itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Косово И Метохия в 1999-2008 годах

Часть I

Генассамблея ООН по Украине  Новости Косово 
0
793
Время на чтение 10 минут

Источник: Самовар

После вывода армии Югославии и полиции Сербии и установления международного протектората

Предисловие

«Борьба албанцев и сербов за контроль над Косово и его отдельными частями не прекратилась и после перехода края в июне 1999 года под власть международной администрации ООН (UNMIK – United Nations Mission in Kosovo – Миссия ООН в Косово), опиравшейся на военную миссию НАТО – КФОР (КFOR – Kosovo Force – Cилы в Косово).

Бомбежки НАТО заставили президента Югославии Слободана Милошевича вывести из южного края все силы армии и полиции. В итоге, под давлением разъяренных войной албанцев, и без того не питавших особых симпатий к своим соседям, из региона пришлось бежать более сотни тысяч неалбанцев.

А попавшие под иностранный контроль сербы, оставшиеся в Косово и Метохии без защиты своего государства, вынуждены были бороться за выживание в образовавшихся на территории края “анклавах”.

Естественно, что Белград, как в последние месяцы правления Слободана Милошевича, так и после его свержения и прихода к власти прозападной коалиции “Демократическая оппозиция Сербии” (“Демократска опозиција Србије”, ДОС), оказывал официальную и неофициальную поддержку своим соплеменникам в Косово.

Самоорганизация «на месте» была основой их претензий на сохранение суверенитета Сербии над спорным краем или на какую-либо форму его раздела. В любом случае – на учет интересов Сербии в процессе урегулирования.

Но именно на первое девятилетие контроля КFOR Косово и Метохии пришлось наиболее острое противостояние в этом регионе сербов и албанцев. И основные вспышки насилия с огромным числом человеческих жертв.

Присутствие “миротворцев” НАТО не только не предотвратило, а, скорее, даже усугубило создавшуюся ситуацию. При этом войска КFOR не смогли остановить и боевые действия, которые спровоцировали косовские албанцы за пределами Косово и Метохии.

В том числе в Южной Сербии (в Прешевской долине, главным образом на территории общин Буяновац и Прешево), а также в Северной Македонии.

Между тем, поддержка Белградом самоорганизации и сопротивления сербского населения в ряде основных “анклавов”, прежде всего, на севере и, в меньшей мере, в центре Косова и Метохии, позволила Сербии сохранить основания для требований восстановления своих прав на отторгнутую территорию».

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Славяноведения РАН Георгий Энгельгардт

Начало ввода войск НАТО

Военно-технический договор Международных сил безопасности под руководством НАТО с правительствами Союзной Республики Югославия (СРЮ) и Республики Сербия, известный как Кумановское соглашение, был заключен 9 июня 1999 года в Куманово.

Это третий по численности населения город Македонии и административный центр одноименной общины, расположенной в северной части этой страны и граничащей с Сербией.

И уже 10 июня была принята резолюция Совета Безопасности ООН №1244, на основании которой в Косово и Метохию (Космет) начался ввод сил НАТО.

Первоначально сухопутный контингент НАТО в Косово и Метохии находился под командованием британского генерал-лейтенанта Майкла Джексона, возглавлявшего группировку Allied Rapid Reaction Corps (ARRC), которая была создана на базе Первого корпуса Армии Великобритании в качестве наземных сил быстрого реагирования Североатлантического Альянса.

Генерал Майкл Джексон (слева) с командирами албанских боевиков Рамушем Харадинаем (в центре) и Агимом Чеку (справа). Фото: www.militaryphotos.net

Однако впоследствии для миротворческой миссии в Косово и Метохии под руководством НАТО были сформированы специальные международные силы KFOR (Kosovo Force), на которые и была возложена ответственность за обеспечение стабильности и безопасности Космета.

KFOR была создана по мандату Совета Безопасности (СБ) ООН на основе натовских мобильных сил ARRC посредством привлечения военных континентов различных стран, в том числе и не являвшихся членами НАТО.

12 июня с территории Македонии в Косово и Метохию вошли американские войска в составе подразделений Второй бригадной боевой группы, 82-ой воздушно-десантной дивизии и 26-го экспедиционного корпуса морской пехоты. И подняли флаг под городом Урошевац, что на 40 км южнее Приштины («Lessons from Kosovo: KFOR experience». Larry Wentz Contributing Editor. DoD Command and Control Research Program, 2002).

В тот же день немецкий контингент KFOR вошел в Призрен – второй по численности город Космета после столицы автономного края – Приштины, расположенный в Южной Метохии, где еще находились подразделения армии СРЮ.

Серьезных столкновений между германским контингентом KFOR и армией Югославии не произошло. Хотя несколько военнослужащих последней открыли по немцам огонь – один из них в итоге был убит, второй – ранен.

Важно понимать, что конфликты сербов с силами KFOR в Косово и Метохии на тот момент были бы не только совершенно бессмысленны, но также крайне вредны и опасны, прежде всего, для самих же сербов.

Дело в том, что командование KFOR было недовольно тем, что албанская вооруженная группировка «Армия освобождения Косова» («Ushtria Çlirimtare e Kosovës», UÇK) стремительно устанавливает в Космете свою власть, используя для этого самые неприглядные способы и методы.

Поэтому, по крайней мере в этом плане, сербы могли рассчитывать на некоторую помощь со стороны Kosovo Force.

Так, уже 16 июня, после парада UÇK в селе Зегра (район Гнилане), американские морские пехотинцы при поддержке вертолетов арестовали боевиков UÇK и конфисковали у албанцев оружие (Stacy Sullivan. «Be not afraid». St Martin’s Press. New York.2004).

Отметим, что село Зегра в результате активной деятельности UÇK стало моноэтническим. Здесь больше нет ни сербов, ни другого неалбанского населения. Кроме того, албанцами в этом районе разграблены и разрушены все православные святыни.

Между тем, британский контингент KFOR, получив приказ оперативно занять Приштину, сильно задержался с выполнением поставленной задачи.

Основной причиной этого стали бóльшая удаленность этого района от Македонии и Албании (нежели Призрен и Гнилане), а также сложность передвижения войск по дорогам, забитым возвращавшимися с началом отвода сербских сил албанскими беженцами.

Албанские беженцы в Косово приветствуют британский контингент KFOR. Фото из архива Джордже Бойовича

Такая задержка могла привести к крайне плачевным последствиям как для сербского населения в районе Приштины, так и для отступавших частей армии Югославии, выводимой с территории Космета.

Спасти положение могли подразделения российской армии, действующие в составе Межнациональных сил ООН.

Переброска российского контингента

Еще в начале апреля 1999 года между военными США и России была достигнута договоренность о том, что, в случае ввода миротворческих войск в Косово и Метохию, часть их будут составлять подразделения российской армии, расквартированные в городе Углевик Республики Сербской Боснии и Герцеговины.

Здесь дислоцировалась Первая отдельная воздушно-десантная бригада Вооруженных сил России, которой командовал полковник Николай Иванович Игнатов.

Действовала она в составе Первой многонациональной дивизии Nord миротворческого контингента SFOR (Stabilisation Force in Bosnia and Herzegovina), находившегося под командованием НАТО.

Полковник Н. И. Игнатов

В мае эти договоренности были доведены до командования дивизии Nord, правда без указания конкретных сроков выполнения поставленной задачи.

Руководство подготовкой операции было возложено на заместителя командира российских Воздушно-десантных войск (ВДВ) миротворческих сил, генерал-майора Александра Васильевича Попова.

База российской миротворческой бригады из состава международных сил SFOR в Боснии и Герцеговине, дислоцированной в Углевике, Северной Боснии. Фото FotoTerra.ru http://fototerra.ru/

Для выполнения задачи из состава воздушно-десантной бригады Вооруженных сил России был выделен Второй отдельный парашютно-десантный батальон, располагавшийся в непосредственной близости от американской военной базы Eagle дивизии Nord в населенном пункте Симин-Хан под боснийским городом Тузла.

Командир батальона полковник Сергей Евгеньевич Павлов для выполнения поставленной задачи был напрямую подчинен командующему Воздушно-десантных войск генерал-полковнику Георгию Ивановичу Шпаку и начальнику штаба ВДВ генерал-лейтенанту Николаю Викторовичу Стаськову.

О выполнении задачи Георгий Шпак докладывал непосредственно министру обороны России – первому и до сих пор единственному маршалу Российской Федерации Игорю Дмитриевичу Сергееву.

Командир Второго отдельного парашютно-десантного батальона в составе воздушно-десантной бригады Вооруженных сил России полковник Сергей Павлов

В ночь с 11-го на 12-е июня 1999 года парашютно-десантный батальон под командованием Сергея Павлова при поддержке МВД Республики Сербской (сотрудников Центра общественной безопасности, которым руководил Сава Цветинович) выдвинулся на боевых машинах пехоты (БТР) и автомобилях к границе Боснии и Герцеговины с Сербией.

С другой стороны границы его встречали сотрудники МВД и государственной безопасности Сербии, которые сопровождали колонну вплоть до Косово.

Колонна российских миротворцев, усиленная подразделениями боевого, тылового и технического обеспечения из состава бригады, выдвинулась из Боснии под руководством генерал-майора Валерия Владимировича Рыбкина.

Однако в Космет она вошла под командованием главного военного представителя Российской Федерации при НАТО в Брюсселе – генерал-лейтенанта Виктора Михайловича Заварзина, который в автомобиле посла России в Югославии присоединился к колонне в сербском городе Ниш.

В Приштину подразделения российской миротворческой бригады, пройдя по территории Сербии под охраной сербской полиции и Армии Югославии, прибыли ранним утром 12 июня.

Сербское население Приштины встретило русских цветами и музыкой. Однако российская колонна без остановки проследовала дальше – до аэродрома Слатина, где ещё находились Военно-воздушные силы (ВВС) Югославии.

А также, по согласованию с силами НАТО, российские военные наблюдатели.

Колонна российских десантников в Косово. Фото Владимир Сварцевич

Ввод российского контингента был вызван необходимостью «захвата и удержания аэродрома Слатина для обеспечения высадки российской группировки посадочным способом».

Однако Болгария, Венгрия и Румыния по настоянию США «закрыли» небо для самолетов России. И переброска российской военной группировки воздушным путем стала невозможна.

Российские десантники на аэродроме Слатина под Приштиной. Фото Captain Gallagher

Между тем, когда вечером 11 июня на территорию Косово стали входить силы НАТО, британские подразделения из состава Пятой воздушно-десантной бригады, переброшенные туда на вертолётах, сначала обосновались в районе города Качаник.

А затем, в соответствии с полученным приказом, вошли в Приштину, после чего заняли и позиции у аэродрома Слатина.

В этой ситуации обстановка вокруг аэродрома моментально накалилась. Поскольку, российские миротворческие силы оказались в зоне ответственности британского контингента.

Как раз поэтому, по заявлениям различных источников, вполне естественно, что британские войска были готовы открыть огонь на поражение по российскому контингенту, занявшему Слатину.

Одна из версий этих событий говорит о том, что приказ блокировать доступ к взлетно-посадочной полосе аэродрома российским подразделениям отдал Главнокомандующий объединёнными силами в Европе (The Supreme Allied Commander Europe, SACEUR –высшая офицерская должность в НАТО) генерал Армии США Уэсли Кларк.

Однако глава британской ARRC генерал Майкл Джексон якобы отказался выполнить этот приказ, заявив, что не готов начать Третью мировую войну из-за прихоти американцев и, в частности, Уэсли Кларка.

В чём Джексона как будто поддержал и официальный Лондон («Lessons from Kosovo: KFOR experience». Larry Wentz Contributing Editor. DoD Command and Control Research Program. 2002).

Командующий операцией американский генерал Уэсли Кларк (в центре) с принцем Чарльзом (слева) и командующим британским контингентом KFOR генералом Майклом Джексоном

Впрочем, британские ветераны той операции неоднократно заявляли, что всё было ровно наоборот, – именно они сами и были готовы открыть огонь по русским, но им помешали американцы.

Что, собственно, выглядит более правдоподобно. Ведь, в районе аэродрома Слатина тогда были лишь российские и британские войска. И, вполне возможно, что столкновение между ними предотвратило только то, что британцы не получили подтверждения приказа SACEUR на ведение здесь активных боевых действий.

Российские и британские офицеры на аэродроме в Приштине. Фото Владимир Сварцевич

Впоследствии градус напряжения удалось снизить до минимума, благодаря тому, что на базе апрельских договоренностей между военными США и России было достигнуто соглашение, в соответствии с которыми контроль над аэродромом британская группировка войск в составе сил НАТО стала осуществлять совместно с российским контингентом миротворческих сил.

ОЛЕГ ВАЛЕЦКИЙ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Валецкий
Все статьи Олег Валецкий
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Косово
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25