Возвращение преподобного Серафима

0
741
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие и современность

Святой Серафим Саровский — великий угодник Божий, особенно любимый русскими православными людьми. Хотя его почитание в народе началось сразу после блаженной кончины 14 января 1833 года, прославление в лике святых состоялось только в 1903 году по инициативе императора Николая II. Мощи преподобного Серафима были открыты для всенародного почитания 19 июля (по старому стилю), в день рождения святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Прославление святого произошло накануне страшных потрясений, которые обрушились на нашу страну. Можно сказать, что святой Серафим пережил все ужасы гонений на веру вместе с нашим народом.

15 января, в день памяти преподобного Серафима, мы празднуем и Второе обретение его мощей. Как они были обретены и почему во второй раз? Об этом в нашем сегодняшнем материале.

Антицерковная кампания

Как только большевики пришли к власти, они начали борьбу с религией на всех уровнях. Центральное место в антирелигиозной пропаганде занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, которые советская власть рассматривала как  «орудие для затемнения сознания трудящихся». Чтобы ввести людей в заблуждение и отвратить их от Бога, идеологи атеизма стали говорить, будто бы непременным условием святости в Православии является нетленность останков святого. Они хотели показать, что многие мощи тленны — и тем самым уверить народ в «поповском обмане». Но на самом деле никаких канонических правил, касающихся нетленности, в Церкви нет. Христиане издревле почитали останки убиенных мучеников, вне зависимости от их физического состояния, и совершали Литургию на их гробах.

Надругательство над православными святынями происходило повсеместно и принимало самые гнусные формы. Раки вскрывали, с мощей срывали облачения. Чтобы придать этим кощунственным актам видимость законности, комиссии составляли протоколы об освидетельствовании, а затем увозили останки в неизвестном направлении. Богоборцы не смущались даже в случаях, когда сталкивались с фактом нетленности: так, когда безбожники обнаружили нетленные мощи преподобного Александра Свирского, они, недолго думая, объявили их «восковой куклой».

Гонимый после смерти

Разделили общую судьбу и мощи преподобного Серафима Саровского, пребывавшие в Успенском храме Сарова. Они были вскрыты 17 декабря 1920 года. Собравшимся в храме верующим было зачитано решение IX Темниковского уездного съезда Советов, дававшего разрешение на этот кощунственный акт. В конце 1920-х годов мощи преподобного  Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. В 1934 году Страстной монастырь был взорван, а мощи — видимо, вместе с другими такими же «экспонатами» — перевезли в Ленинград, где в Казанском соборе был устроен Музей истории религии и атеизма. Там следы святого теряются. Долгое время считалось, что его мощи утрачены навсегда.

Новая встреча

Осенью 1990 года в запасниках Музея атеизма и религии были найдены неизвестные останки. Вероятно, по халатности персонала они при поступлении не прошли музейной описи и не получили инвентарного номера. На перчатках, которые находились вместе с этими останками, была обнаружена надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!». Появилась надежда, что это и есть утраченные мощи святого, однако в истинности предположения необходимо было удостовериться.

В декабре того же года была создана церковная комиссия во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) и Епископом Истринским Арсением (Епифановым). Они сравнили внешний вид останков с документальным описанием, которое оставили большевики при вскрытии мощей. Идентичность находки мощам святого установили в том числе по некоторым характерным травмам, которые преподобный Серафим получил при жизни, когда его избили разбойники. Этот тяжелый случай из биографии святого оказался промыслительным!

11 января 1991 года состоялась передача мощей Русской Православной Церкви. «В одном из этих (архивных. Ред.) документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году. Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей преподобного Серафима Саровского», сказал в своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [«Московский церковный вестник», 1991, № 14 (59)].  

6 февраля 1991 года останки отправили поездом из Ленинграда в Москву. Это событие происходило без официальной огласки, но, как вспоминает очевидец тех событий Митрополит Истринский Арсений, уже на Московском вокзале «так много людей вышло на перроны, что посадка в поезд стала проблематичной. <...> …когда поезд с мощами Серафима тронулся, все, кто был на вокзале, в это время опустились на колени».

Крестный ход на колесах

В Москве рака с мощами была принесена в Богоявленский кафедральный собор, где  люди впервые после долгого перерыва смогли поклониться любимому батюшке Серафиму. Верующие шли к нему безостановочно в течение нескольких месяцев. А  затем останки святого повезли из Москвы в Дивеево — туда, где он подвизался при жизни.

Это был грандиозный «крестный ход на колесах», который возглавил Патриарх Алексий II. Шествие началось 23 июля 1991 года. Мощи перевозились в микроавтобусе, за которым следовал автомобиль Патриарха. Процессия останавливалась во всех городах и монастырях, которые встречались на пути следования: преподобного встречали в  Богородске, Орехово-Зуево, Владимире, Боголюбове, Гороховце, Вязниках, Нижнем Новгороде и Арзамасе. Патриарх совершал Божественную литургию, верующие пели бесчисленные акафисты. Возглашалось и радостное «Христос воскресе!». Так сбылось предсказание святого о том, что в честь него среди лета запоют Пасху.

1 августа 1991 года, в день рождения преподобного, его святые мощи вернулись в основанный им Дивеевский монастырь, тогда еще находившийся в полуразрушенном состоянии. Спустя время под молитвенным покровом преподобного Дивеевская обитель была полностью восстановлена. Теперь это один из духовных центров православного мира, куда ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы обрести утешение и молитвенную помощь Саровского чудотворца.

Газета «Православная вера» № 01 (645)

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52