Источник: РАРОГ
Необычное внимание на этот раз проявили русскоязычные печатные издания в Вильнюсе по поводу Договора между Литовской Демократической республикой (ЛДР) и РСФСР от 12 июля 1920 года. Тогда, ровно 100 лет в Москве был подписан первый договор новообразованного этнополитического государства литовцев с Советской Россией, которым de jure, на законном основании, впервые было признано это, образованное в результате Учредительного Сейма в Каунасе всего месяц назад – в июне 1920 года, европейское государство. Особенная международная важность этого договора была в том, что именно этот договор определили восточную и юго-восточную границу ЛДР с большевистской Россией. Все другие границы этого государства литовцев ещё юридически не были зафиксированы соответствующими договорами с соседними государствами, которые формировались в центральной Европе, в том числе на развалинах Российской империи, в результате окончания Первой мировой войны и Версальского мирного договора.
Географическими лекалами для формирования будущих государственных территорий новообразованных прибалтийских национальных государств, а также Украины, послужили карты-схемы расчерченные в самом начале января 1918 года по территории павшей в феврале – марте 1917 года Российской империи, в Овальном кабинете Президента США в Вашингтоне. И пусть никому не покажется странным такое примечательное обстоятельство – где Вашингтон, где клокочущая под влиянием социалистов Германия, где Советская Россия, где, наконец, Брест-Литовск зимы 1917-1918 года, где проходил делёж бывшей императорской прибалтики и украины на государственные образования, - всё осуществлялось по линии европейских масонских лож, которыми заправляли их руководители из Лондона, обеспечивая политические интересы Британской империи. Масонами были и высокопоставленные германские переговорщики, и – некоторые весьма влиятельные российские. Они все выполняли инструкции англосаксонских командиров самых влиятельных банков мира. Вот любопытная секретная телеграмма 12 февраля 1920 года в Каунас из Лондона, от находившегося там в составе литовской делегации Э.Гальванаускаса, в которой он буквально потребовал: “Заключайте мир с большевиками прежде поляков”. Далее он пояснял, что необходимо заключить союз с латышами, эстонцами, но без поляков, поскольку так желают англичане. Вопрос о независимости литовцев, латышей и эстонцев “в Англии поставлен твёрдо”.
Эрнест Гальванаускас (1882-1967)
Самым большим противником государственной самостоятельности ЛДР являлась новообразованная Польская республика, во главе с начальником государства Юзефом Пилсудским, уроженцем поместья пилсудских - Зулов (на северо-восток от посёлка Пабраде в Вильнюсском районе). Этот бывший социал-революционер, теперь будучи сам масон и поддерживаемый своими французскими «братьями», вознамерился восстановить границы 1772 года феодальной Речи Посполитой (федеративного государства: Королевства Польского и Великого княжества Литовского), т.е. до его разделов Пруссией, Австрийской и Российской империями. Боясь слишком большого политического усиления на европейском континенте Франции (с Польшей), этому воспротивился Лондон, который всячески поддерживал образование национальных прибалтийских государства и Украины. Единственной заботой английской короны было не допустить общей границы между новым государством литовцев и РСФСР, поскольку в самой тогдашней Литве политическое влияние социалистического национального еврейского Бунда было самым большим. Именно поэтому еврейский Банк в Каунасе (в послевоенное советское время в этом здании еврейского банка в Каунасе был зоологический музей имени Т. Иванаускаса) субсидировал создание ЛДР. Этому банку в Каунасе 16 октября 1920 года московские большевики передали 3 миллиона рублей золотом в царских монетах, когда польские легионы Л. Желиговского, В. Сикорского, Э. Рыдза-Шмиглого, с подачи маршалка Ю. Пилсудского, взяли Вильну 9 октября 1920 года и рвались на Каунас. На западе ЛДР граничила с территорией бывшего Германского Рейха Восточной Пруссией, поэтому Лондон никак не мог допустить неконтролируемой территориальной смычки между Советской Россией, через бундовскую Литву, с бурлящей социалистическими идеями послевоенной Германией, где роль еврейского капитала, опирающегося на банки США была превалирующей. Тогда, осенью 1920 года, Ю. Пилсудскому удалось осуществить создание «Польского коридора», отделившего ЛДР от РСФСР на 19 лет.
Литовская делегация выезжает в Москву на переговоры, начало мая 1920 г.
Однако вернёмся в лето 1920 года, когда первый прорыв польских легионов под командованием Ю. Пилсудского отступал с территории Украины, выйдя из оккупированного ими Киева (9 мая 1920 года, польские войска провели на Крещатике свой победный военный парад). Войска Красной армии гнали польских оккупантов на запад, к Варшаве, освобождая оккупированные весной и летом 1919 года бывшие территории Великого княжества Литовского, в том числе Вильнюсского края, и подходили к Вильне. Находившаяся в Москве делегация правительства ЛДР, где она вела с 7 мая 1920 года переговоры об урегулировании отношений между новообразованными государствами РСФСР и Литвой, 12 июля 1920 года заключает Мирный договор между Литовской Демократической республикой и РСФСР.
Граница между Литовской Демократической республикой (ЛДР) и РСФСР на основании Московского мирного договора от 12 июля 1920 г., который признал город Вильну и Виленский край за ЛДР: н.п. Стабин, севернее н.п. Сокулка, южнее н.п. Индура далее по реке Неман, по р. Березина – с охватом г. Гродно, г. Лида, г. Ошмяны, от г. Молодечно на север, по восточному берегу оз. Нарочь до пункта юго-восточнее н.п. Креслава на р. Даугава, - города Гродно, Лида, Ошмяны, оз. Нарочь – Литве. Южнее и юго-восточнее этой линии – предполагалась территория РСФСР. (26 августа 1920 г. г. Вильну покинули последние части Красной армии)
Переговоры были непростыми, поскольку линия поведения представителей Каунаса постоянно колебалась, в зависимости от того, каким было положение дел на польско-советском фронте, и когда поляки маршировали по Киеву, литовские переговорщики практически прекратили обсуждать с Москвой интересующие их территориальные вопросы и вообще, чуть было не покинули стол переговоров. Однако, когда стало очевидным поражение поляков в под Вильной, которая вот-вот перейдёт в руки большевиков, договорённости были достигнуты, а также были подписаны секретные протоколы, обеспечивавшие тайную помощь Красной армии.
Адольф Абрамович Иоффе (1883-1927)
Шимон Розенбаум (1859-1935)
Особенное место в этих переговорах сыграли два еврея: представитель МИД РСФСР А.А. Йоффе и представитель каунасского правительства Ш. Розенбаум, упорно спорившие об интересах евреев на западных землях бывшей территории Российской Империи, настаивая на недопустимость территориального разделения еврейской диаспоры, сплочённой вокруг Северного Иерусалима Вильны (государство Израиль было создано только в 1948 году, при поддержке И.В. Сталина).
Подробнее обо всё этом опубликовано здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/930-kak-razdavali-territoriyu-rossiyskoy-imperii.html и http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/931-kak-razdavali-territoriyu-rossiyskoy-imperii-prodolzhenie.html.
Юзеф Клеменс Гинятович Косьчеша Пилсудский (1867-1935)
Заключённый между Каунасом и Москвой договор позволил литовским военным образованиям в августе 1920 года вступить в освобождённую красноармейцами Вильну и начать организовывать там национальную литовскую государственность. Однако, вскоре, после поражения частей Красной армии под Варшавой в середине августа 1920 года, которые шли на Берлин, в поддержку тамошних спартаковцев-социалистов, свергших кайзера Вильгельма 9 ноября 1918 года и приведших к капитуляции Второго Рейха перед странами Антанты 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу около Парижа, положение литовской администрации в Вильнюсе резко ухудшилось.
Новое наступление польских легионов Ю. Пилсудского на восток, на территорию бывшего Великого княжества Литовского, не оставляло никаких шансов для военных образований Литовской армии. На Рижских переговорах (посёлок Булдори) Каунас попытался опереться с целью обеспечения своих интересов в Виленском крае на антисоветски настроенных западных союзников Лондона, но это не помогло. Затем Каунас заключил перемирие с Варшавой в Калварии, очертив там в Сувалкии с Польшей граничные линии. Но поляки продолжили наступление в сторону Вильны. Стремясь хотя бы как-то сохранить свои интересы в Вильнюсе, перед наступающими польскими легионами, Каунас пошёл на пересмотри своих договорённостей с Москвой и заключил в Сувалка 7 октября 1920 года договор с Польшей, который перечеркнул все граничные линии ЛДР в Виленском крае, зафиксированные в июле в Москве.
Граница между Польской республикой и Литовской Демократической республикой на основании Сувалкского договора от 7 октября 1920 г.: н.п. Вижайны, н.п. Пунск, н.п. Сейны, севернее н.п. Сапацкине пересекая р. Неман, северо-западнее н.п. Друскеники и н.п. Варена, далее на восток, пересекая ж/д Гродно-Вильно, севернее н.п. Эйшишки по прямой да н.п. Бастуны. Населённый пункты Сейны, Сапацкине, Друскеники, Варена, Эйшишкес, Бастуна – Польше.
Затем, 8 октября 1920 года начался марш генерала Люциана Желиговского на Вильно и почти-что 20-летняя эпопея польского Вильно в составе Польской республики, как административного центра Виленского воеводства. Но это уже другая история, с которой мы соотнесёмся вскоре в октябре нынешнего года, когда исполнится 100-летие этого «марша на Вильно».
1. Спасибо, интересно, но есть вопросы.