Глава Минпромторга Денис Мантуров на правительственном часе в Госдуме 10 июня рассказал о том, как будет обеспечиваться развитие промышленности в условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса, и ответил на вопросы депутатов. Портал profiok.com рассказывает о ключевых моментах дискуссии, связанных с решением задач импортозамещения и диверсификации ОПК, а также с развитием авиапрома и гражданской авиации.
О рисках и перспективах

По словам Мантурова, многие механизмы и направления, сформированные ранее, оказались вполне работоспособными. Хотя, конечно, за последнее время сформировался и «ряд новых ориентиров». К примеру, сюрпризом оказался возникший в марте 2020 года ажиотажный спрос на продовольствие. С ним справились, и теперь регионы обеспечены запасом товаров на несколько месяцев вперёд.
Пришлось разворачивать производство лекарств, медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты. Многие предприятия были переведены на круглосуточный режим работы, перепрофилировали производство и нарастили мощности. Цифры впечатляют: сейчас выпускается около 9 миллионов масок в сутки, в следующем месяце будет уже 12 миллионов. При этом розничная цена снизилась с 55 до 13 рублей за штуку. В 25 раз выросло производство защитных костюмов, в 9 раз – антисептиков, в 35 раз – аппаратов ИВЛ.
В итоге, как отметил министр, сформировался запас прочности «практически по всей противовирусной номенклатуре» и сформирован государственный резерв по средствам индивидуальной защиты. Теперь Россия готова даже производить эти товары на экспорт.
Параллельно были запущены программы поддержки производителей и стимулирования спроса. Например, в автомобильной промышленности предприятиям не только помогли материально, но и приняли решение об опережающих государственных закупках ведомств и компаний с госучастием в объёме около 220 тысяч автомобилей.
«Несмотря на все риски, которые мы отслеживаем, наши компании достаточно уверенно смотрят в будущее, – подытожил Денис Мантуров. – Мы рассчитываем, что выполнение всех мероприятий общенационального плана и ваша помощь на законодательном уровне позволят нам без особых потерь пережить этот кризис, как мы это делали уже не раз в предыдущие годы».
О системном подходе взамен бухгалтерскому

Однако аналитики СП подчёркивают, что меры поддержки в основном заключаются либо в предоставлении субсидий, либо в организации закупок у единственных поставщиков из числа отечественных производителей.
«Минпромторг справляется очень неплохо, – заявил Андрей Перчян. – Все деньги полностью освоены; оборудование, транспорт доставлены в регионы. Но хотел бы при этом обратить внимание, что такая поддержка всё-таки должна рассматриваться как временная».
Привычный ход «правительственного часа» нарушил Вячеслав Володин. Он остро отреагировал на слова Андрея Перчяна о том, что поддержка закупок для регионов должна быть временной. Спикер Госдумы напомнил, что в стране 16 регионов-доноров, да и остальные субъекты РФ вряд ли в состоянии решить свои проблемы самостоятельно. Тем не менее, им очень нужны автомобили «скорой помощи», троллейбусы, автобусы, трамваи: износ транспорта в некоторых муниципалитетах доходит до 99 процентов.

«Вы возьмите и посчитайте, сколько надо средств и времени, чтобы нам решить проблему модернизации на селе, переоснащения новой техникой, – предложил Володин представителю Счётной палаты. – Посчитайте и посмотрите, сколько времени нам надо для того, чтобы школьные автобусы в полном объёме были поставлены. Та статья расходов или не та – это бухгалтерский подход. Вещь хорошая, но если уж мы обсуждаем доклад министра, нам надо смотреть и поглубже, и посистемнее».
К примеру, самый дорогостоящий городской общественный транспорт – трамвай. Как сообщил председатель думского комитета по транспорту Евгений Москвичёв, один трамвай стоит от 30 до 50 миллионов рублей (удивительно, что регионы так за них держатся; видимо, есть интерес – прим. profiok.com), троллейбус – от 11 до 15, автобус – от 9 до 11 миллионов рублей. При этом износ трамваев во многих городах приближается к 100 процентам. Сельский автобус обходится в среднем от 4 до 5 миллионов рублей, но таких автобусов не хватает на десятках тысяч маршрутов.
«А почему трамваи не попали в перечень поддержки в этом году? – удивился Володин. – Почему мы министра не поддерживаем? Президент принимает решения, а мы молчим».
По словам спикера ГД, начинать надо с расчётов и постановки проблемы. И даже если её не удастся сразу «сдвинуть с мёртвой точки», она начнёт обсуждаться, а дальше можно будет задавать вопросы Минэкономразвития и Минфину. «Задача министерства промышленности – производить, и они могут производить, – повторил Вячеслав Володин. – А наша задача в этом вопросе – им плечо подставить».
Об импортозамещении и диверсификации ОПК
По словам Дениса Мантурова, одним из ключевых результатов реализации программ импортозамещения стало расширение участия отечественной промышленности в национальных проектах.
«Мы готовы поставлять технику, оборудование и материалы по девяти нацпроектам совокупно на 3,2 триллиона рублей, что составляет, по сути, половину от всех закупок по промышленной номенклатуре, – сообщил министр. – Рассчитываем, что существенная часть этих поставок обеспечит оборонно-промышленный комплекс, который активно занимается диверсификацией».
В 2019 году, по данным Минпромторга, доля гражданской продукции, которую выпускают оборонные предприятия, достигла 24 процентов в общем объёме их производства. Это намного превышает плановый показатель.
Чтобы обеспечить закупки высокотехнологичной продукции именно российского производства, сформирована нормативная база, вводящая запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров.
К 2025 году долю гражданской продукции нужно довести до 30 процентов. По словам министра, ОПК справится с этой задачей без каких-либо дополнительных мер. Однако чтобы к 2030 году выйти на уровень 50 процентов, необходимо «много что сделать». Мантуров уверен, что здесь не обойтись без введения квот для российской продукции, что будет в первую очередь относиться к предприятиям отечественной оборонки. «Мы по предприятиям ОПК будем просить и вас, и сами будем ставить основной акцент, чтобы они имели преференции, чтобы достичь тех показателей, которые поставил нам президент», – обратился к парламентариям глава Минпромторга.
Наверное, эксперты Счётной палаты где-то правы, замечая, что механизм, связанный с закупками у единственного поставщика, нужно рассматривать как временный. Однако сейчас он позволяет комплексно загружать предприятия. Мантуров привёл в пример компанию «Росэлектроника» (входит в ГК «Ростех»), которая выступает единственным поставщиком тепловизоров для пограничных пунктов, и КРЭТ, который стал единственным поставщиком аппаратов ИВЛ. Если бы конкурсы проводились по стандартной процедуре, наладить производство этой необходимой продукции удалось бы очень нескоро.
Кстати, действующие планы по импортозамещению в 2020 году формально заканчиваются. Поэтому в Минпромторге приняли решение подготовить их новую версию, рассчитанную до 2024 года. Как отметил Мантуров, теперь эти планы будут ориентированы не только на конечную продукцию, но и на замену комплектующих и материалов.
«Под эту задачу мы трансформируем системные механизмы государственной поддержки, – пояснил министр. – В частности Фонд развития промышленности направит на проекты импортозамещения практически все 40 миллиардов рублей, которые выделяются правительством в этом году».
Об авиастроении и развитии межрегиональных перевозок

Депутат от фракции КПРФ Сергей Гаврилов поинтересовался, как Минпромторг видит решения в сфере формирования спроса на самолёты для межрегиональных перевозок. Самолёты в России уже есть: это и Superjet, это и новый лайнер МС-21, это Ил-96-400М, Ил-114, лёгкий транспортный Ил-112. Но вопрос с развитием межрегиональных авиаперевозок связан не только с ритмичностью производства авиационных предприятий и даже не только с формированием стартового заказа. Нужен спрос на эту продукцию. Но как его обеспечить?
Денис Мантуров признал, что межрегиональные и внутрирегиональные авиаперевозки развиваются в нашей стране, увы, слабо. Министр пояснил, что, по-хорошему, инициатива должна исходить от регионов. Но у них, к сожалению, не хватает на это собственных ресурсов. Так появилась совместная инициатива Минпромторга и Минобороны о создании лизинговой компании, с помощью которой будет поставляться в регионы российская авиатехника.
Мантуров рассказал, что поставки Ил-114 в регионы начнутся с 2023 года, а сейчас самолёт проходит завершающую стадию испытаний. На Уральском заводе гражданской авиации, с участием которого будет создаваться лизинговая компания, локализовано производство самолётов L-410. Этот 19-местный самолёт на сегодня локализован уже на 50 процентов, а после установки российского двигателя ВК-800 показатель составит 75 процентов. Это произойдёт в 2021 году. Для поддержки поставки L-410, произведённого в России, Промсвязьбанк будет предоставлять льготные займы. Создаваемая Минпромторгом и Минобороны лизинговая компания будет работать и с парком самолётов Минобороны. Примечательно, что в этом случае молодые военные лётчики после раннего выхода на пенсию смогут летать в гражданском секторе.
С 2020 года будет запущена новая модификация самолёта L-610: появятся 45-местные самолёты, основанные на новых принципах и технологиях. Этот самолёт, по словам Мантурова, будет иметь и экспортный потенциал.
С 2019 года началась разработка девятиместного самолёта «Байкал», который будет производиться на авиазаводе в Улан-Удэ. Это будет конкурентоспособный самолёт, изготовленный из новых материалов и использующий современные агрегаты.
Кроме того, не стоит списывать со счетов и известный всем Ан-2. По мнению министра, жизненный цикл этого самолёта ничем не ограничен, нужно только провести его полную модернизацию под запросы клиента и установить газотурбинный двигатель.
О важности совместной работы
Минпромторг – едва ли не единственное ведомство, работу которого представители всех фракций оценивают позитивно. Не стал исключением и этот правительственный час: признавая важность и масштаб задач, которые ещё только предстоит решить, представители фракций один за другим заявляли, что в целом к работе министерства промышленности и торговли претензий нет.
Другое дело, что для того, чтобы в стране что-то менялось в лучшую сторону, усилий Минпромторга явно не хватает.
«Министерство делает всё что может, но этого недостаточно, чтобы изменить тренд в развитии страны, – признал представитель «Справедливой России» Валерий Гартунг. – Для этого нужны усилия не только всего российского правительства, но и Центробанка».
Коллегу поддержал представитель фракции КПРФ Николай Арефьев, заявивший, что Минэкономразвития и то, что делается в сфере денежно-кредитной политики и налогового законодательства, нивелирует работу Минпромторга.

Парламентарий подчеркнул, что фракция одобряет многие инициативы Минпромторга от декапитализации ФРП и предоставления льготных займов предприятиям ОПК до секторальной поддержки промышленности.
Гутенёв отметил также, что приоритетом как для фракции ЕР, так и для Минпромторга остаётся совершенствование системы госзакупок. В этом контексте особенно важно реализовать механизм квотирования закупок продукции отечественного производства, что будет способствовать развитию диверсификации ОПК и импортозамещения.
Вместе с тем парламентарий остановился на необходимости совершенствования мер поддержки. В частности, нужно исключить ситуации, когда компания работает в пострадавшей отрасли, но не может получить необходимую поддержку из-за укрупнённого ОКВЭДа. По мнению Гутенёва, перечень пострадавших отраслей должен быть расширен, а внимание должно уделяться не только крупному бизнесу, но и МСП.
Отдельно Владимир Гутенёв отметил стратегический характер работы Минпромторга. Даже в непростых условиях, сложившихся в последние месяцы, в министерстве продолжают разрабатывать стратегические документы, ориентированные на долгосрочную перспективу.
«От эффективности работы министра и министерства в целом многое зависит, но эта ответственность у нас общая», – подвёл итог дискуссии Вячеслав Володин, призвавший коллег продолжать эффективное взаимодействие с Минпромторгом и решать проблемы сообща.
P.S. Денис Мантуров, конечно, образцовый министр. И Минпромторг – образцовое министерство. Только вот радости от этого мало: пока образцовое ведомство только одно, радикально что-то изменить в жизни страны будет сложно. Собственно, депутаты об этом и говорили.

