Источник: Православие и современность
Святой Серафим Саровский — великий угодник Божий, особенно любимый русскими православными людьми. Хотя его почитание в народе началось сразу после блаженной кончины — 14 января 1833 года, прославление в лике святых состоялось только в 1903 году по инициативе императора Николая II. Мощи преподобного Серафима были открыты для всенародного почитания 19 июля (по старому стилю), в день рождения святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Прославление святого произошло накануне страшных потрясений, которые обрушились на нашу страну. Можно сказать, что святой Серафим пережил все ужасы гонений на веру вместе с нашим народом.
15 января, в день памяти преподобного Серафима, мы празднуем и Второе обретение его мощей. Как они были обретены и почему — во второй раз? Об этом — в нашем сегодняшнем материале.
Антицерковная кампания
Как только большевики пришли к власти, они начали борьбу с религией на всех уровнях. Центральное место в антирелигиозной пропаганде занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, которые советская власть рассматривала как «орудие для затемнения сознания трудящихся». Чтобы ввести людей в заблуждение и отвратить их от Бога, идеологи атеизма стали говорить, будто бы непременным условием святости в Православии является нетленность останков святого. Они хотели показать, что многие мощи тленны — и тем самым уверить народ в «поповском обмане». Но на самом деле никаких канонических правил, касающихся нетленности, в Церкви нет. Христиане издревле почитали останки убиенных мучеников, вне зависимости от их физического состояния, и совершали Литургию на их гробах.
Надругательство над православными святынями происходило повсеместно и принимало самые гнусные формы. Раки вскрывали, с мощей срывали облачения. Чтобы придать этим кощунственным актам видимость законности, комиссии составляли протоколы об освидетельствовании, а затем увозили останки в неизвестном направлении. Богоборцы не смущались даже в случаях, когда сталкивались с фактом нетленности: так, когда безбожники обнаружили нетленные мощи преподобного Александра Свирского, они, недолго думая, объявили их «восковой куклой».
Гонимый после смерти
Разделили общую судьбу и мощи преподобного Серафима Саровского, пребывавшие в Успенском храме Сарова. Они были вскрыты 17 декабря 1920 года. Собравшимся в храме верующим было зачитано решение IX Темниковского уездного съезда Советов, дававшего разрешение на этот кощунственный акт. В конце 1920-х годов мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. В 1934 году Страстной монастырь был взорван, а мощи — видимо, вместе с другими такими же «экспонатами» — перевезли в Ленинград, где в Казанском соборе был устроен Музей истории религии и атеизма. Там следы святого теряются. Долгое время считалось, что его мощи утрачены навсегда.
Новая встреча
Осенью 1990 года в запасниках Музея атеизма и религии были найдены неизвестные останки. Вероятно, по халатности персонала они при поступлении не прошли музейной описи и не получили инвентарного номера. На перчатках, которые находились вместе с этими останками, была обнаружена надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!». Появилась надежда, что это и есть утраченные мощи святого, однако в истинности предположения необходимо было удостовериться.
В декабре того же года была создана церковная комиссия во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) и Епископом Истринским Арсением (Епифановым). Они сравнили внешний вид останков с документальным описанием, которое оставили большевики при вскрытии мощей. Идентичность находки мощам святого установили в том числе по некоторым характерным травмам, которые преподобный Серафим получил при жизни, когда его избили разбойники. Этот тяжелый случай из биографии святого оказался промыслительным!
11 января 1991 года состоялась передача мощей Русской Православной Церкви. «В одном из этих (архивных.— Ред.) документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году. Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей преподобного Серафима Саровского»,— сказал в своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [«Московский церковный вестник», 1991, № 14 (59)].
6 февраля 1991 года останки отправили поездом из Ленинграда в Москву. Это событие происходило без официальной огласки, но, как вспоминает очевидец тех событий Митрополит Истринский Арсений, уже на Московском вокзале «так много людей вышло на перроны, что посадка в поезд стала проблематичной. <...> …когда поезд с мощами Серафима тронулся, все, кто был на вокзале, в это время опустились на колени».
Крестный ход на колесах
В Москве рака с мощами была принесена в Богоявленский кафедральный собор, где люди впервые после долгого перерыва смогли поклониться любимому батюшке Серафиму. Верующие шли к нему безостановочно в течение нескольких месяцев. А затем останки святого повезли из Москвы в Дивеево — туда, где он подвизался при жизни.
Это был грандиозный «крестный ход на колесах», который возглавил Патриарх Алексий II. Шествие началось 23 июля 1991 года. Мощи перевозились в микроавтобусе, за которым следовал автомобиль Патриарха. Процессия останавливалась во всех городах и монастырях, которые встречались на пути следования: преподобного встречали в Богородске, Орехово-Зуево, Владимире, Боголюбове, Гороховце, Вязниках, Нижнем Новгороде и Арзамасе. Патриарх совершал Божественную литургию, верующие пели бесчисленные акафисты. Возглашалось и радостное «Христос воскресе!». Так сбылось предсказание святого о том, что в честь него среди лета запоют Пасху.
1 августа 1991 года, в день рождения преподобного, его святые мощи вернулись в основанный им Дивеевский монастырь, тогда еще находившийся в полуразрушенном состоянии. Спустя время под молитвенным покровом преподобного Дивеевская обитель была полностью восстановлена. Теперь это один из духовных центров православного мира, куда ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы обрести утешение и молитвенную помощь Саровского чудотворца.
Газета «Православная вера» № 01 (645)
Источник: Православие и современность