На чужом дворе…

Беседа об эмигрантских настроениях

Бывший СССР 
0
721
Время на чтение 7 минут

– Отец Макарий, сейчас очень сильны эмигрантские настроения. Хотелось бы поговорить об этом. Как стоит подходить к вопросу эмиграции? Это нормальная смена места жительства или «предательство Родины», как говорили раньше?

– К счастью, нельзя вполне согласиться с таким широким охватом «настроений»! Одни настроения у здоровых людей, совсем другие – у пораженных недугами, телесными, психологическими, моральными. Одним настроениям дает начало ясный взгляд и трезвый рассудок, другим – сами понимаете…

И далее, есть ли причина ставить акцент на «сейчас»? – Сорок лет тому назад, когда я уезжал из СССР, когда начальственный голос твердил про «предательство Родины», граница была на замке, получить разрешение на выезд напоминало полет в космос, а финская колбаса и американские портки de-facto были идолами простых людей – вот тогда-то как раз настоящую силу имели эмигрантские настроения!

Со стыдом и горечью вспоминаю те дни. Читая сегодня Достоевского – «Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна... В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы», – я не только исповедую свой прошлый грех, но и вижу жуткий образ реальных настроений той эпохи. Припомните, кому принадлежат эти слова!

Русских эмигрантов, их детей и внуков, я повстречал за границей. И сколь же резко и разительно было несходство их судеб и настроений со всем тем, что я принимал за должное! Они в отчаянии покидали Родину – или отказывались от возвращения – стоя перед беспощадным выбором: жизнь на чужбине или смерть за колючей проволокой. Твердо зная, что «коммунизм – не Россия», они пытались объяснить это окружающему миру и тем самым остановить смрадную волну русофобии: усилие благородное, но, как мы убедились сегодня, наивное…

А когда коммунизм в России кончился и рухнул ненавистный «железный занавес», широко открылись двери для отъезда за рубеж. Город Бостон, шт. Массачузеттс, в окрестностях которого я жил, привлекал к себе многих из вновь прибывающих, и они четко разделились на два разряда, словно в притче о пшенице и плевелах (Мф.13:24-30): одни приезжали учиться, перенимать научные знания, производственный и коммерческий опыт, столь необходимый в то время в нашей стране, а что касается других – помню, как размножали на копировальных машинах пространные инструкции для отправки в Россию: как надо врать американским чиновникам, чтобы получить визу на въезд и статус «беженца» со всеми положенными льготами.

Итог моему ответу подводит Освальд Шпенглер в своем капитальном труде «Закат Европы»: итог, бесспорно, пророческий и за прошедшее столетие подкрепленный и усиленный наблюдаемыми фактами: «Отечество – глубокое слово, которое получает свой смысл в ту минуту, когда варвар становится культурным человеком, и вновь теряет его, когда цивилизованный человек усваивает себе точку зрения "ubi bene, ibi patria"».

– Среди молодежи желание уехать в другую страну – чуть ли не массовое. Нужно ли удерживать детей? И чем можно удержать?

– По поводу «массовости» только что было сказано… Однако и в самом деле, качества юности – избыток амбиций, недостаток знаний, наивность, внушаемость и зияющий разрыв между фактами и фантазиями – очень способствуют тем самым настроениям, о которых шла речь выше.

И далее, Вы говорите о «детях». «Детьми» у нас на школьно-чиновничьем жаргоне именуют юношей и девушек до восемнадцатилетнего возраста; неразумные родители в глаза и за глаза называют так своих сыновей и дочерей далеко за пределами совершеннолетия… Это недобрый обычай! За словами стоит реальность, которая оказывает обратное воздействие на наше сознание, лишая одних уважения к юной и самостоятельной личности, а других – ответственности за свои поступки.

Отсюда и выводы в части «удерживании»: каждому свое! Те, кого зовут детьми без кавычек, дошкольники и младшие школьники, ждут от нас пищи для чувства, общения на эмоциональном уровне. Ждут, чтобы родители и педагоги делились с ними своей любовью к Родине, к её истории, к её языку (языкам), природе, духовному наследию. Ждут, чтобы любовь эта раскрывалась не столько в «правильных» словах, столько в реальном добром деле, общем для детей и взрослых.

Иное дело подростки, на которых хлынул безудержный и бесконтрольный информационный вал. Здесь надо переходить с эмоционального уровня на рациональный, воздействовать на их интеллект, жадный до новых знаний. Самое время обсудить с ними пословицу «На чужом дворе трава зеленее», а кто постарше – отличие человека от скотины, что с визгом рвётся к корыту… Но будьте внимательны, чтобы в прямом смысле не оказаться в дураках перед юным поколением: не спешите с лекциями и вразумлениями, но стимулируйте их любознательность, способность к глубокому, критическому мышлению – и учитесь вместе с ними.

Наконец, юноши и девушки, так или иначе достигшие независимости от старших, не столько в сфере законов или финансов, сколько в сфере воли. Они сами принимают решения, а нам остается только помочь им, где бы они ни оказались в результате своего выбора, верного или ошибочного: надежно закрепить первый, отклонить и исправить второй…

Знаю многих, кто имеет обширный опыт жизни за рубежом и способен донести его до наших молодых сограждан. Уместно было бы нам объединиться в общественную просветительскую организацию.

…Но есть, конечно, и нечто универсальное в нашем общении с молодым поколением, вне зависимости от возраста, от личных особенностей и даже от предмета разговора: это наш личный пример. Любой симптом печально знакомой нам с советских времен болезни ухоглаза – «слышу одно, вижу другое» – безнадежно подрывает все наши добрые намерения и усилия.

– Советуются ли с вами по этому поводу? И дает ли церковь какие-либо советы по смене страны?

– Да, конечно! Чаще всего – по возвращении из-за границы: «Вижу значительное превосходство жизненного уровня перед нашим. Посоветуйте, как организовать отъезд, или как убедиться, что у нас всё-таки лучше?»

Отвечать им приходится в таких словах:

«Допустим, я встречаю женщину лет на 30 лет моложе моей жены, вижу значительное превосходство её внешних данных, и у нас с нею возникает сильное взаимное желание… (что в жизни бывает не столь уж редко). Вопрос: как мне убедиться, что моя жена всё-таки красивее? – Или же есть нечто иное, помимо внешних данных и взаимного желания, что удерживает меня от внебрачной половой связи и убийства своего брака? И если да, то что именно?...– Подумайте и всё поймете».

– Несколько лет назад в Россию приехало немало людей с Украины. Сейчас, быть может, то же самое повторится с Белоруссией. Как к этому относиться?

– Относиться как свершившемуся факту и предстоящей возможности. У некоторых, в самом деле, это вызывает негативные эмоции, что поневоле напоминает классическую (и трагическую) шутку про аристократа, который кричит дворнику: «Эй, Степан! – Гони в шею этих погорельцев, они доводят меня до слёз (вызывают негативные эмоции)»...

Но тут есть и очень важное, принципиальное соображение. Российская Федерация, Украина и Белоруссия отделены друг от друга злой волей враждебных нашей Родине сил: враждебные силы появляются и исчезают, а Родина остается. Поэтому переезд с Украины в Великороссию не в большей мере представляет собою «эмиграцию», чем, скажем, переселение из Восточной Германии в Западную (когда страна еще была разделена), или с Тайваня в континентальный Китай.

– Что вы отвечаете, когда люди жалуются вам на то, что «жить стало невозможно», настали «ужасные времена»?

– Отвечать надо с разбором… Прежде всего понять причину, по которой они это утверждают. Одни – по привычке к пустословию, другие – в силу неудержимой злобы, третьи – из-за ненасытной потребности в страхе как заглушке для собственной совести, четвертые просто, как попугаи, повторяют читанное, слышанное и виденное в Интернете, оправдывая тем самым чьи-то тридцать сребреников. Всё это нравственные пороки (недуги), о которых я говорил в начале.

Но есть и совсем другие люди, подверженные утратам, скорби, болезням, острым и хроническим… Боль своего сердца они распространяют на окружающий мир – и, к сожалению, нередко встречают отпор и неприязнь, как субъекты первой группы. Давайте поэтому придержим свой сарказм и постараемся увидеть, что именно кроется за вселенской ипохондрией.

– Часто те, кто уехал, выкладывают в соцсетях красивые истории о своей новой жизни. Как этому противостоять?

– Нет смысла им противостоять: что хотят, то и выкладывают... А «противостоять» надо нашей собственной доверчивости и внушаемости.

Надо понять, насколько им это необходимо, как доза наркоману, как соска-пустышка для самоутверждения. Такая психологическая черта была очевидна за рубежом у «тоже-русских» в конце прошлого века, задолго до картинок и трёпа в Интернете, по контрасту с теми изгнанниками, кто сохранил память о Родине и любовь к ней, для кого глубоким личным горем отзывались скорбные слова 90-го псалма:

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
«Вознесение на небо — событие немыслимое, необъяснимое, явно чудесное»
О глубочайшем смысле праздника Вознесения Господня
13.06.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
«Беседы с батюшкой»: О сохранении человеческого
достоинства и способности к восприятию информации
09.04.2024
Смертная казнь необходима
Интересы общества и государства, мобилизация народа в условиях сложной обстановки должны быть учтены
27.03.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Бывший СССР
День памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Локотя
Сегодня мы также вспоминаем художника А.И.Иванова, зоолога М.К.Сидорова, педагога К.П.Яновского, оптика А.А.Чикина, ученого-растениевода А.М.Дмитриева, Героя Советского Союза И.М.Яроцкого и поэта В.Д.Цыбина
25.07.2024
О действии Промысла Божия в русской истории
Господь нас не оставляет Своей любовью и Своим вразумлением
24.07.2024
«Начальница веры» в Русской земле
Сегодня, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, мы вспоминаем генерала Д.В.Пассека, врача А.А.Остроумова, литературоведа И.Н.Жданова, художника А.И.Куинджи, художника Б.В.Щербакова и адмирала В.Н.Алексеева
24.07.2024
День памяти преподобного Антония Киево-Печерского
Сегодня мы вспоминаем генерала М.А.Шкапского, писателя М.М.Достоевского, певца и дирижера Д.А.Агренева-Славянского, князя В.П.Мещерского, художника В.М.Васнецова, Героя Советского Союза В.Е.Шалимова, ученых А.Н.Заварицкого и Г.И.Галазия
23.07.2024
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новые гримасы польщизны. Окончание
Новый комментарий от Владимир С.М.
25.07.2024 12:39
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Валерий
25.07.2024 12:05
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
Новый комментарий от Игорь Ал
25.07.2024 11:40
О действии Промысла Божия в русской истории
Новый комментарий от С. Югов
25.07.2024 11:29
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от учитель
25.07.2024 10:45
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от kuzanez
25.07.2024 08:16
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от Александр Волков
25.07.2024 08:15