Недавно в Луганске вышел молодёжный литературный сборник «Всходы», авторами которого стали 22 молодых писателя ЛНР. Увидевший свет сборник стал событием в литературной жизни молодой донбасской республики. Об этом сборнике, важности творческого роста молодых порталу «Луганск 1» рассказывает руководитель редакционного совета «Всходов», глава комиссии по вопросам развития культуры, образования и науки Общественной палаты ЛНР, председатель правления Союза писателей ЛНР Глеб Бобров.
– Глеб Леонидович, в чём особенности литературного сборника «Всходы»?
– Здесь целый ряд особенностей. Во-первых, для Союза писателей ЛНР это первый, давно назревший молодёжный литературный сборник, к коему мы шли без малого пять с половиной лет. Работа с молодёжью принципиально важный аспект деятельности Союза, но вот выйти на отдельный сборник мы, в силу ряда объективных причин, долго не могли, хотя и публиковали нашу молодёжь на постоянной основе в основных сборниках и в литературно-художественном альманахе «Крылья».
Во-вторых, принципиально важно дать почувствовать начинающему литератору, что его деятельность серьёзна, что это не игра, что его талант востребован. Надо, что называется ставить начинающего автора «на крыло» и дать ему ощутить восторг полета. У писателя это всегда – книга. Книгу не заменить никаким эрзацем. Книга – это признание, а без признания нет литературы. Писать «в стол» или, как сейчас модно, «в сеть», – путь совершенно бесперспективный, ведущий к выгоранию и деградации. Действующему автору необходимо не только личное участие в литературном процессе, не только обучение и обмен идеями, опытом и мнениями, но просто необходима и живая, обратная связь – отклик читателя – понимание чего хочет, ждёт от автора именно его читатель, и какие чувства и мысли побуждают в читателе тексты этого автора. Все это даёт признание. Чтобы его получить требуется комплексное продвижение – изданные книги, публикации в периодике, участие в конкурсах, медийное внимание на уровне паблисити и так далее. И здесь участие в сборниках писательских союзов – весьма заметная составляющая. Просто счастлив, что мы зажгли глаза 22 наших начинающих коллег.
– Теперь ясно, почему важно поддерживать молодых писателей. Но уместно ли отвлекаться на это в военное время?
– Молодых авторов поддерживать надо в любое время, особенно в столь тяжелый и мучительный период, как длящаяся вот уж шесть лет гражданская война. И кроме как Союзу писателей наших молодых литераторов поддержать физически некому.
Самый главный нюанс тут состоит в следующем: специфика функционирования культуры на всем постсоветском пространстве перешла к нам по наследству еще со времён господства Министра культуры СССР товарища Фурцевой. В этой модальности Минкульт руководил всеми своими структурными подразделениями – киностудиями, театрами, цирками, филармониями, музеями, библиотеками, клубами и всеми остальными учреждениями культуры. Писателями руководил Союз писателей СССР, напрямую курируемый и финансируемый Политбюро и государством. После крушения СССР писатели стали бесхозными во всех бывших советских республиках, включая Российскую Федерацию. Финансирование было полностью отменено, контроль в России, например, за литературной сферой лежит, насколько мне известно, на Министерстве связи и массовых коммуникаций.
На Украине было еще хуже. Когда я в начале 90-х подошел со своими первыми «афганскими» рассказами к тогдашнему руководству управления культуры облгосадминистрации, то был предельно понятно послан, ибо писатель в нэзалэжной «обов’язан творити виключно українською мовою». С тех пор я издаюсь в России.
Все годы с момента провозглашения ЛНР ситуация в отношении писателя остается без изменений. Мы остаёмся силой исключительно самодеятельной и общественной. Благо создана Общественная палата и нам тут хоть с организационной составляющей помогают, но не как литераторам, а как общественной организации.
Итак, вопрос: куда пойти начинающему литератору со своими первыми сказками, стихами и рассказами? Вот и получается, что только в Союз писателей ЛНР.
– Выходит, что здесь нет иных вариантов. Будет ли продолжена работа Союза писателей ЛНР в этом направлении?
– Безусловно будет, однако надо понимать, что ресурсы у нас скудны, и часто издавать сборники из собственного кармана не очень получится. Тоже и с обучением. Лично у меня три ученика, с коими я занимаюсь, вот-вот распишется четвёртая ученица. Это, наверное, для меня предел, так как помимо Союза писателей ЛНР есть ещё две работы, одна из которых, как и в писательской организации строится на голом энтузиазме. Меж тем вопрос обучения, крайне важен. Если с поэзией у нас так-сяк, с драматургией вообще один боец в строю, то с прозой все еще более грустно. Это факт, надо признать – тут есть над чем работать.
– Что нужно делать молодому писателю, чтобы достичь успеха? Так сказать, «фирменный рецепт от Глеба Боброва».
– Первое, всем тем, кто намерен серьёзно работать в прозе или в драматурги, надо перестать метаться и ждать, когда тема или замысел произведения принесёт на крылышках Муза, а сам текст напишется легко, под вдохновением. Не принесёт – Муза, как и Дед Мороз, сказочный персонаж. Для того, чтобы писать – нужна усидчивость, работоспособность и отсутствие суеты. Грубо говоря, – придётся долго и упорно работать, не отвлекаясь на постороннее. Молодым это вдвойне тяжко.
Второе, – перед тем как начать работать всерьёз, необходимо разобраться с азами. Их не очень много, и они на первый взгляд не сложны, но это именно – только на первый взгляд.
Итак, для того чтобы текст превратился в литературное произведение, например в рассказ или пьесу, он должен иметь самое главное – увлекательную историю. Например, терминатор, посланный из будущего в прошлое, чтобы спасти будущего лидера восстания людей против машин от другого терминатора – это необычная и увлекательная история – была на момент написания.
Что должно быть в истории? История должна быть актуальной, не избитой, нести в себе элементы новизны. Писать про эльфов, гоблинов и орков не надо – это все уже написано Толкином. Писать о школе волшебников тоже не стоит, это уже есть у Ролинг и у Ле Гуин. И так далее. То есть крайне важно не попасть в число эпигонов. Казалось бы, простая мысль, но, к примеру, весь без исключения «русский рок» с восьмидесятых годов топчется в своей провинциальной вторичности и выходить из неё не собирается.
Ключевой вопрос: где взять «первичность», если в мире написаны миллионы книг? Для меня ответ очевиден – в реализме. Реализм всегда актуален. Но при этом автор должен быть экспертом в описываемом мире, т.е., как говорили классики, писать о том, что он знает досконально или о том, о чем не знает никто, как в случае с фантастикой.
Идём дальше. История должна захватывать – быть увлекательной, интересной и динамичной.
При всём этом рассказываемая история должна быть ещё и драматичной, т.е. в ней обязательно должен быть конфликт и противостояние: она должна сталкивать яркого протагониста с ярким антагонистом и высекать искры читательского интереса – кем был бы Маугли без Шерхана, Гарри Поттер без Волан-де-Морта, а Бэтмен без Джокера?!
История должна нести арку характера героев – герой в начале произведения и герой в его конце, это два очень непохожих характера. Эту трансформацию должны преодолевать все герои и само произведение.
Просто поставьте себе вопросы в столбик:
— Кто главный герой? Чем он может быть интересен читателю?
— Какова цель главного героя? Цель может быть только значимой, главной, грандиозной.
— Кто антагонист, почему он противостоит главному герою, как именно он ему противостоит?
Структура сюжета в рассказе или в пьесе выглядит так, как с списке ниже. Просто надо понимать, что любая правильно рассказанная история со времен Аристотеля ложится в этот шаблон.
— Препозиция.
— Завязка.
— Первое поворотное событие.
— Второе поворотное событие.
— Главное событие, приводящее к кульминации.
— Кульминация.
— Развязка.
— Постпозиция.
Крайне важно: история должна быть показана действием и рассказана героями, а не пересказана автором. Нудный формат повествовательной авторской речи, этих бесконечных описаний и нескончаемых диалогов пришли к нам из XIX века, когда люди писали гусиными перьями, а романы печатались в газетах сезонами, как нынешние телесериалы. Мышление сегодняшнего человека изменилось, более двух-трех минут люди, как правило не могут сосредотачиваться и отвлекаются – эпоха гаджетов и клиповый тип мышления. Поэтому необходимо все время удерживать внимание, меняя картинку и динамику. Но главное – история!
Следовательно, необходимо придерживаться вот такого порядка:
а.) зафиксировать замысел произведения в короткой фразе, например: «История о мальчике, выросшем в стае волков в джунглях и победившего заклятого врага – тигра».
b.) определить Цель главного героя.
с.) понять, в чем состоит главный конфликт и как он развивается (что, кто и как именно не дает Герою достичь своей Цели?).
d.) спланировать произведение от препозиции до постпозиции, при том, что структуру развития сюжета надо знать и понимать, как таблицу умножения.
е.) написать подробный план и лишь потом писать текст, придерживаясь плана, а не как обычно, когда вдохновение накатило.
На бумаге это все выглядит очень просто, но все голливудские и российские учебники по кинодраматургии построены на «Поэтике» Аристотеля и говорят разными словами об одном и том же. Если кто-то всерьёз собрался перейти из наименования «авторов» в когорту «писатели», то придётся-таки досконально разобраться с этими азами. Из литературы на этот счет могу уверенно рекомендовать бестселлер Александра Митты «Кино между адом и раем».