«Счастлив, что мы зажгли глаза наших начинающих коллег»

Бывший СССР 
0
594
Время на чтение 7 минут

Недавно в Луганске вышел молодёжный литературный сборник «Всходы», авторами которого стали 22 молодых писателя ЛНР. Увидевший свет сборник стал событием в литературной жизни молодой донбасской республики. Об этом сборнике, важности творческого роста молодых порталу «Луганск 1» рассказывает руководитель редакционного совета «Всходов», глава комиссии по вопросам развития культуры, образования и науки Общественной палаты ЛНР, председатель правления Союза писателей ЛНР Глеб Бобров.

– Глеб Леонидович, в чём особенности литературного сборника «Всходы»?

– Здесь целый ряд особенностей. Во-первых, для Союза писателей ЛНР это первый, давно назревший молодёжный литературный сборник, к коему мы шли без малого пять с половиной лет. Работа с молодёжью принципиально важный аспект деятельности Союза, но вот выйти на отдельный сборник мы, в силу ряда объективных причин, долго не могли, хотя и публиковали нашу молодёжь на постоянной основе в основных сборниках и в литературно-художественном альманахе «Крылья».

Во-вторых, принципиально важно дать почувствовать начинающему литератору, что его деятельность серьёзна, что это не игра, что его талант востребован. Надо, что называется ставить начинающего автора «на крыло» и дать ему ощутить восторг полета. У писателя это всегда – книга. Книгу не заменить никаким эрзацем. Книга – это признание, а без признания нет литературы. Писать «в стол» или, как сейчас модно, «в сеть», – путь совершенно бесперспективный, ведущий к выгоранию и деградации. Действующему автору необходимо не только личное участие в литературном процессе, не только обучение и обмен идеями, опытом и мнениями, но просто необходима и живая, обратная связь – отклик читателя – понимание чего хочет, ждёт от автора именно его читатель, и какие чувства и мысли побуждают в читателе тексты этого автора. Все это даёт признание. Чтобы его получить требуется комплексное продвижение – изданные книги, публикации в периодике, участие в конкурсах, медийное внимание на уровне паблисити и так далее. И здесь участие в сборниках писательских союзов – весьма заметная составляющая. Просто счастлив, что мы зажгли глаза 22 наших начинающих коллег.

– Теперь ясно, почему важно поддерживать молодых писателей. Но уместно ли отвлекаться на это в военное время?

– Молодых авторов поддерживать надо в любое время, особенно в столь тяжелый и мучительный период, как длящаяся вот уж шесть лет гражданская война. И кроме как Союзу писателей наших молодых литераторов поддержать физически некому.

Самый главный нюанс тут состоит в следующем: специфика функционирования культуры на всем постсоветском пространстве перешла к нам по наследству еще со времён господства Министра культуры СССР товарища Фурцевой. В этой модальности Минкульт руководил всеми своими структурными подразделениями – киностудиями, театрами, цирками, филармониями, музеями, библиотеками, клубами и всеми остальными учреждениями культуры. Писателями руководил Союз писателей СССР, напрямую курируемый и финансируемый Политбюро и государством. После крушения СССР писатели стали бесхозными во всех бывших советских республиках, включая Российскую Федерацию. Финансирование было полностью отменено, контроль в России, например, за литературной сферой лежит, насколько мне известно, на Министерстве связи и массовых коммуникаций.

На Украине было еще хуже. Когда я в начале 90-х подошел со своими первыми «афганскими» рассказами к тогдашнему руководству управления культуры облгосадминистрации, то был предельно понятно послан, ибо писатель в нэзалэжной «обов’язан творити виключно українською мовою». С тех пор я издаюсь в России.

Все годы с момента провозглашения ЛНР ситуация в отношении писателя остается без изменений. Мы остаёмся силой исключительно самодеятельной и общественной. Благо создана Общественная палата и нам тут хоть с организационной составляющей помогают, но не как литераторам, а как общественной организации.

Итак, вопрос: куда пойти начинающему литератору со своими первыми сказками, стихами и рассказами? Вот и получается, что только в Союз писателей ЛНР.

– Выходит, что здесь нет иных вариантов. Будет ли продолжена работа Союза писателей ЛНР в этом направлении?

– Безусловно будет, однако надо понимать, что ресурсы у нас скудны, и часто издавать сборники из собственного кармана не очень получится. Тоже и с обучением. Лично у меня три ученика, с коими я занимаюсь, вот-вот распишется четвёртая ученица. Это, наверное, для меня предел, так как помимо Союза писателей ЛНР есть ещё две работы, одна из которых, как и в писательской организации строится на голом энтузиазме. Меж тем вопрос обучения, крайне важен. Если с поэзией у нас так-сяк, с драматургией вообще один боец в строю, то с прозой все еще более грустно. Это факт, надо признать – тут есть над чем работать.

– Что нужно делать молодому писателю, чтобы достичь успеха? Так сказать, «фирменный рецепт от Глеба Боброва».

– Первое, всем тем, кто намерен серьёзно работать в прозе или в драматурги, надо перестать метаться и ждать, когда тема или замысел произведения принесёт на крылышках Муза, а сам текст напишется легко, под вдохновением. Не принесёт – Муза, как и Дед Мороз, сказочный персонаж. Для того, чтобы писать – нужна усидчивость, работоспособность и отсутствие суеты. Грубо говоря, – придётся долго и упорно работать, не отвлекаясь на постороннее. Молодым это вдвойне тяжко.

Второе, – перед тем как начать работать всерьёз, необходимо разобраться с азами. Их не очень много, и они на первый взгляд не сложны, но это именно – только на первый взгляд.

Итак, для того чтобы текст превратился в литературное произведение, например в рассказ или пьесу, он должен иметь самое главное – увлекательную историю. Например, терминатор, посланный из будущего в прошлое, чтобы спасти будущего лидера восстания людей против машин от другого терминатора – это необычная и увлекательная история – была на момент написания.

Что должно быть в истории? История должна быть актуальной, не избитой, нести в себе элементы новизны. Писать про эльфов, гоблинов и орков не надо – это все уже написано Толкином. Писать о школе волшебников тоже не стоит, это уже есть у Ролинг и у Ле Гуин. И так далее. То есть крайне важно не попасть в число эпигонов. Казалось бы, простая мысль, но, к примеру, весь без исключения «русский рок» с восьмидесятых годов топчется в своей провинциальной вторичности и выходить из неё не собирается.

Ключевой вопрос: где взять «первичность», если в мире написаны миллионы книг? Для меня ответ очевиден – в реализме. Реализм всегда актуален. Но при этом автор должен быть экспертом в описываемом мире, т.е., как говорили классики, писать о том, что он знает досконально или о том, о чем не знает никто, как в случае с фантастикой.

Идём дальше. История должна захватывать – быть увлекательной, интересной и динамичной.

При всём этом рассказываемая история должна быть ещё и драматичной, т.е. в ней обязательно должен быть конфликт и противостояние: она должна сталкивать яркого протагониста с ярким антагонистом и высекать искры читательского интереса – кем был бы Маугли без Шерхана, Гарри Поттер без Волан-де-Морта, а Бэтмен без Джокера?!

История должна нести арку характера героев – герой в начале произведения и герой в его конце, это два очень непохожих характера. Эту трансформацию должны преодолевать все герои и само произведение.

Просто поставьте себе вопросы в столбик:

— Кто главный герой? Чем он может быть интересен читателю?

— Какова цель главного героя? Цель может быть только значимой, главной, грандиозной.

— Кто антагонист, почему он противостоит главному герою, как именно он ему противостоит?

Структура сюжета в рассказе или в пьесе выглядит так, как с списке ниже. Просто надо понимать, что любая правильно рассказанная история со времен Аристотеля ложится в этот шаблон.

— Препозиция.

— Завязка.

— Первое поворотное событие.

— Второе поворотное событие.

— Главное событие, приводящее к кульминации.

— Кульминация.

— Развязка.

— Постпозиция.

Крайне важно: история должна быть показана действием и рассказана героями, а не пересказана автором. Нудный формат повествовательной авторской речи, этих бесконечных описаний и нескончаемых диалогов пришли к нам из XIX века, когда люди писали гусиными перьями, а романы печатались в газетах сезонами, как нынешние телесериалы. Мышление сегодняшнего человека изменилось, более двух-трех минут люди, как правило не могут сосредотачиваться и отвлекаются – эпоха гаджетов и клиповый тип мышления. Поэтому необходимо все время удерживать внимание, меняя картинку и динамику. Но главное – история!

Следовательно, необходимо придерживаться вот такого порядка:

а.) зафиксировать замысел произведения в короткой фразе, например: «История о мальчике, выросшем в стае волков в джунглях и победившего заклятого врага – тигра».

b.) определить Цель главного героя.

с.) понять, в чем состоит главный конфликт и как он развивается (что, кто и как именно не дает Герою достичь своей Цели?).

d.) спланировать произведение от препозиции до постпозиции, при том, что структуру развития сюжета надо знать и понимать, как таблицу умножения.

е.) написать подробный план и лишь потом писать текст, придерживаясь плана, а не как обычно, когда вдохновение накатило.

На бумаге это все выглядит очень просто, но все голливудские и российские учебники по кинодраматургии построены на «Поэтике» Аристотеля и говорят разными словами об одном и том же. Если кто-то всерьёз собрался перейти из наименования «авторов» в когорту «писатели», то придётся-таки досконально разобраться с этими азами. Из литературы на этот счет могу уверенно рекомендовать бестселлер Александра Митты «Кино между адом и раем».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Глеб Бобров
Луганск: Шевченко остаётся
Писатель Глеб Бобров: "Памятник Шевченко в Луганске это маркер украинской оккупации"
10.03.2024
Известный писатель из Луганска рассказал о феномене литературного ясновидения
Писатель из ЛНР объяснил, как талантливые авторы предсказывают будущее
19.01.2024
2023-й стал годом небывалых свершений
Об итогах уходящего года в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает председатель правления Союза писателей (СП) ЛНР, член Общественной палаты (ОП) ЛНР Глеб Бобров.
11.12.2023
Все статьи Глеб Бобров
Бывший СССР
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии