вижу другое» – безнадежно подрывает все наши добрые намерения и усилия.

 

– Советуются ли с вами по этому поводу? И дает ли церковь какие-либо советы по смене страны?

– Да, конечно! Чаще всего – по возвращении из-за границы: «Вижу значительное превосходство жизненного уровня перед нашим. Посоветуйте, как организовать отъезд, или как убедиться, что у нас всё-таки лучше?»

Отвечать им приходится в таких словах:

«Допустим, я встречаю женщину лет на 30 лет моложе моей жены, вижу значительное превосходство её внешних данных, и у нас с нею возникает сильное взаимное желание… (что в жизни бывает не столь уж редко). Вопрос: как мне убедиться, что моя жена всё-таки красивее? – Или же есть нечто иное, помимо внешних данных и взаимного желания, что удерживает меня от внебрачной половой связи и убийства своего брака? И если да, то что именно?...– Подумайте и всё поймете».

 

– Несколько лет назад в Россию приехало немало людей с Украины. Сейчас, быть может, то же самое повторится с Белоруссией. Как к этому относиться?

– Относиться как свершившемуся факту и предстоящей возможности. У некоторых, в самом деле, это вызывает негативные эмоции, что поневоле напоминает классическую (и трагическую) шутку про аристократа, который кричит дворнику: «Эй, Степан! –  Гони в шею этих погорельцев, они доводят меня до слёз (вызывают негативные эмоции)»...

Но тут есть и очень важное, принципиальное соображение. Российская Федерация, Украина и Белоруссия отделены друг от друга злой волей враждебных нашей Родине сил: враждебные силы появляются и исчезают, а Родина остается. Поэтому переезд с Украины в Великороссию не в большей мере представляет собою «эмиграцию», чем, скажем, переселение из Восточной Германии в Западную (когда страна еще была разделена), или с Тайваня в континентальный Китай.

 

– Что вы отвечаете, когда люди жалуются вам на то, что «жить стало невозможно», настали «ужасные времена»?

– Отвечать надо с разбором… Прежде всего понять причину, по которой они это утверждают. Одни – по привычке к пустословию, другие – в силу неудержимой злобы, третьи – из-за ненасытной потребности в страхе как заглушке для собственной совести, четвертые просто, как попугаи, повторяют читанное, слышанное и виденное в Интернете, оправдывая тем самым чьи-то тридцать сребреников.  Всё это нравственные пороки (недуги), о которых я говорил в начале.

Но есть и совсем другие люди, подверженные утратам, скорби, болезням, острым и хроническим… Боль своего сердца они распространяют на окружающий мир – и, к сожалению, нередко встречают отпор и неприязнь, как субъекты первой группы. Давайте поэтому придержим свой сарказм и постараемся увидеть, что именно кроется за вселенской ипохондрией.

 

– Часто те, кто уехал, выкладывают в соцсетях красивые истории о своей новой жизни. Как этому противостоять?

– Нет смысла им противостоять: что хотят, то и выкладывают... А «противостоять» надо нашей собственной доверчивости и внушаемости.

Надо понять, насколько им это необходимо, как доза наркоману, как соска-пустышка для самоутверждения. Такая психологическая черта была очевидна за рубежом у «тоже-русских» в конце прошлого века, задолго до картинок и трёпа в Интернете, по контрасту с теми изгнанниками, кто сохранил память о Родине и любовь к ней, для кого глубоким личным горем отзывались скорбные слова 90-го псалма:

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Ждут ли Америку нравственные перемены при Трампе?
Крупные торговые компании США сворачивают программы по поддержке половых извращенцев
28.11.2024
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
«Пока сладость не стала горечью»
О смысле «медового Спаса», «медоносцах» и потребительском отношении к вере
14.08.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Бывший СССР
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Демографию нужно сделать вопросом номер один в жизни Российского государства
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03