100-летие образования этнополитического государства Литовцев

Русофобия 
0
441
Время на чтение 24 минут

100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ

Источник: Журнал Русского наследия истории и культуры Литвы

100 лет назад, 15 мая 1920 г. начал свою работу Учредительный Сейм новообразованного после Первой Мировой войны национального государства литовцев – важное историческое событие, давшее юридическое – законное начало и нынешнему литовскому государству, которое нынче никак не освещается в Литве!? Предлагаем нашим читателям главу из первого тома исторической монографии «DE JURE и DE FACTO» - формирование этнополитического государства литовцев 1919-1941 гг. (http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/2294-izdan-chetyrehtomnik-de-jura-i-de-facto.html ). Подчеркём, что первым государством, которое признало независимость новообразованной Литовской Демократической республики сразу после принятие Учредительным Сеймом Литвы судьбоносных национальных решений для литовского народа в июне 1920 года, было Советская Россия. В результате Литовско-советских переговоров в Москве, 12 июля 1920 года, был подписан совместный договор не только признавший новообразованное государство литовцев, но и южную и юго-восточную его границу с РСФСР. (подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/930-kak-razdavali-territoriyu-rossiyskoy-imperii.html и здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/931-kak-razdavali-territoriyu-rossiyskoy-imperii-prodolzhenie.html ) Ссылки по историческим документам используемым в данной публикации можно найти здесь: https://cloud.mail.ru/public/QaCg/br99nxVcS

100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Избирательный участок по выборам в Учредительный Сейм Литвы 14-15 апреля 1920 г.

ГОСУДАРСТВО ЛИТОВЦЕВ СФОРМИРОВАНО - ГРАНИЦЫ ОТСУТСТВУЮТ
(апрель – июнь 1920 г.)


Выборы в литовский Учредительный сейм состоялись 14-15 апреля 1920г. Места, в которых прошли выборы, позволяют довольно точно назвать границы государственной юрисдикции временного литовского правительства, которая полностью распространялась на территории следующих избирательных округов:
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ


Каунас смог провести выборы также и на других подвластных его администрации территориях, однако лишь с той стороны литовско-польского военного размежевания, с которой стояли литовские части. Выборы в этих округах, на территориях, частично охваченных юрисдикцией временного литовского правительства, выглядели следующим образом:
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ


Причём в Алитусском округе из общего количества 34034 проголосовавших больше всего людей явилось на участки в самом г. Алитусе, где располагался штаб Литовской армии - 3641 человек, 79,7% от общего числа избирателей 4570. Затем шли следующие населённые пункты: Лаздияй - 2807 проголосовавших; Рудамина - 2685; Езнас - 2656; Лейпалингис - 2407; Немунайтис - 2273; Калвария - 2256; Вейсеяй - 2159; Юргевены - 2113; Капчяместис - 1851; Аловис - 1823; Лишкявос - 1774 (избирателей 2065, проголосовало - 85,9% населения); Пуня - 1618; Пунск - 1519; Неманюны - 1368; Кучюнай и Берейнинки - 1084.
Представленные статистические данные вскрывают весьма важную особенность этих выборов. Чем ближе населённый пункт находился на запад и юго-запад к литовско-польской демаркационной линии, тем всё больше уменьшалось пропорциональное количество людей, принявших участие в голосовании.
Аналогичная картина обнаружилась и в восточном, а также юго-восточном направлении от Каунаса, по отношению к линии противостояния литовских и польских войск. Вместе с тем надо учесть и то обстоятельство, что самый большой из населённых пунктов в этом регионе – Кайшядорис находится в сорока километрах на восток от Каунаса, Жежмаряй - в тридцати пяти, а вот Жасляй - в пятидесяти, ровно на половине дороги между Каунасом и Вильной. Здесь - в Тракайском районе, где проголосовало суммарно 14797 человек (почти в два раза меньше чем, в Алитусском округе), количество избирателей отдавших свои голоса за депутатов Учредительного Сейма в названных населённых пунктах выглядело следующим образом: Кайшядорис - 2948; Жежмаряй - 1816; Жасляй - 1645; Кетавишки - 1582; Кульвы - 1555; Круонис - 1542; Пакертай - 1521; Кирвония - 1171; Папарчай - 1017.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ


Обращает на себя внимание полное отсутствие результатов выборов в Учредительный Сейм по северу и северо-западу Жямайтии, которая была всё ещё оккупирована немцами и их сторонниками, остатками войск П. Бермонта (Авалова).
Важнейший стратегический пункт, узел пересечения магистральных железнодорожных линий - г. Шауляй и весь прилегающий регион не был охвачен выборами, т.е. не находился весной 1920г. под юрисдикцией временного литовского правительства в Каунасе. Если сравнить нынешнюю карту Литовской Республики с той территорией, на которой прошли выборы в Учредительный Сейм, то последняя составит приблизительно около одной трети нынешней Литовской Республики. Эта территория полностью (с маленьким выступом в сторону Польши в районе Пунска, Сувалкский район) расположится внутри карты современного литовского государства по центру, в виде треугольной фигуры с вершиной, опущенной на юго-запад, почти посредине которой расположен город Каунас. Отметим также, что территория, находившаяся тогда под юрисдикцией Каунаса, в самой удалённой на запад своей точке в районе г. Тельшяй, почти на сто километров отстояла от курляндского рыбацкого посёлка Полонген (Паланга) расположенного на берегу Балтийского моря.
И всё же границы избирательных округов - это не государственные границы, определение которых по отношению к границам других государств, как и самого литовского государства по отношению к другим соседним государствам, было ещё впереди.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Здание в Каунасе, где проходили заседания Учредительного Сейма Литвы


В литовский Учредительный Сейм было избрано 112 депутатов. Партийный национальный и профессиональный состав депутатов этого Сейма был следующим.
Христианские демократы - блок христианские демократы, федерация труда, союз хозяйственников, союз женщин и т.д., - были представлены 59 депутатами, что составляло 52,5% от всего числа избранных депутатов.
Социалисты - Крестьянский союз и Крестьянские социалисты - народники, Крестьянские социалисты демократы, - 29; 26%.
Социал-демократы - представители рабочих партий – 13; 11,5%.
Национальный состав Сейма: литовцев - 102 депутата; 91%; евреев – 6; 5,5%; поляков – 3; 2,5%; немцев – 1; 1%. Ещё 1 депутат был доизбран 16 апреля 1920г.
Профессиональный состав нового литовского представительного органа власти выглядел следующим образом: профессоров и инструкторов - 16, юристов - 10, врачей - 8, инженеров - 3, агрономов - 7, служащих - 7, книжников - 10, офицеров - 6, предпринимателей - 7, кооператоров - 3, служащих - 15, творческих работников - 3, других профессий - 20. Интеллигенция - 87 человек (77,5%), другие - 25 (22,5%).

В состав избранного Сейма вошли известные политические деятели строящегося нового литовского государства: Александрас Стульгинскис, 35 лет, по профессии агроном; Юозас Вайлокайтис - 41, - ксёндз; Казис Гринюс - 53, - врач; Шимон Розенбаум - 61, - адвокат; доктор Юозас Пурицкис - ксёндз; заместитель министра иностранных дел Зигмас Старкус - 27, - общественный деятель; помощник министра внутренних дел Элисеюс - 32; генерал Джон Гальвидис-Букаукскас - 40; Миколас Крупавичюс - 36, - ксёндз; Нахум Рахмилович - 48, - врач; Вольдемарас Чарнецкис - 28, - министр сообщений; Стяпонас Кайрис - 40, - инженер; Мойша Соловейчик - 36, - врач; Владас Пожела - 39, - юрист; Альбинас Римка - 34, - редактор; Миколас Сляжявичюс - 43, - адвокат; Витаутас Рачкаускас - 39, - инженер-метрист; профессор Владас Юргутис - 34, - ксёндз; Казис Ралис - 34, - хозяйственник.
Отметим, что в связи с выборами в литовский Учредительный Сейм состоялись выборы нового состава каунасского Центрального бюро профсоюзов, которые прошли под эгидой социал-демократов. Были созданы новые профсоюзные организации на местах в рабочих коллективах, в том числе и такие экзотические - милиционеров, тюремных стражей, театральных служащих.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ


Учредительный сейм начал свою работу 15 мая 1920 г. в зале Городского театра г. Каунас. 2 июня 1920г. Учредительный Сейм в Каунасе принял Временную Конституцию Литовской Демократической Республики (далее - ЛДР). Основные положения этой Временной Конституции ЛДР были следующими: Сейм издаёт законы, ратифицирует договоры с другими государствами, утверждает бюджет, наблюдает за исполнением законов. Исполнительная власть принадлежит президенту и кабинету министров. Президента избирает Учредительный Сейм. Президент объявляет премьер-министра, представляет республику, имеет право амнистии, до избрания президента, его функции исполняет председатель Сейма. Кабинет министров, работая как единая команда, несёт общую ответственность. Кабинет министров отвечает перед Сеймом и в случае выражения им неудовлетворения - подаёт в отставку. Сословий и титулов нет. Всем гражданам предоставляется личная неприкосновенность, а также неприкосновенность жилища и корреспонденции, свобода вероисповедания, печати, слова, забастовок, собраний, общественных организаций. Смертная казнь отменяется.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Правительство ЛДР, Каунас (1920 06 19–1922 02 02), на фотографии 1921 г.
Слева направо, сидят: министр просвещения К.Бизаускас, министр охраны края Й.Шимкус, министр финансов, торговли и промышленности, и.о. министра транспорта Э.Гальванаускас, премьер-министр К.Гринюс, министр иностранных дел Ю.Пурицкис. министр внутренних дел Р.Скипитис, министр сельского хозяйства и государственного имущества Й.Алекса.
Стоят на первом ряду: министр без портфеля по делам белорусов Д.Семашка, третий - министр финансов Й.Добкявичюс, министр юстиции В.Кароблис, министр без портфеля по делам евреев М.Соловейчик.
Стоят во втором ряду: второй – управляющий делами кабинета министров Т.Пяткявичюс, государственный контролёр Ю.Зубрицкас, вице-министр просвещения П.Мащётас, вице-министр иностранных дел П.Климас, крайний начальник генштаба литовской армии К.Клешчинскис


В состав нового литовского правительства, избранного Учредительным Сеймом в Каунасе, вошли: председатель, социалист-народник - др. Казис Гринюс; министр иностранных дел, христианский демократ - др. Юозас Пурицкис; министр внутренних дел – Раполас Скипитис, «Согласие» ("Santarvė"); министр охраны края социалист-народник (крестьянская партия) – подполковник Константинас Жукас; министр юстиции, беспартийный - Кароблис; министр финансов, торговли и промышленности, также и управляющий министерством сообщений, беспартийный - Эрнестас Гальванаускас; министр просвещения, христианский демократ - Казимирас Бизаускас; министр сельского хозяйства и госимущества, беспартийный - агроном Алекса; министр без портфеля по делам евреев - Мойша Соловейчик; министр без портфеля по делам белорусов - Семашка и др.
Основной и самой животрепещущей проблемой, которую надо было решать без промедления новоизбранному Сейму, являлась земельная реформа. Почти сразу после начала своей работы Учредительный Сейм утвердил почти без изменений Временные законы о земельной реформе, с добавлением - землёй будут обеспечены военнослужащие. Землю могли получить и безземельные, а также малоземельные крестьяне - до 20 га, «прежде всего те из малоземельных, поле которых соприкасается с разделяемой землёй поместья, жившие и давно работающие в нём». Семейные, имеющие детей, также наделялись землёй. Одновременно с этой малой аграрной реформой, Учредительный Сейм в 1920г. начал обсуждать и большую земельную реформу, которую ещё предстояло принять. Выступление представителя христианских демократов Симанаускаса на 14 заседании первой сессии Учредительного Сейма Литвы 11 июня 1920г. показало, что данной аграрной реформой новому литовскому правительству не удалось уменьшить социальный конфликт в литовском селе. Наоборот росла озлобленность батраков по отношению к этой реформе. “Я был работником в поместье [батраком - ИВВ], жил как мог, - говорил этот депутат Сейма, - а они мне говорят, Симанаускас тебя подкупили буржуа. Эти профсоюзы, которыми руководят евреи, привели к тому, что мы не знаем, как их успокоить, но так или иначе, это вина помещиков. Когда пришли немцы, помещики убежали в Россию, взяв лучшие вещи. Они не позаботились о своих рабочих, которые были оставлены сами по себе и очень терпели, трудно даже высказать, как они терпели”. Затем депутат резюмирует: “Дело ясное, если сегодня помещик гонит батрака из поместья, - его долой, а на его место надо ставить батрака”. Таковыми были настроения на селе.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Заседание Учредительного Сейма Литвы


28 июня 1920г. Учредительный Сейм принял Закон о приобретении, покупке и обмене земли. В нём в частности говорилось, что землевладельцам, имеющим более чем 70 га, без разрешения властей нельзя обменивать, продавать, дарить или другим способом передавать землю по частям или целыми хозяйствами, за исключением приобретения посредством наследства. Разрешалось всё это лишь в случае организации хозяйства или с целью улучшения его деятельности. Обменять или продать землю можно было только в отношении 10% возделываемой земли, но не более 100 га. В первую очередь земля должна была продаваться батракам данного поместья и ближайшим соседям данного поместья безземельным и малоземельным. [NB. Невольно напрашивается вопрос, а откуда у них деньги такие на покупку земли?]
Разрешалась продажа, приобретение и обмен земельных участков только с разрешения соответствующей комиссии, в которую входили по одному представителю от министерства сельского хозяйства, государственного имущества, финансов, внутренних дел и юстиции, т.е. под полным контролем государственных чиновников. А в случае неучастия таковых все акты по продаже или обмену земли объявлялись незаконными. Провинившиеся относительно данного закона должны были наказываться тюремным сроком от 2 месяцев до 1 года или денежным штрафом от 3000 до 50000 литовских “золотых”. Было объявлено также, что со вступлением в силу данного закона, прежний аналогичный закон от 3 февраля 1920г. - о покупке и обмене земли, перестал действовать. Закон подписали Исполняющий обязанности президента республики, председатель Учредительного Сейма А. Стульгинскис, премьер - министр К. Гринюс.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Председатель Учредительного Сейма Литвы Александр Стульгинский


В июне 1920г. был принят и годовой бюджет правительства ЛДР. Он, в частности, был распределён следующим образом: на собственные нужды аппарата совета министров - было выделено 9 миллионов марок; внешняя политика - 4 миллиона; юстиция - 20 миллионов; публичные работы и культура - 26,5 миллионов; сельское хозяйство - 33 миллиона; коммуникации, почта, телеграф, телефон - 115 миллионов; финансы, коммерция, индустрия - 23 миллиона; оборона - 437 миллионов; внутренние дела -30 миллионов; представительские - 3 миллиона; канцелярия и президент - 1,3 миллиона; прочие - 15 миллионов; министерство по делам евреев - 0,4 миллиона; министерство по делам белорусов - 0,3 миллиона; госконтроль - 1,75 миллиона; национальное управление - 5,7 миллиона. Всего - 768,03 миллионов марок.
Резервы - 768,03 миллионов марок: импорт установленный - 60 миллионов марок; импорт не установленный и помощь - 157 миллионов марок; химия, навигация, почта, телеграф и телефон - 98 миллионов; финансовые сборы 136 миллионов; акцизы и монопольные сборы - 229 миллионов; дивиденды - 4 миллиона марок. Всего - 684 миллиона марок. Дефицит бюджета - 84 миллиона марок.
За рубежом литовский МИД уже имел в 1920 г. свои представительства в девяти странах, однако к лету 1920 г. ни одно из них не имело статуса посольства Литовской Демократической Республики. Каунас имел свои представительства в Германии (представитель - др. Пурицкис, до вступления в должность министра иностранных дел), Дании (Савицкис); Швеции (Аукштолис); Финляндии (Гилис); Латвии (др. Шилингас); Англии (Чаплинскас); США, Швейцарии (др. Шаулис); Италии (кс. Нараяускас), а также в 3-х городах: Лиепаи (Стулпинас); Одессе (Андрюс Лисаускас); Тильзите - Восточная Пруссия (др. Заунис).
Формирование аппарата государственных чиновников ЛДР к этому времени практически закончилось. Однако, как отмечали зарубежные аналитики, этот процесс нёс на себе характерную особенность. В Каунас прибыла волна литовских интеллигентов из России. Это были те, кто в Советской России лишился в результате революционных процессов своих управленческих постов, был выброшен оттуда бурными социальными событиями. “Они принесли с собой определённый уровень профессиональных знаний и опыта, но вместе с тем, в связи с коренными изменениями в их жизни, и большую дозу отвращения и ненависти к Польше и полякам, большую, чем у местной интеллигенции” - пишет польский публицист Я. Гертых.
Важной вехой на данном этапе процесса формирования нового литовского государства явилось следующее событие. На имя руководителя литовского правительства в Париже, через своего тамошнего представителя Оскараса Милашюса (Оскар Милош), 11 мая 1920 г. была получена нота руководителя французского министерства иностранных дел Мильерана. По существу, она de facto подтверждала признание правительством Франции литовского правительства.
После отклонения предложения советских дипломатов о заключения мира с РСФСР, получив очередную поддержку из Франции, Начальник государства Ю. Пилсудский готовился к новому походу на восток. Был убеждён, считал себя обязанным отвоёвывать для теперешней Польской республики, земли бывшего Великого Княжества Литовского. Весной 1920г. польское государство всё больше становилось заложником необузданных амбиций своего вождя - масона. Впрочем, он был не один с этими своими мыслями и намерениями. Так думали и польские политики, и генералы. По мере приближения выборов в литовский Учредительный Сейм росло недовольство Варшавы происходящим на восточных окраинах Польши.
Установленные летом 1919г. французским маршалом Фошем, а также вслед за этим зимой того же года руководителем внешней политики Англии маркизом Керзоном демаркационная линия, разделявшие литовские и польские войска, не имели статуса государственной границы между ними. Поэтому она не давали никаких территориальных гарантий для властной юрисдикции каунасским политикам. Более того, по имевшимся у них сведениям, польские военные вели интенсивную подготовку к нападению на РСФСР, а также к нарушению польско-литовской демаркационной линии.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ


В то время, когда шла партийная борьба за депутатские места в избираемом Учредительном Сейме, литовские военные, в связи с нарастающей угрозой со стороны польских войск, самостоятельно искали возможности положительного разрешения для страны в складывающейся сложной внешней политической обстановки.
Ещё не успели закончиться выборы, а уже поспешно было созвано заседание в министерстве охраны края, на котором должно было состояться обсуждение условий будущего мирного договора с Советской Россией. Начальникам отделов министерства охраны края приказом министра охраны края и помощника главнокомандующего было предписано явиться 15 апреля 1920 г. в 19 часов в Канцелярию министра в армейской форме на заседание совета министерства, для того чтобы обсудить единственный вопрос повестки дня: “условия мирного договора с большевиками”. В Каунасе прекрасно понимали всю значимость такого договора с РСФСР. Его подписание означало бы признание литовского государства de jure. И надо отдать должное Генштабу Литовской армии, который в преддверии нападения Польши на РСФСР, пошёл на такой шаг. Видимо, не без поддержки Англии.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Карта захваченных Польшей территорий на восток от Линии Керзона до 25 апреля 1920 г.


25 апреля 1920г. 700 тысячная Польская армия под командованием Ю. Пилсудского, с благословения и поддержки Франции, начала неспровоцированное наступление на Восточном фронте против Красной армии и прорвав его, устремилась вглубь Советской России.
Интересная деталь - практически одновременно с новой интервенцией поляков на земли бывшего Великого Княжества Литовского сильную дипломатическую акцию в Москве начали белорусские националисты. Как стало известно 28 апреля 1920г. в Каунасе из сообщения представителя Генштаба литовской армии в Риге, белорусы срочно направили в Москву делегацию от белорусского правительства, во главе с его руководителем националистом Вацлавом Ластовским для того, чтобы заключить мир с одновременным признанием независимости буржуазной Белорусской Республики. Самым важным для литовских политиков в этом сообщении было то, что в состав территории, которая, по мнению В. Ластовского, составляет государство белорусов, кроме прочих городов, входят Вильна и Гродно.
В конце сообщения литовского военного агента сообщалась любопытная информация о судьбе армии под руководством бывшего «красного генерала» С. Н. Булак-Балаховича, только что разгромленной на белорусских территориях красноармейцами. (Незадолго до своего поражения он переметнулся с войсками к Белой русской армии.) Из сообщения следует, что в подготовке действий С. Н. Булак-Балаховича против Красной армии принимал участие и Каунас. “Ликвидируется имущество Булак-Балаховича. Поскольку из всего его достояния остался лишь госпиталь, а он оценен за долги, которых Булак-Балахович имеет немало”. Литовский военный представитель в Риге подал “специальное письмо начальнику штаба, чтобы они наложили арест на это добро, и за что можно было бы взять вложенные нами деньги, за организацию литовских частей Гедгайды и майора Шумскиса, при этом отряде [С. Н. Булак-Балаховича - ИВВ], вместе с Эстонским полком”.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Польские войска маршируют в Киеве по Крещатику 9 мая 1920 года.


Интервенты под командованием Ю. Пилсудского сразу добились больших военных успехов на территории Советской Украины и в Белоруссии. Польские войска заняли Минск, Бобруйск, Дубну, Кременец, Ровно, Сарны.
В этих условиях позитивные договорённости с литовским правительством, обеспечивали бы польским войскам безопасный тыл. Располагая, видимо, неполной информацией о секретных мероприятиях Генштаба Литовской армии, которые могли быть направлены против наступающих на Советскую Россию польских войск, 30 апреля 1920 г. правительства Франции и США (при участии лишь в качестве наблюдателя представителя военной миссии Англии) обратились к литовскому правительству с целью получить обещания о том, что литовские войска не нападут на польские части расположенные вдоль демаркационной линии. На это от литовского правительства были получены утвердительные заверения.
2 мая 1920г. последовало сообщение представителей военных миссий в Каунасе командованию польскими войсками в Вильне о том, что Литовская армия не будет предпринимать никаких действий в отношении польских войск с целью занятия Вильны. Этот документ подписали: Паджитер (Англия), Колледж (США), Ребуль (Франция).
Кстати, именно после такого ответа литовское правительство было признано de facto французским правительством.
Правительство Англии, как указывает литовский историк Р. Жепкайте, “отказывалось поддерживать Польшу в её новой военной авантюре”. Вместе с тем оно заботилось о создании союза трёх Прибалтийских государств: литовского, латвийского и эстонского (без Польши). Английский премьер-министр Д. Ллойд Джордж, лидер либеральной партии, неофициально поддержал стремление буржуазных правительств Прибалтийских стран начать переговоры о заключении мира с Советской Россией. Возглавляемое им английское правительство в апреле 1920 г. само начало в Копенгагене переговоры с советским правительством по экономическим вопросам.
7 мая 1920г. в Москве начались литовско-советские переговоры о заключении мира в войне (которая, замечу, формально никогда не была объявлена). Эти переговоры должны были решить два ключевых для литовцев вопроса - признание de jure литовского государства и его государственных границ.
Однако после того как 9 мая 1920г. польские войска вступили в Киев, где на Крещатике сам Начальник государства Ю. Пилсудский принял их парад, настроения в литовском правительстве относительно перспективы продолжения переговоров в Москве начали было меняться. Как утверждал А. Вольдемарас в своей телеграмме от 15 мая 1920г.: “При определённых условиях возможен переход в противоположный лагерь”.
Такое реактивное настроение каунасских политиков оказалось не долгим, поскольку уже 26 мая 1920г. началось массированное контрнаступление Красной армии на польские войска. В связи с этим литовское правительство срочно затребовало Доклад оперативной части Генштаба Литовской армии о положении фронта с Красной армией со стороны Латвии: от Дриссы в направлении озера Освея и речки Синяя. Переговоры в Москве не были прекращены.
Используя факт начала отступления поляков, Каунас обратился к Лондону с просьбой о помощи в разрешении мирным способом литовско-польского конфликта из-за Вильны с тем, чтобы этот город был передан литовцам. Представитель литовского правительства в Лондоне А. Тишкявичюс сообщил 4 июня 1920г. в Каунас, что английское правительство заверяет литовское правительство в своих намерениях - “урегулировать литовско-польские отношения и разрешить их территориальный спор”. В телеграмме от 9 июня 1920г. литовского МИД своей делегации на Московских мирных переговорах указывалось, что “для разрешения литовско-польского вопроса Англия обещала применить всё своё влияние”.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Польские части отступают из-под Киева 1920 г.


Вся эта переписка проходила на фоне прорыва 6 июня 1920г. польского фронта и начала контрнаступления Красной армии на Польскую армию в непосредственной близости от польско-литовской демаркационной линии, которая рассекала территорию бывшей Виленской губернии Российской Империи. Из информации оперативного отдела Генштаба Литовской армии от 6 июня 1920г. следует, что поляки отходят со своих позиций. В то же время подразделения литовской разведки заняли железнодорожную линию от Калькун до оз. Смольвы. Сообщалось также о передвижении войск Красной армии на город Вильну со стороны Глубокое, Друя, Слободка, Браслав, Опса - в направлении Видзы и Швенчёниса, не затрагивая латышские войска.
Уже на следующий день 7 июня 1920г. литовский Генштаб сообщает литовскому правительству, что части Красной армии заняли Турмантас и обратились к литовским военным с просьбой пропустить их в тыл отступающих частей Польской армии. В это же время “от польского военного командования прибыл к литовцам посланник с предложением примириться и начать совместные действия против большевиков. Красноармейцам было отказано в пропуске их частей в тыл отступающих поляков”.
Положение дел для Варшавы складывалось очень серьёзное. Надо было срочно что-то предпринимать. В связи с началом отступления польских войск, под напором Красной армии, в Каунас прибыли уполномоченные представители Сейма Польши В. Каменецкий и член Польской социалистической партии (PPS) М. Неджялковский. Их целью было получить заверения о нейтральности литовского правительства в польско-российском военном конфликте.
Однако трудно было ожидать от Каунаса нейтралитета, когда в Москве шли переговоры с большевиками, а с востока, по сообщениям военной разведки от 8 июня 1920 г., большими силами “наступали большевики, ведя с поляками упорные бои в районе Двинска”.
10 июня 1920г. в Каунас пришло срочное сообщение о том, что польские войска оставили Киев. Через неделю 16 июня 1920г. Красная армия была на линии рек Уж и Случ, откуда польские войска под командованием Ю. Пилсудского 25 апреля 1920 г. начали свой поход на Киев. Украинский фронт Красной армии остановился под Львовом, а Западный (белорусский) фронт под командованием М. Тухачевского - перешёл Буг и пошел дальше, на Варшаву.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ


Столь стремительный поход на запад Красной армии ошеломил страны Антанты. Такого быстрого и позорного отступления поляков здесь никак не ожидали. Вместе с тем литовское правительство, учитывая, как внутреннюю, так и внешнюю ситуацию, поспешило использовать её для достижения важных для себя политических решений. 20 июня 1920г. последовал запрос министра иностранных дел Ю. Пурицкиса литовским представителям в Лондоне, Париже и Риме, с тем, чтобы они на месте, по возможности быстрее и подробней, узнали и проинформировали его о том, как обстоят дела с признанием литовского правительства de jure.
[Ν.Β. В это же время готовилось заседание Верховного совета представителей Франции, Англии, Италии, Японии, Португалии и Бельгии, которое должно было пройти в бельгийском городе Спа 5-16 июля 1920 г. Изначально эта конференция должна была разрешить вопросы, связанные с выполнением Германией военных статей Версальского договора, в том числе о судьбе германской армии, которая всё ещё насчитывала 200 тысяч военнослужащих. Это было вдвое больше того, что определял Мирный договор, да и вооружений было больше дозволенного: пулемётов в 3 раза, орудий в - в 6 раз, миномётов - в 24 раза и т.д.]
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Алфред Ян Тышкевич (1882-1930), диплома, представлял за свои средства Литовскую Демократическую республику в Лондоне с июня 1920 г. до февраля 1921 г.


22 июня 1920 г. из Лондона последовало сообщение литовского представителя А. Тишкявичюса (до войны служившего на дипломатической службе российского императора) министру иностранных дел Ю. Пурицкису о том, что “на Конференцию в Спа приглашены представители от Польши, Румынии, Чехословакии”. Думается желательно и участие представителей литовского правительства. Однако об официальном приглашении представителей литовского правительства в сообщении не было ни слова. Для только что сформировавшихся прибалтийских государств страны “с широкими интересами” готовили несколько иное международное мероприятие. 23 июня 1920 г. рижская газета “Сегодня” сообщила, что 20 июля 1920г. в Бильдермингсгофе (Булдури), “состоится открытие конференции Балтийских государств, где в гостинице “Билдер” будут происходить заседания конференции. Конференция продлится не менее 5-6 недель”. Аналогично конференции в Спа, она, вроде, будет носить чисто хозяйственно-экономический характер, поскольку на ней предполагается рассмотреть: “урегулирование валютных отношений, организацию банков, вопросы экспорта, транзита, судоходства, обмена сквозными поездами, беспрепятственного следования пассажиров и движения товаров, организация и система таможенных сборов и осмотров на границах, введение общей метрической системы, почтовые отношения, телеграфные”. Кроме этого должна будет решить гражданские и социальные вопросы - “выдача преступников, охрана труда, борьба с безработицей, охрана общественного здоровья, устройство карантинов и т.п.” И лишь в самом конце заметки несколько закамуфлировано говорилось о сути предстоящей встречи. “Одним из главнейших вопросов будет вопрос об организации соответствующего оборонительного соглашения между державами”. Франции явно не нравились те отношения, которые начали выстраиваться между молодыми Прибалтийскими государствами и РСФСР.
100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛИТОВЦЕВ
Юозас Пурицкис (1883-1934), литовский дипломат


Однако вся эта политическая возня была не совсем тем, что стремились получить литовские политики в этот решающий момент общего отступления польских войск. Министр иностранных дел Ю. Пурицкис 25 июня 1920 г. направил литовскому представителю в Лондоне А. Тишкявичюсу сообщение о том, что если поляки признали бы минимальные требования литовской стороны относительно передачи Вильны литовскому правительству и признали бы независимое литовское государство, то Каунас согласен был бы вести переговоры с поляками. Другими словами, литовское правительство могло бы выйти из-за стола переговоров о мире в Москве.
Однако никакого польского предложения не последовало. Одновременно литовский министр иностранных дел сообщил своему представителю: “французские власти утверждают, что англичане ещё не делали предложения признать литовское правительство de jure и просит выяснить это у [заместителя – ИВВ] министра иностранных дел Англии Гардинга”.
Весьма болезненно в Каунасе относились к тому, что так трудно идёт признание литовского правительства странами “с широкими интересами”. Для провокации Лондона, как видно из представленного сообщения Ю. Пурицкиса, литовские политики не гнушались даже мелкими интригами в отношении своего ближайшего союзника - Англии. Кроме этого здесь же сообщалось, что литовских войск в Мемеле нет и направлять их туда никто не намеревается.
И всё же, как показали последующие события, самые серьёзные дела по признанию литовского государства вершились в мае - июле 1920 г. на литовско-советских мирных переговорах в Москве.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Виленский
Все статьи Валерий Виленский
Русофобия
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29