О святителе Луке и сердце как средоточии настоящей веры

0
346
Время на чтение 6 минут

Источник: Православная жизнь

Как нам всем известно, 11 июня Православная Церковь празднует память свт. Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского.

Я не устану повторять, что он был удивительным человеком, нашим современником, жизнью, трудами и подвигом вымучивший свою святость.

Владыку Луку можно назвать легендарным человеком, но в нем нет ни малейшего «напыления» мифической или сказочной легендарности. Он был и остается великим человеком, но в нем нет и капли спеси, надменности или самолюбия. Он был властным архиереем, но при этом далеким от тирании. Он был строгим пастырем, но переполненным любовью, которая изливалась с избытком на всех. Владыка Лука прежде всего был требовательным к себе, оттого мы все его так любим, оттого в 1961 году его хоронил весь Симферополь. Тысячи людей вышли попрощаться со своим пастырем, и это при том, что на дворе были «хрущевские» времена с их «оттепелью», излившейся в очередные кровавые расправы над христианами.

Говорить о святителе можно много, однако наиболее ценными для нас являются его молитвы, возносимые теперь уже перед Престолом Всевышнего, а также те наставления, размышления и советы, кои родились в глубине его страдальческого, но наполненного невероятной верой сердца. Владыка и сейчас продолжает нас учить и вести к Царству Небесному, дело осталось за «малым»: самим откликнуться на его призыв, усвоить и воплотить в жизнь то сокровище, которое он нам оставил.

Я не зря вспомнил о вере и сердце, потому как сказать хотелось бы именно о них. Святитель Лука немало внимания уделяет христианскому учению о сердце как средоточии духовной жизни. С одной стороны, мы знаем, что это мышца, качающая кровь, с другой – мы давно привыкли, даже чисто на интуитивном уровне, все наши переживания, тревоги и радости связывать именно с сердцем. У каждого человека ведь сердце не только бьется, но и боится, страдает, тоскует, чувствует, скорбит и, конечно же, радуется и веселится. Кроме того, вслед за апостолом Павлом, владыка подчеркивает, что сердце «обладает высшей способностью ощущать Бога», как писал еще пророк Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер. 20:9). Человеческое сердце можно также назвать «органом» духовной жизни, «органом» веры, ведь именно благодаря ему мы способны отличить Духа света от духа тьмы. От этого выбора и зависит, станет оно престолом благодати или престолом ненависти и далее – ждет нас блаженная вечность или вечная смерть.

Настоящей веры не бывает без чистоты сердца, именно поэтому одну из своих проповедей святитель Лука заканчивает ссылкой на слова 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12). В этом коротком и привычном обращении содержится глубокий смысл. Для того чтобы уловить его, нужно обратиться к оригиналу текста, где глаголу «созижди» соответствует глагол «бара». Мы помним, что до этого он употреблялся при повествовании о творении мира, где означал творение «из ничего». Что же тогда он делает в покаянном псалме? Чего просит царь Давид? Во-первых, глагол «бара» может означать не только творение «из ничего», но и творение чего-то «совершенно нового», чего не было прежде. Таким образом, и Давид, и мы вместе с ним просим Бога даровать нам совершенно «новое» сердце, взамен тому, греховному, которым мы обладаем в текущий момент. Во-вторых, мы помним, что 50-й псалом родился после того, как пророк Нафан обличил царя за то, что тот взял Вирсавию, а ее прежнего мужа Урию отправил на смерть. Так вот, раскаявшийся Давид просит у Бога создать ему «новое» сердце «из ничего», так как у него, вследствие грехопадения, уже нет никаких заслуг, из которых Господь мог бы его восстановить. В-третьих, употребление глагола «бара» указывает на то, что чистоту сердца невозможно вывести из природы человека, так как святость – это некая новая стадия в иерархии бытия, соединяющая творение со своим Творцом и достижение которой невозможно силами одного лишь творения. Об этих важнейших смыслах мы должны помнить всякий раз, когда обращаемся к Богу словами 50-го псалма.

Только такое, очищенное от «коросты» греховности, сердце становится средоточием настоящей, глубокой веры. Если мы думаем, что это удел лишь отдельных подвижников, которых в мире становится все меньше, то глубоко ошибаемся. Дабы укрепить наше дерзновение в духовных трудах, святитель Лука указывает несколько примеров Священной истории.

Первый – события, происшедшие в доме Симона-фарисея. Мы помним, как он в мыслях усомнился в Спасителе, потому что Тот не предпринял никаких действий, когда блудница плакала у Его ног, возливала на них миро и отирала своими волосами (Лк. 7:39–48). Христос обличает показательное и юридически «кристально чистое» благочестие Симона и прощает грехи падшей, но искренней женщине. Святитель добавляет: «Два сердца человеческих пред нами: всеми презираемое и поносимое, но полное тоски по чистоте и преклонения пред высшим совершенством и святостью, оправданное Господом Иисусом Христом сердце блудницы и самоправедное, не преклоняющееся даже пред Величайшим Чудотворцем сердце фарисея Симона».

Второй пример связан с историей исцеления слуги сотника, который по своему недостоинству просил Спасителя лишь произнести слово, дабы его слуга выздоровел (Лк. 7:2–10). Это еще один случай зависимости веры в Бога от состояния сердца человека. Сотник ведь римский офицер, командир, по долгу службы обязанный приносить языческие жертвы, но при этом любивший еврейский народ и построивший ему синагогу. Что стоит за этими его совершенно несвойственными для римлянина действиями, задается вопросом святитель Лука. Очевидно, непросвещенное, но искреннее сердце, чувствующее превосходство веры в Единого Бога.

Можно еще вспомнить и о сотнике Лонгине, в изуродованном и униженном Христе увидевшем Бога (Мф. 27:40–43), а впоследствии и отдавшем свою жизнь за Него. Владыка Лука указывает нам и на сотника Корнилия из Италийского полка, человека благочестивого, доброго, боящегося Бога, которому недоставало лишь веры в Спасителя и вхождения в Церковь, ради чего к нему и был послан Ангел Господень (Деян. 10:1–6).

Посмотрите, какие образы святитель Лука выводит перед нашим взором: блудница и три римских офицера. У каждого из них имелись свои недостатки и пороки, но у каждого из них были искреннее сердце и живая вера, позволившие достигнуть спасительного пути. «Глубокая вера в Господа нашего Иисуса Христа имеет своим источником чистоту сердца и нераздельно связана с нею», – подытоживает владыка.

В нашей жизни слишком много наносного, искусственного, неискреннего, именно поэтому евангельские грешники и язычники являются примером для нас, их вера, даже еще непросвещенная светом Христовой Истины, часто стоит намного выше нашей веры, нередко наполненной вещами второстепенными. Не зря ведь другой, современный нам подвижник благочестия схиархим. Софроний (Сахаров) говорил, что сегодня мало где проповедуется настоящее христианство.

В христианстве главный Христос, а Он, к сожалению, часто уходит на второй, третий, десятый план, заслоняется обрядоверием, суеверием, вычитыванием молитв, соблюдением правил. И весь этот «суррогат» мы считаем верой. Но такая вера зиждется на рассудке, страхе или даже «духовных рефлексах», но никак не на сердце, а потому легко может быть разрушена. Многие из нас пока еще не сталкивались с реальными вызовами, проблемами и гонениям, когда вопрос ставится «ребром»: или Христос, или жизнь. Святитель Лука всем своим подвигом доказал, что он выбрал Христа, а вот как бы поступили мы, окажись на его месте, – вопрос открытый. Пока еще есть немного времени, давайте не забывать слова владыки о том, что «горячая вера в Него рождается и возрастает непрерывно в сердцах людей, пораженных Божественной, сверхчеловеческой глубиной Его учения, только для Бога возможными чудесами, а больше всего тем глубочайшим душевным потрясением, которое испытываем мы, взирая на Спасителя нашего, пригвожденного к страшному кресту на Голгофе».

Протоиерей Владимир Долгих

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Долгих
Все статьи Протоиерей Владимир Долгих
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48