Пропущенные буквы

Ещё недавно умение писать было базой всякого образования

0
574
Время на чтение 3 минуты

Дочка-студентка, уезжая на неделю, попросила позаниматься английским с её учеником: она, как многие, подрабатывает репетиторством.

Пришёл мальчонка девяти лет, вежливый, из хорошей семьи. Через пять минут выяснилось, что он… не умеет писать. Нет, не по-английски, а в принципе не умеет - нет навыка письма. Ручку держит криво, буквы наползают друг на друга, пишет каждую, словно впервые. А ведь отучился два года в приличной московской школе. Загадка! Отгадка проста: сегодня дети почти не пишут. Раньше как было? Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните окончания (или ещё что-то). Теперь есть такой дар прогресса, как «рабочая тетрадь»: там всё напечатано, дело ученика – вставить буквы. Или соединить что-нибудь стрелочками. Так и по русскому, и по английскому. Работа идёт быстрее, а толку - чуть.

Про чистописание – и речи нет. Это по-своему логично: раз писать не важно, то писать красиво – неважно вдвойне. По-английски их вообще учат писать … печатными буквами. Как дикарей, которым барские причуды ни к чему. Фамилию напишет – и ладно. Как и положено малограмотному – печатными буквами.

Не знаю, надо ли признавать графологию наукой, но мой преподаватель криминалистики говорил, что писание отдельными буквами – это показатель малой связности мышления. Не отсюда ли клиповость мышления и фрагментарность сознания многих молодых людей? Не зря, думаю, американские специалисты утверждают, что телезритель ныне не может отслеживать развёртывание какой-то мысли дольше трёх минут.

Ещё недавно умение писать было базой всякого образования. Учить писать - умели. Моя бабушка-учительница получала класс из сорока гавриков, не знающих букв, а вскоре они читали и писали. Сегодня вокруг образования гигантская возня: курсы подготовки к школе, репетиторы – и нуль результата. Исчез культурный навык – письмо. Каллиграфия. И практика обучения пропала.

А вот народы с иной письменностью культивируют каллиграфию. Как-то была в посольстве Ирана на мероприятии, посвящённом … каллиграфии. Была выставка дивных картин, составленных из букв, вручались грамоты русским студентам, посещавшим кружок каллиграфии при посольстве. Китайцы тоже постоянно проводят конкурсы каллиграфии. Уважение к каллиграфии – уважение к своей культуре.

Красивое письмо разрабатывает мелкую моторику, тренирует руку, а через неё – мышление. Не упражняется рука – хуже развивается мозг.

Сейчас появилась новая болезнь цивилизации – дисграфия. Ею болен один мальчик, каждый год приезжающий в наш посёлок на дачу. Он патологически не может писать, от чего его лечат – естественно, за деньги. А он всё не пишет и не пишет, а родители платят и платят. При этом он милый, смышлёный парнишка. Есть у меня сильное подозрение, что его просто не научили писать.

Мне попался старинный учебник английского, конца 40-х годов. Первый урок посвящён началу учебного года. Приличного размера текст. Задание: перепишите, заменяя слова «ученики» на «Петя». «Какая бессмысленная трата времени!» - воскликнет современный прогрессист. А вот и нет! Переписывая, ученик постепенно, на подсознательном уровне, внедряет в сознание, как должен выглядеть текст. То есть некое осмысленное речевое произведение, развивающее определённую тему. В современных учебниках иностранного языка текст практически отсутствует. Есть какие-то диалоги, а текста как законченного произведения – нет.

Не здесь ли берут начало те гигантские трудности, которые вызывают у современного школьника сочинения? Средний школьник не умеет ничего осмысленно изложить, потому что в его сознании нет образца, как это должно выглядеть. Вырастает такой школяр – и вынужден покупать курсовые и дипломные работы. Не только потому, что оболтус и лентяй – просто ему это неодолимо трудно: он не умеет того, что в поколении отцов и дедов было базовым навыком культурного человека.

А насчёт «траты времени» хочется спросить: а на что они будут тратить сэкономленное время - чтобы «тупить в телефон», как выражается молодёжь?

Мне кажется, пора переиздать советские учебники иностранных языков. Те самые, где излагалась грамматика, где ясно был обозначен требуемый запас слов. Ах, сейчас всё новое и методика нынче коммуникативная, а тогда не учили говорить? Товарищи родители, вас беспардонно морочат этим, как выражаются жулики, коммуникативным методом. Человек, знающий грамматику и имеющий запас слов тысячи полторы, способный читать тексты средней сложности – бегло заговорит через две недели, если попадёт в языковую среду. А не попадёт – и печалиться не о чем. А тот, кто учился «коммуникативно», обычно кроме заученных фраз ничего не знает. Да, эти заученные фразы производят впечатление на неподготовленного наблюдателя, но никакого развития тут не предусмотрено, и всё остаётся на уровне: How are you? – Fine.

В советских учебниках был текст, а это имело значение не только для иностранного языка, но и для общей культуры мысли и речи. На любом языке.

Вот на такие соображения навёл меня симпатичный востроглазый парнишка по имени Егор.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Воеводина
Где главное звено?
Надо сделать так, чтоб аграрий только производил товарную продукцию, а о сбыте не заботился
24.04.2024
Спасибо санкциям из ада!
Нам дан шанс: потенциальные и реальные конкуренты ушли сами
12.04.2024
Что с бедным Боингом не слава Богу?
О качестве всех вещей
26.03.2024
Против течения, или Почему бабы не рожают?
Количество детей у женщины не в кошельке, а в голове
18.03.2024
Все статьи Татьяна Воеводина
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45