– Отец Макарий, сейчас очень сильны эмигрантские настроения. Хотелось бы поговорить об этом. Как стоит подходить к вопросу эмиграции? Это нормальная смена места жительства или «предательство Родины», как говорили раньше?
– К счастью, нельзя вполне согласиться с таким широким охватом «настроений»! Одни настроения у здоровых людей, совсем другие – у пораженных недугами, телесными, психологическими, моральными. Одним настроениям дает начало ясный взгляд и трезвый рассудок, другим – сами понимаете…
И далее, есть ли причина ставить акцент на «сейчас»? – Сорок лет тому назад, когда я уезжал из СССР, когда начальственный голос твердил про «предательство Родины», граница была на замке, получить разрешение на выезд напоминало полет в космос, а финская колбаса и американские портки de-facto были идолами простых людей – вот тогда-то как раз настоящую силу имели эмигрантские настроения!
Со стыдом и горечью вспоминаю те дни. Читая сегодня Достоевского – «Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна... В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы», – я не только исповедую свой прошлый грех, но и вижу жуткий образ реальных настроений той эпохи. Припомните, кому принадлежат эти слова!
Русских эмигрантов, их детей и внуков, я повстречал за границей. И сколь же резко и разительно было несходство их судеб и настроений со всем тем, что я принимал за должное! Они в отчаянии покидали Родину – или отказывались от возвращения – стоя перед беспощадным выбором: жизнь на чужбине или смерть за колючей проволокой. Твердо зная, что «коммунизм – не Россия», они пытались объяснить это окружающему миру и тем самым остановить смрадную волну русофобии: усилие благородное, но, как мы убедились сегодня, наивное…
А когда коммунизм в России кончился и рухнул ненавистный «железный занавес», широко открылись двери для отъезда за рубеж. Город Бостон, шт. Массачузеттс, в окрестностях которого я жил, привлекал к себе многих из вновь прибывающих, и они четко разделились на два разряда, словно в притче о пшенице и плевелах (Мф.13:24-30): одни приезжали учиться, перенимать научные знания, производственный и коммерческий опыт, столь необходимый в то время в нашей стране, а что касается других – помню, как размножали на копировальных машинах пространные инструкции для отправки в Россию: как надо врать американским чиновникам, чтобы получить визу на въезд и статус «беженца» со всеми положенными льготами.
Итог моему ответу подводит Освальд Шпенглер в своем капитальном труде «Закат Европы»: итог, бесспорно, пророческий и за прошедшее столетие подкрепленный и усиленный наблюдаемыми фактами: «Отечество – глубокое слово, которое получает свой смысл в ту минуту, когда варвар становится культурным человеком, и вновь теряет его, когда цивилизованный человек усваивает себе точку зрения "ubi bene, ibi patria"».
– Среди молодежи желание уехать в другую страну – чуть ли не массовое. Нужно ли удерживать детей? И чем можно удержать?
– По поводу «массовости» только что было сказано… Однако и в самом деле, качества юности – избыток амбиций, недостаток знаний, наивность, внушаемость и зияющий разрыв между фактами и фантазиями – очень способствуют тем самым настроениям, о которых шла речь выше.
И далее, Вы говорите о «детях». «Детьми» у нас на школьно-чиновничьем жаргоне именуют юношей и девушек до восемнадцатилетнего возраста; неразумные родители в глаза и за глаза называют так своих сыновей и дочерей далеко за пределами совершеннолетия… Это недобрый обычай! За словами стоит реальность, которая оказывает обратное воздействие на наше сознание, лишая одних уважения к юной и самостоятельной личности, а других – ответственности за свои поступки.
Отсюда и выводы в части «удерживании»: каждому свое! Те, кого зовут детьми без кавычек, дошкольники и младшие школьники, ждут от нас пищи для чувства, общения на эмоциональном уровне. Ждут, чтобы родители и педагоги делились с ними своей любовью к Родине, к её истории, к её языку (языкам), природе, духовному наследию. Ждут, чтобы любовь эта раскрывалась не столько в «правильных» словах, столько в реальном добром деле, общем для детей и взрослых.
Иное дело подростки, на которых хлынул безудержный и бесконтрольный информационный вал. Здесь надо переходить с эмоционального уровня на рациональный, воздействовать на их интеллект, жадный до новых знаний. Самое время обсудить с ними пословицу «На чужом дворе трава зеленее», а кто постарше – отличие человека от скотины, что с визгом рвётся к корыту… Но будьте внимательны, чтобы в прямом смысле не оказаться в дураках перед юным поколением: не спешите с лекциями и вразумлениями, но стимулируйте их любознательность, способность к глубокому, критическому мышлению – и учитесь вместе с ними.
Наконец, юноши и девушки, так или иначе достигшие независимости от старших, не столько в сфере законов или финансов, сколько в сфере воли. Они сами принимают решения, а нам остается только помочь им, где бы они ни оказались в результате своего выбора, верного или ошибочного: надежно закрепить первый, отклонить и исправить второй…
Знаю многих, кто имеет обширный опыт жизни за рубежом и способен донести его до наших молодых сограждан. Уместно было бы нам объединиться в общественную просветительскую организацию.
…Но есть, конечно, и нечто универсальное в нашем общении с молодым поколением, вне зависимости от возраста, от личных особенностей и даже от предмета разговора: это наш личный пример. Любой симптом печально знакомой нам с советских времен болезни ухоглаза – «слышу одно, вижу другое» – безнадежно подрывает все наши добрые намерения и усилия.
– Советуются ли с вами по этому поводу? И дает ли церковь какие-либо советы по смене страны?
– Да, конечно! Чаще всего – по возвращении из-за границы: «Вижу значительное превосходство жизненного уровня перед нашим. Посоветуйте, как организовать отъезд, или как убедиться, что у нас всё-таки лучше?»
Отвечать им приходится в таких словах:
«Допустим, я встречаю женщину лет на 30 лет моложе моей жены, вижу значительное превосходство её внешних данных, и у нас с нею возникает сильное взаимное желание… (что в жизни бывает не столь уж редко). Вопрос: как мне убедиться, что моя жена всё-таки красивее? – Или же есть нечто иное, помимо внешних данных и взаимного желания, что удерживает меня от внебрачной половой связи и убийства своего брака? И если да, то что именно?...– Подумайте и всё поймете».
– Несколько лет назад в Россию приехало немало людей с Украины. Сейчас, быть может, то же самое повторится с Белоруссией. Как к этому относиться?
– Относиться как свершившемуся факту и предстоящей возможности. У некоторых, в самом деле, это вызывает негативные эмоции, что поневоле напоминает классическую (и трагическую) шутку про аристократа, который кричит дворнику: «Эй, Степан! – Гони в шею этих погорельцев, они доводят меня до слёз (вызывают негативные эмоции)»...
Но тут есть и очень важное, принципиальное соображение. Российская Федерация, Украина и Белоруссия отделены друг от друга злой волей враждебных нашей Родине сил: враждебные силы появляются и исчезают, а Родина остается. Поэтому переезд с Украины в Великороссию не в большей мере представляет собою «эмиграцию», чем, скажем, переселение из Восточной Германии в Западную (когда страна еще была разделена), или с Тайваня в континентальный Китай.
– Что вы отвечаете, когда люди жалуются вам на то, что «жить стало невозможно», настали «ужасные времена»?
– Отвечать надо с разбором… Прежде всего понять причину, по которой они это утверждают. Одни – по привычке к пустословию, другие – в силу неудержимой злобы, третьи – из-за ненасытной потребности в страхе как заглушке для собственной совести, четвертые просто, как попугаи, повторяют читанное, слышанное и виденное в Интернете, оправдывая тем самым чьи-то тридцать сребреников. Всё это нравственные пороки (недуги), о которых я говорил в начале.
Но есть и совсем другие люди, подверженные утратам, скорби, болезням, острым и хроническим… Боль своего сердца они распространяют на окружающий мир – и, к сожалению, нередко встречают отпор и неприязнь, как субъекты первой группы. Давайте поэтому придержим свой сарказм и постараемся увидеть, что именно кроется за вселенской ипохондрией.
– Часто те, кто уехал, выкладывают в соцсетях красивые истории о своей новой жизни. Как этому противостоять?
– Нет смысла им противостоять: что хотят, то и выкладывают... А «противостоять» надо нашей собственной доверчивости и внушаемости.
Надо понять, насколько им это необходимо, как доза наркоману, как соска-пустышка для самоутверждения. Такая психологическая черта была очевидна за рубежом у «тоже-русских» в конце прошлого века, задолго до картинок и трёпа в Интернете, по контрасту с теми изгнанниками, кто сохранил память о Родине и любовь к ней, для кого глубоким личным горем отзывались скорбные слова 90-го псалма:
«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…»