О деле схиигумена Сергия (Романова)

Источник: Eanews.ru

Протоиерей Петр Мангилев, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, член церковного суда Екатеринбургской епархии, ответил на вопросы нашего корреспондента в связи с состоявшимся церковным судом, на котором вчера, 15 июня, был рассмотрен вопрос о деятельности схиигумена Сергия (Романова). В Екатеринбургской митрополии протоиерей Петр Мангилев известен как специалист по каноническому праву. 

— Отец Петр, поясните, за что все-таки подвергнут церковному суду заштатный клирик епархии, схиигумен Сергий (Романов)?

— Отец Сергий выступил с несколькими резкими обличительными проповедями. И эти проповеди, нужно сказать, не совсем однозначно могут быть оценены обществом. Вы понимаете, какая сейчас ситуация в связи с эпидемией, которая есть, и в связи с теми мерами, которые приняты по ограничению распространения болезни. Очень многие люди оказались в сложной жизненной ситуации, уровень социальной напряженности сейчас выше, чем обычно. И в этой ситуации играть на страстях людей, на каких-то чувствах гнева, негодования и т.д. — недопустимо.

Поэтому владыка (митрополит Кирилл, — прим. ЕАН) в конце апреля просто призвал отца Сергия исполнять то, на что он обещался Богу в своих обетах. И архиерей, который имеет власть и право, который «наблюдает и надзирает», употребил свою власть и сказал батюшке: «Вы призваны молиться. Мы просим вашей молитвы. Мы не просим вашего слова наставления». Отцу Сергию было запрещено выступать с публичными обращениями, запрещено исповедовать — целый ряд установлений. Это было спокойно и ровно владыкой высказано.

Тем не менее отец Сергий не послушался. Примерно через месяц прозвучала новая проповедь, которая была распространена в Сети. 

Эта «проповедь» не в мирном духе выдержана и содержит агрессивные призывы, которые не свойственны христианину и не должны звучать ни с церковной кафедры, ни из уст священника, тем более схимника. 

Понимаете, слово, которое говорит священник, даже если он, кажется, говорит от себя и даже оговаривается, что это его личное мнение, все равно так или иначе воспринимается слушающими в сопряжении с его саном. И если он говорит неразумное, это вызывает обличение церкви в целом. Здесь священник все равно говорит не как частное лицо, как бы он ни старался. Все равно авторитет сана он использует, что, конечно же, привело к соблазну многих людей.

— По сути, это нарушение канонического устройства церкви?

— В одном из апостольских правил говорится о епископе — ему вверены люди Господни, и он даст ответ о душах их. Это его ответственность. Поэтому принимаемые им решения исходят из того, какую пользу для церкви он видит, как он за нее отвечает.

Если священник начинает входить через что-то, через чьи-то речи в соблазн и в такое взбудораженное состояние, это само по себе уже не может оставаться вне архипастырской ответственности. И здесь правящий архиерей не просто может, он имеет прямую обязанность вмешиваться и разрешать эту ситуацию — ко благу всех, к устроению и к миру. 

— То есть задача архиерея — оградить паству от соблазнов, которые допускает священник. А если священник не слушает своего архипастыря, то церковный суд неизбежен?

— Надо понимать, что церковный суд не совсем аналогия суда гражданского. Дело в том, что, если мы говорим о гражданском правосудии, оно предполагает прежде всего компенсацию вреда, нанесенную тем или иным проступком. Конечно, и гражданское правосудие предполагает и ставит задачу исправления преступившего закон, но гражданское правосудие не ставит эту задачу на первое место. Задача же церковного суда, в первую очередь, - это всегда исправление того, кто так или иначе отступил от церковной жизни и нарушил те или иные писания. Задача церковного суда в первую очередь и всегда - привести человека к покаянию и исправлению для того, чтобы человек очувствовался, пришел в разум и осознал, что он своими действиями и сам отступает, и соблазняет ближнего своего.

Это первейшая задача. Прежде всего это увещевание, которое бывает на церковном суде, разговор какой-то и те меры прещения (ограничений, — прим. ЕАН), которые бывают полезны исправлению сложившейся ситуации и тому, чтобы привести человека к духовному здоровью, насколько это возможно.

— Как можно охарактеризовать действия тех, кто выступает с обращением «в защиту отца Сергия»?

— Здесь нужно понимать, что всякая проповедь раскола и разделения опасна. Тот, кто сознательно ведет дело к расколу и разделению, соблазняя людей и подталкивая к этому, он, конечно, вовлекает себя в духовную пагубу.

Внесение в церковь разделения и раскола – это всегда раздирание тела Господня. То есть то, что призвано существовать цельным, раздирается. Поэтому человек должен очень хорошо подумать, прежде чем в такое опускаться.

— Очень часто упоминают о заслугах схиигумена Сергия (Романова) перед церковью. И в этой связи ставят вопрос: почему его привлекают к суду?

— Да, много и часто приходится разговаривать о тех добрых делах, которые сделал отец Сергий. Добрые дела действительно делаются, и сделано очень много. Но судят его не за добрые дела. Вы понимаете, так часто бывает, что человек, делающий много и много блага, все-таки тоже может сбиваться иногда по той или иной причине с доброго пути.

В истории очень много примеров, когда благочестивые люди отстаивали ложные суждения и за это были осуждены церковью. Дело не в том, что люди не способны ошибаться. Ошибаются абсолютно все. Дело в том, когда человек входит в церковь и живет, начинает жить церковной жизнью, он должен понимать, что он может ошибиться и должен признавать за церковью право его поправить. Потому что высказать то или иное неосновательное мнение может каждый человек.

Возвращаясь к церковному суду, церковный суд – именно такая инстанция, которая призвана, когда возникла подобная ситуация, призвать человека, поговорить с ним и сказать: «Подумай, ты не совсем прав здесь. Давай будем разбираться». Каждый, идя по жизни, может претыкаться.

Человек может быть великим благодетелем и абсолютно бескорыстным и аскетичным человеком, но его может «завести не туда». Разгоряченное представление о себе как о борце за правду есть один из первых признаков того, что что-то с духовным состоянием не так.

В действительности стояние в правде действительно требует от человека и мужества, и упорства какого-то, но это, как правило, спокойное и очень твердое состояние человека. Это мы можем видеть по новомученикам и исповедникам Русской церкви, видеть их подвиг, те суды, которые им приходилось выдержать. Вот это нужно иметь в виду. Если я вижу в своем сердце какую-то нездоровую разгоряченность, я должен прежде всего остановиться и подумать, все ли со мной так. Да, так говорит один духовный наставник, но если ему говорится что-то напротив, почему не послушать то, что говорится напротив? Тем более когда звучит мудрое и милосердное слово архипастыря.

— Есть еще важный момент. Проблемы, о которых говорит отец Сергий, актуальны как никогда. Тем более церковь уже неоднократно высказывалась по вопросам цифровизации, защиты семьи от ювенальной юстиции и пр. Но насколько допустим тон проповедей схиигумена Сергия Романова?

— Действительно, те проблемы, которые поднимает отец Сергий в своей проповеди, - это такие важные проблемы в современном обществе. И они требуют христианского осмысления и отношения к ним и очень серьезного раздумья и рассуждения. Но одно дело — проблема, которая существует реально, другое дело — форма разговора об этой проблеме и форма подачи, тон разговора.

На самом деле иногда подобного рода тон разговора, который мы слушаем и видим, формирует к самой очень серьезной проблеме очень несерьезное отношение. И многим людям это обстоятельство мешает задуматься над серьезностью поднимаемых вопросов в силу того, что сама по себе форма и подача проблемы или вопроса, которые возникают в нашей жизни, уже скомпрометированы. То есть это такая форма отвлечения на самом деле внимания от реальных вопросов, от содержания вопросов, когда «чудовской», эпатажной формой отвлекается внимание от содержания и высмеивается как бы, делается пустой на самом деле непустая проблема. То есть когда человек уже не хочет слушать и вдумываться в очень серьезные и важные вещи, потому что они скомпрометированы формой подачи.

Этот прием обычно используется, и тогда мы можем стать невольным орудием манипуляторов, которые желают именно компрометации.

В этом плане все-таки каждый должен заниматься своим делом. Церковь не делает политических заявлений, и священник, когда принимает священническую присягу, сразу же дистанцируется от политических заявлений. И этим должны все-таки заниматься миряне, и делать это профессионально, в должной подаче и в должном тоне.

К сожалению, наш современный мир имеет такое свойство, что мы о серьезных вещах несерьезно говорим. Серьезный разговор – теперь редкость. Мы можем видеть, как выхватываются фразы и на их основании все стараются превратить происходящее в какое-то безумие и фарс. Вместо того, чтобы подумать о реальных угрозах, которые есть, о которых было сказано. В этом плане особенно священнослужитель, видя и понимая какие-то важные общественные процессы, очень серьезно должен думать над формой подачи. Когда это начинает выливаться в не пойми во что и звучат призывы не пойми к чему, это не заостряет проблему, а вводит ее в тупик, и объективно человек начинает действовать в пользу тех сил, с которыми борется.

Источник: Eanews.ru

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Очень многие люди оказались в сложной жизненной ситуации, уровень социальной напряженности сейчас выше, чем обычно. И в этой ситуации играть на страстях людей, на каких-то чувствах гнева, негодования и т.д. — недопустимо.

Играет как раз власть.

электрик / 22.06.2020

2. Вопрос

Кто-то здесь реально думает, что от "тона подачи" вопросов, озвученных (не поставленных - а именно озвученных, ибо поставлены они уже давно) схиигуменом Сергием, что-то бы изменилось? Ну вот Никита Михалков их ставит мягко - его программу прикрывают и устраивают его травлю. Так же "мягко" прикрыты общественные обсуждения по всем (!) важнейшим вопросам, касающимся судьбы всей страны. И, что - до сих пор непонятно, что это "не от Бога"?

Георгий / 17.06.2020

1. Полностью согласен

— Действительно, те проблемы, которые поднимает отец Сергий в своей проповеди, - это такие важные проблемы в современном обществе. И они требуют христианского осмысления и отношения к ним и очень серьезного раздумья и рассуждения. Но одно дело — проблема, которая существует реально, другое дело — форма разговора об этой проблеме и форма подачи, тон разговора.

Если бы Церковные власти озаботились сами поставить на обсуждение возникшие вопросы, то это было бы замечательно. Но, есть так, как есть. Конечно, подача проблем отцом Сергием очень проста и неполиткорректна, но лучше так, чем никак.

поп Андрей / 17.06.2020
Петр Мангилев:
Православные ценности и образование
Доклад на прошедшем 22-23 августа сего года в Екатеринбурге III Епархиальном съезде православных законоучителей [1]
24.08.2007
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Слышит ли Господь такие молитвы?
Епископ Русской Православной Церкви Амвросий (Мунтяну) молился с папой Римским Франциском и патриархом Варфоломеем
21.10.2020
Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии
21.10.2020
Очковтирательство проникло и в Церковь?
«Горячие линии» ряда епархий по помощи больным коронавирусом оказались скорее «мёртвыми», чем «горячими»
20.10.2020
Закономерный итог
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)
19.10.2020
Как Калаказо рекламирует «Русскую народную линию»
О публикации «писем из Гродненской епархии» и попытках дискредитации РНЛ
19.10.2020
Все статьи темы
"Бунт схиигумена Сергия (Романова)"
Закономерный итог
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)
19.10.2020
Синодальный порядок. Симония в Церкви и Государства. И что ещё?
Что сегодня необходимо России, как воздух?
12.10.2020
Почему церковные новости не в топе?
О драматургии церковных новостей, православных блогерах, батюшках-харизматиках и бывшем схиигумене Романове
01.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«С Римом всегда нужно держать ухо востро»
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 10:14
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-22 09:34
Как «московский чеченец» разбудил Европу
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 08:37
По улице отца Димитрия Смирнова…
Новый комментарий от Сант
2020-10-22 08:27
Сбербанк забирает всё
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 07:54
Ещё немного - и некого будет убивать
Новый комментарий от monarhist
2020-10-22 07:36
Из плена иллюзий с верой в возрождение!
Новый комментарий от Николаич
2020-10-22 07:12